Литературное чтение 3 класс КТП
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рогачева Инна Александровна

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. /  Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.

2. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010

 

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения в 3 классе выделяется 102 часа в учебном году (3 часа в неделю).Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 103 часов (3 часа в неделю).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_chtenie.docx115.54 КБ

Предварительный просмотр:

                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

План

Факт

Глава 1  Вступаем в неизведанный мир (12 часов).

1

Знакомство с учебником.

Ю.П. Мориц

«1 сентября».

1

ИПЗУЗ

Характеристика книги (учебника), ее структуры: обложка, форзац, титульный лист, деление содержания на главы, оглавление.

Анализ и характеристика иллюстраций, помещенных на обложке, форзаце, цветных страницах (при помощи учителя).

Осмысление текста вступительной статьи.

Характеристика поэтического текста, нахождение средств, которые использовал автор для передачи своего отношения к описываемому.

Уметь ориентироваться в учебнике. Осознанно воспринимать вступительную статью автора, понимать ее смысл и назначение.

Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного

текста.

Осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста, его характер.

Текущий  опрос

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой

деятельности на основе литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений, доступных данному возрасту; эмоциональная отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе;

– способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной

задачи;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные универсальные учебные действия:

– читать тексты, понимать фактическое со_

держание текста, выделять в нем основные

части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– пользоваться словарями учебника, мате_

риалом хрестоматии;

– ориентироваться в содержании учебника;

– сравнивать художественный и научно-познавательный текст;

– на первоначальном уровне анализировать

доступные художественный тексты;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

. Коммуникативные универсальные учебные действия:

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседника;

– следить за действиями других участников

в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее

коррективы.

2

Отношения человека

и Природы в древности

1

УИПЗЗ

Выразительное чтение текстов, с анализом использования разной интонации, пауз,  темпа.

Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста.

Сравнение и характеристика особенностей прочитанных произведений.

Упражнение в восприятии

учебной информации на слух.

Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме.

Сравнивать фольклорные тексты созданные разными народами.Уметь отвечать на вопросы по тексту.

Работать со словом, распознавать художественные образы.

Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного

текста и ответов на вопросы.

3

Народная сказка «Яичко»

1

УИПЗЗ

Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения.

Понимание и объяснение

смысла и значения названия  сказки.

Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста.

Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию.

Уметь определять последовательность развития сюжетного действия, распознавать черты фольклорной сказки.

Уметь формулировать простые выводы.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Фронталь-

ный опрос

4

С. Маршак «Дом, который построил Джек»

1

УИПЗЗ

Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Уметь ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию.

Уметь определять последовательность развития сюжетного действия.

Уметь выделять черты, присущие разным жанрам фольклора.

Фронталь-

ный опрос

5

М. Бородицкая «Убежало молоко

1

УИПЗЗ

Сравнение фольклорных произведений разных форм, произведений фольклорных и авторских.

Конструирование монологического высказывания (на заданную тему)

Находить элементы игры в разных жанрах фольклора. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Устно сочинять продолжение прочитанного произведения.

Индивидуальный опрос

6

Образ Мирового дерева. РНС «Петушок - золотой гребешок  и жерновцы».

1

УИПЗЗ

Сравнение (под руководством учителя) отражения древних представлений о Мировом дереве в тексте, в картине, в сказках.

Нахождение и характеристика особенностей прослушанного произведения.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Получить представление о мифе как древнем взгляде на мир, как способе жизни в этом мире.

Находить контрастные, противоборствующие пары понятий в современной жизни в современных представлениях человека об устройстве мира как отражение древних представлений.

Различать научный и фольклорный тексты, находить отличительные особенности построения

и языка. Иметь представление о законах народной волшебной сказки.

Текущий  опрос

7

 

 «Царевна-лягушка»,

«Сивка-бурка»,

3

УКИЗ

Анализ средств, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого жанра.

Анализ текста: определение сюжета.

Сравнение и характеристика особенностей прочитанного фольклорного произведения.

Рассматривание иллюстрации и ее анализ, толкование художественных образов, созданных живописцами.

Сравнение сказок, характеристика особенностей волшебной народной сказки.

Выделять черты, присущие волшебной народной сказке.

Ориентироваться в содержании прочитанного, понимать сущность

поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Расширить и уточнить знания о законах народной волшебной сказки.

Анализировать текст и наблюдать законы построения сказки.

Фронталь-

ный опрос

8

РНС «Хаврошечка»

9

Мир волшебной сказки в живописи

10

Особенности авторского взгляда на мир в   литературы и живописи:

 

1

УКИЗ

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения.

Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения.

Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

Индивидуальный опрос

11

Следы мифологических

представлений в жизни

современного человека.

   

 

1

УИПЗЗ

Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения.

Деление рассказа на смысловые части, выделение завязки, кульминации, развязки.

Описание переживания литературного героя с использованием выборочного пересказа близко к тексту

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.  

 Уметь определять последовательность развития сюжетного действия.

Фронталь-

ный опрос

12

Идейно-нравственное

значение стихотворения.

 

«Проверь себя».

1

УПОКЗ

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Анализ текста.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы.

Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста.

Уметь анализировать тексты одноклассников: сказки, отзывы, сочинения – с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета.

Уметь оценивать результаты своего творчества (рефлексия).

Индивидуальный опрос

Проверочная работа

13

 

Античные мифологические мотивы  

1

УИПЗЗ

Сравнение и характеристика изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов.

Упражнение в восприятии

учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме

Создание справочника, в соответствии с учебным заданием.

Осознанно воспринимать содержание мифа.

Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Осознавать отличительную особенность этого мифа – присутствие в образе Прометея черт героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти природы.

Текущий  опрос

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой

деятельности на основе литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания

прочитанному или услышанному художествен                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            ному произведению.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– пользоваться словарями учебника, мате_

риалом хрестоматии;

– ориентироваться в содержании учебника;

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– на первоначальном уровне анализировать

доступные художественный тексты;

– структурировать знания при сопоставлении текстов.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– проявлять устойчивый интерес к общению

и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге.

14

 Представление о пантеоне греческих богов.

1

15

Подвиги героя (по древнегреческому мифу о Прометее).

1

УИПЗЗ

Чтение вслух плавно, целыми словами.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

Формулирование предположений и простых выводов.

Рассматривание и анализ иллюстрации учебника.

Осознанно воспринимать содержание мифа.

Сравнивать книги одинакового содержания, но разного исполнения (при знакомстве с выставкой книг).

Осуществлять целенаправленный

поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений.

Текущий  опрос

16

Путешествие и подвиги мифологического героя. (  о Персее  ).

 

1

УИПЗЗ

Формулирование предположений и простых выводов.

Характеристика книги.

Поиск книги по определенной тематике в библиотеке.

Осознанно воспринимать содержание мифа.

Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Участвовать в диалоге при обсуждении рассказанного/прочитанного произведения.

Текущий  опрос

17

Образ родины в поэзии: В. Жуковского

и А. Толстого

1

УИПЗЗ

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Осмысление настроения прочитанного произведения, поиск в тексте отражения авторской позиции.

Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Выделение в текстах сравнения.

Сравнение стихотворений.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы.

Индивидуальный опрос

18

 

Легенда «Земля со дна

океана».

1

УИПЗЗ

Сравнение и характеристика древнегреческих и славянских богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов.

Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме.

Выбор из прослушанного

текста информации в соответствии с учебным заданием.

Конструирование монологического высказывания на заданную тему.

Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, представленной в виде схемы – родословного древа.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении отрывков из мифов.

Отвечать на вопросы по тексту.

Фронталь-

ный опрос

19

Одухотворение сил природы. РНС «Мороз, Солнце и Ветер».

1

УИПЗЗ

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определение жанровых особенностей произведения, характеристика персонажей, нахождение в тексте и зачитывание частей, подтверждающих или опровергающих суждение.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев.

Интерпретировать прочитанное

(интегрировать детали), устанавливать связи, не выраженные в тексте напрямую, формулировать простые выводы.

Уметь оценивать чтение одноклассников по оговоренным заранее критериям.

Осуществлять самооценку.

Фронталь-

ный опрос

20

Образ ветра в литературе, живописи, музыке

1

УКИЗ

Объяснение особенностей подбора слов, используемых в произведении, различение оттенков лексического значения синонимов.

Определение настроения произведений, нахождение в тексте отражения авторской позиции.

Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений.

Сравнение стихотворений.

Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать стихотворение,

Сравнивать стихотворения, характер ветра в разных стихотворениях.

Индивидуальный опрос

21

«Что за прелесть эти сказки»  

Отличие от фольклорных сказок.

1

УИПЗЗ

   УЗЗВУ

Упражнение в восприятии

текста: определение средств  выразительности, отношения автора к изображаемому.

Анализ средств, используемых в авторской сказке.

Анализ сюжета авторской

сказки, нахождение сходства и различия с сюжетом фольклорной сказки.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности.

Анализировать текст.

Интерпретировать прочитанное

(интегрировать детали), устанавливать связи, не выраженные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на

структуру и язык произведения.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, характеры героев сказки, кого

сказка «награждает», а кого «наказывает».

Работать со словом, целенаправленно пополнять активный словарный запас.

Текущий  опрос

17

22

(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

1

23

Олицетворение в поэтическом и живописном образах:  

1

УКИЗ

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Выразительное чтение стихотворного текста, с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения.

Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы.

Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать

собственное суждение.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства

Индивидуальный опрос

24

Образ радости, единения с природой.

С. Козлов «Такое дерево»

1

УИПЗЗ

Оценивание своих эмоциональных реакций.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать жанровую принадлежность произведения: черты сказки и рассказа.

Анализировать выразительные средства, создающие образ радости, единения с природой.

Выразительно читать произведения с определением логического ударения, пауз для точной передачи настроения.

Фронталь-

ный опрос

25

Г. Снегирев

«Чудесная лодка».  

1

УКИЗ

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции.

Нахождение и зачитывание частей текста, доказывающих или опровергающих высказанное суждение.

Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Анализировать выразительные

средства, создающие образ радости и чудес в обычных вещах.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения, понимать сущность поведения героев, характер героя рассказа.

Уметь доказывать собственное

мнение с опорой на текст или собственный опыт.

Формулировать

главную мысль

этого рассказа писателя: наблюдательный человек, любящий природу, может видеть чудеса, необычное в обычном; чудо всегда рядом с нами, надо просто уметь его замечать.

Уметь анализировать жанровую принадлежность произведения, формулировать отличительные

признаки рассказа.

Фронталь-

ный опрос

5,11

26

Эстетическая ценность

поэтических открытий

в хокку  

«Проверь себя».

1

УПОКЗ

Анализ текстов.

Работа со словом, средствами выразительности как способом передавать отношение автора к изображаемому, подчеркивать существенные

признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства.

Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов.

Осознанно воспринимать содержание текстов, оценивать их характер, настроение.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений.

Анализировать средства выразительности, создающие поэтические образы.

Уметь оценивать результаты

своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия).

Работать с лентой времени.

Индивидуальный опрос

Проверочная работа

27

Связь произведений устного народного творчества с

представлениями о мире и человеке.

 

1

УИПЗЗ

Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

Упражнение в восприятии

учебной информации на слух.

Чтение и толкование пословиц.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения.

Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы.

Осознанно воспринимать научно- популярный текст.

Фронталь-

ный опрос

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к содержанию и форме художест-

венных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой

деятельности на основе литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания

прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

.

Познавательные универсальные учебные действия:

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться в содержании учебника;

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– структурировать знания при сопоставлении текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения

информации;

– искать информацию, представлять найденную информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– проявлять устойчивый интерес к общению

и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

28

 

Времена года в древнегреческом мифе

  и в славянском

сказании  

 

1

УИПЗЗ

УКИЗ

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Определение особенностей произведения, позволяющих судить о веровании древних славян, их основных занятиях.

Объяснение, толкование, как, по каким приметам в произведениях устного народного творчества можно судить о представлениях наших далеких предков о мире.

Анализировать тексты, давать характеристику: научный или художественный, имеет доказательный или образный характер.

Осознанно воспринимать содержание мифа.

Проводить аналогии между славянскими и греческими мифами.

Иметь представление о вере древних в силу слова, дошедшей до настоящего времени в виде закличек.

Текущий  опрос

29

Времена года в древнегреческом мифе и в славянском сказании  

1

30

 Ообраз природы в произведении  К. Г. Паустовского «Прощание с летом».123

1

  УИПЗЗ

Формулирование главной

мысли произведения, соотнесение ее с заголовком.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Конструирование письменного высказывания по предложенному алгоритму.

Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного текста: совершаем поэтические открытия вместе с автором.

Анализировать выразительные средства, создающие поэтические

образы в прозаическом произведении.

Выразительно читать произведения с определением логических ударений, пауз для точной передачи настроения.

Текущий  опрос

31

Точность поэтических образов Ф. Тютчева  и

А. Пушкина

 

1

УКИЗ

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических  образов.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз –  логических и психологических.

Сравнение стихотворений на одну тему разных авторов

Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение.

Наблюдать за способами рифмовки, использованными в стихотворениях.

Наблюдать за впечатлением, которое, связано со способом рифмовки.

Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз).

Индивидуальный опрос

32

Мифологические представления о животных в НКС«Хитрая лиса».

1

 УИПЗЗ

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Анализ текста, используемых средств художественной выразительности.

Нахождение черт сходства между сказками о животных разных народов.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности, анализировать текст.

Актуализировать знания об основных чертах и закономерностях сказок о животных.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Текущий  опрос

33

Особый почерк писателя Д. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»).

1

УИПЗЗ

   

Определение роли пейзажа в произведении.

Описание особенностей поведения и характера героев произведения.

Анализ текста (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении, причины выбора автором именно таких средств).

Нахождение черт сходства и различия с фольклорной сказкой и с рассказами о природе.

Нахождение в тексте средств художественной выразительности, используемых автором.

Формулирование простых выводов.

Анализировать текст с позиций:

– черты сходства сказки со сказкой о животных;

– черты сходства сказки с рассказом о природе;

– распознавание позиции автора

(подтверждение своего ответа

цитатами из текста);

– анализ сюжета: завязка, кульминация, развязка сказки;

– неслучайность имен героини и персонажей сказки.

Формулировать выводы о жанровых особенностях фольклорной и авторской сказки.

Ориентироваться в содержании,

понимать сущность поведения героев.

Формулировать главную мысль

каждой главы сказки и давать

название главам.

Уметь сочинять свое продолжение.

Фронталь-

ный опрос

34

Нравственный смысл произведения.

1

УЗЗВУ

35

«Серая Шейка»: сказка или рассказ?

1

УОСЗ

36

Искусство смотрит на мир глазами человека:  

1

УКИЗ

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему.

Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем , поэтические образы.

Индивидуальный опрос

37

38

П. Бажов

 (сказ «Серебряное копытце»).

Идейно- нравственная проблема произведения.

1

1

УИПЗЗ

   УЗЗВУ

Определение общего содержания произведения: различать основной и второстепенный план (действия, события, герои).

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Анализ текста (сюжет, внешность, «речь», поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении).

Определение жанровой принадлежности произведения.

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать текст с позиций:

– «волшебные детали»: троекратные повторы, разговор Муренки и Серебряного копытца,

сказочное обогащение героев;

– черты, отличающие произведение от сказки.

Интерпретировать прочитанное

(интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы.

Фронталь-

ный опрос

39

Поэтические образы малой родины в стихотворении Н. Рыленкова

1

   УПОКЗ

Выразительное чтение стихотворения.

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Уметь декламировать стихотворения, представлять созданные иллюстрации и тексты, анализировать их.

Уметь анализировать стихотворение, сюжет, средства художественной выразительности, использованные в нем.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников, в том числе, подводить итоги по работе с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия).

Работать с лентой времени.

Индивидуальный опрос

Проверочная работа

40

 Нанайская сказка «Почему звери друг от

друга отличаются»,

1

  УИПЗЗ

Определение жанровых особенностей произведения, нахождение и зачитывание частей текста, подтверждающих или опровергающих суждение._ Нахождение черт различия между «объяснительными» сказками, сказками о животных и волшебными.

Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Анализ текста, средств художественной выразительности.

Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание.

Работать со словом, различать слова, выражающие отношения между героями произведения.

Уметь сравнивать два варианта «объяснительной» сказки.

Иметь навык подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста, к чтению по ролям.

Уметь представлять сообщения, подготовленные группой и (или) отдельными учениками.

Текущий  опрос

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой

деятельности на основе литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания

прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать

с приложениями учебника;

– самостоятельно работать с учебником,

хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Познавательные универсальные учебные действия:

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное

высказывание с учетом учебной задачи;

– структурировать знания при сопоставлении текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения формации;

– применять известные понятия к новому

материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению

и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

41

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»,

1

42

Нивхская сказка «Медведь и бурундук»

1

43

44

45

 Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб»,

Рассказ  И. Акимушкина «Обезьяньи носы», «Броненосцы»,

Стихотворение Тима Собакина «Две коровы

и коровка».

1

1

1

  УИПЗЗ

Нахождение в авторском

произведении черт «объяснительной» сказки (принцип организации сюжета, сказочная форма обращения героя

к персонажам).

Выявление в тексте поучительного смысла, особенностей выразительных средст.

 Соотнесение сюжета и иллюстраций.

Восстановление текста по иллюстрациям.

Нахождение частей текста, соответствующих иллюстрации.

Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев.

Уметь сопровождать иллюстрации отрывком текста.

Наблюдать особенности авторского стиля: особое обращение к читателю, особенности средств выразительности, в том числе эпитетов.

Уметь представлять свою работу (подготовленные сказки).

Уметь анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких

и самобытных выразительных средств.

Текущий  опрос

24,12

46

  Сказки Р. Киплинга

о животных (материалы  хрестоматии).

 

1

  УКИЗ

Характеристика книги: анализ обложки, иллюстрации,аннотации.

Выбор книги в библиотеке.

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Конструирование монологического высказывания.

Уметь ориентироваться в книге по

названию, иллюстрациям, целенаправленно осуществлять выбор книги с выставки книг по заданной тематике.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Сочинять сказку по мотивам сказок Киплинга(устно).

Индивидуальный опрос

25

47

48

Контрольная работа за 1 полугодие.

Анализ контрольной работы.

1

1

  УПОКЗ

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы

одноклассников (рефлексия).

Уметь строить предположение

о том, как будет вестись работа в четвертом классе.

Знакомиться со списком книг для летнего чтения.

Индивидуальный опрос

Контро

льная работа

22,12

24,12

49

50

51

Духовно- нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского «Стальное колечко».

Жанровая принадлежность текста К. Паустовского «Стальное колечко»: рассказ или

сказка?

 Рассказ о родной стороне в произведении К. Паустовского.

1

1

1

  УИПЗЗ


УЗЗВУ


УОСЗ

Разбор общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои), предположение о характере героини (по описанию ее внешности, поступков).

 Анализ текста (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, средства выразительности, используемые в произведении).

Определение жанровой принадлежности произведения

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Интерпретировать прочитанное

(интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой

на содержание.

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Расширить представления о жанровых особенностях сказки и рассказа.

Конструировать продолжение произведения в зависимости от предположения его жанровой принадлежности: сказка или рассказ.

Фронталь-

ный опрос

52

Чудесные открытия, взгляд поэта и художника

1

 УКИЗ

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разных интонаций, пауз, темпа, логического ударения.

Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства. Определение эмоционального настроя живописного произведения, описание живописного полотна.

Конструирование монологического высказывания на заданную тему.

Понимать эстетическую ценность

стихотворного текста, уметь высказывать собственное суждение.

Обратить внимание на детали

пейзажа, передающие торжественность и одновременно уютность, трогательность картины, созданной автором.

Выявлять авторскую позицию.

Уметь анализировать средства

выразительности, использованные в тексте: эпитеты, скрытые сравнения, олицетворения.

Сопоставлять виды искусства:

рассматривать картину, анализировать способы, которыми художник передает настроение картины, обращает внимание

зрителей на детали.

Сравнивать красоту стихотворного текста с настроением живописного полотна.

Уметь создавать собственный текст на основе репродукции картины художник.

Индивидуальный опрос

53

Особый взгляд

Ю.И. Коваля на природумалой родины  

1

 УИПЗЗ

Определение настроения произведения, нахождение в рассказе отражения авторского отношения к изображаемому.

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разных интонаций, пауз, темпа, логического ударения.

Характеристика прочитанного произведения: герой, особенности описания, высказывание предположений о личности автора на основании выделения авторской позиции.

Уметь определять жанр произведения.

Находить следы фольклора в авторском произведении.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа.

Текущий  опрос

54

«Особое зрение» искусства. Способность

видеть чудеса, способность удивляться миру:  

1

 УКИЗ

Декламация стихотворения.

Определение настроения живописного произведения.

Участие в диалоге при обсуждении картины.

Создание устного текста.

 Анализ образа, созданного в стихотворении.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов, раскрытия нравственного содержания.

Декламировать стихотворение.

Уметь выражать собственное отношение к описываемому, пользуясь выработанными критериями выразительного чтения (тон, темп, интонация, выражение эмоционального подтекста).

Уметь представлять созданные иллюстрации.

Воспринимать и осмысливать

живописное полотно.

Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Создавать сочинения-описания.

 Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение.

Фронталь-

ный опрос

55

Рассказ В. Драгунского «Красный шарик в синем небе».

 

1

  УПОКЗ

Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Чтение вслух части текста

с изменением интонации,

темпа чтения на основе восприятия и для передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста.

Объяснение смысла и значения названия произведения.

Описание переживаний литературного героя.

Осознанно воспринимать содержание авторского текста.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Интерпретировать прочитанное

(интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой

на содержание рассказа.

Понимать цели и назначение заглавия произведения.

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия).

Работать с лентой времени

Индивидуальный опрос

Проверочная работа

56

Мифы разных народов о происхождении

человека  

1

  УИПЗЗ

Сравнение мифологических представлений разных народов на основании информации учебника и информации, предоставленной учителем

или учениками. Построение предположения.

Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних о происхождении человека.

Иметь представление о единстве

фольклора разных народов.

Вести самостоятельный поиск

информации в соответствии с заданными критериями.

Текущий  опрос

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания

прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– понимание моральных норм при оценке

поступков героев литературных  произведений;

– общее представление о мире профессий, их

значении и содержании.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;

– самостоятельно работать с учебником,

хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Познавательные универсальные учебные действия:

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное

высказывание с учетом учебной задачи;

– структурировать знания при сопоставлении текстов;

– применять схемы, таблицы как способ

представления, осмысления и обобщения

информации;

– применять известные понятия к новому

материалу, формулировать выводы;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

 – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

– знать разные виды словарей справочников, энциклопедий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению

и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном вы_

полнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

57

Игра с мифологическими

мотивами в авторском

творчестве.

 

1

  УКИЗ

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Определение настроения живописного произведения.

Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины)

Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем.

Рассмотреть образ героини стихотворения – сначала капризного и неумелого, а потом доброго и умного создателя.

Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение.

Воспринимать и осмысливать живописное полотно.

Уметь анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Фронталь-

ный опрос

58

 

Поэтические басни И. Крылова «Ворона

и Лисица»

1

  УИПЗЗ

Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения.

Объяснение смысла и значения морали басни.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Познакомиться с новым жанром  литературы. Осознать его особенности.

Формулировать законы жанра: наличие морали.

Определять особенности языка жанра.

Осознавать характеры и человеческие недостатки, представленные в басне.

Индивидуальный опрос

59

Воспитательное значение басни.

И.А. Крылов «Лисица

и Виноград».

 

1

 УКИЗ

Декламация басни.

Участие в инсценировании.

Характеристика жанровых

особенностей произведения.

Формулирование морали басни.

Выразительное чтении текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Анализ иллюстраций.

Формулировать законы жанра: наличие морали, сходство со сказкой о животных – действуют животные, но они символизируют определенные человеческие качества.

Конструировать высказывания (мораль к басне «Лисица и Виноград»).

Воспринимать и осмысливать иллюстрации В. Серова к басням И.А. Крылова.

Уметь анализировать подробности иллюстрации, точность в передаче движений животных и одновременно характера персонажей басни.

Фронталь-

ный опрос

60

Басня - древний жанр словесности (по басням  Эзопа  ).  

1

  УИПЗЗ

Сравнение басен разных авторов, написанных в разное время, для уточнения жанровых особенностей басни.

Нахождение частей текс та, которые подтверждают высказанное суждение.

Участие в диалоге.

Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Проводить сравнительный анализ

басен И.А. Крылова и Эзопа: отличие композиционного построения, мораль может меняться в соответствии с требованиями эпохи

(авторы делают разные выводы из

одного сюжета), более разработанные образы в баснях Крылова.

Понимать законы жанра: наличие

морали, сходство со сказками о животных, нравоучительный характер.

Индивидуальный опрос

61

Накопление творческого опыта.

Сочинение басни в прозе.

1

  УОСЗ

Конструирование высказывания на заданную тему: формулировка главной мысли, продумывание сюжета, логичное и последовательное построение текста, выбор

средств выразительности.

Уметь создавать собственный текст.

Иметь представление о басне, ее

построении, жанровых особенностях.

Индивидуальный опрос

62

Жизнь жанра басни во времени.

Стихотворение С. Михалкова «Бараны».

1

  УИПЗЗ

Объяснение нравственного содержания произведения.

Определение настроения произведения.

Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения.

Сравнение басен разных авторов.

Определение жанровой принадлежности стихотворения.

Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение.

Выявлять поучительный характер стихотворения.

Иметь представление об использовании автором мотивов басен.

Иметь представление о современной басне в стихах.

Текущий  опрос

63

Сказка, похожая на басню.

РНС «У страха глаза велики».

1

  УИПЗЗ

Анализ построения и языка сказки.

Характеристика жанровых

особенностей прослушанного произведения.

Объяснение пословицы и

предположение о времени ее появления относительно самой сказки.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Определение количества ролей для инсценирования.

Определение слов и манеры исполнения.

Инсценировка сказки.

Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста.

Актуализация знаний об этапах бытования сказки.

Предположения, что появилось

раньше: сама сказка или пословица, ее заключающая.

Уметь анализировать построение

сказки, его традиционность.

Распознавать черты фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения – накопления героев и событий.

Определять особенности языка сказки.

Пересказывать близко к тексту с использованием языка сказки.

Читать по ролям.

Участвовать в инсценировании.

Текущий  опрос

64

65

Поучительный смысл сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Поучительный смысл сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

1

1

  УИПЗЗ


УЗЗВУ

Анализ текста (сходство

и различие сказки со сказкой о животных, рассказом о природе, с басней; отражение позиции автора в выборе выразительных средств для описания внешности, поступков, «речи» героини).

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Конструирование собственного текста

Анализировать текст с позиций:

– черты сходства со сказкой

о животных;

– черты сходства с рассказом о природе;

– черты сходства с басней;

– распознавание позиции автора

с доказательством цитатами

из текста.

Выявлять способы и средства

создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки.

Создавать собственный текст – мораль к сказке.

Формулировать выводы о жанровых особенностях авторской сказки.

Фронталь-

ный опрос

66

Басенная основа сказки

(фрагмент из «Панчатантры»).

1

  УИПЗЗ

Анализ текста фрагмента и сравнение со сказкой Гаршина (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев).

Упражнение в восприятии

информации на слух.

Рассмотрение книги, знакомство с ней по обложке, аннотации и иллюстрациям

Сравнивать сказку В.М. Гаршина и ее басенную основу – фрагмент из «Панчатантры»:

– психологическая проработанность характера лягушки и уток, по сравнению с образами

гусей и черепахи, проявившаяся в большом количестве деталей, в подробном и красочном

описании мыслей, чувств лягушки и уток; – разные причины и полета, и падения лягушки и черепахи.

Познакомиться с книгой Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена», с понятием «аннотация».

Текущий  опрос

67

Работа с жанром поучительного рассказа:

К. Паустовский «Кот Ворюга»

1

  УИПЗЗ

Пересказ текста с использованием средств художественной выразительности авторского текста.

Упражнение в восприятии

текста произведения на слух и при самостоятельном чтении.

Ответы на вопросы по содержанию произведения.

Нахождение в тексте средств художественной выразительности.

Анализировать текст с позиций:

– сходство и различие рассказа

со сказками о животных;

– нравоучительный смысл рассказа не лежит на поверхности,

но роднит рассказ с басней.

Иметь представление о законах

юмора.

Иметь навыки подготовки выразительного чтения на основе эмоционального восприятия текста

Фронталь-

ный опрос

68

Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой

1

  УПОКЗ

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Высказывание предположения о дальнейшем развитии событий с опорой на характер и поступки героев.

Находить сходство ситуаций и нравоучительного смысла рассказа с басенными сюжетами и моралью Иметь представление о законах

юмора.

Расширять представление о рассказах авторов В.В. Голявкина, И.М. Пивоваровой, А.Б. Раскина,

О.Ф. Кургузова Уметь оценивать результаты свое_

го творчества и творческих работ одноклассников, в том числе подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия).

Работать с лентой времени.

Индивидуальный опрос

Проверочная работа

69

70

Вечные ценности искусства и творчества.

Миф о художнике («Орфей и Эвридика»).

Вечные ценности искусства и творчества.

Миф о художнике («Орфей и Эвридика»).

1

1

УИПЗЗ

   УЗЗВУ

Построение предположения о продолжении сюжета, роли героев или персонажей на основании сходства мифов и сказок.

Участие в диалоге.

Формулирование предположений и простых выводов.

Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника

Познакомиться с мифологическими представлениями о всепобеждающей силе искусства.

Ориентироваться в учебнике: уметь

находить информацию в уже прочитанных произведениях.

Уметь сравнивать сюжетные линии мифа с другими мифами, знакомство с которыми происходило ранее.

Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике.

Фронталь-

ный опрос

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой

деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания

прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– понимание моральных норм при оценке

поступков героев литературных произведений;

– общее представление о мире профессий, их

значении и содержании.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Познавательные универсальные учебные действия:

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное

высказывание с учетом учебной задачи;

– структурировать знания при сопоставлении текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

– применять известные понятия к новому

материалу, формулировать выводы – искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополни_

тельную информацию, выделять главное;

– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

– участвовать в учебном диалоге;

– проявлять устойчивый интерес к общению

и групповой работе;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях

71

Чудеса поэтических и живописных образов:

1

 УКИЗ

Определение настроения произведения.

Выявление главной мысли стихотворения.

Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз,темпа, логического ударения.

Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства

Понимание и использование при анализе терминов: «звукоподражание», «необычные способы записи», «слова изобретенные писателем», «повторы».

Выявлять способы, которыми автор подчеркивает, что художник меняет наш взгляд на мир.

Высказывать собственное суждение.

Воспринимать и осмысливать живописное полотно.

Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Создавать сочинения-описания по картине

Фронталь-

ный опрос

72

Особый взгляд поэта на мир

1

УКИЗ

Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений.

Сравнение стихотворений.

Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических.

Анализировать стихотворения, поэтические образы.

Находить мотивы народного творчества.

Различать настроение поэта, видеть его смену.

Анализировать средства выразительности каждого стихотворения: олицетворения, скрытые сравнения.

Углублять представления об особенностях поэтического текста.

Сравнивать стихотворения

Индивидуальный опрос

73

Чудеса волшебной сказки Г. Х. Андерсена

«Дюймовочка».

1

  УИПЗЗ

Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики.

Понимание общего содержания произведения: главные герои и события, различение основного и второстепенного плана.

Предположение о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с учетом жанра (авторская сказка).

Анализ текста (сюжет внешность, речь и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении).

Иметь представление об особенностях авторской сказки: угадать то, что случится дальше, трудно в отличие от народной сказки; автор отступает от традиционной для народной сказки композиции, иначе изображает героев.

Анализировать текст с позиций

– портрет Дюймовочки, нежное трогательное ее описание; приметы волшебства в ее рождении;

– описание других персонажей: жабы и ее сыночка, отличие их описания от того, что могло бы встретиться в народной сказке.

Объяснять секрет имени героини.

Текущий  опрос

74

Испытания, которые проходит  героиня сказки для обретения счастья.

1

  УЗЗВУ

Описание особенностей поведения и характера героев.

Анализ текста: сюжет, внешность, речь и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении, жанровые особенности – роднящие произведение с народной сказкой и отличающие от нее.

Анализировать текст с позиций:

– уточнение характера Дюймовочки;

– жанровые особенности сказки

(мотив отправления героини из

дома, испытания, которые ее ждут в лесу, «несвобода» в выборе своего жизненного пути).

Интерпретировать прочитанное

(интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на

содержание рассказа.

Фронталь-

ный опрос

75

Сказочный мир Г. Х. Андерсена.

1

  УОСЗ

Сравнение составленных планов прочитанной части сказки.

Логичное и последовательное построение текста (сконструированного дома), выбор выразительных средств языка,

изменение своего рассказа с учетом ответа предыдущего ученика. Оценка своих эмоциональных реакций.Описание особенностей поведения и характера героев.

Анализ текста (финал сказки с точки зрения его традиционности и особенностей).

Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Анализировать текст с позиций:

– главная героиня сказки – ее отличительные черты и черты сходства с героями других сказок

(Золушка, Крошечка-Хаврошечка,

Мальчик_с_пальчик);

– финал сказки: сходство и различие с традиционным финалом

народной сказки.

Фронталь-

ный опрос

Работа в парах

76

 

сказка С. Лагерлёф

«Чудесное путешествие

Нильса с дикими гусями».

1

УИПЗЗ

Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана. Построение предположения о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с опорой на принадлежность произведения к авторской сказке.

Формировать умение ориентироваться в тексте.

 Осознавать сходство используемых в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях.

Строить предположение о дальнейшем развитии событий на основе анализа сюжетных линий.

Находить в тексте детали, рисующие характер героя, уметь представлять образ во всей полноте.

Высказывать предположения о характере героя, подтверждать суждения цитатами из текста. большого объема.

Текущий  опрос

77

Характер главного героя  сказки С. Лагерлёф

 

1

УЗЗВУ

Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана.

Построение предположения о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета.

Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки Нильса, средства художественной выразительности, используемые в произведении, отношение автора к герою).

Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Уметь представлять рассказ о характере Нильса (на основании прочитанной части сказки).

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Находить в тексте детали, рисующие характер героя, уметь представлять образ во всей полноте.

Рассказывать о характере Нильса, расширяя, дополняя высказанное ранее предположение.

Подтверждать суждения цитатами из текста.

Фронталь-

ный опрос

78

Нравственная

проблематика текста

С. Лагерлёф.

1

 УОСЗ

Отслеживание развития характеров героя и персонажей, дальнейшего развития сюжета.

Анализ текста (сюжет, речь и поступки Нильса, средства художественной выразительности, используемые в произведении, отношение автора к герою).

Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Анализировать текст с позиций:

– чувства и размышления Нильса во время событий сказочной повести;

– изменение отношения стаи к Нильсу, причина этого изменения;

– осознание развития характера

героя;

– финал произведения: сходство

и различие с традиционным финалом народной сказки.

Обсуждать нравственную проблему, формулировать выводы.

Фронталь-

ный опрос

79

Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру.

 

1

  УПОКЗ

Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения.

Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины).

Уметь анализировать средства

выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте.

Выявление в тексте приема олицетворения, использованного автором.

Воспринимать литературу как вид искусства, наряду с живописью.

Воспринимать и осмысливать живописное полотно.

Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников, в том числе, подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия).

Индивидуальный опрос

Проверочная работа

80

След грозных природных

явлений в мифологических сказаниях.

1

  УИПЗЗ

Сравнение мифологических представлений разных народов с опорой на информацию учебника и информацию, предоставленную учителем.

Ориентироваться в специфике

мифологических представлений

древних о происхождении человека.

Находить черты мифологических представлений, детали, которые затем перешли в сказки.

Иметь представление о единстве

фольклора разных народов.

Текущий  опрос

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания

прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

– чувство сопричастности своему народу;

– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;

– общее представление о мире профессий, их

значении и содержании. 

Регулятивные универсальные учебные действия:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– самостоятельно работать с учебником,

хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

 Познавательные универсальные учебные действия:

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное

высказывание с учетом учебной задачи;

– структурировать знания при сопоставлении текстов;

– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения

информации;

– применять известные понятия к новому

материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;

– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Коммуникативные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

– проявлять устойчивый интерес к общению

и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях.

81

Нравственные уроки литературы.

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

  УИПЗЗ

Зачитывание цитат из текста, подтверждающих или опровергающих высказанное суждение.

Нахождение в тексте средств художественной выразительности.

Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер.

Ориентироваться в нравственном содержании, понимать сущность поведения героя стихотворения.

Текущий  опрос

82

Ответственность человека за природу

1

  УКИЗ

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснение выбора слов, средств выразительности, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов.

Анализировать стихотворение средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, скрытые сравнения), использованные в нем, отсутствие рифм.

Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать

собственное суждение.

Индивидуальный опрос

83

  И.С. Тургенев «Воробей».

1

  УИПЗЗ

Оценивание своих эмоциональных реакций.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Сравнение своих ответов с ответами одноклассников.

Анализ текста.

Понимать главную мысль рассказа – утверждение силы любви, восхищение ее жертвенностью.

Анализировать

текст: жизненное переживание, сильное эмоциональное впечатление, описанное в прозаическом тексте.

Уметь определять главную мысль рассказа.

Находить слова, которые могли бы быть заголовком рассказа

Текущий  опрос

84

85

Повествование о взрослом поступке героя повести Н. Г. Гарина-Михайловского  .

 Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы».

1

1

  УИПЗЗ


УЗЗВУ

Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Формировать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы текстом.

Понимать связи между изображаемым пейзажем и внутренним состоянием героя.

Удерживать большой объем прочитанного текста.

Формулировать вывод о характере литературного героя.

Фронталь-

ный опрос

86

Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского

«Детство Темы».

1

 УОСЗ

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Воссоздавать по деталям внешний вид Жучки.

Овладевать навыками осознанного и выразительного чтения.

Уточнять вывод о характере

литературного героя

Фронталь-

ный опрос

87

Добро как основная

ценность жизни

Э.Э. Мошковская

«Нужен он».

1

  УИПЗЗ

Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста,

смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Осознанно воспринимать стихотворный текст.

Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения.

Текущий  опрос

88

Пробуждение чувств в душе юного героя  .Драгунский«Девочка на шаре».

1

  УИПЗЗ

Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя.

Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер.

Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, его чувства и переживания по деталям текста.

Текущий  опрос

89

Мир взрослых,

мир детей в рассказе

В. Драгунского «Девочка на шаре».

1

  УЗЗВУ

Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Ответы на вопросы по содержанию литературного текста.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев.

Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую. Формулировать простые выводыс опорой на содержание рассказа:

о чувствах героя, об отношениях

Дениски и отца.

Фронталь-

ный опрос

90

Способность художника обнаруживать необычное   в окружающем нас мире.  

1

  УКИЗ

Определение настроения живописного произведения.

Понимать, что хотел выразить художник, используя необычные средства изобразительного искусства.

Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства

Воспринимать и осмысливать

живописное полотно.

Уметь анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства.

Текущий  опрос

91

92

Итоговая контрольная работа.

Анализ контрольной работы.

1

1

  УПОКЗ

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы

одноклассников (рефлексия).

Уметь строить предположение о том, как будет вестись работа в четвертом классе.

Знакомиться со списком книг для летнего чтения.

Индивидуальный опрос

Контро

льная работа

93

Жизнь и творчество С.С.Милосердова  

1

  УИПЗЗ

  Умение работать с книгой; различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

  Понимание содержания литературных  произведений: тема, главная мысль, события, их последовательность.

  Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других- источников.

  Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

 Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения.

Передача при помощи интонации своё отношение к персонажам.

  Связь поэтических текстов с народным творчеством.

  Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них.

- знать творчество писателей своего края;

- уметь читать наизусть отрывки из стихов поэтов своего края;

- развивать кругозор учащихся и любовь к своему краю;
 

-уметь полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное .

Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы

одноклассников (рефлексия).

Уметь строить предположение о том, как будет вестись работа в четвертом классе.

Знакомиться со списком книг для летнего чтения.

Текущий  опрос

Личностные универсальные учебные действия:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

– основы эмоционального сопереживания

прочитанному или услышанному художественному произведению;

– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– самостоятельно работать с

хрестоматией и дополнительной литературой. 

Коммуникативные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– проявлять устойчивый интерес к общению

и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге

94

С.С.Милосердов Избранные стихотворения.

1

  УИПЗЗ

Текущий  опрос

95

Жизнь и творчество П.Ф.Шаповалова  

1

  УИПЗЗ

Текущий  опрос

96

П.Ф.Шаповалов Рассказы.

1

  УИПЗЗ

Текущий  опрос

97

Жизнь и творчество И.В.Шамова  

1

  УИПЗЗ

98

И.В.Шамов  Избранные стихотворения.

1

  УИПЗЗ

Текущий  опрос

99

Конкурс выразительного чтения

«Лето, ах лето»

1

УИПЗЗ

Текущий  опрос

100

Способность художника обнаруживать необычное   в окружающем нас мире.  

1

УИПЗЗ

Текущий  опрос

101

102

В.Драгунский

Денискины рассказы

2

УИПЗЗ  

Текущий  опрос

103 - 105

Резервные уроки

3

УИПЗЗ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...