Урок литературного чтения. Утёс - глазами поэта М.Ю.Лермонтова.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
УМК "Школа Россиии". Урок литературного чтения в 3 классе. Цель урока: учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения..doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения.
- Тема. Утёс – глазами поэта М.Ю.Лермонтова.
- Цели.
- Учить видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений. Совершенствовать навыки чтения поэтического произведения.
- Развивать творческое воображение, умение высказывать свои мысли.
- Прививать любовь к родной поэзии, окружающему миру.
- Оборудование: учебник Л. Ф. Климановой « Родная речь», портрет М. Ю. Лермонтова, репродукции, опорные слова, шаблоны гор., цв. карандаши, записи музыкальных произведений Шопена, Баха, выставка книг.
Ход урока.
/. Организация.
2. Проверка домашнего задания. М. Ю. Лермонтов « Осень ».
Определение поэзии. ( карточка - «поэзия»).
-Как надо читать стихи?
Поэзия- это красота и прелесть чего- либо.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
М. Ю. Лермонтов.
Картины природы оживают в воображении поэта и становятся волшебными.
-Каким чувством пронизано стихотворение « Осень.»
-Прочитайте его и постарайтесь передать чувства автора.
Чтение стихотворения.
Стихи Лермонтова наполнены удивительными красками, они мелодичны.
3. Повторение.
Изучая творчество М. Ю. Лермонтова, мы с вами познакомились с некоторыми страницами его жизни.
-Скажите, что вас удивило, заинтересовало, запомнилось в биографии поэта?
4. Постановка цели.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением « Утёс». -Постарайтесь увидеть прямые и скрытые сравнения, почувствовать образный язык поэтических произведений.
-Почувствуйте настроение поэта.
Чтение стихотворения учителем. (Звучит музыка Шопена ). -Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? -Кто главные герои ?
5. Словарно- лексическая работа.
Утёс- т. е. то, что стёсано. Высокая отвесная скала.(Репродукции.) Лазурь - светло- синий, синева.
6. Повторное чтение стихотворения.
Ребята, давайте вчитаемся в каждую строку . попробуем разгадать все тайны, угадать замысел поэта. Будем настоящими исследователями!
7. Беседа по содержанию.
-Найдите слова, которые показывают внешний вид. характер тучки. -Какие цвета использует поэт в 1 строфе? -Какое настроение передаёт поэт в 1 части стихотворения? Каким вы увидели утёс?
* Какое настроение передал поэт?
Рождает ли образ старого утёса чувство сопереживания у слушателя? Обратите внимание, сначала появляется слово, потом настроение. У нас получились разные художественные образы тучки и утёса,
8.Работа по тексту (сравнение).
Обратимся к тексту и найдём контрасты характерные для тучки и утёса.
0 ком можно сказать эти слова?
А разве могут неживые предметы так действовать?
Это один из художественных приёмов. Олицетворение.
Как вы считаете, почему Лермонтов назвал стихотворение « Утёс », а не « Тучка», « У тёс и тучка »?
Как вы думаете, какое чувство побудило Лермонтова написать это стихотворение? Лермонтова называют грустным поэтом. У Михаила рано умерла мать, когда ему было 2,5 года. Его взяла на воспитание к себе бабушка, которая любила его и старалась дать хорошее образование. В жизни ему было одиноко. Поэтому своё одиночество он отображал в стихах.
Физмшутка.
9. Выразительное чтение стихотворения.
Прочитайте так стихотворение, чтобы мы поняли настроение и чувства поэта. Вспомните стихотворение « На севере диком стоит одиноко...» Что у них общего? А чем отличается?
10. Практическая работа.
- В душе каждый человек поэт и художник.
Сейчас я вам предлагаю создать свои горы .т. е. со своим характером и настроение.
- ряд- весёлые;
- ряд- грустные; 3-ряд- грозные.
Дети рисуют горы под музыку Чайковского. Горы компонуются.
Как вы думаете, удалось ли нам создать образ гор с разным характером, настроением как у людей?
- Я прошу продолжить фразу « Читая стихи Лермонтова, я чувствую...»
11. Итог.
Что поэты передают в своих стихах? ( карточка- чувство ) Кто помогает нам испытать эти чувства? (карточка- поэт)
С помощью чего поэту удалось пробудить в нас эти чувства?! карточка- слово).
Мы исследовали, какое богатство художественного слова спрятано в стихотворении « Утёс ».
Любите, охраняйте окружающий мир, трепетно относитесь друг к другу, и тогда чувство
одиночества . которое испытывал М. Ю. Лермонтов, никогда не коснётся вас. Мир будет
прекраснее!
Выставка книг.
Читайте произведения М. Ю. Лермонтова. Познавайте мир поэзии!
12 .Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Утёс"
Урок литературного чтения в 4 классеТема урока: М.Ю.Лермонтов «Утес»Цели урока следующие:образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся ...
Урок литературного чтения «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Проектная деятельность.» 3 класс
На протяжении нескольких уроков учащиеся знакомились с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. Готовили сообщение о жизни поэта на основе статьи В.Воскобойникова, посетили школьную библиотеку, читали и а...
Презентация для уроков литературного чтения "Писатели и поэты" (продолжение).
Презетация для уроков литературного чтения "Писатели и поэты" содержит краткие биографии и рекомендательные списки произведений классиков русской литературы....
Конспект урока литературного чтения. Знакомство с поэтом А.А. Блоком. Стихотворение А.А. Блока «Ветхая избушка»
Коспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...
Технологическая карта урока литературного чтения "Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Утёс»"
Урок литературного чтения в 4 классе....