Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема одиночества. Я считаю, что такие уроки обязательно затронут сердца маленьких читателей и вызовут стремление говорить теплые слова своим близким, совершать добрые поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovanny_urok.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
Цель: формирование художественного образа средствами разных видов искусств.
Задачи:
-формировать умение выделять общее и особенное в художественном образе;
- развивать навыки выразительного чтения;
-воспитывать стремление сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать своё мнение о прочитанном; анализировать; оценивать свою работу на уроке
Ход урока.
I.Орг. момент.
_Солнце медленно встаёт.
-Свет его на нас прольётся.
-Луч его нам улыбнётся.
-Новый день оно начнёт.
-Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу улыбки. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне!
II. Актуализация знаний.
-Посмотрите внимательно на доску и прочитайте фамилии известных людей.
Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, М. Ю. Лермонтов
-Выделите среди них одну по какому- либо признаку
-Верно. М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт.
Давайте вспомним его биографию.
-Кто желает разгадать кроссворд?
Презентация. Слайд 1.
-Кто занимался его воспитанием?
-Почему?
-Чем любил поэт заниматься в детстве?
-Да, М. Ю. был талантливым человеком. Уже в три года он говорил в рифму.
-Давайте и мы с вами попробуем.
-Эта птичка хороша,
У неё поёт_________.
_Эти строки сочинил поэт, когда ему подарили заводную птичку.
А, когда мамы не было рядом, он садился на ковёр около двери и говорил:
-Что же, мама, не идёт?
Ведь Мишель всё ждёт и ждёт.
III. Определение темы и задач урока.
Проверка кроссворда. Слайд 2.
-Прочитайте, какое слово получилось?
-Слово север есть в названии стихотворения, которое написал М. Ю. Лермонтов.
Это стихотворение «На севере диком»
-Назовите тему нашего урока.
-Давайте определим задачи нашего урока с помощью записанных на доске опорных фраз
1) расширить знания о жизни и творчестве _______________________
2) познакомиться с произведением __________-
3) учиться _________, ___________________ читать
IV. Работа по теме урока
1.Подготовка к восприятию.
-Представьте, что мы с вами попали на север дикий.
-Как понимаете это словосочетание?
-Что вы слышите?
-Что вы видите?
-Что вы ощущаете?
2.Первичное чтение стихотворения( учителем).
_Какие мысли, чувства, желания появились?
-Внимательно прочитайте это стихотворение вполголоса и определите главного героя стихотворения.
3.Анализ содержания стихотворения.
-Назовите главного героя
-Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о том, где стоит сосна.
-Назовите эпитеты к слову север
-Что значит голая вершина?
-Какие действия выполняет сосна? Прочитайте
_Что значит дремлет?
-Кто такие действия может выполнять?
-Какой приём использует автор?
-Прочитайте, как одета сосна.
-Как вы это понимаете?
4.Работа в группах.
Задание для 1 группы.
-Найдите значение слова риза в толковом словаре
-Составьте вопрос с выделенным словом, используя слово почему.
Задание для 2 группы.
-Как вы думаете, как себя чувствует сосна? Почему?
Докажите словами из текста
5..Работа в паре.
-Прочитайте шёпотом, что снится сосне, подберите эпитеты к словам
Проверка.
-Расскажите, что снится сосне
Слайд 3(изображение пустыни, утёса, пальмы)
-Какое настроение у пальмы? Почему? Докажите словами из текста
-К слову одна найдите и прочитайте однокоренное слово.
-Как вы думаете, почему сосне приснился такой сон?
-А как вы относитесь к сосне?
-Какие чувства возникли?
-Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение?
-М. Ю. испытывал чувство грусти, одиночества. Он тосковал по матери, которая рано умерла, скучал по отцу, которого не было рядом
Слайд 4.—Скажите, ребята, а что вы знаете о сосне.
-Растёт ли она у нас, в Хакасии?
6. Физминутка.
А у нас есть сосна.(руки вверх)
Растёт в Хакасии она!(руки в стороны)
Пусть сосна растёт,(встать на цыпочки)
Радуется народ!(хлопки).
7.Работа над выразительностью.
- А теперь попробуем выразительно прочитать стихотворение, стараясь передать чувства автора и свои.
-давайте определим в каждой строчке слова на которые падает логическое ударение.
_Прочитайте первую строчку. Какое слово надо выделить голосом?
А в следующих строчках?
-Как будем читать второе четверостишие?
-Верно, таинственно, ведь сон – это мечта, фантазия.
-Какие слова прочитаем тихо, ласково?
-В каком темпе будем читать стихотворение?
8.Чтение стихотворения вместе с учителем «Эхо».
9.Чтение по четверостишиям.(мальчики – 1, девочки -2.
10.Конкурсное чтение стихотворения.
11.Работа с художественным рядом.
-Различные настроения, чувства можно передать не только с помощью поэзии, но и по- другому. Как?
-Верно, при помощи цвета.
-Представьте, что вы – художники, вам нужно нарисовать картину к стихотворению «На севере диком».
-Подберите цвета, соответствующие этому стихотворению.
-Постройте цветовой ряд (при помощи штрихов.)
Работа в группах: 1- к первому четверостишию, 2- ко второму.
Оценка работ учащимися.
Слайд 5. – А теперь рассмотрим репродукции картин великого русского художника И. И. Шишкина
Выберите одну из них, которая подходит к стихотворению.
-Почему вы выбрали эту картину? Докажите
Работа по картине Шишкина «Одинокая сосна»
-Где изображена сосна?
-Как расположены ветки?(опущены вниз под тяжестью снега)
-Когда человеку плохо, то руки, плечи опущены вниз, будто на них лежит груз и кто-то давит.
_Какая картина по настроению?.
Создавая картину ,художник испытывал такие же чувства, он пережил смерть близких ему людей, остался один.
12. Работа с музыкальным рядом.
-А можно ли с помощью музыки передать свои чувства?
-Послушайте музыку Ф. Шопена(«Прелюдия 20, «Прелюдия 7»)
-Сравните характер музыки этих произведений
-Какими средствами музыкальной выразительности это выражено?
-Какая музыка более созвучна с чувствами главного героя стихотворения?
-Ф. Шопен сам испытывал такие же чувства, когда писал эту музыку. Он пережил сильное горе, потерял отца, не смог приехать на его похороны, так как был вдали от Родины.
-Чем похожи судьбы трёх великих людей: М. Ю. Лермонтова, И. И. Шишкина, Ф. Шопена?
-Тема одиночества показана Лермонтовым во многих произведениях.
-Какие из них вы знаете? (чтение стихотворения «Утёс» наизусть)
13.Работа с пословицами.
-А какая народная мудрость метко отображает чувства людей и подсказывает как поступить?
-Выберите пословицу, которая подходит к стихотворению.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Не мил и свет, когда друга нет.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
-Объясните её значение.
-Будьте внимательны к тем, кто находится рядом: к своим родителям, бабушкам, дедушкам, к одиноким людям… Помогайте им делом и ласковым словом.
-Ребята, кто-нибудь из вас испытывал ли когда-нибудь чувство одиночества?
-Могут ли дети быть одинокими?
-Почему это происходит?
-Правильно, надо уметь дружить.
-Давайте, составим правила дружбы
-Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга.
V.Итог урока. Рефлексия.
-Понравился вам урок? Что затронуло вашу душу?
–Д/з на выбор:
-выучить наизусть стихотворение;
-написать мини- сочинение по пословице: Не мил и свет, когда друга нет;
- приготовить рисунок к стихотворению.
-Ребята, поднимите, пожалуйста, красные звёздочки, если урок понравился и считаете его полезным и нужным для себя, а если нет, то жёлтые.
Закончить урок мне хочется стихами
_Чтобы солнышко светило,
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты,
За руки возьмёмся, встанем в круг
Каждый человек человеку друг.
Я –твой друг и ты мой друг.
Пусть будет шире дружбы круг!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"
Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся, развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...
Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы....
Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...
Работа над стихотворением М.Ю.Лермонтова "На Севере диком..."
Работа над содержанием данного произведения сопровождается просмотром репродукции картины И.И.Шишкина "На Севере диком...", музыкальными призведениями Г.Свиридова к драме А.С.Пушкина "Метель" и ...
Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...
Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…»
Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: созда...