урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина "Моя Родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok_po_chteniyu_4klass.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ПРИШВИН. «МОЯ РОДИНА».
Цель: формирование коммуникативных компетентностей.
Задачи: 1) развитие мышления, устной речи учащихся;
2) развитие умения выделять главное в художественном произведении;
3) привитие бережного, чуткого отношения к природе, любви к своей Родине.
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, картины природы, у каждого на парте стихотворение С.В.Михалкова «Будь человеком».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
— Мы начинаем тему, которая называется... (Люби живое.)
А эпиграфом к этой теме могут быть слова человека, писателя, необыкновенно любившего родную природу, много сделавшего для ее охраны, - Михаила Михайловича Пришвина (Учитель открывает доску, на которой написаны слова М. М. Пришвина «Охранять природу - значит охранять Родину».)
- Прочитайте эти слова.
- Как вы их понимаете? (Высказывания учащихся)
- А вы уже сейчас можете что-то делать для охраны природы? (Высказывания учащихся)
- Любой человек, даже самый маленький, может оказать посильную помощь природе: покормить зимой птиц, посадить деревце, ухаживать за растениями, животными. И уж, конечно, каждый из нас не должен вредить природе: не мусорить, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не разрушать птичьи гнёзда, муравейники... Но, к сожалению, так бывает не всегда.
2. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Будь человеком» и его анализ
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник - дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом.
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь, кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, -
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живёшь ты в атомный наш век,
И сам - не муравей.
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
3. Беседа по содержанию стихотворения Учитель выдерживает паузу, для того чтобы дети высказали свои мысли, мнения, возникшие от услышанного ими стихотворения.
- Какие слова поэта отражают главную мысль стихотворения?
(Будь Человеком, человек,
Ты на земле, своей!)
- Какие примеры из стихотворения говорят о трудолюбии муравьёв? Зачитайте эти слова.
- А кого противопоставляет автор муравью? (человека)
- Как он его называет? (жестокий эгоист)
- Кто такой эгоист? (кто добр к одному себе, а до других ему нужды нет)
- Что бы вы сказали мальчику, погубившему муравейник, если бы встретили его?
III. Физкультминутка
IV. Работа над произведением
- Продолжить работу над темой «Люби живое» нам поможет рассказ
М.М. Пришвина «Моя Родина».
1. Краткая беседа по картинам природы.
Теме Родины и её прекрасной природы посвящали свои произведения поэты, музыканты, художники.
- Посмотрите на картины, висящие перед вами. Какие чувства они вызывают у вас, какое настроение. Что хотели авторы выразить этими творениями.
2.Чтение рассказа вслух
(Учитель читает рассказ).
- Каково ваше впечатление от рассказа? (Высказывания учащихся).
3. Работа в парах
- Перечитайте рассказ еще раз и найдите слова, которые выражают основную мысль рассказа. («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. ... Человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».)
-Давайте составим список сокровищ, которые мы должны охранять (леса, реки, озёра, дом, в котором мы живём).
4. Беседа
- В чем заключалась охота писателя? («Моя охота была и тогда и теперь - в находках».)
- А у вас бывали такие находки? Расскажите о них.
- Какой совет дает писатель? («... что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!».)
-Давайте вспомним пословицы, подтверждающие эту мысль автора.
- Кто рано встаёт, тому бог даёт.
- Встань пораньше да шагни подальше.
- Чтобы больше знать, надо меньше спать.
V. Итог урока
- Чему научил вас урок?
- О чём заставил задуматься? ( О бережном отношении к окружающему миру).
VI. Домашнее задание: перечитать ещё раз рассказ М.М. Пришвина, сделать рисунок своего любимого уголка природы.
VII. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....