Литературное чтение 3 класс КТП
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, системы Л.В. Занкова, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 3 класс : учеб. для образоват. учреждений : в 2 ч. / Свиридова В.Ю. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение литературного чтения в 3 классе выделяется 102 часа в учебном году (3 часа в неделю).Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 103 часов (3 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_chtenie.docx | 115.54 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
Глава 1 Вступаем в неизведанный мир (12 часов). | |||||||||
1 | Знакомство с учебником. Ю.П. Мориц «1 сентября». | 1 | ИПЗУЗ | Характеристика книги (учебника), ее структуры: обложка, форзац, титульный лист, деление содержания на главы, оглавление. Анализ и характеристика иллюстраций, помещенных на обложке, форзаце, цветных страницах (при помощи учителя). Осмысление текста вступительной статьи. Характеристика поэтического текста, нахождение средств, которые использовал автор для передачи своего отношения к описываемому. | Уметь ориентироваться в учебнике. Осознанно воспринимать вступительную статью автора, понимать ее смысл и назначение. Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста. Осознанно воспринимать и оценивать содержание поэтического текста, его характер. | Текущий опрос | Личностные универсальные учебные действия: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений, доступных данному возрасту; эмоциональная отзывчивость на жизненные события, бережное отношение к окружающему миру, природе; – способность осознавать некоторые нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба. Регулятивные универсальные учебные действия: – ориентироваться в принятой системе учебных знаков; – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий. Познавательные универсальные учебные действия: – читать тексты, понимать фактическое со_ держание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – пользоваться словарями учебника, мате_ риалом хрестоматии; – ориентироваться в содержании учебника; – сравнивать художественный и научно-познавательный текст; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. . Коммуникативные универсальные учебные действия: – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседника; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы. | ||
2 | Отношения человека и Природы в древности | 1 | УИПЗЗ | Выразительное чтение текстов, с анализом использования разной интонации, пауз, темпа. Ответы на вопросы по содержанию фольклорного текста. Сравнение и характеристика особенностей прочитанных произведений. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме. | Сравнивать фольклорные тексты созданные разными народами.Уметь отвечать на вопросы по тексту. Работать со словом, распознавать художественные образы. Воспринимать учебный текст, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного учебного текста и ответов на вопросы. | ||||
3 | Народная сказка «Яичко» | 1 | УИПЗЗ | Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Понимание и объяснение смысла и значения названия сказки. | Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия, распознавать черты фольклорной сказки. Уметь формулировать простые выводы. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Фронталь- ный опрос | |||
4 | С. Маршак «Дом, который построил Джек» | 1 | УИПЗЗ | Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. | Уметь ориентироваться в содержании прочитанного, отвечать на вопросы по содержанию. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия. Уметь выделять черты, присущие разным жанрам фольклора. | Фронталь- ный опрос | |||
5 | М. Бородицкая «Убежало молоко | 1 | УИПЗЗ | Сравнение фольклорных произведений разных форм, произведений фольклорных и авторских. Конструирование монологического высказывания (на заданную тему) | Находить элементы игры в разных жанрах фольклора. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Устно сочинять продолжение прочитанного произведения. | Индивидуальный опрос | |||
6 | Образ Мирового дерева. РНС «Петушок - золотой гребешок и жерновцы». | 1 | УИПЗЗ | Сравнение (под руководством учителя) отражения древних представлений о Мировом дереве в тексте, в картине, в сказках. Нахождение и характеристика особенностей прослушанного произведения. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. | Получить представление о мифе как древнем взгляде на мир, как способе жизни в этом мире. Находить контрастные, противоборствующие пары понятий в современной жизни в современных представлениях человека об устройстве мира как отражение древних представлений. Различать научный и фольклорный тексты, находить отличительные особенности построения и языка. Иметь представление о законах народной волшебной сказки. | Текущий опрос | |||
7
| «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», | 3 | УКИЗ | Анализ средств, используемых в сказках, с целью выявления особенностей этого жанра. Анализ текста: определение сюжета. Сравнение и характеристика особенностей прочитанного фольклорного произведения. Рассматривание иллюстрации и ее анализ, толкование художественных образов, созданных живописцами. Сравнение сказок, характеристика особенностей волшебной народной сказки. | Выделять черты, присущие волшебной народной сказке. Ориентироваться в содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Расширить и уточнить знания о законах народной волшебной сказки. Анализировать текст и наблюдать законы построения сказки. | Фронталь- ный опрос | |||
8 | РНС «Хаврошечка» | ||||||||
9 | Мир волшебной сказки в живописи | ||||||||
10 | Особенности авторского взгляда на мир в литературы и живописи:
| 1 | УКИЗ | Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). | Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). | Индивидуальный опрос | |||
11 | Следы мифологических представлений в жизни современного человека.
| 1 | УИПЗЗ | Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения. Деление рассказа на смысловые части, выделение завязки, кульминации, развязки. Описание переживания литературного героя с использованием выборочного пересказа близко к тексту | Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уметь определять последовательность развития сюжетного действия. | Фронталь- ный опрос | |||
12 | Идейно-нравственное значение стихотворения.
«Проверь себя». | 1 | УПОКЗ | Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Анализ текста. | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста. Уметь анализировать тексты одноклассников: сказки, отзывы, сочинения – с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета. Уметь оценивать результаты своего творчества (рефлексия). | Индивидуальный опрос Проверочная работа | |||
13
| Античные мифологические мотивы | 1 | УИПЗЗ | Сравнение и характеристика изображения древнегреческих богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме Создание справочника, в соответствии с учебным заданием. | Осознанно воспринимать содержание мифа. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Осознавать отличительную особенность этого мифа – присутствие в образе Прометея черт героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти природы. | Текущий опрос | Личностные универсальные учебные действия: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художествен ному произведению. Регулятивные универсальные учебные действия: – ориентироваться в принятой системе учебных знаков; – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; – оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи. Познавательные универсальные учебные действия: – читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – пользоваться словарями учебника, мате_ риалом хрестоматии; – ориентироваться в содержании учебника; – отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественный тексты; – структурировать знания при сопоставлении текстов. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге. | ||
14 | Представление о пантеоне греческих богов. | 1 | |||||||
15 | Подвиги героя (по древнегреческому мифу о Прометее). | 1 | УИПЗЗ | Чтение вслух плавно, целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Формулирование предположений и простых выводов. Рассматривание и анализ иллюстрации учебника. | Осознанно воспринимать содержание мифа. Сравнивать книги одинакового содержания, но разного исполнения (при знакомстве с выставкой книг). Осуществлять целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений. | Текущий опрос | |||
16 | Путешествие и подвиги мифологического героя. ( о Персее ).
| 1 | УИПЗЗ | Формулирование предположений и простых выводов. Характеристика книги. Поиск книги по определенной тематике в библиотеке. | Осознанно воспринимать содержание мифа. Ориентироваться в содержании прочитанного, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении рассказанного/прочитанного произведения. | Текущий опрос | |||
17 | Образ родины в поэзии: В. Жуковского и А. Толстого | 1 | УИПЗЗ | Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Осмысление настроения прочитанного произведения, поиск в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выделение в текстах сравнения. Сравнение стихотворений. | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. | Индивидуальный опрос | |||
18 |
Легенда «Земля со дна океана». | 1 | УИПЗЗ | Сравнение и характеристика древнегреческих и славянских богов и информации о них в учебных текстах, в отрывках из литературных обработок мифов. Толкование информации, отраженной в рисунке-схеме. Выбор из прослушанного текста информации в соответствии с учебным заданием. Конструирование монологического высказывания на заданную тему. | Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий, учебную информацию, представленной в виде схемы – родословного древа. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении отрывков из мифов. Отвечать на вопросы по тексту. | Фронталь- ный опрос | |||
19 | Одухотворение сил природы. РНС «Мороз, Солнце и Ветер». | 1 | УИПЗЗ | Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение жанровых особенностей произведения, характеристика персонажей, нахождение в тексте и зачитывание частей, подтверждающих или опровергающих суждение. | Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев. Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не выраженные в тексте напрямую, формулировать простые выводы. Уметь оценивать чтение одноклассников по оговоренным заранее критериям. Осуществлять самооценку. | Фронталь- ный опрос | |||
20 | Образ ветра в литературе, живописи, музыке | 1 | УКИЗ | Объяснение особенностей подбора слов, используемых в произведении, различение оттенков лексического значения синонимов. Определение настроения произведений, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений. | Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, Сравнивать стихотворения, характер ветра в разных стихотворениях. | Индивидуальный опрос | |||
21 | «Что за прелесть эти сказки» Отличие от фольклорных сказок. | 1 | УИПЗЗ УЗЗВУ | Упражнение в восприятии текста: определение средств выразительности, отношения автора к изображаемому. Анализ средств, используемых в авторской сказке. Анализ сюжета авторской сказки, нахождение сходства и различия с сюжетом фольклорной сказки. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности. Анализировать текст. Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не выраженные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на структуру и язык произведения. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, характеры героев сказки, кого сказка «награждает», а кого «наказывает». Работать со словом, целенаправленно пополнять активный словарный запас. | Текущий опрос | 17 | ||
22 | (А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). | 1 | |||||||
23 | Олицетворение в поэтическом и живописном образах: | 1 | УКИЗ | Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение стихотворного текста, с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать собственное суждение. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства | Индивидуальный опрос | |||
24 | Образ радости, единения с природой. С. Козлов «Такое дерево» | 1 | УИПЗЗ | Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать жанровую принадлежность произведения: черты сказки и рассказа. Анализировать выразительные средства, создающие образ радости, единения с природой. Выразительно читать произведения с определением логического ударения, пауз для точной передачи настроения. | Фронталь- ный опрос | |||
25 | Г. Снегирев «Чудесная лодка». | 1 | УКИЗ | Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Нахождение и зачитывание частей текста, доказывающих или опровергающих высказанное суждение. Объяснение выбора слов, используемых в произведениях, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Анализировать выразительные средства, создающие образ радости и чудес в обычных вещах. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения, понимать сущность поведения героев, характер героя рассказа. Уметь доказывать собственное мнение с опорой на текст или собственный опыт. Формулировать главную мысль этого рассказа писателя: наблюдательный человек, любящий природу, может видеть чудеса, необычное в обычном; чудо всегда рядом с нами, надо просто уметь его замечать. Уметь анализировать жанровую принадлежность произведения, формулировать отличительные признаки рассказа. | Фронталь- ный опрос | 5,11 | ||
26 | Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку «Проверь себя». | 1 | УПОКЗ | Анализ текстов. Работа со словом, средствами выразительности как способом передавать отношение автора к изображаемому, подчеркивать существенные признаки предметов или явлений, усиливать передаваемые чувства. Формулирование вопросов одноклассникам по содержанию и построению проектов. | Осознанно воспринимать содержание текстов, оценивать их характер, настроение. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений. Анализировать средства выразительности, создающие поэтические образы. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия). Работать с лентой времени. | Индивидуальный опрос Проверочная работа | |||
27 | Связь произведений устного народного творчества с представлениями о мире и человеке.
| 1 | УИПЗЗ | Зачитывание вслух тех частей текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Упражнение в восприятии учебной информации на слух. Чтение и толкование пословиц. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. | Воспринимать учебный текст, осмысливать систему заданий. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участвовать в диалоге при обсуждении учебного текста и ответов на вопросы. Осознанно воспринимать научно- популярный текст. | Фронталь- ный опрос | Личностные универсальные учебные действия: – интерес к содержанию и форме художест- венных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. Регулятивные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – оценивать результаты работы, организовывать самопроверку; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. . Познавательные универсальные учебные действия: – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться в содержании учебника; – отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – искать информацию, представлять найденную информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. | ||
28
| Времена года в древнегреческом мифе и в славянском сказании
| 1 | УИПЗЗ УКИЗ | Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Определение особенностей произведения, позволяющих судить о веровании древних славян, их основных занятиях. Объяснение, толкование, как, по каким приметам в произведениях устного народного творчества можно судить о представлениях наших далеких предков о мире. | Анализировать тексты, давать характеристику: научный или художественный, имеет доказательный или образный характер. Осознанно воспринимать содержание мифа. Проводить аналогии между славянскими и греческими мифами. Иметь представление о вере древних в силу слова, дошедшей до настоящего времени в виде закличек. | Текущий опрос | |||
29 | Времена года в древнегреческом мифе и в славянском сказании | 1 | |||||||
30 | Ообраз природы в произведении К. Г. Паустовского «Прощание с летом».123 | 1 | УИПЗЗ | Формулирование главной мысли произведения, соотнесение ее с заголовком. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Конструирование письменного высказывания по предложенному алгоритму. | Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного текста: совершаем поэтические открытия вместе с автором. Анализировать выразительные средства, создающие поэтические образы в прозаическом произведении. Выразительно читать произведения с определением логических ударений, пауз для точной передачи настроения. | Текущий опрос | |||
31 | Точность поэтических образов Ф. Тютчева и А. Пушкина
| 1 | УКИЗ | Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Сравнение стихотворений на одну тему разных авторов | Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение. Наблюдать за способами рифмовки, использованными в стихотворениях. Наблюдать за впечатлением, которое, связано со способом рифмовки. Иметь навыки подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста (определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз). | Индивидуальный опрос | |||
32 | Мифологические представления о животных в НКС«Хитрая лиса». | 1 | УИПЗЗ | Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализ текста, используемых средств художественной выразительности. Нахождение черт сходства между сказками о животных разных народов. | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности, анализировать текст. Актуализировать знания об основных чертах и закономерностях сказок о животных. Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Текущий опрос | |||
33 | Особый почерк писателя Д. Мамина-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). | 1 | УИПЗЗ
| Определение роли пейзажа в произведении. Описание особенностей поведения и характера героев произведения. Анализ текста (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении, причины выбора автором именно таких средств). Нахождение черт сходства и различия с фольклорной сказкой и с рассказами о природе. Нахождение в тексте средств художественной выразительности, используемых автором. Формулирование простых выводов. | Анализировать текст с позиций: – черты сходства сказки со сказкой о животных; – черты сходства сказки с рассказом о природе; – распознавание позиции автора (подтверждение своего ответа цитатами из текста); – анализ сюжета: завязка, кульминация, развязка сказки; – неслучайность имен героини и персонажей сказки. Формулировать выводы о жанровых особенностях фольклорной и авторской сказки. Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. Формулировать главную мысль каждой главы сказки и давать название главам. Уметь сочинять свое продолжение. | Фронталь- ный опрос | |||
34 | Нравственный смысл произведения. | 1 | УЗЗВУ | ||||||
35 | «Серая Шейка»: сказка или рассказ? | 1 | УОСЗ | ||||||
36 | Искусство смотрит на мир глазами человека: | 1 | УКИЗ | Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. | Осознанно воспринимать содержание, оценивать характер текста. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем , поэтические образы. | Индивидуальный опрос | |||
37 38 | П. Бажов (сказ «Серебряное копытце»). Идейно- нравственная проблема произведения. | 1 1 | УИПЗЗ УЗЗВУ | Определение общего содержания произведения: различать основной и второстепенный план (действия, события, герои). Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализ текста (сюжет, внешность, «речь», поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении). Определение жанровой принадлежности произведения. | Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать текст с позиций: – «волшебные детали»: троекратные повторы, разговор Муренки и Серебряного копытца, сказочное обогащение героев; – черты, отличающие произведение от сказки. Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы. | Фронталь- ный опрос | |||
39 | Поэтические образы малой родины в стихотворении Н. Рыленкова | 1 | УПОКЗ | Выразительное чтение стихотворения. Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. | Уметь декламировать стихотворения, представлять созданные иллюстрации и тексты, анализировать их. Уметь анализировать стихотворение, сюжет, средства художественной выразительности, использованные в нем. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников, в том числе, подводить итоги по работе с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия). Работать с лентой времени. | Индивидуальный опрос Проверочная работа | |||
40 | Нанайская сказка «Почему звери друг от друга отличаются», | 1 | УИПЗЗ | Определение жанровых особенностей произведения, нахождение и зачитывание частей текста, подтверждающих или опровергающих суждение._ Нахождение черт различия между «объяснительными» сказками, сказками о животных и волшебными. Чтение с разной мотивацией для увеличения скорости чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Анализ текста, средств художественной выразительности. | Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание. Работать со словом, различать слова, выражающие отношения между героями произведения. Уметь сравнивать два варианта «объяснительной» сказки. Иметь навык подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста, к чтению по ролям. Уметь представлять сообщения, подготовленные группой и (или) отдельными учениками. | Текущий опрос | Личностные универсальные учебные действия: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. Регулятивные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Познавательные универсальные учебные действия: – отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения формации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное. Коммуникативные универсальные учебные действия: – выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. | ||
41 | Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», | 1 | |||||||
42 | Нивхская сказка «Медведь и бурундук» | 1 | |||||||
43 44 45 | Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб», Рассказ И. Акимушкина «Обезьяньи носы», «Броненосцы», Стихотворение Тима Собакина «Две коровы и коровка». | 1 1 1 | УИПЗЗ | Нахождение в авторском произведении черт «объяснительной» сказки (принцип организации сюжета, сказочная форма обращения героя к персонажам). Выявление в тексте поучительного смысла, особенностей выразительных средст. Соотнесение сюжета и иллюстраций. Восстановление текста по иллюстрациям. Нахождение частей текста, соответствующих иллюстрации. | Ориентироваться в содержании, понимать сущность поведения героев. Уметь сопровождать иллюстрации отрывком текста. Наблюдать особенности авторского стиля: особое обращение к читателю, особенности средств выразительности, в том числе эпитетов. Уметь представлять свою работу (подготовленные сказки). Уметь анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств. | Текущий опрос | 24,12 | ||
46 | Сказки Р. Киплинга о животных (материалы хрестоматии).
| 1 | УКИЗ | Характеристика книги: анализ обложки, иллюстрации,аннотации. Выбор книги в библиотеке. Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Конструирование монологического высказывания. | Уметь ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям, целенаправленно осуществлять выбор книги с выставки книг по заданной тематике. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Сочинять сказку по мотивам сказок Киплинга(устно). | Индивидуальный опрос | 25 | ||
47 48 | Контрольная работа за 1 полугодие. Анализ контрольной работы. | 1 1 | УПОКЗ | Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников (рефлексия). Уметь строить предположение о том, как будет вестись работа в четвертом классе. Знакомиться со списком книг для летнего чтения. | Индивидуальный опрос Контро льная работа | 22,12 24,12 | |||
49 50 51 | Духовно- нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Жанровая принадлежность текста К. Паустовского «Стальное колечко»: рассказ или сказка? Рассказ о родной стороне в произведении К. Паустовского. | 1 1 1 | УИПЗЗ
| Разбор общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана (действия, события, герои), предположение о характере героини (по описанию ее внешности, поступков). Анализ текста (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, средства выразительности, используемые в произведении). Определение жанровой принадлежности произведения | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание. Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Расширить представления о жанровых особенностях сказки и рассказа. Конструировать продолжение произведения в зависимости от предположения его жанровой принадлежности: сказка или рассказ. | Фронталь- ный опрос | |||
52 | Чудесные открытия, взгляд поэта и художника | 1 | УКИЗ | Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разных интонаций, пауз, темпа, логического ударения. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства. Определение эмоционального настроя живописного произведения, описание живописного полотна. Конструирование монологического высказывания на заданную тему. | Понимать эстетическую ценность стихотворного текста, уметь высказывать собственное суждение. Обратить внимание на детали пейзажа, передающие торжественность и одновременно уютность, трогательность картины, созданной автором. Выявлять авторскую позицию. Уметь анализировать средства выразительности, использованные в тексте: эпитеты, скрытые сравнения, олицетворения. Сопоставлять виды искусства: рассматривать картину, анализировать способы, которыми художник передает настроение картины, обращает внимание зрителей на детали. Сравнивать красоту стихотворного текста с настроением живописного полотна. Уметь создавать собственный текст на основе репродукции картины художник. | Индивидуальный опрос | |||
53 | Особый взгляд Ю.И. Коваля на природумалой родины | 1 | УИПЗЗ | Определение настроения произведения, нахождение в рассказе отражения авторского отношения к изображаемому. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разных интонаций, пауз, темпа, логического ударения. Характеристика прочитанного произведения: герой, особенности описания, высказывание предположений о личности автора на основании выделения авторской позиции. | Уметь определять жанр произведения. Находить следы фольклора в авторском произведении. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа. | Текущий опрос | |||
54 | «Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: | 1 | УКИЗ | Декламация стихотворения. Определение настроения живописного произведения. Участие в диалоге при обсуждении картины. Создание устного текста. Анализ образа, созданного в стихотворении. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения, для создания поэтических образов, раскрытия нравственного содержания. | Декламировать стихотворение. Уметь выражать собственное отношение к описываемому, пользуясь выработанными критериями выразительного чтения (тон, темп, интонация, выражение эмоционального подтекста). Уметь представлять созданные иллюстрации. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Создавать сочинения-описания. Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение. | Фронталь- ный опрос | |||
55 | Рассказ В. Драгунского «Красный шарик в синем небе».
| 1 | УПОКЗ | Характеристика особенностей прочитанного произведения, описание героя, персонажей, особенностей и причин их поведения. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Чтение вслух части текста с изменением интонации, темпа чтения на основе восприятия и для передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Объяснение смысла и значения названия произведения. Описание переживаний литературного героя. | Осознанно воспринимать содержание авторского текста. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев, уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа. Понимать цели и назначение заглавия произведения. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческих работ одноклассников (рефлексия). Работать с лентой времени | Индивидуальный опрос Проверочная работа | |||
56 | Мифы разных народов о происхождении человека | 1 | УИПЗЗ | Сравнение мифологических представлений разных народов на основании информации учебника и информации, предоставленной учителем или учениками. Построение предположения. | Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних о происхождении человека. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. Вести самостоятельный поиск информации в соответствии с заданными критериями. | Текущий опрос | Личностные универсальные учебные действия: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Регулятивные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. Познавательные универсальные учебные действия: – отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей справочников, энциклопедий. Коммуникативные универсальные учебные действия: – выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном вы_ полнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. | ||
57 | Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве.
| 1 | УКИЗ | Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Определение настроения живописного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины) | Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем. Рассмотреть образ героини стихотворения – сначала капризного и неумелого, а потом доброго и умного создателя. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, высказывать собственное суждение. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Уметь анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. | Фронталь- ный опрос | |||
58 |
Поэтические басни И. Крылова «Ворона и Лисица» | 1 | УИПЗЗ | Определение жанра, характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Объяснение смысла и значения морали басни. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Познакомиться с новым жанром литературы. Осознать его особенности. Формулировать законы жанра: наличие морали. Определять особенности языка жанра. Осознавать характеры и человеческие недостатки, представленные в басне. | Индивидуальный опрос | |||
59 | Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград».
| 1 | УКИЗ | Декламация басни. Участие в инсценировании. Характеристика жанровых особенностей произведения. Формулирование морали басни. Выразительное чтении текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Анализ иллюстраций. | Формулировать законы жанра: наличие морали, сходство со сказкой о животных – действуют животные, но они символизируют определенные человеческие качества. Конструировать высказывания (мораль к басне «Лисица и Виноград»). Воспринимать и осмысливать иллюстрации В. Серова к басням И.А. Крылова. Уметь анализировать подробности иллюстрации, точность в передаче движений животных и одновременно характера персонажей басни. | Фронталь- ный опрос | |||
60 | Басня - древний жанр словесности (по басням Эзопа ). | 1 | УИПЗЗ | Сравнение басен разных авторов, написанных в разное время, для уточнения жанровых особенностей басни. Нахождение частей текс та, которые подтверждают высказанное суждение. Участие в диалоге. Выразительное чтение текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. | Проводить сравнительный анализ басен И.А. Крылова и Эзопа: отличие композиционного построения, мораль может меняться в соответствии с требованиями эпохи (авторы делают разные выводы из одного сюжета), более разработанные образы в баснях Крылова. Понимать законы жанра: наличие морали, сходство со сказками о животных, нравоучительный характер. | Индивидуальный опрос | |||
61 | Накопление творческого опыта. Сочинение басни в прозе. | 1 | УОСЗ | Конструирование высказывания на заданную тему: формулировка главной мысли, продумывание сюжета, логичное и последовательное построение текста, выбор средств выразительности. | Уметь создавать собственный текст. Иметь представление о басне, ее построении, жанровых особенностях. | Индивидуальный опрос | |||
62 | Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С. Михалкова «Бараны». | 1 | УИПЗЗ | Объяснение нравственного содержания произведения. Определение настроения произведения. Объяснение выбора слов, используемых в произведении для передачи его настроения. Сравнение басен разных авторов. Определение жанровой принадлежности стихотворения. | Понимать эстетические и нравственные ценности стихотворного текста, высказывать собственное суждение. Выявлять поучительный характер стихотворения. Иметь представление об использовании автором мотивов басен. Иметь представление о современной басне в стихах. | Текущий опрос | |||
63 | Сказка, похожая на басню. РНС «У страха глаза велики». | 1 | УИПЗЗ | Анализ построения и языка сказки. Характеристика жанровых особенностей прослушанного произведения. Объяснение пословицы и предположение о времени ее появления относительно самой сказки. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. Определение количества ролей для инсценирования. Определение слов и манеры исполнения. Инсценировка сказки. | Осознанно воспринимать содержание фольклорного текста. Актуализация знаний об этапах бытования сказки. Предположения, что появилось раньше: сама сказка или пословица, ее заключающая. Уметь анализировать построение сказки, его традиционность. Распознавать черты фольклорной сказки: принцип кумулятивного построения – накопления героев и событий. Определять особенности языка сказки. Пересказывать близко к тексту с использованием языка сказки. Читать по ролям. Участвовать в инсценировании. | Текущий опрос | |||
64 65 | Поучительный смысл сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Поучительный смысл сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». | 1 1 | УИПЗЗ
| Анализ текста (сходство и различие сказки со сказкой о животных, рассказом о природе, с басней; отражение позиции автора в выборе выразительных средств для описания внешности, поступков, «речи» героини). Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Конструирование собственного текста | Анализировать текст с позиций: – черты сходства со сказкой о животных; – черты сходства с рассказом о природе; – черты сходства с басней; – распознавание позиции автора с доказательством цитатами из текста. Выявлять способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки. Создавать собственный текст – мораль к сказке. Формулировать выводы о жанровых особенностях авторской сказки. | Фронталь- ный опрос | |||
66 | Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»). | 1 | УИПЗЗ | Анализ текста фрагмента и сравнение со сказкой Гаршина (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев). Упражнение в восприятии информации на слух. Рассмотрение книги, знакомство с ней по обложке, аннотации и иллюстрациям | Сравнивать сказку В.М. Гаршина и ее басенную основу – фрагмент из «Панчатантры»: – психологическая проработанность характера лягушки и уток, по сравнению с образами гусей и черепахи, проявившаяся в большом количестве деталей, в подробном и красочном описании мыслей, чувств лягушки и уток; – разные причины и полета, и падения лягушки и черепахи. Познакомиться с книгой Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена», с понятием «аннотация». | Текущий опрос | |||
67 | Работа с жанром поучительного рассказа: К. Паустовский «Кот Ворюга» | 1 | УИПЗЗ | Пересказ текста с использованием средств художественной выразительности авторского текста. Упражнение в восприятии текста произведения на слух и при самостоятельном чтении. Ответы на вопросы по содержанию произведения. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. | Анализировать текст с позиций: – сходство и различие рассказа со сказками о животных; – нравоучительный смысл рассказа не лежит на поверхности, но роднит рассказ с басней. Иметь представление о законах юмора. Иметь навыки подготовки выразительного чтения на основе эмоционального восприятия текста | Фронталь- ный опрос | |||
68 | Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой | 1 | УПОКЗ | Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. Высказывание предположения о дальнейшем развитии событий с опорой на характер и поступки героев. | Находить сходство ситуаций и нравоучительного смысла рассказа с басенными сюжетами и моралью Иметь представление о законах юмора. Расширять представление о рассказах авторов В.В. Голявкина, И.М. Пивоваровой, А.Б. Раскина, О.Ф. Кургузова Уметь оценивать результаты свое_ го творчества и творческих работ одноклассников, в том числе подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия). Работать с лентой времени. | Индивидуальный опрос Проверочная работа | |||
69 70 | Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). | 1 1 | УИПЗЗ УЗЗВУ | Построение предположения о продолжении сюжета, роли героев или персонажей на основании сходства мифов и сказок. Участие в диалоге. Формулирование предположений и простых выводов. Рассмотрение и анализ иллюстраций учебника | Познакомиться с мифологическими представлениями о всепобеждающей силе искусства. Ориентироваться в учебнике: уметь находить информацию в уже прочитанных произведениях. Уметь сравнивать сюжетные линии мифа с другими мифами, знакомство с которыми происходило ранее. Самостоятельно использовать разные разделы словаря, помещенного в учебнике. | Фронталь- ный опрос | Личностные универсальные учебные действия: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Регулятивные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Познавательные универсальные учебные действия: – отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополни_ тельную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Коммуникативные универсальные учебные действия: – выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – участвовать в учебном диалоге; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях | ||
71 | Чудеса поэтических и живописных образов: | 1 | УКИЗ | Определение настроения произведения. Выявление главной мысли стихотворения. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз,темпа, логического ударения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства Понимание и использование при анализе терминов: «звукоподражание», «необычные способы записи», «слова изобретенные писателем», «повторы». | Выявлять способы, которыми автор подчеркивает, что художник меняет наш взгляд на мир. Высказывать собственное суждение. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Создавать сочинения-описания по картине | Фронталь- ный опрос | |||
72 | Особый взгляд поэта на мир | 1 | УКИЗ | Выделение в текстах эпитетов, олицетворений, сравнений, обращений. Сравнение стихотворений. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. | Анализировать стихотворения, поэтические образы. Находить мотивы народного творчества. Различать настроение поэта, видеть его смену. Анализировать средства выразительности каждого стихотворения: олицетворения, скрытые сравнения. Углублять представления об особенностях поэтического текста. Сравнивать стихотворения | Индивидуальный опрос | |||
73 | Чудеса волшебной сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». | 1 | УИПЗЗ | Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Понимание общего содержания произведения: главные герои и события, различение основного и второстепенного плана. Предположение о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с учетом жанра (авторская сказка). Анализ текста (сюжет внешность, речь и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении). | Иметь представление об особенностях авторской сказки: угадать то, что случится дальше, трудно в отличие от народной сказки; автор отступает от традиционной для народной сказки композиции, иначе изображает героев. Анализировать текст с позиций – портрет Дюймовочки, нежное трогательное ее описание; приметы волшебства в ее рождении; – описание других персонажей: жабы и ее сыночка, отличие их описания от того, что могло бы встретиться в народной сказке. Объяснять секрет имени героини. | Текущий опрос | |||
74 | Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья. | 1 | УЗЗВУ | Описание особенностей поведения и характера героев. Анализ текста: сюжет, внешность, речь и поступки героев, средства художественной выразительности, используемые в произведении, жанровые особенности – роднящие произведение с народной сказкой и отличающие от нее. | Анализировать текст с позиций: – уточнение характера Дюймовочки; – жанровые особенности сказки (мотив отправления героини из дома, испытания, которые ее ждут в лесу, «несвобода» в выборе своего жизненного пути). Интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа. | Фронталь- ный опрос | |||
75 | Сказочный мир Г. Х. Андерсена. | 1 | УОСЗ | Сравнение составленных планов прочитанной части сказки. Логичное и последовательное построение текста (сконструированного дома), выбор выразительных средств языка, изменение своего рассказа с учетом ответа предыдущего ученика. Оценка своих эмоциональных реакций.Описание особенностей поведения и характера героев. Анализ текста (финал сказки с точки зрения его традиционности и особенностей). | Понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Анализировать текст с позиций: – главная героиня сказки – ее отличительные черты и черты сходства с героями других сказок (Золушка, Крошечка-Хаврошечка, Мальчик_с_пальчик); – финал сказки: сходство и различие с традиционным финалом народной сказки. | Фронталь- ный опрос Работа в парах | |||
76 |
сказка С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | 1 | УИПЗЗ | Определение жанровой принадлежности произведения, его специфики. Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана. Построение предположения о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета с опорой на принадлежность произведения к авторской сказке. | Формировать умение ориентироваться в тексте. Осознавать сходство используемых в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях. Строить предположение о дальнейшем развитии событий на основе анализа сюжетных линий. Находить в тексте детали, рисующие характер героя, уметь представлять образ во всей полноте. Высказывать предположения о характере героя, подтверждать суждения цитатами из текста. большого объема. | Текущий опрос | |||
77 | Характер главного героя сказки С. Лагерлёф
| 1 | УЗЗВУ | Понимание общего содержания произведения: различение основного и второстепенного плана. Построение предположения о характерах персонажей, дальнейшем развитии сюжета. Анализ текста (сюжет, внешность, речь и поступки Нильса, средства художественной выразительности, используемые в произведении, отношение автора к герою). Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. | Уметь представлять рассказ о характере Нильса (на основании прочитанной части сказки). Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Находить в тексте детали, рисующие характер героя, уметь представлять образ во всей полноте. Рассказывать о характере Нильса, расширяя, дополняя высказанное ранее предположение. Подтверждать суждения цитатами из текста. | Фронталь- ный опрос | |||
78 | Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. | 1 | УОСЗ | Отслеживание развития характеров героя и персонажей, дальнейшего развития сюжета. Анализ текста (сюжет, речь и поступки Нильса, средства художественной выразительности, используемые в произведении, отношение автора к герою). Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. | Анализировать текст с позиций: – чувства и размышления Нильса во время событий сказочной повести; – изменение отношения стаи к Нильсу, причина этого изменения; – осознание развития характера героя; – финал произведения: сходство и различие с традиционным финалом народной сказки. Обсуждать нравственную проблему, формулировать выводы. | Фронталь- ный опрос | |||
79 | Внимательное и бережное отношение поэта, художника к миру.
| 1 | УПОКЗ | Определение настроения живописного произведения, сравнение его с настроением литературного произведения. Создание устно небольшого текста (анализ репродукции картины). | Уметь анализировать средства выразительности, позволившие создать поэтические образы в прозаическом тексте. Выявление в тексте приема олицетворения, использованного автором. Воспринимать литературу как вид искусства, наряду с живописью. Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников, в том числе, подводить итоги работы с заданиями рубрики «Проверь себя» (рефлексия). | Индивидуальный опрос Проверочная работа | |||
80 | След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. | 1 | УИПЗЗ | Сравнение мифологических представлений разных народов с опорой на информацию учебника и информацию, предоставленную учителем. | Ориентироваться в специфике мифологических представлений древних о происхождении человека. Находить черты мифологических представлений, детали, которые затем перешли в сказки. Иметь представление о единстве фольклора разных народов. | Текущий опрос | Личностные универсальные учебные действия: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; – чувство сопричастности своему народу; – понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; – общее представление о мире профессий, их значении и содержании. Регулятивные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку; – видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого. Познавательные универсальные учебные действия: – отличать художественный текст от научного и научно-популярного; – пересказывать текст по плану; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – структурировать знания при сопоставлении текстов; – применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации; – применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – искать информацию, представлять найденную информацию; – уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное; – знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий. Коммуникативные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выражать свои мысли в устной и письменной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге; – принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях. | ||
81 | Нравственные уроки литературы. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | УИПЗЗ | Зачитывание цитат из текста, подтверждающих или опровергающих высказанное суждение. Нахождение в тексте средств художественной выразительности. | Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Ориентироваться в нравственном содержании, понимать сущность поведения героя стихотворения. | Текущий опрос | |||
82 | Ответственность человека за природу | 1 | УКИЗ | Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторского отношения к изображаемому. Объяснение выбора слов, средств выразительности, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. | Анализировать стихотворение средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, скрытые сравнения), использованные в нем, отсутствие рифм. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста, уметь высказывать собственное суждение. | Индивидуальный опрос | |||
83 | И.С. Тургенев «Воробей». | 1 | УИПЗЗ | Оценивание своих эмоциональных реакций. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение. Сравнение своих ответов с ответами одноклассников. Анализ текста. | Понимать главную мысль рассказа – утверждение силы любви, восхищение ее жертвенностью. Анализировать текст: жизненное переживание, сильное эмоциональное впечатление, описанное в прозаическом тексте. Уметь определять главную мысль рассказа. Находить слова, которые могли бы быть заголовком рассказа | Текущий опрос | |||
84 85 | Повествование о взрослом поступке героя повести Н. Г. Гарина-Михайловского . Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». | 1 1 | УИПЗЗ
| Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. | Формировать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о чертах характера главного героя и подтверждать свои выводы текстом. Понимать связи между изображаемым пейзажем и внутренним состоянием героя. Удерживать большой объем прочитанного текста. Формулировать вывод о характере литературного героя. | Фронталь- ный опрос | |||
86 | Повесть Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». | 1 | УОСЗ | Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героев. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. | Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, формулировать простые выводы с опорой на содержание рассказа. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Воссоздавать по деталям внешний вид Жучки. Овладевать навыками осознанного и выразительного чтения. Уточнять вывод о характере литературного героя | Фронталь- ный опрос | |||
87 | Добро как основная ценность жизни Э.Э. Мошковская «Нужен он». | 1 | УИПЗЗ | Упражнение в восприятии на слух произведения в исполнении учителя или чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. | Осознанно воспринимать стихотворный текст. Участвовать в диалоге при обсуждении главной мысли стихотворения. | Текущий опрос | |||
88 | Пробуждение чувств в душе юного героя .Драгунский«Девочка на шаре». | 1 | УИПЗЗ | Характеристика особенностей прослушанного произведения, описание героя. Нахождение частей текста, которые подтверждают высказанное суждение. | Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер. Ориентироваться в нравственном и эстетическом содержании прочитанного, понимать сущность поведения героя, его чувства и переживания по деталям текста. | Текущий опрос | |||
89 | Мир взрослых, мир детей в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре». | 1 | УЗЗВУ | Чтение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Ответы на вопросы по содержанию литературного текста. | Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, понимать сущность поведения героев. Уметь интерпретировать прочитанное (интегрировать детали), устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую. Формулировать простые выводыс опорой на содержание рассказа: о чувствах героя, об отношениях Дениски и отца. | Фронталь- ный опрос | |||
90 | Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире. | 1 | УКИЗ | Определение настроения живописного произведения. Понимать, что хотел выразить художник, используя необычные средства изобразительного искусства. Сравнение средств воздействия на слушателя и зрителя разных видов искусства | Воспринимать и осмысливать живописное полотно. Уметь анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла. Участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства. | Текущий опрос | |||
91 92 | Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы. | 1 1 | УПОКЗ | Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников (рефлексия). Уметь строить предположение о том, как будет вестись работа в четвертом классе. Знакомиться со списком книг для летнего чтения. | Индивидуальный опрос Контро льная работа | ||||
93 | Жизнь и творчество С.С.Милосердова | 1 | УИПЗЗ | Умение работать с книгой; различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Понимание содержания литературных произведений: тема, главная мысль, события, их последовательность. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других- источников. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своё отношение к персонажам. Связь поэтических текстов с народным творчеством. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них. | - знать творчество писателей своего края; -уметь полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное . Уметь оценивать результаты своего творчества и творческие работы одноклассников (рефлексия). Уметь строить предположение о том, как будет вестись работа в четвертом классе. Знакомиться со списком книг для летнего чтения. | Текущий опрос | Личностные универсальные учебные действия: – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; – основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; – эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений. Регулятивные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – самостоятельно работать с хрестоматией и дополнительной литературой. Коммуникативные универсальные учебные действия: – принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе; – участвовать в учебном диалоге | ||
94 | С.С.Милосердов Избранные стихотворения. | 1 | УИПЗЗ | Текущий опрос | |||||
95 | Жизнь и творчество П.Ф.Шаповалова | 1 | УИПЗЗ | Текущий опрос | |||||
96 | П.Ф.Шаповалов Рассказы. | 1 | УИПЗЗ | Текущий опрос | |||||
97 | Жизнь и творчество И.В.Шамова | 1 | УИПЗЗ | ||||||
98 | И.В.Шамов Избранные стихотворения. | 1 | УИПЗЗ | Текущий опрос | |||||
99 | Конкурс выразительного чтения «Лето, ах лето» | 1 | УИПЗЗ | Текущий опрос | |||||
100 | Способность художника обнаруживать необычное в окружающем нас мире. | 1 | УИПЗЗ | Текущий опрос | |||||
101 102 | В.Драгунский Денискины рассказы | 2 | УИПЗЗ | Текущий опрос | |||||
103 - 105 | Резервные уроки | 3 | УИПЗЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....