Конспект урока по литературному чтению по теме В. Сутеев "Палочка-выручалочка"
план-конспект урока по чтению по теме
Конспект составлен по технологии продуктивного чтения с указанием универсальных учебных действий на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 717.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
с использованием технологии продуктивного чтения.
учителя начальных классов
Мерзляковой Марии Александровны
Тема: В. Сутеев «Палочка – выручалочка»
Этапы урока | Ход урока (+УУД) | Примечание (УУД) |
Работа с текстом до чтения 1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). 2. Постановка целей урока Работа с текстом во время чтения (комбинированное чтение ) Вопросы по ходу чтения 2 Повторное чтение отдельных фрагментов. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная Беседа по тексту. 2. Знакомство с писателем. 3. Работа с иллюстрациями 4. Творческое задание | - Рассмотрите иллюстрацию. - О ком будем читать произведение? (о ёжике и зайце) - Что будем читать? (Какого жанра произведение?) (сказка) - Почему так решили? (звери идут на двух лапах, ёжик в красных сапожках. идут разговаривают) - В каком настроении герои? (весёлые, улыбаются) - Прочитайте название сказки. (В. Сутеев «Палочка-выручалочка») - Почему автор так назвал свою сказку? (Будет выручать зайца и ёжика) - Как вы думаете, о чём будем читать? Что узнаем? (Что-то произойдёт с зайцем и ёжиком, а палочка им поможет.) - Чтобы всё понять и ответить на все наши вопросы давайте прочитаем текст. Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. - Почему вдвоём дорога короче? (за разговорами время бежит быстрее) До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал. — Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела. - Что значит наподдал? (сильно ударил, несколько раз) А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца. -Зачем заяц решил подобрать палку? (Заяц был дальновидным: дорога дальняя, мало ли что может приключиться) Увидел Заяц у Ежа палку, удивился: — Зачем тебе палка? Что в ней толку? — Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка. Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега: — Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться! -Как вы думаете, послушает ёжик совета зайца? Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало. Заяц от удивления даже рот разинул: - Чему заяц так удивился? — Здорово ты, оказывается, прыгаешь! — Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла. Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет. — Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка… Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет. - Что же будет дальше? Утонет заяц? Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит: — Хватайся за палку! Да покрепче! Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу: — Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня. — Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка. - Ребята, а почему у зайца было такое отношение к палочке? (Он был рассержен, потому что споткнулся и чуть не упал) - Рассмотрите рисунок. - Что произойдёт дальше с нашими героями? (увидят птенчика) - Почему заяц держится за голову? (не знает что делать. Как помочь птенчику) -Какое выражение у ёжика? (он спокоен, улыбается) - Почему? (знает, как помочь) Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать. — Помогите, помогите! — чирикали они. Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо. - Как помогут ёжик и заяц птенчику? Думал Ёжик, думал и придумал. — Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу. Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо. Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают: — Спасибо, спасибо, спасибо! А Заяц говорит Ежу: — Молодец, Ёжик! Хорошо придумал! — Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка! Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. - Было страшно ёжику? (Да) -Докажите словами из текста? (Ёжик виду не подаёт) - Почему им страшно? (Темно. Может кто-то страшный встретиться) И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал: — Стой! Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал: — Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами! Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. - Что значит «Ноги к земле приросли»? (Не может сойти с места). Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: - Почему и сейчас ёжик не растерялся? размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать… Так и убежал, ни разу не обернувшись. — Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас! — Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик. Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может. — Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку. Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало. — Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла. Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу: — Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома. Усмехнулся Ёжик и говорит: — Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится. Заяц даже опешил: — А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься? - Почему ёжик решил подарить палочку – выручалочку (ответы детей) — Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где! Тут всё понял Заяц. — Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце! -Как в начале сказки Заяц называл палочку-выручалочку? (палка) - Как в конце сказки? (волшебная палочка-выручалочка) - На самом ли деле палочка была волшебная? (нет, это смекалка и ум Ёжика выручали друзей из беды) - Как помогла Ёжику палочка-выручалочка — через всё-скакалочка? - Кому помогла палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка? - Когда Заяц понял, что палочка «волшебная»? (после встречи с волком) -Как назвал Ёжик палочку после встречи с волком? - Что важнее всего на свете? Что об этом говорит автор? (Умная голова да доброе сердце!) - Что своей сказкой решил показать нам автор? Чему хотел научить? (Надо видеть удивительное в каждой, казалось бы даже не нужной, вещи. Уметь протягивать руку помощи другому.) - Теперь вы можете сказать, кого выручила палочка? (В первую очередь Зайца, научила быть добрым, внимательным к окружающим предметам, отзывчивым.) - Кто из героев понравился больше? Рассказ о писателе. Беседа о личности. (Проводится по ходу чтения) Придумайте истории, которые могли бы ещё произойти с нашими героями, а помогла им бы им палочка-выручалочка. | Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге, создавать устные тексты Познавательные: находить информацию в иллюстрациях, владеть разными видами смыслового чтения (вычитывать фактуальную, поддекстовую, концептуальную информацию) Регулятивные: определять цель. Формулировать тему урока, выдвигать версии. Личностные: объяснять и оценивать поступки героев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».
Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:• повторить и изученный материал;•...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Внеклассное чтение. .Конкурс стихотворений о весне.
Внеклассное чтение. .Конкурс стихотворений о весне....
План-конспект урока по литературному чтению на тему: «Формирование навыка слогового чтения»
Помощь в проведении урока...