Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения "Творчество М.Ю.Лермонтова " | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
- показать смысл художественного приёма - олицетворение – используя анализ поэтического и художественного образа.
Задачи урока:
- Ввести понятие олицетворения;
- Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимоуважения;
- Развивать чувство восприятия прекрасного.
Оборудование урока:
- учебник Н. А. Чураковой “Литературное чтение. 2 класс”,
- мультимедийная презентация;
- репродукция картины Н. Рериха “Стражи ночи”,
- листы для коллективной творческой работы детей.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся. Слайд
Чтение на слайде строф из стихотворений Кедрина, Тютчева,
- Ребята, вы узнали из каких произведений эти строки?
-Какой художественный приём мы наблюдаем, читая цитаты?
3. Проверка домашнего задания:
1) Чтение детьми стихотворения
2) Найдите строчки, в которых видно, что предметы, о которых рассказывает поэт, - живые существа.
3. Работа над новым материалом:
1.Постановка проблемы урока
- Ребята на доске вы видите лесенку с надписями.
Жизнь и творчество Лермонтова** Стихотворение «Утёс»** Стражи ночи
-Что вы можете рассказать, останавливаясь на каждой ступеньке?
Если у вас возникает проблема, то можно оставить на ступенях знак вопроса.
-Все эти проблемы мы постараемся решить на уроке.
2. Сообщение темы урока Слайд
- Сегодня, ребята, в вашей жизни состоится важное знакомство. Важное потому что мы прикоснёмся к творчеству великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.
3. Биография писателя
- Подумайте, как можно познакомиться с поэтом , если его уже нет с нами?
- Михаил Лермонтов расскажет о себе стихами. Слайд
Учитель читает:
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
- Получилось ли у вас представить, что за человек Лермонтов?
- Посмотрите теперь на его портрет.
Рассказ учителя о поэте.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 года в г. Москве. Родители : отец Юрий Петрович Лермонтов, мать- Мария Михайловна. Когда Мише было 3 года, его мама умерла в возрасте 21 года. Воспитанием мальчика занималась его бабушка Елизавета Алексеевна в своём имении Тарханы Пензенской губернии. Михаил Юрьевич получил прекрасное домашнее образование. Он знал французский и немецкий языки, потом овладел и английским, латынью. Кроме этого Михаил Юрьевич прекрасно рисовал, играл на фортепиано, скрипке. Прекрасно лепил из цветного воска. Не зная еще грамоты, едва умея ходить и предпочитая ползать, маленький Лермонтов хорошо уже мог произносить слова и любил говорить в рифму... К этому его никто не приучал, да и довольно сложно в таком возрасте приучить к разговору в рифму! Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Лермонтов ее пение и скажет:
"Эта птичка хороша,
У нее поет душа".
Или уйдет мама из комнаты, а маленький Лермонтов сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет:
"Что же мама не идет?
Ведь Мишель все ждет и ждет."
И взрослые гости и мама с бабушкой этому удивлялись и радовались.
– Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму.
– Надо записывать за Мишелем его изреченья, – советовали другие гости. – Вырастет, быть может, знаменитым поэтом сделается.
Но так никто и не записывал, все только продолжали удивляться.
— Баба: окошка — кошка, слышишь? Стол — пол.
Арсеньева прислушалась:
— Что же, Миша, стол — пол?
Видя, что бабушка его не понимает, он отвернулся недовольный, сам же объяснить не мог.
Гости говорят:
— А может, он в стихи играет? Ведь стол и пол — рифма. Кошка и окошка — тоже.
— А сколько ему?
— Немного больше двух с половиной.
— Рано. Разве кто насчет рифмы в таком раннем возрасте понимает? Ведь он говорить еще толком не умеет.
Первую поэму Лермонтов написал в 14 лет, учась в благородном пансионе. Затем Лермонтов учится в Московском Университете. Впоследствии М.Ю.Лермонтов стал офицером гусарского полка. Большая часть жизни Лермонтова связана с Кавказом. Ещё ребёнком бабушка привозила его на лечение в Пятигорск на «кавказские воды». Очень много произведений посвятил поэт Кавказу, воспевая красоту гор. Служба Лермонтова проходила на Кавказе, здесь он и погиб у подножия горы Машук, на дуэли. Лермонтову было 27 лет. В Ставропольском крае много памятных мест, связанных с именем поэта. Незадолго до гибели М. Лермонтов написал стихотворение «Утёс».
4. Работа над стихотворением «Утёс» слайд
1.Слушание записи стихотворения (мп 3)
2.Словарная работа.
Утёс лазурь влажный след
Беседа с учащимися.
- Скажите о чём стихотворение - о природе или о людях?
Учитель читает стихотворение. Затем идут высказывания детей (одни говорят о природе, другие - наоборот).
- Правы и те и другие ученики. У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут одновременно двойной жизнью. Например, мы можем увидеть и пейзажную зарисовку, очень красочную и достоверную, и одновременно угадываем в ней рассказ о сложных человеческих отношениях.
- Сейчас мы и рассмотрим данное стихотворение с этих двух сторон.
2 -3 ученика читают вслух.
- Посмотрим на стихотворение как на удивительно красивый пейзаж. Если бы нас попросили нарисовать иллюстрацию к нему, чтобы вы изобразили на своей картине? Слайд тучка утёс
Физминутка
- Давайте разгадаем все пейзажные тайны стихотворения. Для этого нужно к выделенным другим шрифтом строчкам поставить вопрос “почему?” и попробовать ответить на него. Ведь настоящий исследователь всегда “почемучка”.
Дети работают с текстом.
- Почему тучка золотая? Она из золота? - Цвет заката, заходящего солнышка.
- Почему ночевала на груди утёса-великана? Что за грудь у утёса? -Утёс большой, высокий, на вершине склон. Тихая, безветренная погода. Тучка остановилась на этом склоне.
- Почему утром она умчалась в путь рано, играя? - Её снесло ветром, а поскольку она небольшая, то ветер подхватил её и понёс..
- Что значит по лазури, играя? - По ярко-синему небу.
- Почему у утёса морщина влажная? - Это ложбинка, трещинка. За ночь часть тучки превратилась в капельки воды.
- Почему утёс тихонько плачет? - Влага под лучами солнца стала медленно испаряться.
- Мы сейчас так расшифровали образный язык стихотворения М. Ю. Лермонтова. Но согласитесь, что это помогло нам представить огромный утёс, стоящий в одиночестве в пустыне, лучи заходящего солнца, окрашивающие золотом маленькую игривую тучку.
Но речь здесь идёт не только об этом.
Работа в группах Слайд
Выпишите в два столбика слова, относящиеся к героям стихотворения
Тучка | Утёс |
Маленькая, умчалась , весело играя, золотая | Огромный, великан, старый. задумался |
- Поэт увидел в неживых предметах черты человека, определил их характер.
- Какие приёмы он использовал?
- Как автор называет главную героиню? - Тучка – значит маленькая.
- Только ли речь идёт о её размере? - Нет, ещё и о возрасте: тучка юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, постоянно в движении, ищущая новых впечатлений).
- Этим она похожа на вас. Как называет поэт другого действующего героя? Утёс-великан.
- Только ли важен размер утёса? - Нет. Поэт называет его старым, у него морщины, он прикован к месту, неподвижен, не может двигаться, у него нет собеседника, он одинок, от этого страдает, переживает случайные яркие впечатления.
- Этим утёс похож на дедушек и бабушек, с их опытом, способностью и желанием помочь, защитить, уберечь от неприятностей близких и дорогих им людей, но часто остающихся наедине с одиночеством.
- Может ли живописец воспринимать мир неживой природы?
Рассмотрите репродукцию Н. Рериха “Стражи ночи”. Слайд
-Что вы видите?
- Кто эти стражи ночи?
-Можно ли назвать образы, созданные художниками олицетворением?
- Что охраняют стражи ночи?
- Как вам кажется они разговаривают или застыли молча?
- Какие чувства вызывают горы-стражи?
- Какое главное наблюдение художника? Каким впечатлением он хочет с нами поделиться?
Выслушиваются ответы детей.
Поэт видит в неживом предмете черты человека - он создаёт олицетворение.
- Прочитайте с нужной интонацией слова, относящиеся к тучке, к утёсу. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Далее идет опрос 2-3 учеников, исправление ошибок.
Рефлексия
-Ребята, а сейчас вернёмся к нашей лесенке с проблемными заданиями.
- Найдены ли ответы к поставленным вопросам? Приклейте изображение тучки над каждой ступенькой, если вам стало всё понятно.
5. Домашнее задание:
- Выучить стихотворение наизусть, подготовить рисунок к тексту.
6. Итог урока.
- С каким художественным приёмом познакомились вы сегодня на уроке? Кто пользуется этим приёмом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.
УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений....
урок литературного чтения в 4 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова
Урок ПО ТЕМЕ: « НЕТ, Я НЕ БАЙРОН, Я ДРУГОЙ…» ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВАЦЕЛЬ:...
Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...
урок литературного чтения в 4 классе "Олицетворение - прием изображения действительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Дары Терека"
Полный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Дары Терека"...
Урок литературного чтения по теме: "Уроки истории. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Урок литературного чтения для 4 класса (система Л.В. Занкова). На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, с содержанием и композицией стихотворения "Бородино"....
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...
Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»
Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...