Разработка урока по внеклассному чтению по теме "Герои - антифашисты"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Цель: Создание условий для:
- знакомства с историей Дня юного героя-антифашиста,
- развития устной монологической и письменной речи, творческих способностей обучающихся,
- воспитания патриотических чувств на примере жизни юных героев.
Задачи:
1. Познакомить учеников с возникновения Дня юного героя – антифашиста.
2. Познакомить с жизнью некоторых юных героев – антифашистов.
3. Формировать умение выступать перед аудиторией.
4. Продемонстрировать для прослушивания песни военных лет.
5. Формировать умение составлять текст на заданную тему.
6. Воспитывать чувство патриотизма, высоких моральных качеств, любви к Родине, изучение истории страны.
Компетенции: Коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная.
Оборудование: слайдовая презентация с изображением портретов героев «Молодой гвардии», памятников героям, клятвы молодогвардейцев, аудиозапись песен военных лет.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Вид урока: устный журнал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Городского округа «Жатай»
Разработка урока по внеклассному чтению в 3 классе
по теме: «Герои – антифашисты»
Подготовил:
Малкович Н.Д.,
учитель начальных классов
Жатай - 2015
Эпиграф: «Есть память, которой не будет конца»
Цель: Создание условий для:
- знакомства с историей Дня юного героя-антифашиста,
- развития устной монологической и письменной речи, творческих способностей обучающихся,
- воспитания патриотических чувств на примере жизни юных героев.
Задачи:
1. Познакомить учеников с возникновения Дня юного героя – антифашиста.
2. Познакомить с жизнью некоторых юных героев – антифашистов.
3. Формировать умение выступать перед аудиторией.
4. Продемонстрировать для прослушивания песни военных лет.
5. Формировать умение составлять текст на заданную тему.
6. Воспитывать чувство патриотизма, высоких моральных качеств, любви к Родине, изучение истории страны.
Компетенции: Коммуникативная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная.
Оборудование: слайдовая презентация с изображением портретов героев «Молодой гвардии», памятников героям, клятвы молодогвардейцев, аудиозапись песен военных лет.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Вид урока: устный журнал.
СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент.
Релаксация.
- Сделайте глубокий вдох, вдохните хорошее настроение, выдохните все тревожное, неприятное. Вдохните еще раз, возьмите активность, внимание, интерес, вашу работоспособность. Выдохните скованность, плохую энергию, которая вам мешает.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своим товарищам, посмотрите на меня, подарите мне свою улыбку.
Работа с эпиграфом.
- Посмотрите на эпиграф. Прочитайте его выразительно. Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке?
- Почему вы так думаете?
Определение темы урока. Целеполагание.
- Как вы понимаете слово антифашисты?
- Кто такие герои – антифашисты?
- А почему они юные?
- Какого числа празднуется День юного героя – антифашиста?
- Какая тема нашего урока – «Юные герои – антифашисты».
- А какие задачи будут на нашем уроке?
- Что вам известно об этом дне?
Устный журнал.
Сообщения учеников:
1.8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных стран отметят День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно с 1964 года.
2.В разные годы в разных странах мира на 8 февраля выпали случаи гибели юных героев:
Пятнадцатилетнего Даниэля Фери убили 8 февраля 1962 г. во время антифашистской демонстрации трудящихся в г. Париже. А Фадыл Джамаль погиб ровно через год от пыток в иракской тюрьме. Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции....
3.Даниэль Фери – 15-летний французский мальчик. Каждое утро Даниэль продавал газету коммунистов. Это было его боевое задание..
И вот 8 февраля 1962 года. Рабочие – французы вышли на большую демонстрацию против войны в Алжире. Они несли лозунги и транспаранты: «Мир Алжиру!». «Нет войне!»,
В первых рядах демонстрантов шел Даниэль. Мальчик не слышал предательских выстрелов. Он упал на мостовую, сраженный фашистской пулей. Так погиб Даниэль Фери.
4. Фадыл Джамал 15 летний иракский мальчик. Он, узнав о перевороте в своей стране, первым побежал предупредить знакомых об этом. Но был схвачен и брошен в тюрьму, где его жестоко пытали.
Фадыл очнулся от острой боли, которая пронизывала все его тело. Он открыл глаза. Над дверью тюремного подвала тускло горела лампочка. С потолка по стенам стекала еле заметными струйками холодная вода.
Фадыл попытался подняться и чуть не вскрикнул от острой боли. Каменный пол камеры был усыпан мелким стеклом. Кусочки стекла впились в его ладони. Он умер в тюрьме, после нечеловеческих пыток.
Выбор даты 8 февраля был сделан не случайно. Даниэль Фери умер 8 февраля 1962 года, а Фадыл Джамал тоже 8 февраля, но 1963 года.
Учитель: Ребята, вы сейчас услышали трагическую историю жизни двух мальчиков, разных национальностей, но делающих одно общее дело. Все они погибли 8 февраля, только в разные годы. Видите, казалось бы, совпадения, и может быть, случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.
В честь их во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, было решено 8 февраля отмечать как день памяти погибших ребят в годы войны, и назвали его День юного героя – антифашиста.
22 июня 1941 года люди тоже проснулись счастливые, с хорошим настроением, но были повержены в шок от одного только слова. Какого?.
Ученик:
Только вдруг 41 ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных,
Это страшное слово “война”.
Пять учащихся держат в руках по букве от слова “В О Й Н А”, стоят отвернувшись от слушателей, по очереди поворачиваются, произнося:
“Война” - жесточе нет слова.
“Война” - печальней нет слова.
“Война” - святее нет слова.
“Война” - твой страшный след в полотнищах побед...
“Война” - твой горький след и в книгах, что на полке...
22 июня 1941г. Немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми тысячи ребят встали на защиту Родины.
Звучит песня “Священная война»
Учитель: Какую годовщину будет отмечать наш народ в этом году со дня Победы? (70 лет).
70 лет прошло со дня победы в ВОВ, но ежегодно и в феврале, и в мае люди вспоминают тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, ваши ровесники, и даже младшие.
Много их погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Ученик:
Герои не забудутся, поверьте!
Пускай давно закончилась война,
Но до сих пор все дети на планете
Погибших выкликают имена.
Пускай давно закончилась война,
Но до их пор все дети на планете
Погибших выкликают имена.
Ведущий 1: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.
Ведущий 2: И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями. Конечно, их было больше, намного больше. Но и рассказы ,которые вы прочитали о них может помогли вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа.
Ведущий 3: Высшими боевыми наградами были удостоены Звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей,Валя Котик, Зина Портнова.
Ордена Ленина: Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени: Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени: Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды: Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Это неполный список ребят героев – антифашистов. Всем им на тот момент было по 13-15 лет. И это только верхушка. Всего же боевыми наградами были награждены более 20.000 детей. Таких масштабов человечество ещё не знало.
Ведущий 1: 8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Сергей Тюленев, Виктор Субботин. Семен Остапенко и их товарищи.
Ученик: Краснодонцы!
Память о них бессмертна...
Она болью осталась в душах матерей,
Она в сердцах благодарных потомков...
...Над степью небо чистое cияет,
И ясени застыли у дорог,
И слава Краснодона не смолкает.
И монумент величествен и строг.
Сюда приносит юность всей планеты
Любовь свою в букетах и венках.
Здесь вдохновенье черпают поэты,
Сердца живых здесь крепнут на века.
(И.Светличный)
Ведущий 2: Краснодон - это город, в который ведут тысячи дорог. Он устремлён в будущее, но никогда не забывает о своём героическом прошлом. Именно оно определило его неповторимую судьбу стать городом - памятником.
Если бы не началась война, кем стал бы каждый из этих мальчишек и девчонок? Поэтом? Учителем? Садоводом? А может инженером-геологом? Не знаю. Но суровое военное время велело им, как и всему поколению, которое позже назвали огненным, выбрать только одну дорогу, из всех профессий избрать единственную - защищать Родину!
Откуда же эти ребята черпали силы?
Как они стали патриотами?
Они верили этим словам: “Нет той силы, которая могла бы уничтожить душу народа, народа любящего свою Отчизну, свою свободу и независимость” М. И. Калинин.
Ведущий 3: Краснодон был оккупирован 20 июля 1942 года. Настали тревожные дни. Гитлеровцы начали вводить повсюду “новый” порядок. Фашисты безжалостно грабили население, забирали хлеб, скот и увозили в Германию. Огромные самолёты, набитые зерном, пролетали над Краснодоном, где люди страдали от голода. По городу расклеены приказы и объявления. В каждом таком объявлении что-то запрещалось и за что-то полагался расстрел. Вот одно из них:
Было запрещено выходить на улицу после восьми часов.
Была создана биржа труда, откуда молодёжь угоняли в Германию. За неявку на отметочный пункт-расстрел.
Ведущий 1: Фашисты принесли на нашу землю смерть, горе, унижения. Но им не удалось запугать и поработить свободолюбивых советских людей. Первыми пример стойкости показали шахтёры, отказавшись работать на оккупантов. За неповиновение они были арестованы. В арестном помещении людей набито столько, что сесть негде, все стоят целыми ночами, спят стоя. Грязь, вонь, мухи. Иногда немцы бросают в камеры сырые кабачки, и арестованные делят их по семечкам. А одной из сентябрьских тёмных ночей в городском парке шахтёров вместе с женщинами и детьми заставили выкопать яму, стать в неё и, связав каждой пятёрке проволокой руки, живых начали засыпать землёй. Сопротивляющихся пристреливали на месте.
Ученик читает стихотворение “Варварство” М. Джалиль
Ведущий 2: Многие в этот момент поняли, что нужно вставать на борьбу с врагом. Так, в городе появилась подпольная организация “Молодая гвардия”. Вступая в “Молодую гвардию”, юные подпольщики давали клятву.
Инсценировка “Клятва”: “Я, вступая в ряды “Молодой гвардии”, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей родной, многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь:
- Беспрекословно выполнять любое задание, данное мне старшим товарищем.
- Хранить в глубочайшей тайне всё, что касается моей работы в “Молодой гвардии”.
- Я клянусь мстить беспощадно за сожжённые, разорённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть тридцати шахтёров-героев. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебания.Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей.
Кровь за кровь! Смерть за смерть!”
Ведущий 3: В ноябре в рядах организации насчитывалось 68 юных бойцов за Родину. После первого же собрания молодогвардейцы начали энергично действовать, разрабатывая планы смелых операций (дети говорят по очереди):
- на самых видных местах вывешивали алые стяги;
- расклеивали листовки с призывами к борьбе;
- жгли хлеб, чтобы он не достался врагу;
- с особым увлечением занимались молодогвардейцы порчей телефонной сети;
- забросали гранатами легковую машину, уничтожив трёх гитлеровских офицеров;
- в парке были повешены два полицейских;
- на шахте, подготовленной к пуску, происходит авария, в механических мастерских ломаются станки;
- ребята освобождают пленных советских солдат; сжигают биржу труда и спасают от угона в Германию 2000 юношей и девушек.
(Песня о Краснодонцах)
Ведущий 1: Если эта группа краснодонских ребят была так отважна, значит, за ними стояла сила несокрушимая. Вот что стало ясно в Краснодоне даже самому робкому человеку. Донбасская земля стала печь пятки захватчикам.
Но ребята и представить себе не могли, что среди них окажется негодяй с чёрным сердцем, который продаст врагу свою совесть и выдаст организацию.
В январе 1943 года начались аресты.
Ведущий 2: Напрасна была злоба палачей! Молодогвардейцы держались мужественно и не изменили святому делу за которое боролись и которому шесть месяцев назад присягали.
Когда стало известно, что их поведут на казнь, Ульяна Громова азбукой Морзе передала во все камеры последний приказ штаба: “Скоро поведут вас на казнь. Держаться перед смертью будете так, как жили - мужественно. По дороге запоём песню...”
Ведущий 3: 17 февраля из шахты №5, из тёмного шурфа в 65 метров глубиной, бадьёй поднимали тела замученных молодогвардейцев. К каждому телу бросалась мать. Узнавать было трудно. Чтобы вырвать у ребят признания, гестаповцы подвергали их нечеловеческим пыткам. Девушки и ребята лежали изуродованные, в синих подтёках, с чёрными от огня пятнами; у некоторых на груди ножом были вырезаны звёзды. Снег около шурфа был красен от крови. (2 мемориал « Непокоренные»)
Ведущий 1: Нашли предателя организации Геннадия Почепцова, следователя Кулешова и Громова, слуг немцев. Их судили открытым народным судом и расстреляли как предателей.
Подвиг патриотов отражён в бронзе и камне. Памятник, в котором запечатлены юные подпольщики в момент принятия клятвы, стоит рядом с братской могилой, рядом со школой, в которой они учились, недалеко от парка, где умерли шахтёры, которых гитлеровцы закопали живыми. Монумент “Клятва” стал символом Краснодона.Советское правительство высоко оценило подвиг подпольщиков Краснодона. Члены штаба Олег Кошевой, Иван Земнухов, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.
Вам обязана жизнью страна-
Это скажешь какими словами?
В карауле почётном она
Будет вечно стоять перед вами
Минута молчания
Стихотворение « Помните» (на фоне музыки)
Рассказ старейшего работника школы Зрожевской Валентины Пантелеевны,учителя географии, с пятидесяти восьмилетним стажем работы в школе . (воспоминания о Краснодоне - ее родине).
Учитель:- О чем мечтают больше всего люди? (Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле).
- Чтобы жить, человеку нужен хлеб. Нужен воздух. И, как хлеб и воздух, нужна человеку святыня.Чтобы жить и быть на земле человеком. Молодогвардейцы – наша святыня.
Песня «Не отнимайте солнце у детей»
-Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам, ребята. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником И пусть каждый задаст себе вопрос:
«А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных.
Дети героической страны
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины
Были настоящими героями!
Роберт Рождественский
Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах
граждан нашей страны.
Песня « Ветераны войны».
Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке? ( Получили новую информацию о героях- антифашистах).
- Ребята! что для себя вы взяли с нашего урока?.
- А чему учит наш урок? (Немало подвигов совершили пионеры , комсомольцы и коммунисты в годы Великой Отечественной войны. Каждый из них по-своему величествен и неповторим. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости).
Спасибо за урок! Вы – молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков и внеклассного мероприятия в первом классе по УМК "Планета знаний"
Я работаю по УМК "Планета знаний" первый год. Работа по этому комплекту позволяет мне формировать у детей универсальные учебные действия в полной мере, что и требует ФГОС нового поколения. Все задания...
Разработка урока по внеклассному чтению: С. Балобанов."Любознательный заяц"
Разработка урока по внеклассному чтеню: "С. Балобанов. Любознательный заяц" Текст взят из хрестоматии по фольклору и литературе Удмуртии для 1-4 классов "Родной земли просторы"...
Разработка занятия по внеклассному чтению на тему: "Лиса и Журавль"
Занятие разработана для учащихся 1 и 2 вида...
Разработка занятия по внеклассному чтению
Разработка занятия по внеклассному чтению для учащихся 1-2 учащихся...
Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"
Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, ...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Разработка и презентация к уроку по внеклассному чтению 2 - 4 класс "Устное народное творчество"
Материал содержит разработку и презентацию к уроку внеклассного чтения для 2 - 4 классов. В игровой форме материал позволит обобщить знания учащихся о видах устного народного творчества. Э...