Урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Котёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Открытый урок - проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока лит.чтения 2 класс | 52 КБ |
презентация | 43.42 КБ |
презентация всё о кошках | 730 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
1.Речевая разминка
Ученики (хором):
Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.
Чистоговорки:
Цы – ца – цо – це – цу
Сы – са – со – се – су
(прочитать медленно, быстрее, в темпе скороговорки)
Ла – лэ – лы – лу – ло
Ал – эл – ыл – ул – ол
Кла – клэ – клы – клу – кло
(Шёпотом, тихо, быстро. Затем прочитать с ударением в определённом месте)
Скороговорка:
Кошка-крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
К сегодняшнему уроку каждая группа приготовила задания для вас.
Группа « Угадайка» первая даст вам задания. Выполнив их, вы узнаете тему нашего урока. Для этого задании, вам понадобятся листочки и ручка
- Угадайте зашифрованные слова
- Загадки
- О ком сегодня на уроке мы будем говорить?
Итак, сегодня на уроке “Всё о кошках”.
Цель нашего урока: узнать как можно больше о кошках. А также эта цель нашего проекта, который мы начнём выполнять устно в классе, а дома вы доделаете и оформите. В процессе нашего урока мы будем составлять план проекта
Слайды (кошки)
О кошках можно говорить бесконечно много! Невзрачные или царственные, обожаемые, милые, ласковые. Чем больше мы узнаём о них, тем больше восхищаемся ими, любим их.
И как можно не любить эти прекрасные существа. Они преданные и верные. Они нас в горе утешают.
Выставка книг
Поэтому, наверное, столько много произведений написано о кошках (обратить внимание на выставку книг), о них сняты мультфильмы, созданы игрушки.
Мы урок начали со скороговорки, вы тоже можете начать свой проект со скороговорки, загадки.
Группа «Угадайка» дала вам задание с которым вы справились. При помощи этого задания вы смогли назвать тему урока и нашего проекта. Давайте, начнём составлять план нашего проекта и назовём 1 пункт нашего плана
1)Угадай, кто это?
Сегодня на уроке чтения мы более подробно поговорим о кошках и продолжим работу над рассказом Л. Н. Толстого “Котёнок”.
3. Закрепление изученного.
Задание: дети читают по “цепочке” рассказ Л. Н. Толстого “Котёнок”.
Учитель: По ходу чтения у вас возникли вопросы. Самые лучшие вопросы отобрали и записали ребята из группы «Всезнайки».
- В какое время года у кошки родились котята?
- Где нашли дети кошку?
- Когда мама раздала котят?
- Какого цвета был котёнок, которого дети оставили себе?
- Где гуляли дети?
- Почему котёнок остался один?
Учитель: Итак, у Васи и Кати жила кошка. Многие люди заводят дома это удивительное животное.
Сейчас в мире 400 млн. кошек. Больше всего их в Австралии.
Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное существо.
Но кто же они - домашние кошки? Откуда к нам пришли? В этом нам помогут разобраться “Почемучки”.
Ученик 1: Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят: львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси, гепарды, барсы.
У кошек 30 зубов, 24 усика. Живут они до 20 лет. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох. Но в то же время может не обратить внимание на громкую музыку. Они бесшумно ходят, хорошо лазают. Лучше, чем человек различают запахи.
У кошек есть свой язык, состоящий из 15 слов. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовольствие, вопрос. У кошек отличная память.
Ученик 2: Одну кошку хозяин отправил на самолёте к своему другу. Новое место кошке не понравилось, и она 11 дней возвращалась на старое место. Пробежав 400 километров, израненная, исхудавшая она вернулась домой.
Ученик 3: Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.
Ученик 4: На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в XVI веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.
“Кошка – хозяйка в доме”.
Учитель: А что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?
Ученик: У неё родились котята!
Учитель: Давайте прочитаем отрывок из рассказа “Котёнок”, в котором об этом говорится.
Группа « Всезнайки» поделилась с вами очень интересной информацией. Вы узнали много интересного о кошках. Давайте назовём следующий пункт нашего плана.
2)Что мы знаем о кошках?
: Итак, в вашем доме появилась кошка. Сколько радости, хлопот приносит это симпатичное животное. Когда в доме появляется кошка, нужно знать правила ухода за ней.
О них нам расскажут ученики из группы “Зоологи”.
(Правила ухода записаны на карточках)
Ученики читают вслух.
- Один раз в месяц нужно кошку купать. Следить, чтобы вода не попала в ушки. Потом вытереть полотенцем.
- Вовремя кормить и поить. Еда должна быть разнообразной – рыба, мясо, супы, овощи, хлеб.
- Посуда, из которой кошка ест или пьёт, должна быть чистой.
- Кошку нельзя долго и сильно гладить. Это может ей не понравиться.
- Кроме правильного питания котёнку необходим свежий воздух и солнце. Котята очень любят тепло, однако жара вредна для их здоровья.
- Котят нельзя брать за шкирку.
- В первые дни котёнок беспокоится, зовёт мать. Чтобы отвлечь его, нужно поиграть. Идеальной игрушкой является мячик. Можно использовать игрушку на ниточке.
- Выберите звучную, не слишком длинную кличку. Кошку можно научить откликаться на имя с трёх месячного возраста.
Следующий пункт нашего плана назовём
3) Правило ухода за кошкой
Сценка
(ученики инсценируют стихотворение С. Михалкова “Котята”).
Вы послушайте, ребята, мы хотим вам рассказать:
Родились у нас котята, их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали: как женам котят назвать?
Наконец мы их назвали: 1, 2, 3, 4, 5.
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый.
Три – котенок самый умный,
А четыре – самый шумный.
Пять, похож на три и два – те же хвост и голова.
То же пятнышко на спинке, также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята – 1, 2, 3, 4, 5.
Заходите к нам, ребята, посмотреть и посчитать.
Клички
Ученик: Мы провели исследование на тему “Клички кошек”.
Расспросив почти всех своих знакомых узнали, что почти у каждого дома есть кошка. Выяснили, какие клички они носят.
Плакат. На нём записаны клички: Дуня, Персик, Дуся, Ники, Мурка, Милка, Вредина, Васька, Снежок, Лизка, Семен, Пончик, Мусик, Федька, Крошка, Принцесса, Дымок, Бусинка. .
Учитель: Как пишутся клички животных? Из предложенных кличек выберите ту, которая больше понравилась, и дайте её своему котёнку
Каждая команда называет своего котёнка.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати?
У каждого из вас тоже есть имя. Но очень часто взрослые называют детей ласково: “котёнок”, выражая этим свою любовь и нежность
Учитель: Как относились к своему котёнку герои рассказа Л. Н. Толстого? Найдите в тексте отрывок, в котором говорится об этом.
Ученики: читают отрывок жужжащим чтением.
Учитель: Но всегда ли уделяли внимание своему котёнку Катя и Вася?
Ученики: читают соответствующий отрывок.
Учитель: И что же случилось, когда котёнок остался один?
Учитель: Часто так случается, что мы бываем сильно заняты, забываем покормить котёнка, уделить ему внимание.
Ученик:
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов. Учитель: если люди любят кошку, то она будет им настоящим другом.
А как вы думаете, любил ли Вася своего маленького котёнка? Можете доказать своё утверждение отрывками из текста?
Ученик читает соответствующий отрывок из рассказа Л. Н. Толстого “Котёнок”.
Учитель: Ребята, а как вы думаете какие ещё чувства, кроме чувства любви, испытывал мальчик, когда спасал котёнка?
Учитель: Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте о своём маленьком беззащитном друге.
Пусть никогда не случится, чтобы ваш друг потерял кров над головой.
Но, к сожалению, бездомных кошек становится с каждым годом всё больше и больше. Голодные и замёрзшие они ходят по улицам. Как не хватает им человеческой ласки и защиты. Ученики:
1. Я думаю, что чувство страха. Он боялся, что собаки набросятся на котёнка.
Да и он сам, наверное, боялся собак.
2. Я думаю, что у мальчика было чувство доброты.
Учитель: А я думаю, что Вася испытывал ещё одно чувство – чувство ответственности. Как вы понимаете значение этого слова?
Ученик: Это когда за что-то отвечаешь.
Учитель: Чувство ответственности – очень важное чувство. Ответственный человек всегда выполнит своё дело, причём выполнит очень хорошо. Такой человек всегда отвечает за свои поступки.
В чём проявилось чувство ответственности у Васи?
Ученик: Он понял, что раз он взял котёнка, то всегда должен ответить за его здоровье и жизнь.
Учитель: Можно ли сказать, что слова “Мы в ответе за тех, кого приручили”, выражают главную мысль рассказа Л.Н. Толстого “Котёнок”?
Ученик: Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.
4. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы много говорили о кошках. Узнали кто они, откуда к нам пришли. Поговорили о правилах ухода за ними. О своём отношении к кошкам.
А какие они?
Ученики:
- Чистоплотные.
- Ласковые, красивые.
- Умные, внимательные.
- Часто кошки выполняют роль врача. Ласковый доктор быстро снимет сердечные приступы и головную боль, выравнивает давление.
- У кошек хорошая память. Они трудолюбивые.
Ребята, а вам понравился рассказ? А какие чувства вы переживали, когда читали его?
Ученики:
- Чувство радости, когда Вася и Катя, нашли кошку с котятами.
- Жалость.
- Чувство страха, когда собаки бежали к котёнку.
Учитель: Вот у меня 3 человечка с разными выражениями лица, с разным настроением.
Найдите в тексте отрывок, и прочитайте, который соответствует тем чувствам, которые переживает каждый “человечек”.
(Выборочное чтение)
Учитель: А ещё сегодня мы говорили о чувстве ответственности. Пусть это чувство поселиться в ваших душах.
Все учащиеся хором произносят слова:
“Пусть наша дружба всегда будет крепкой!”
У нас был необычный урок. И домашнее задание тоже будет необычное. Вы должны доделать проект и написать сочинение о котёнке, который появился у каждого из вас сегодня! И последний пункт нашего плана
5) Нарисуй и назови своего питомца. Напиши сочинение о нём..
Вот какой план проекта мы с вами составили на уроке.
1)Угадай, кто это?
2) Что мы знаем о кошках?
3) Правило ухода за кошками
4) Нарисуй и назови своего питомца. Напиши сочинение о нём.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План проекта: 1. Угадай, кто это?
План проекта: 1. Угадай, кто это? 2. Что мы знаем о кошках?
План проекта: Угадай, кто это? Что мы знаем о кошках 3. Правила ухода за кошкой.
План проекта: Угадай, кто это? Что мы знаем о кошках? Правила ухода за кошкой? Нарисуй и назови своего питомца. Напиши сочинение о нём .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....