Разработка урока по чтению .
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Тема: А.П. Чехов. Ванька.
Цели урока:
образовательные
· познакомить учащихся с биографией и творчеством А.П.Чехова;
· познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;
· выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;
· подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;
· совершенствовать навык осознанного правильного чтения;
· совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;
· совершенствовать умение работать с текстом рассказа.
развивающие
· развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.
воспитательные
· воспитывать интерес к произведениям русских классиков;
· воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка некоторых литературных произведений А.П.Чехова, старинная чернильница, перо, свеча, презентация «А.П.Чехов «Ванька», толковые словари.
Методы и приёмы обучения
· к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.
· методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос
Характеристика этапов урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: проверить готовность к уроку и настроить детей на учебную активную деятельность. |
Приветствует детей и настраивает их на работу. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
|
Дети приветствуют учителя. |
2. Постановка темы и цели урока. Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. | Организует диалог с учащимися. -- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое и отправимся во вторую половину 19 века. -Слышали вы что-нибудь о крепостной неволе?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чём расскажет автор в этом произведении? Ваши предположения? А теперь проверим, насколько вы точны!
- О жизни одного из таких мальчиков написал рассказ великий русский писатель Антон Павлович Чехов «Ванька». слайд
|
1. Сообщение подготовленного ученика. - Во времена крепостного права помещик был полновластным хозяином крестьян. Закон разрешал помещику высечь крепостного розгами, заковать его в кандалы, отправить в ссылку в Сибирь. Крестьян меняли на породистых собак, продавали целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи. Голод вынуждал многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, шахты, их отдавали в учение к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам.
Высказывания детей
Дети называют тему урока.
|
3.Актуализация полученных ранее знаний. Цель: повторение знаний о литературных жанрах.
| - На протяжении нескольких уроков мы работаем в разделе, который как называется? - К какому жанру относятся произведения в этом разделе? Докажите. Герои прочитанных произведений заставляют нас о многом задуматься.
| Дети отвечают на вопрос учителя. (раздел называется «Оглянись вокруг»)
Рассказы т.к. описаны реальные события.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
|
4.Подготовка к первичному восприятию. Цель: создание эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения.
| Биография А.П. Чехова
Выставка книг слайд | Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова (2 подготовленных ученика)
|
5.Знакомство с произведением. Цель: совершенствовать навык сознательного чтения, умение видеть последовательность событий, видеть жанровые особенности текста. | Чтение рассказа учитель +учащиеся. - Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?
Словарная работа.( Слайд) Учитель читает словарное слово, а дети объясняют значение данного слова.
| Произведение читают. Устное рисование.
Карточки со словами на каждой парте.
|
6. Беседа по первичному восприятию текста и анализ прочитанного произведения. Цель: выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.
|
-Каким было положение Ваньки? -Получит ли дедушка письмо? -Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической? слайд |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Выборочное чтение. |
7.Физкультминутка. Цель: восстановить работоспособность, помочь снять утомление. | Организует отдых и восстановление работоспособности. Вы, наверное, устали? И поэтому все встали. Ручками похлопали, ножками потопали. Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем. Поморгаем. И работать продолжаем. | Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность. ( под музыкальное сопровождение) |
8. Работа с текстом с опорой на выборочное чтение. Цель: совершенствовать навык сознательного и беглого чтения. |
-Выразительное чтение учителем драматической части рассказа.
Дайте характеристику Ваньке.
- Чтение “с увеличением темпа чтения” детьми
-Чтение “как диктор”
-Пересказ
- Обобщение.
Учитель:
1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя? 2. Хотелось бы вам помочь Ваньке? 3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка? 4. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством? |
Дети работают с учебником, используя выборочное чтение
Дети работают с учебником, используя выборочное чтение.
Рассуждения детей.
Учащиеся работают в парах, выбирают правильный ответ и доказывают.
Дети отвечают.
|
9. Обобщение. Цель: обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения. | Ведёт беседу обобщающего характера. - Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”?
|
Учащиеся работают в группах и делают вывод.
|
10. Рефлексия. Цель: осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. | Учитель предлагает оценить свою деятельность. | Оценивают свою деятельность. Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило… Я почувствовал, что… Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?
|
11. Домашнее задание. Цель: совершенствование читательских навыков в форме творческой работы. | Учитель даёт домашнее задание по выбору. а) составить словесный портрет Ваньки с привлечением текста б) рассуждение на тему: «Могла ли жизнь Ваньки измениться»? в) нарисовать иллюстрацию к рассказу | Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_chtenie.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: А.П. Чехов. Ванька.
Цели урока:
образовательные
- познакомить учащихся с биографией и творчеством А.П.Чехова;
- познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;
- выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;
- подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;
- совершенствовать навык осознанного правильного чтения;
- совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;
- совершенствовать умение работать с текстом рассказа.
развивающие
- развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.
воспитательные
- воспитывать интерес к произведениям русских классиков;
- воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка некоторых литературных произведений А.П.Чехова, старинная чернильница, перо, свеча, презентация «А.П.Чехов «Ванька», толковые словари.
Методы и приёмы обучения
- к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос
Характеристика этапов урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: проверить готовность к уроку и настроить детей на учебную активную деятельность. | Приветствует детей и настраивает их на работу. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. | Дети приветствуют учителя. |
2. Постановка темы и цели урока. Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. | Организует диалог с учащимися. -- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое и отправимся во вторую половину 19 века. -Слышали вы что-нибудь о крепостной неволе? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чём расскажет автор в этом произведении? Ваши предположения? А теперь проверим, насколько вы точны! - О жизни одного из таких мальчиков написал рассказ великий русский писатель Антон Павлович Чехов «Ванька». слайд | 1. Сообщение подготовленного ученика. - Во времена крепостного права помещик был полновластным хозяином крестьян. Закон разрешал помещику высечь крепостного розгами, заковать его в кандалы, отправить в ссылку в Сибирь. Крестьян меняли на породистых собак, продавали целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи. Голод вынуждал многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, шахты, их отдавали в учение к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам. Высказывания детей Дети называют тему урока. |
3.Актуализация полученных ранее знаний. Цель: повторение знаний о литературных жанрах. | - На протяжении нескольких уроков мы работаем в разделе, который как называется? - К какому жанру относятся произведения в этом разделе? Докажите. Герои прочитанных произведений заставляют нас о многом задуматься. | Дети отвечают на вопрос учителя. (раздел называется «Оглянись вокруг») Рассказы т.к. описаны реальные события. Учащиеся отвечают на вопрос учителя. |
4.Подготовка к первичному восприятию. Цель: создание эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения. | Биография А.П. Чехова Выставка книг слайд | Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова (2 подготовленных ученика) |
5.Знакомство с произведением. Цель: совершенствовать навык сознательного чтения, умение видеть последовательность событий, видеть жанровые особенности текста. | Чтение рассказа учитель +учащиеся. - Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик? Словарная работа.( Слайд) Учитель читает словарное слово, а дети объясняют значение данного слова. | Произведение читают. Устное рисование. Карточки со словами на каждой парте. |
6. Беседа по первичному восприятию текста и анализ прочитанного произведения. Цель: выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей. | -Каким было положение Ваньки? -Получит ли дедушка письмо? -Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической? слайд | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Выборочное чтение. |
7.Физкультминутка. Цель: восстановить работоспособность, помочь снять утомление. | Организует отдых и восстановление работоспособности. Вы, наверное, устали? И поэтому все встали. Ручками похлопали, ножками потопали. Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем. Поморгаем. И работать продолжаем. | Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность. ( под музыкальное сопровождение) |
8. Работа с текстом с опорой на выборочное чтение. Цель: совершенствовать навык сознательного и беглого чтения. | -Выразительное чтение учителем драматической части рассказа. Дайте характеристику Ваньке. - Чтение “с увеличением темпа чтения” детьми -Чтение “как диктор” -Пересказ - Обобщение. Учитель: 1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя? 2. Хотелось бы вам помочь Ваньке? 3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка? 4. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством? | Дети работают с учебником, используя выборочное чтение Дети работают с учебником, используя выборочное чтение. Рассуждения детей. Учащиеся работают в парах, выбирают правильный ответ и доказывают. Дети отвечают. |
9. Обобщение. Цель: обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения. | Ведёт беседу обобщающего характера. - Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”? | Учащиеся работают в группах и делают вывод. |
10. Рефлексия. Цель: осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. | Учитель предлагает оценить свою деятельность. | Оценивают свою деятельность. Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило… Я почувствовал, что… Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни? |
11. Домашнее задание. Цель: совершенствование читательских навыков в форме творческой работы. | Учитель даёт домашнее задание по выбору. а) составить словесный портрет Ваньки с привлечением текста б) рассуждение на тему: «Могла ли жизнь Ваньки измениться»? в) нарисовать иллюстрацию к рассказу | Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».
развивать интерес к чтению через знакомство со сказками, познакомить с творчеством А.Линдгрен и ее ...
Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.
Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Разработка урока по чтению "урок чтения 1 класс с буквой Ц"
урок чтения 1 класс с буквой Ц...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...