Рабочая программа по литературе 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Багаевская Светлана Николаевна

Рабочая программа по литературе 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка 
  2. Общая характеристика учебного предмета 
  3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 
  4. Описание места учебного предмета в учебном плане 
  5. Содержание учебного предмета 
  1. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся   
  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 

                       

Пояснительная записка

Рабочая программа для 4-х классов общеобразовательных школ составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   (Зарегистрировано в  Минюсте  РФ 22. 12. 2009г. № 157  85   )
  • Программы для   общеобразовательных учреждений  . Москва,   Просвещение,2010
  • Авторская  программа   Р.Н.Бунеева. Е.В. Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» (Сборник программ « Образовательная система «Школа 2100» / под.Ред.А.А. Леонтьева.-М.: Баласс, 2009)  

      в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ № 1 ст.Ольгинской

Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.

2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

– «Любимые книги»;

– «У истоков детской литературы»;

– «XIX век. Путешествие продолжается»;

– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

На изучение литературного чтения отводится:

– всего 102 часа в учебный год (3 часа в неделю).

В том числе:

– на проведение проверочных работ – 8 ч;

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

  1. Общая характеристика учебного предмета
  1. Сквозные линии развития личности средствами предмета:
  • овладение функциональной грамотностью  (извлечение, преобразование и использование текстовой информации) и овладение техникой чтения;
  • овладение, навыками различных видов устной и письменной речи;
  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

I. Работа с текстом до чтения. 

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе

В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:

1) по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;

2) знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:

– рассматривание книги, знакомство с писателем;

– чтение учителем фрагмента из любого текста;

– самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;

– самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним  в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;

3) урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку.

  • III. Описание места учебного предмета в учебном плане
  • В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается 3 часа в неделю (102 ч. в год).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102часа)

Введение, любимые книги (7ч)

Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера», Е. Велтистов «Приключения Электроника»,  Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,
  • их авторов.

уметь:

  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

У истоков русской детской литературы (19 ч)

Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов», Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…», «Похвала книгам» Я. Мудрого, Чудов монастырь. Стихи Савватия,  Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, С. Аксаков «Детские годы  Багрова – внука», А. Болотов «Жизнь и приключение Андрея Болотова».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • выполнять творческие задания;
  • определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов;
  • составлять план;
  • участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения;

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  XIX век. Путешествие продолжается (30 ч)

Басни И. А. Крылова, А. Погорельский «Черная курица», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», А.В. Жуковский «Спящая царевна», А. Ишимова «Славяне», В. Даль «война грибов с ягодами», стихи А.Толстого, А.Плещеева, А. Майкова, Ф. Тютчева, К. Д. Ушинский «Наше Отечество», А. Куприн «Слон».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,их авторов.

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст; составлять его простой план;
  • читать стихотворные произведения наизусть;
  • различать жанры художественной литературы.

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями (46ч)                

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»,  Б. Жидков «Николай Исаич  Пушкин», К. Чуковский «Серебряный герб», Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке», Е. Шварц «Два брата», А Толстой «Фофка», М. Пришвин «Изобретатель», С. Маршак «Сила жизни», Р. Киплинг «На далекой Амазонке», Р. Бернс «В горах мое сердце»,

Ю Олеша «Три толстяка», А. Гайдар «Тимур и его команда», Н. Носов «Федина задача»; Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира,С. Черного, В. Долиной; С. Козлов «Снежный цветок».

В результате изучения темы обучающийся должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений,
  • их авторов;
  • юмористические и сатирические произведения детской литературы;
  • отличие детской поэзии второй половины 20 века от произведений для детей 20–х годов;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

уметь:

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • давать определения понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;
  • характеризовать персонажи, их поведение, авторское отношение;
  • выделять ключевые фразы, мысли при чтении;
  • комментировать прочитанное;
  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;
  • выразительно читать по ролям, инсценировать;
  • пересказывать текст с добавлением диалога;
  • характеризовать героев;
  • читать выборочно, цитировать текст;
  • замечать философский подтекст в содержании  произведения, настроение, размышление автора.

использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Круг чтения и опыт читательской деятельности

  Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной  и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

   Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

   Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе обучающиеся продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности обучающегося продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

I. Работа с текстом до чтения. 

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где обучающийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность обучающихся..

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

III. Работа с текстом после чтения.

  • Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления обучающихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 В результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Кол-во проверочных и контрольных работ

1

Введение, любимые книги

7

1 пр. р.

2

У истоков русской детской литературы

19

2 пр.р.

3

XIX век. Путешествие продолжается 

30

2 пр.р.

4

Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями

               

46

1 пр.р. + 1 к.р.

Итого:

102

7

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Урока

Кол-во

час

Тип

урока

Вид

контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы дополнительного

содержания

Виды деятельности учащихся

УУД

Дата

Домашнее задание

I   четверть

1

Введение в курс литературного чтения. Знакомство с книгой «В океане света»?

Я - гражданин своей страны и частично её истории вчера»

1

Урок повторения

Текущий контроль: устный рассказ

Основные  темы: произведения  о  родине, о  труде,  о детях, о приключениях.

Характер героя, его поступки и мотивы

Знать  основное  содержание  произведений, их  авторов.

1.09

 Устное сочинение «Мое путешествие в …век»

С.4 – 7

Раздел 1. «Любимые книги» (6часов)

2

Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.

1

Урок повторения

Произведения современной  отечественной литературы, доступные  для  восприятия  младших  школьников.  Герои   произведения. Восприятие  и  понимание   эмоционально- нравственных  переживаний.

Характер героя, его поступки и мотивы

Знать  основное  содержание  произведений, их  авторов.

Уметь:

- определять  тему  и  главную  мысль  произведения,

- пересказывать  текст,

- читать  стихотв. произведения  наизусть,

- читать осознанно  текст Худож. произведений  «про  себя».

2.09

Нарисовать свой город будущего

С.9-16

3

4 -5

 Фантастическая повесть. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение 4 части

Осознанное  чтение   целыми  словами  с  соблюдением  норм литературного произношения. Выразительное  чтение,

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Знать  основное  содержание  произведений, их  авторов.

Уметь:

- определять  тему  и  главную  мысль

3.09

Творческий пересказ на тему «Урок математики»

С.17 - 25

 Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

2

использование интонаций, соответствующих уровню  текста.

  произведения,

- пересказывать  текст,

- читать  стихотв. произведения  наизусть,

- читать осознанно  текст Худож. произведений  «про  себя».

.

8.09

9.09

6-7

Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №1шоколада»

2

Урок введения новых знаний

Творческий пересказ

Произведения современной  отечественной литературы, доступные  для  восприятия  младших  школьников. Герои   произведения. Жанры произведения. Виды речевой  деятельности.

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

10.09

15.09

Выучить самый смешной отрывок

с.26 – 28

с.29 вопросы

Раздел № 2 «У истоков русской детской литературы» (19 часов)

8-9

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок) Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

2

Урок введения новых знаний

Тема. Главная  мысль текста. Цель  его  написания. Эмоциональная и  стилистическая окрашенность.

История детской литературы

Знать  основное  содержание  произведений, их  авторов.

Уметь:

- составлять  небольшое монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст,

- оценивать  события,  героев  произведения,

- читать  стихотв. произведения  наизусть.

16.09

17.09

22.09

23.09

С.32-36

10-11

Повесть временных лет». «Расселение славян».

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки кой азбуки

2

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение

Понимание  содержания  литературного  произведения: события, их  последовательность.

Выразительное  чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу   текста.

Русская летопись.

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Составить летопись о своем крае.

С.37- 39

12-13

 «Похвала книгам» Ярослава Мудрого.  «Поучения» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV-XVI веках. Поучения и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

2

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение

Чтение наизусть

Осознанное  чтение, правильное  чтение, выразительное  чтение.   Участие  в  диалоге при  обсуждении  прочитанного произведения. Постановка  вопросов и ответы  по  содержанию. Основная  мысль

Справочники, энциклопедии,

периодические издания для детей

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

- составлять  небольшое монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст,

- оценивать  события,  героев  произведения,

- отличать  древнерусские  стихи  от  современных.

24.09

29.09

С.40- 47

Выразительно читать

14

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

1

Урок развития умений и навыков

Выразительное чтение

Эмоциональная и стилистическая  окрашенность

Стихи для детей Савватия

30.09

Выразительно читать

С.47- 56

15

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина 

1

Урок развития умений и навыков

Чтение наизусть

Герои  произведения Восприятие  и  понимание   эмоционально- нравственных  переживаний..

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Знать  темы  и героев  путешествия.

1.10

Стр.57-63

 Наизусть.

16

Путешествие 2. Сон незнакомого мальчика 

1

Урок повторения изученного

Выразительное чтение

Рассказ о герое книги

Обсуждение  изображения  в учебнике, детское   чтение  в XVII в.

Образ  мальчика.

Понимание  содержания  литературного  произведения: события, их  последовательность.

Выразительное  чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу   текста.

Автобиографическое произведение

Уметь  составлять   план, участвовать  в  обсуждении  итогов домашнего  чтения.

6.10

С. 64-  69

Выразительное чтение

17-18

 Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. Обобщение по разделу «У истоков детской литературы». Проверочная работа №2

2

Урок обобщения и контроля изученного

Проверочная работа

Жанры, автор, связный рассказ  о прочитанном. Обобщающая  беседа.

Отрывки из русских летописей

Уметь

- выполнять  творческие   задания,

- определять  жанры  древнерусской  литературы  по   фрагментам  текстов,  составлять   историю  книги

7.10

8.10

С. 85

вопросы  №1- 10

19-20

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука» - автобиографическое произведение

2

Урок введения новых знаний

Самостоятель-ное чтение

Понимание  содержания  прочитанного. Участие  в диалоге при  обсуждении прочитанного.

Автобиографическое произведение

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

- составлять  небольшое монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст,

- оценивать  события, героев  произведения,

-читать  стихотворные произведения  наизусть.

13.10

14.10

С.70 -  73

Рассказ о герое книги

21-22

А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни»

2

Урок развития умений и навыков

Текущий контроль: выразительное чтение статьи

Выразительное  чтение, установление  логических  связей. Решение  задачи «Развивающий  канон». Обсуждение  названия  журнала.

Периодическая печать

Знать:

-о Н.Н Новикове как издателе, писателе, учёном,

-отличие  современных  статей  от  изданий ранних  периодов.

Уметь

-сравнивать  построение  нравоучительных  статей,

- соотносить  текст с пословицами.

15.10

20.10

С.74- 78

Выразит. чтение

23-24

Статьи Н.И.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

2

Урок введения новых знаний

Самостоятельное чтение. Стихи А.Шишкова

Развитие  жанров  произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание  содержания  произведения. Декламация   стихотворных  произведений.

Характер героя. Его поступки и их мотивы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

- составлять  небольшое монологическое  высказывание  с  опорой  на  авторский  текст,

- оценивать  события, героев  произведения,

-читать  стихотворные произведения  наизусть.

21.10

22.10

Самостоятельное чтение. Стихи А.Шишкова

25

Детские стихи А. Шишкова. Образ «идеального» ребёнка в рассказе А.Шишкова «Можно исправиться, когда твёрдо того хочешь»

1

Урок работы с новым текстом

Выразительное чтение

Рассказ о герое книги

Понимание  содержания  прочитанного. Участие  в диалоге при  обсуждении прочитанного.

Характер героя. Его поступки и их мотивы

27.10

26

 Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI – XVIII веках. Проверочная работа №3

1

Урок обобщения и контроля изученного

Тематический контроль: проверочная работа

Жанры, автор, связный рассказ  о прочитанном. Обобщающая  беседа.

28.10

Раздел 3 «Путешествие продолжается» (30 час)

27

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.Крылов «Слон и Моська»

1

Урок введения новых знаний

Текущий контроль

Выразительное  чтение. Жанр- басня. Биографические сведения  об  авторе. Формулирование  вопросов  и  ответов.

Использование  интонации, соответствующей   смыслу  текста.

Басня, ее особенности.

Место произведения в истории русской детской литературы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно  текст,

- определять  тему  и главную  мысль  произведения,

-пересказывать текст,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы.

29.10

Выучить басню.

Проиллюстрировать басню Крылова

С.87 - 93

 II четверть

28

И.А.Крылов «Квартет».  Характерные особенности жанра басни. Обобщение. Басни И.А. Крылова

 

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение

Различие  жанров  произведений. Осознанное  чтение.

Участие  в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование  личной  оценки.

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-характеризовать  образ  Алёши, -----составлять план  пути  проникновения  в сказку,

- составлять стилизованный план,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  20.1художественной  литературы.

10.11

29-30-

А. Погорельский «Чёрная курица рица…»

2

Урок развития умений и навыков

Выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

11.11

12.11

Дочитать 1 часть

Найти другие сказки этого автора.

С. 97 - 111

31-32

А. Погорельский «Чёрная курица рица…»

2

Урок введения новых знаний

Краткий пересказ

Выдающие представители русской  литературы :

А.С. Пушкин,

 В.А. .Жуковский.

Н.В.Гоголь

17.11

18.11

Подготовить рассказ об А.С.Пушкине

С.112 - 117

33-34

Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой 

2

Урок развития умений и навыков

Выразительное чтение сказки

Сюжет, герой- персонаж, его  характер, поступки. Эмоциональная  окрашенность. Выразительное  чтение, выделение  смысловых  частей.

Характер героя, его поступки и их мотивы Составлять простой план в разных его вариантах

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы.

19.11

24.11

Выразительное чтение

35-36

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

2

Урок обобщения изученного

Чтение наизусть отрывка

Понимание  содержания литературного  произведения.

25.11

26.11

Отрывок  наизусть.

Самостоятельное чтение В.Даль «Война грибов с ягодами»

37-38

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

2

Урок развития  связной  речи

Тематический контроль: творческая работа

Знать  автобиографическую литературу.

Уметь  определять  место книги  в  детстве  писателей.

Создание небольших письменных ответов по прочитанному

1.12

2.12

А. Ишимова «Славяне». Самостоятельное чтение.

39-40

Жуковский «Спящая царевна» 

2

Урок обобщения и контроля изученного

Тематический контроль: проверочная работа

Жанры, автор, связный рассказ  о прочитанном. Обобщающая  беседа.

3.12

8.12

41

Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С.Пушкина и В.А.Жуковского (обобщение).

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение

Средства  выразительности и описание Понимание  содержания литературного  произведения.

Характер героя, его поступки и их мотивы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы

9.12

С.162 – 171

Выразительное чтение

42-43

В.И.Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра)

2

Урок закрепления изученного

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Тема стихотворения. Средства  выразительности. Выразительное чтение.

10.12

15.12

С.172- 173

наизусть

44-45

А.Ишимова «Славяне»

2

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение

Виды  текстов: повествование, описание. Герой-персонаж, его  поступки, характер.

Работа  над  образом  Мазая.

Характер героя, его поступки и их мотивы

16.12

17.12

С.176-182

наизусть

/

46

Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается». Проверочная работа №4.

1

Урок развития знаний и умений

Текущий контроль

Знакомство  с писателем «Азбука» Л.Н. Толстого

Жанры : сказка, описание, рассказ.

22.12

С.183- 190

Выразительное чтение

47-48

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

2

Урок повторения изученного

Выразительное чтение

23.12

24.12

С. 191- 195

Выразительное чтение

49-50

Поэты  XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А.Плещеева

2

Урок применения знаний, умений и навыков

Текущий контроль: фронтальный опрос

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

29.12

12.01

III  четверть

51

 Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе 

1

Урок применения знаний, умений и навыков

Текущий контроль: творческая работа

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

13.01

52

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

Урок закрепления изученного

Текущий контроль: чтение по ролям

Главная  мысль. Жанр. Элементы. Работа с  рассказами. Язык  писателя. Жанр  путевого очерка.

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-читать произведения наизусть,

-различать  жанры  художественной  литературы

14.01

С.197 – 206  

53

Школа в Ясной Поляне. Учебные книги .

1

Урок повторения изученного

Выявление художественных средств

Главная  мысль. Словарное  богатство  русского языка Составление  плана.

Деление текста на части. Составление плана.

19.01

А.Куприн «Слон»

Самостоятельное чтение

54

Л.Н.Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»

1

Урок обобщения знаний, умений, навыков

20.01

55-56

 К.Д. Ушинский « Столица и губернский город»

2

Урок обобщения и контроля изученного

Тематический контроль: проверочная работа

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

21.01

26.01

Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. (46 часа)

57-58

К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога» 

2

Урок развития знаний и умений

Текущий контроль

Толкование слов и словосочетаний

Герои произведения. Восприятие  и понимание их эмоционально- нравственных  переживаний.

Отрывки из повести Творческие пересказы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части.

27.01

28.01

С.4 -9

59

 К.Д. Ушинский «Наше Отечество» 

1

Урок повторения изученного

Текущий контроль: ответы на вопросы

Осознанное, правильное выразительное  чтение. Пересказ.

2.02

С. 10 – 20

60-61

Куприн «Слон»

2

Урок повторения изученного

Текущий контроль

Выдающие представители русской  литературы :

А.С. Пушкин,

 В.А. .Жуковский.

Характер героя, его поступки и их мотивы

3.02

4.02

С. 20 – 29

62-63

Куприн «Слон»

2

Урок введения новых знаний

Фронтальный опрос

Осознанное, правильное выразительное  чтение. Участие  в диалоге  при обсуждении прочитанного. Формулирование  личной  оценки.

Творческая индивидуальность писателя. Работать над образом литературного героя

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план.

9.02

10.02

С.31 – 42

64

 Обобщение. Проверочная работа по разделу №5 «Детская литература XIX века»

1

Урок введения новых знаний

Фронтальный опрос

11.02

65-66

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

2

Урок повторения изученного

Выразительное чтение

Жанр произведения: стихотворение. Различие  жанров произведений. Иллюстрация в книге, её  роль в  понимании  произведения.

Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Выделение языковых средств худ .выразительности

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-- использовать статьи  литературных  критиков.,

-участвовать в обсуждении  текстов.,

 Объяснить  смысл  названия  путешествия,

- рассказывать  о  полюбившихся  детских  журналах.

16.02

17.02

 С 51 – 54

Выборочный пересказ текста.

67

Путешествие 8. В…библиотеку. Загадка Лидии Чарской 

1

Урок закрепления изученного

Текущий контроль

Классики  детской  литературы.

Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста. Свободные высказывания о выступлениях одноклассников

18.02

С. 58 – 61

Выразительно читать

68-69

 Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8)

2

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос

Произведение классика советской   детской  литературы. Понимание  содержания прочитанного.

Герои произведения. Восприятие  и понимание их эмоционально- нравственных  переживаний. Различие  жанров  произведений: сказка.

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-анализировать  сказки,

-составлять  цитатный  план,

-сравнивать сказки со  схожим  сюжетом,

-выразительно  читать  фрагменты  сказок.

23.02

24.02

С.62 – 72

Выразительно читать

С.. 73 – 81

70

 Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10-11) 

1

Урок обобщения изученного

Фронтальный опрос

Осознанное  чтение  доступных по  объёму  произведений. Выразительное  чтение, использование  интонаций, соответствующих  смыслу  текста.

Составление простого плана

25.02

С. 82-85

Составить  план.

71

Путешествие 9. Петроград, 1923 год 

1

Урок повторения изученного

Фронтальный  опрос

Пересказ текста. Построение  небольшого монологического высказывания. Герои  произведения.

Наблюдение над языком произведения.

Способы работы над текстом

2.03

С.86 – 92

Выучить наизусть любой фрагмент

72

Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа

Жанр: рассказ.

Понимание  содержания произведения. Пересказ  текста.

Подробно пересказывать по плану

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

 -определять  тему и главную  мысль сказки

 - делить текст на смысловые  части, составлять его простой план,

-выполнять  творческую  работу: понаблюдать, иллюстрировать др.,

- выявлять  авторское  отношение  к   героям, сюжетам  произведений.

3.03

С.93- 98

Выразительно читать

С.Маршак «Сила жизни»

73-74

 Корней Чуковский «Серебряный герб» (глава 1). Телефон 

2

Урок повторения изученного

Фронтальный и индивидуальный опрос

Особенности  творчества  Маршака.

Понимание  содержания прочитанного.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному

4.03

9.03

Выучить наизусть

Выразительно читать

75-76

Д.Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» Ю. Владимиров «Чудаки», А. Введенский «О рыбаке и судаке»

2

Урок обобщения и контроля изученного

Тематический контроль: проверочная работа

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

10.03

11.03

77

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С.Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем!»

1

Урок усвоения новых знаний

Самостоятельная работа

Понимание  содержания   литературного произведения. Восприятие  и понимание их эмоционально- нравственных  переживаний.

Характер героя, его поступки и мотивы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

-определять  тему  и главную   мысль  произведения,

-давать  определение понятиям гротеск, антитеза, цвет. Ирония, пейзаж.,

-характеризовать  персонажей, их поведение, авторское  отношение.

Уметь:

- выделять ключевые  фразы, мысли  при чтении,

- комментировать прочитанное.

16.03

С. 103- 110

78

Е. Шварц «Два брата»

1

Урок-практикум

Практическая работа Фронтальный опрос

Понимание  содержания   литературного произведения. Герои  произведения.

Главная  мысль. Тема. Содержание.  Формулирование  вопросов.

Прием работы с текстом

17.03

С.113- 120

IV четверть

«Как найти город Трех Толстяков», Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом»

79

Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»

1

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос

Исторические приметы времени создания повести

Знать юмористические  и сатирические  произведения детской литературы.

Иметь  целостное  представление о книге.

Уметь:

-относить прочитанное  произведение  к определённому  8виду и жанру,

-выразительно  читать по ролям,

-пересказать   текст с добавлением диалога,

- характеризовать  героев,

- участвовать в обобщающей  беседе.

 

18.03

80-82

А.Н.Толстой «Фофка»

3

Урок повторения изученного

индивидуальный опрос

Понимание  содержания   литературного произведения: тема, главная  мысль, события, их последовательность.

30.03

31.03

1.04

6.04

7.04

Прочитать 3-4 часть

С.131- 141

83-84

А.Н. Толстой «Кот – сметанный рот». М.Пришвин «Изобретатель»

2

Урок повторения изученного

Творческая работа

Герои  произведения.

Восприятие  и понимание их эмоционально- нравственных  переживаний.

Характер героя, его поступки и мотивы

Выучить отрывок

С.141- 151

85

С.Маршак «Сила жизни»

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение отрывка наизусть

Построение  небольшого  монологического  высказывания: рассказа о своих  впечатлениях.

Образ литературного произведения .

Характер героя, его поступки и мотивы

8.04

С.152- 161

86-87

Р.Киплинг «На далёкой Амазонке». Р.Бёрнс «В горах моё сердце»

2

Урок применения знаний, умений и навыков

индивидуальный опрос

Составление  связного рассказа по  содержанию прочитанного.

Сведения об авторе

13.04

14.04

88

С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. Обобщение. Проверочная работа №6 по разделу «Детская литература XX века». (Путешествия 8-10)

1

Урок повторения изученного

Фронтальный опрос

Жанр: стихотворение.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

-читать  осознанно текст  художественного  произведения «про себя»

-пересказывать текст,

- делить  текст на смысловые  части, составлять его простой  план.

15.04

С.162- 163

Выучить наизусть

стихотворение

89

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»

А.Барто «Снегирь»

1

Урок усвоения новых знаний

Чтение стихотворения наизусть

Жанр: стихотворение. Эмоциональная  окрашенность речи.

Средства художественной выразительности

Наглядное пособие по развитию речи

Знать произведения  классиков  детской  литературы.

20.04

С.164- 167

Выучить одно стихотворение

90-91

Ю.Олеша «Три толстяка».  «Кукла с хорошим аппетитом»

2

Урок повторения изученного

Творческая работа .

Чтение стихотворения наизусть

Жанр: стихотворение. Выразительное  чтение.

Средства художественной выразительности

21.04

22.04

С.173- 177

92

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки!» Р.Фраерман «Гайдар и дети»

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Проверочная работа

Произведения для детей и их авторы

Знать особенности  жанра драматургии(пьесы-сказки), идею  пьесы.

Уметь:

-анализировать характеры героев,

-инсценировать пьесу,

-читать по ролям,

- рисовать  волшебный  цветок,

-участвовать в обобщающей  беседе.

27.04

С.184- 191

93-94

А.Гайдар «Тимур и его команда»

2

Знать  названия, основное  содержание  изученных произведений, их  авторов.

Уметь:

- читать выборочно, цитировать текст,

-замечать философский подтекст.,

- выразить письменно  свои впечатления  о прочитанном.

28.04

29.04

95

Путешествие 13. Смешные книжки. Тайна юмора и сатиры. Н.Носов «Федина задача». В.Драгунский «Что любит Мишка» Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Проверочная работа

Создание  небольших  письменных  ответов на  поставленные  вопросы.

Основные этапы развития детской литературы

4.05

96

Путешествие 14.  «Книжкины именины» во дворце пионеров.  Стихи Е.Благиной, Б.Заходера, Ю.Коринца.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематический контроль: фронтальный опрос

Умение ставить вопросы. Отвечать на  вопросы  по  содержанию  прочитанного.

Жанры. Рассказ о впечатлениях по прочитанному. Виды речевой деятельности: слушание (аудирование), чтение, говорение

Уметь самостоятельно  читать  эпилог, составлять  «Письмо  к авторам»

5.05

97

Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, Э.Мошковской и Э.Успенского Стихи СЧёрного, В.Долиной, Н.Матвеевой, миниатюры Г.Цыферова

1

Урок повторения изученного

6.05

98

Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями»

1

11.05

99

С.Козлов «Снежный цветок»

1

12.05

100

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

1

13.05

101-102

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета» Эпилог. Письмо к читателям. По страницам книг о родном крае. Викторина 

2

18.05

19.05

20.05

График проверочных работ по литературному чтению в 4 классе

на 2014-2015 учебный год.

Дата

Тема проверочной работы

Проверочная работа № 1 по разделу «Любимые книги»

Проверочная работа № 2 по разделу «У истоков русской детской литературы. Путешествие 1

Проверочная работа № 3 по разделу «У истоков русской детской литературы» Путешествие 2

Проверочная работа № 4 по разделу «Век 19. Путешествие продолжается» Путешествие 3,4,5

Проверочная работа № 5 по разделу «Век 19. Путешествие продолжается»  Путешествие 6, 7

Проверочная работа № 6 по разделу «Век 20. Новые встречи со старыми друзьями» Путешествие 8,9, 10

Итоговая контрольная работа

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Дополнительная литература.

1. В мире природы, истории и литературы : сборник загадок / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.

2. Внеклассное чтение. 3–4 классы. Учим играя (задания, тесты, игры, викторины) / авт.-сост. И. В. Блинова. – Волгоград : Учитель, 2008.

3. Крылова, О. Н. Литературное чтение. Итоговая аттестация. 4 класс : типовые тестовые задания / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

4. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В одном счастливом детстве». I полугодие / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2010.

5. Литературное чтение. 4 класс : поурочные планы по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой «В одном счастливом детстве». II полугодие / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2010.

6. Литературное чтение. 1–4 классы : формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

7. Литературное чтение. 4 класс : промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. Н. В. Глинская. – Волгоград : Учитель, 2011.

8. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение,1992.

9. Чтение. 1–4 классы : тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15

2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www. school2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www. km.ru/ed

9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

3. Наглядные пособия.

1. Репродукции картин русских художников.

2. Таблицы «Портреты писателей».

4. Информационно-коммуникативные средства.

1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

2. Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).

3. Звуки природы (CD).

4. Шедевры русской живописи (CD).

5. Технические средства обучения.

Телевизор, магнитофон, мультимедийный компьютер.

6. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, карт; укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.); шкаф для хранения таблиц.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Результаты обучения 

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся и содержат три компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные:

Формирование внутренней позиции школьника, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируясь на моральные нормы и их выполнение.

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать  (эмпатия);
  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметные:

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные УУД:

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение задавать вопросы.


.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературного чтения обучающийся 4 класса  должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.

Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)

рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...

рабочая программа для 3 класса по татарской литературе

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного федерального стандарта....

Рабочая программа по литературе 2 класс.

Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...

Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....

Рабочая программа по литературе 1 класс "Школа России" 2012 год.

Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....

Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива

Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...