Пояснительная записка к рабочей программе
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Лупеко Галина Валерьевна

Пояснительная записка к литературному чтению 4 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal.tem_.lit_.cht_._4_kl.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников, задачи формирования у младших школьников умения учиться на основе авторской программы «Литературное чтение» (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»    

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник для 4 класса «В океане света» в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 4 класса. - М.: Баласс, 2011.

       

        Цель  уроков литературного чтения — формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная  и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

       Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста — правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно — этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. развитие устной и письменной речи ( в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов ( в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

2.Общая характеристика учебного предмета.

       В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

        Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью на уровне предмета ( извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа и текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала,однако в реализации этого принципа есть свои особенности. В 4 классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, ученики как бы входят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик, многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, зло... Для этого в учебник специально включены сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, достигается в учебнике с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения,главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают в «рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д. Так реализуется принцип целостного восприятия литературного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков — индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть окажутся для учащихся слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Первый этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учётом общей ( учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

                         Второй этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств — на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или отдельных его фрагментов). Анализ текста ( приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и пр.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  2. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

                        Третий этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видение художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

В соответствии  с Образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа по литературному чтению в 4 классе рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

3.Описание места учебного предмета.

 Количество часов в неделю - 4. Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 136 часов в год, в том числе на проведение проверочных работ - 7 часа.

4.Описание ценностных ориентиров.

. В 4 классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, ученики как бы входят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик, многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, зло... Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно — этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

5.Личностные, метапредметные, предметные результаты.

       Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4 классе являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного — умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков — своих и окружающих людей;
  • этические чувства- совести, вины, стыда — как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты и литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты — диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 классе является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных универсальных учебных действий служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст — иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных универсальных учебных действий служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 классе является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному,  к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду ( 17 в., 18 в., 19в., 20в., 21в.); соотносить автора, его произведение со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

6.Содержание учебной программы.

                                Учебно-тематический план

Название разделов

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Вводный урок

1

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Любимые книги

9

- воспринимать на слух задание (учебный текст) определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

- характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

У истоков русской литературы

23

                                Чтение

- читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующую интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

- декламировать стихотворения, отрывки прозы.

- читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

19 век. Путешествие продолжается...

36

- формулировать основную мысль текста.

- вести по ходу чтения диалог с автором текста ( задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль).

- находить ключевые слова текста.

- объяснять смысл заглавия произведения.

- составлять простой план текста самостоятельно, сложный план -  с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно

- анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

                                            Культура речевого общения

- участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

- создавать устно текст — рассказ-характеристику героя.

- высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.

Век 20. Новые встречи со старыми друзьями

67

          Культура письменной речи

- готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

- создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.

Творческая деятельность

- инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

- иллюстрировать текст.

- писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Итого

136

         

                                                Содержание программы (136 часов)

                               Круг детского чтения

Произведения современной детской литературы разных жанров (9 часов)

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (23часа)

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов 17 в. Савватия, Симеона  Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей 18 в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература 19 в. (36 часов)

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы  природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А. К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца 19в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература 20в. (67 часов)

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х  г.г.:   «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К. Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920-1930-х г.г. Детские стихи обэриутов:Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, роман Ю. Олеши «Три толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930-1950-х г.г. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960-1990-х г.г. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

7.Тематическое планирование (прилагается).

8. Планируемые результаты.

               

             

- Овладение функциональной грамотностью;

- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

- овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

- определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

- приобщение к литературе как к искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

                                          4 класс

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

- самостоятельно находить ключевые слова;

- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

- вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

- формулировать основную мысль текста;

- составлять простой и сложный план текста;

- писать сочинение на материале прочитанного с подготовкой

- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

- относить прочитанное произведение к определённому периоду(17в.,18 в.,19 в.,20 в., 21 в.); соотносить автора, его произведение со временем их создания, с тематикой детской литературы;

- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

- видеть языковые средства, использованные автором

                                                                  Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

  1. способ чтения  — чтение целыми словами;
  2. правильность чтения — чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  3. скорость чтения — установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

      Выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя и освоить беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи: самостоятельную подготовку к выразительному чтению; осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.

                   Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды                 читательской деятельности

Выпускник начальной школы научится:

  • самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста(этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
  • находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.

Выпускник начальной школы овладеет правильным типом читательской деятельности, а именно сможет:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • пересказывать текст по плану.

                       Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного,

                          элементы анализа

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев.

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

                          Литературоведческая пропедевтика

Выпускник познакомится со следующими понятиями:

  • детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы;
  • пролог и эпилог в художественном произведении;
  • автобиографические произведения, воспоминания (мемуары);
  • басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл);
  • баллада — рассказ в стихах;
  • фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести;
  • юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений, развитие устной и письменной речи.

Выпускник научится:

  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания;
  • выполнению письменных творческих работ (переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение сказок, описаний, рассказов, стихотворений).

Выпускник сможет научиться:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
  • составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы; выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

 

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания

В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

  1. определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т. е. Насколько обучение соответствует современным целям обучения;
  2. развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  3. мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
  4. создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускники начальной школы должны уметь читать осознанно текст про себя без учёта скорости.

Контроль скорости чтения учитель может проводить по своему усмотрению, чтобы иметь представление, как происходит постепенное её приращение у каждого ученика, и осуществлять необходимую коррекцию. При оценивании техники чтения следует учитывать следующие параметры:

  • способ чтения (для чтения вслух);
  • правильность чтения — чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения (для чтения вслух);
  • его осознанность;
  • выразительность (для чтения вслух);
  • скорость (оптимальная для понимания текста или неоптимальная).

Не рекомендуется проводить строгий контроль навыка чтения учеников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Желательно контроль проводить в индивидуальной форме, которая даёт учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у обучающихся.

Для проверки детям предлагается прочитать незнакомый, доступный по содержанию, с которым они предварительно познакомились, прочитав про себя. Учитель путём фиксации допущенных при чтении ошибок, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.

Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится ребёнок, что важно и для учителя, и для ученика. На всём протяжении контроля ребёнок должен осознавать, что ему доверили текст прочитать текст потому, что он уже «хорошо читает». Ситуация успеха должна сопутствовать ребёнку не только в обычной работе, но и при проведении контроля. В 4 классе контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». При фронтальной форме проверки тексты большого объёма могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой).

Тематический контроль осуществляется при проведении письменных проверочных работ в конце изучения каждого раздела. Для их проведения предназначены листы с заданиями, помещённые в середину рабочей тетради. Рекомендуется перед началом работы детей в тетрадях вынуть эти листы и раздавать их непосредственно на уроке перед началом проведения работы. Каждая проверочная работа содержит 4-5 заданий на проверку усвоения программного материала.

Итоговая отметка — это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные работы.

                   График проведения контроля

Период обучения

№ урока

Вид работы

Раздел

1 четверть

9

20

31

Проверочная работа №1

Проверочная работа №2

Проверочная работа №3

«Любимые книги»

«У истоков русской литературы»

«У истоков русской литературы»

2 четверть

54

62

Проверочная работа №4

Проверка техники чтения

«19 век. Путешествие продолжается...»

(1 полугодие)

3 четверть

69

99

Проверочная работа №5

Проверочная работа №6

«19 век. Путешествие продолжается...»

«Век 20. Новые встречи со старыми друзьями»

4 четверть

127

134

Проверочная работа №7

Проверка техники чтения

«Век 20. Новые встречи со старыми друзьями»

(2 полугодие)

                                                                Итого:

Проверочные работы

                  7

Проверка техники чтения

                  2

9. Материально-техническое обеспечение

Для полноценной реализации курса литературного чтения в начальном общем образовании и достижении планируемых результатов в наличии имеется электронно-программное обеспечение:

1)ноутбуки;

2) презентационное оборудование;

3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя);

4)  ИКТ на компакт-дисках;

Онлайн ресурсы сайта «Старое радио» - http://www.staroeradio.ru/

Онлайн ресурсы сайта «Аудиохрестоматия.рф»-http://аудиохрестоматия.рф/

Онлайн ресурсы сайта «Диафильмы» - http://diafilmy.su/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре.

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 1 класс (Матвеев)...

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...