Конспект урока по литературному чтению по теме В. Сутеев "Палочка-выручалочка"
план-конспект урока по чтению по теме

Мерзлякова Мария Александровна

Конспект составлен по технологии продуктивного чтения с указанием универсальных учебных действий на каждом этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx717.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

с использованием технологии продуктивного чтения.

учителя начальных классов

ГБОУ Гимназия № 1579

Мерзляковой Марии Александровны

Тема: В.  Сутеев  «Палочка – выручалочка»

Этапы урока

Ход урока (+УУД)

Примечание (УУД)

Работа с текстом

до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание  предстоящего чтения).

2. Постановка целей урока

Работа с текстом  во время чтения

 (комбинированное чтение )

Вопросы по ходу чтения

2 Повторное чтение отдельных фрагментов.

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста

Работа с текстом  после чтения

 

1.Концептуальная

Беседа по тексту.

2. Знакомство с писателем.

3. Работа с иллюстрациями

4. Творческое задание

- Рассмотрите иллюстрацию.

- О ком будем читать произведение?  (о ёжике и зайце)

- Что будем читать? (Какого жанра произведение?) (сказка)

- Почему так решили? (звери идут на двух лапах, ёжик в красных сапожках. идут разговаривают)

- В каком настроении герои? (весёлые, улыбаются)

- Прочитайте название сказки. (В. Сутеев «Палочка-выручалочка»)

- Почему автор так назвал свою сказку? (Будет выручать зайца и ёжика)

- Как вы думаете, о чём будем читать? Что узнаем? (Что-то произойдёт с зайцем и ёжиком, а палочка им поможет.)

- Чтобы всё понять и ответить на все наши вопросы давайте прочитаем текст.

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.

- Почему вдвоём дорога короче? (за разговорами время бежит быстрее)

До дома далеко — идут, разговаривают.

А поперёк дороги палка лежала.

За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.

— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

- Что значит наподдал? (сильно ударил, несколько раз)

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

-Зачем заяц решил подобрать палку? (Заяц был дальновидным: дорога дальняя, мало ли что может приключиться)

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

— Зачем тебе палка? Что в ней толку?

— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.

Заяц в ответ только фыркнул.

Пошли они дальше и дошли до ручья.

Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:

— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

-Как вы думаете, послушает ёжик совета зайца?

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.

Заяц от удивления даже рот разинул:

- Чему заяц так удивился?

— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…

Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

- Что же будет дальше? Утонет заяц?

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

— Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота.

Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.

- Ребята, а почему у зайца было такое отношение к палочке? (Он был рассержен, потому что споткнулся и чуть не упал)

- Рассмотрите рисунок.

- Что произойдёт дальше с нашими героями? (увидят птенчика)

- Почему заяц держится за голову? (не знает что делать. Как помочь птенчику)

-Какое выражение у ёжика? (он спокоен, улыбается)

- Почему? (знает, как помочь)

Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

— Помогите, помогите! — чирикали они.

Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо.

- Как помогут ёжик и заяц птенчику?

Думал Ёжик, думал и придумал.

— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.

Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

— Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу:

— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает.

- Было страшно ёжику? (Да)

-Докажите словами из текста? (Ёжик виду не подаёт)

- Почему им страшно? (Темно. Может кто-то страшный встретиться)

И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

— Стой!

Остановились Заяц с Ежом.

Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли.

- Что значит «Ноги к земле приросли»? (Не может сойти с места).

Закрыл глаза — сейчас его Волк съест.

Только Ёжик не растерялся:

- Почему и сейчас ёжик не растерялся?

размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…

Так и убежал, ни разу не обернувшись.

— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!

— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.

До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.

Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:

— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.

Заяц даже опешил:

— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

- Почему ёжик решил подарить палочку – выручалочку (ответы детей)

— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!

Тут всё понял Заяц.

— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

-Как в начале сказки Заяц называл палочку-выручалочку? (палка)

- Как в конце сказки? (волшебная палочка-выручалочка)

- На самом ли деле палочка была волшебная? (нет, это смекалка и ум Ёжика выручали друзей из беды)

- Как помогла Ёжику  палочка-выручалочка — через всё-скакалочка?

- Кому помогла палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка?
-
 Почему Ёжик  однажды назвал палочку-выручалочку — наверх-поднималочкой?

- Когда Заяц понял, что палочка «волшебная»? (после встречи с волком)

-Как назвал Ёжик палочку после встречи с волком?

- Что важнее всего на свете? Что об этом говорит автор?   (Умная голова да доброе сердце!)

- Что своей сказкой решил показать нам автор? Чему хотел научить? (Надо видеть удивительное в каждой, казалось бы даже не нужной, вещи. Уметь протягивать руку помощи другому.)

- Теперь вы можете сказать, кого выручила палочка? (В первую очередь Зайца, научила быть добрым, внимательным к окружающим предметам, отзывчивым.)

- Кто из героев понравился больше?

Рассказ о писателе. Беседа о личности.

(Проводится по ходу чтения)

Придумайте истории, которые могли бы ещё произойти с нашими героями, а помогла им бы им палочка-выручалочка.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге, создавать устные тексты

Познавательные: находить информацию в иллюстрациях, владеть разными видами смыслового чтения (вычитывать фактуальную, поддекстовую, концептуальную информацию)

Регулятивные: определять цель. Формулировать тему урока, выдвигать версии.

Личностные: объяснять и оценивать поступки героев.

http://modernlib.ru/books/suteev_vladimir/palochkaviruchalochka/i_009.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...