урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Никифорова Людмила Аркадьевна

Урок литературного чтения  по произведению М. Пришвина "Моя Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_po_chteniyu_4klass.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН. «МОЯ РОДИНА».

Цель: формирование коммуникативных компетентностей. 

Задачи: 1) развитие мышления, устной речи учащихся;

2) развитие умения выделять главное в художественном произведении;

3) привитие бережного, чуткого отношения к природе, любви к своей Родине.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, картины природы, у каждого на парте стихотворение С.В.Михалкова «Будь человеком».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

— Мы начинаем тему, которая называется...   (Люби живое.)

А эпиграфом к этой теме могут быть слова человека, писателя, необыкновенно любившего родную природу, много сделавшего для ее охраны, - Михаила Михайловича Пришвина (Учитель открывает доску, на которой написаны слова М. М. Пришвина «Охранять природу - значит охранять Родину».)

- Прочитайте эти слова.

- Как вы их понимаете? (Высказывания учащихся)

- А вы уже сейчас можете что-то делать для охраны природы? (Высказывания учащихся)

-  Любой человек, даже самый маленький, может оказать посильную помощь природе: покормить зимой птиц, посадить деревце, ухаживать за растениями, животными. И уж, конечно, каждый из нас не должен вредить природе: не мусорить, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не разрушать птичьи гнёзда, муравейники... Но, к сожалению, так бывает не всегда.

2. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Будь человеком» и его анализ

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник - дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял

И муравьиный дом.

Шутя, до дна расковырял

И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи

Нарушила беда.

В дыму метались муравьи,

Спасаясь, кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел

Сухой опавший лист.

Спокойно сверху вниз смотрел

Жестокий эгоист...

За то, что так тебя назвал,

Себя я не виню, -

Ведь ты того не создавал,

Что предавал огню.

Живёшь ты в атомный наш век,

И сам - не муравей.

Будь Человеком, человек,

Ты на земле своей!

 

3. Беседа по содержанию стихотворения                                                   Учитель выдерживает паузу, для того чтобы дети высказали свои мысли, мнения, возникшие от услышанного ими стихотворения.

 - Какие слова поэта отражают главную мысль стихотворения?

(Будь Человеком, человек,

Ты на земле, своей!)

- Какие примеры из стихотворения говорят о трудолюбии муравьёв? Зачитайте эти слова.

- А кого противопоставляет автор муравью? (человека)

- Как он его называет? (жестокий эгоист)

- Кто такой эгоист? (кто добр к одному себе, а до других ему нужды нет)

-  Что бы вы сказали мальчику, погубившему муравейник, если бы встретили его?

III. Физкультминутка

IV. Работа над произведением

- Продолжить работу над темой «Люби живое» нам поможет рассказ

М.М. Пришвина «Моя Родина».

1. Краткая беседа по картинам природы.

Теме Родины и её прекрасной природы посвящали свои произведения поэты, музыканты, художники.

- Посмотрите на картины, висящие перед вами. Какие чувства они вызывают у вас, какое настроение. Что хотели авторы выразить этими творениями.

2.Чтение рассказа вслух

(Учитель читает рассказ).

- Каково ваше впечатление от рассказа? (Высказывания учащихся).

3. Работа в парах

- Перечитайте рассказ еще раз и найдите слова, которые выражают основную мысль рассказа.  («Мои молодые друзья!  Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. ... Человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».)

-Давайте составим список сокровищ, которые мы должны охранять (леса, реки, озёра, дом, в котором мы живём).

4. Беседа

- В чем заключалась охота писателя? («Моя охота была и тогда и теперь - в находках».)

- А у вас бывали такие находки? Расскажите о них.

- Какой совет дает писатель? («... что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!».)

-Давайте вспомним пословицы, подтверждающие эту мысль автора.

- Кто рано встаёт, тому бог даёт.

- Встань пораньше да шагни подальше.

- Чтобы больше знать, надо меньше спать.

V. Итог урока

- Чему научил вас урок?

- О чём заставил задуматься? ( О бережном отношении к окружающему миру).

VI. Домашнее задание: перечитать ещё раз рассказ М.М. Пришвина, сделать рисунок своего любимого уголка природы.

VII. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...