Конспект урока по литературному чтению 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Слюняева Ольга Викторовна

Конспект урока по литературному чтению 1 класс. Тема "Страна АБВГДейка". Звук а. Буквы А, а. Работа с моделями слов, звуковой анализ." УМК "Персектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_1_klass.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учебный  предмет – Обучение чтению. Класс  1

УМК «Перспектива»

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Азбука. 1 кл. в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011-2012г.

Выполнил учитель начальных классов:

 Слюняева Ольга Викторовна

МБОУ СОШ №8 г. Кстово

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков: 

  • знают об ударении в слове;
  • знают о гласных и согласных звуках;
  • знают о твердых и мягких согласных;
  • умеют различать слово и предложение;
  • умеют читать предложение с помощью пиктограмм;
  • умеют слышать последовательность звуков в слове;
  • умеют различать звуки;
  • умеют проводить звуковой анализ слов;
  • умеют составлять модель слова;

Тема урока: «Страна АБВГДейка». Звук [а], буквы А а. Работа с моделями слов, звуковой анализ. Чтение слов по следам анализа, Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: подвести детей к открытию  гласного звука [а] и букв  А и а, обозначающих этот звук.

Обучающие задачи: познакомить учащихся со звуком [а], его характеристикой и буквами А, а; учить выделять звук [а] из речи, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова; упражнять в анализе слов по модели; познакомить с лентой букв.

Развивающие задачи: развивать устную речь с помощью составления небольшого рассказа по сюжетной картинке; развивать логическое мышление с помощью разгадывания ребуса; развивать фонематический слух и зрительное восприятие.

Воспитывающие задачи: воспитывать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; воспитывать уважение к мнению собеседника, взаимопомощь.

Познавательные УУД:  общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют новые знания; логические - овладевают основами смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; развивают знаково-символические действия; проводят анализ учебного материала, сравнивают, делают вывод, работают с информацией.                                                                                       Регулятивные УУД: принимают и сохраняют  учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; контроль, самоконтроль;  адекватно воспринимают оценку учителя.                                                                           

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге;  формулируют собственное мнение и позицию; управляют поведением партнера - контроль, коррекция его действий; строят высказывания; оценивают действия партнера.    

Личностные УУД: умеют принимать и осваивать  роль ученика; уважают мнение собеседника; осознают значимость чтения, потребность в систематическом чтении.                                                       

Оборудование урока: Азбука 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой(1 CD). «Лента букв. Магнитная доска, буквы.

План урока

Время, отводимое на каждый этап

I этап. Введение в тему.

 1.Мотивация к учебной деятельности

 2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

3. Постановка учебной задачи

2 мин.

3 мин.

2 мин.

II этап. Решение учебной задачи («открытие» детьми нового знания).  

10мин.

  III этап. Обобщение знаний.  

7 мин.

IVэтап.  Первичное закрепление (этап решения частных задач с применением открытого способа).  

8мин.

  V этап.  Рефлексия учебной деятельности.

3мин.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность   учителя

Деятельность    ученика

Теоретическое обоснование (УУД)

I этап. Введение в тему. 1.Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

3. Постановка учебной задачи.    

 II этап. Решение учебной задачи («открытие» детьми нового знания).  

Физкультминутка.  

  III этап. Обобщение знаний.  

Физкультминутка.

                IVэтап.  Первичное закрепление (этап решения частных задач с применением открытого способа).  

 V этап.  Рефлексия учебной деятельности.                    

Вот звенит для нас звонок. Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- Тихо сели.

- Урок начнем с блиц-опроса.                              На какие 2 группы можно разделить звуки? – Как отличить гласные звуки от согласных?

- Скажите, как девочка укачивает куклу?     – Что  нужно говорить доктору, когда он осматривает горло?                                          - Обратите внимание на форму открытого рта. Как произносится звук?                            - Значит какой этот звук?                                 - Как вы думаете, какова тема нашего урока?                                                                - На какие вопросы будем искать ответ?  

   Учитель проговаривает цель и задачи урока.                                                                                                    - На этом уроке у нас будет помощник. А кто он вы угадаете сами. Добрый доктор, лечивший зверей и птиц в сказке К. И. Чуковского?

 - Почему Айболит представляет нам        звук [а]?

 - Откройте учебник на странице 68 и посмотрите на нашего помощника. Прочитайте друг другу, что сказала Айболиту лиса .                                                  - Какой   звук произносит лиса гласный или согласный?                                                        - Почему?                                                           - Значит каким цветом будем обозначать    звук [а] в модели слов?                                    - Дайте характеристику  звуку [а].    

  Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского (учитель читает и спрашивает 2-3 читающих детей).                                                                          – Кого лечил Айболит?  

                                                                                                                                                                           - Где может стоять   звуку [а]?  

                                                                            -  Кого лечит Айболит на картинке?  

 - Дайте ответ предложением, составив его по схеме с помощью пиктограмм. Посмотрите, сколько будет слов в предложении?                                                    - Почему?                                                            - Прочитайте в парах это предложение.         – Найдите модель слова «лиса». Озвучьте звуковую схему, произнесите, выделяя каждый звук.                                                    – Какой буквой обозначают  звуку [а]?          - Посмотрите в верхний левый угол, какая птица принесла эту букву на страницу Азбуки?                                                                - Почему именно эта птица?                           – Посмотрите на букву вверху страницы. Почему ее напечатали красным цветом?                                                                                                                                           -                                                                                 - Сколько букв используют для обозначения этого звука?                                                                          - Когда пишется большая буква?                                         – Рассмотрите «ленту букв»,  найдите букву, с которой познакомились, назовите ее.

 – Найдите букву а под звуковой схемой слова «лиса». Где стоит эта буква и почему?

                                                                                       – Кто знает другие буквы и сможет обозначить буквами другие звуки в этом слове?                                                                                    - Попробуем прочитать о том, о чем рассказала лиса Айболиту.  

- Произнесите слова, в которых вам встречалась буква а.                                                        – Где вы услышали звук [а]?                                                         - Какой это звук?  

                                                                                   – Разгадаем ребус в левой стороне странички. Учитель объясняет правила разгадывания ребуса.                                                         – Какое слово получилось?                                                   – Кто такая акула?                                             – Найдем модель этого слова, произнесем его.                                                                                      – Чем необычно звучание этого слова?                                   – Куда падает ударение?                                                     – Выполните анализ  звуковой схемы этого слова.                                                                                – Звук [а] гласный или согласный? Докажите.                                                                           – Какой буквой обозначается на письме звук [а]?                                                                                      – Выполните задания, предложенные в диске.  

                                                                                – Какой звук мы сегодня открыли?                              – Какой он гласный или согласный?                            – Какой буквой на письме он обозначается?  - Какая работа вам понравилась на уроке?                - Расскажите дома с какой буквой и звуком вы познакомились.                                            – А хотите узнать, вылечил ли доктор Айболит акулу? Прочитайте вместе с родителями сказку К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

 Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

- На гласные и согласные.                     - Гласные звуки тянутся, поются, согласные звуки при произношении встречают преграду.

-Аа-аа-аа.                                               – А-а-а.

- Звук произносится свободно, он тянется.                                                  – Гласный.                                              – Гласный звук [а].

                                                                     - Будем узнавать новое про  звук [а],  узнаем какой буквой он обозначается, поучимся читать слова с этим звуком.

- Доктор Айболит.

                                                                            –С этого звука начинается его имя.  

     Работают в парах.  

                                                               – Гласный.                                               - Звук [а] поется, тянется.

                                                                               - Красным.                                               - Звук [а] гласный, он поется, тянется.

Дети отвечают.                                      – Корову, волчицу.                                                                                                                                - Звуку [а] может стоять  в начале, середине, конце слова.

 –Лису.  

                                                                – Три слова.

  – Потому что в схеме три прямоугольника.                                         Дети читают друг другу.                Дети находят модель, произносят слово, выделяют каждый.

 – Буквой а.  

                                                                      – Аист.                                                       – Потому что слово начинается со звука [а].                                                – Красным цветом мы отмечаем гласные звуки, а буква а обозначает гласный звук [а]. – Две буквы: большая печатная и маленькая печатная.                                         Дети отвечают.                                                   – Находят буквы А а на ленте букв, называют их.

 – Эта буква стоит в конце слова, обозначая последний звук [а].

    Дети, знающие буквы, выкладывают из букв слово на магнитной доске.

  Чтение осуществляется детьми цепочкой по отдельным словам: умеющие дети прочитывают слово, а не умеющие рисунки.  

  Дети произносят: пришла, Айболит, лиса, укусила, оса.                                    – В начале, середине и конце слов.                  – Гласный.  

                                                                         Учатся разгадывать ребус.                              - Акула.                                                                – Это хищная огромная рыба.    Произносят.                                                                                                                        

  - Оно начинается и заканчивается звуком [а].                                               – Ударение падает на второй гласный звук.                                                     Выполняют звуковой анализ слова      - Гласный, он поется, тянется.                                                                              

 – Буквой  Аа                                                                                                              

  Выполняют упражнения, работают со звуковыми схемами.

 - Звук [а].                                                     - Гласный, он поется, тянется.                              – Буквой Аа.                                                Дети отвечают.

Личностные: умеют принимать и осваивать  роль ученика. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге.  Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: принимают учебную задачу.                                                        Формы - фронтальная, коллективная. Методы – словесный    

 Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; контролируют действия партнера; участвуют в диалоге.                      Познавательные:  общеучебные-  осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; логические- овладевают основами смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; развивают знаково-символические действия; проводят анализ учебного материала, сравнивают, делают вывод. Регулятивные: сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей Формы - фронтальная, коллективная, парная.                                                       Методы – словесный, наглядный, практический.  

 Коммуникативные:  управляют поведением партнера - контроль, коррекция его действий; участвуют в диалоге.                                      Познавательные:  общеучебные-  структурируют новые знания; логические- овладевают основами смыслового чтения; Работают с информацией.                                Регулятивные: сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задаче. Формы - фронтальная, коллективная, индивидуальная                                      Методы – словесный, наглядный, практический.  

  Коммуникативные:  участвуют в диалоге.                                      Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: контроль, самоконтроль; сохраняют учебную задачу.

Формы - фронтальная, коллективная                                     Методы – словесный, наглядный, практический, проблемный.

 Коммуникативные:  участвуют в диалоге; строят высказывания; оценивают действия партнера.   Познавательные:  осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания.      Регулятивные:  сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя.                              Личностные: уважают мнение собеседника; осознают значимость чтения, потребность в систематическом чтении.                                                        Форма – фронтальная.                                 Метод – словесный.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...