И.А.Бунин «Полевые цветы».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе
УМК «Школа России»
Тема: И.А.Бунин «Полевые цветы».
Цели:
- познакомить обучающихся со стихотворением И.А.Бунина «Полевые цветы», работать над выразительностью чтения;
- развивать воображение, речь;
- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, любовь к родной земле.
Оборудование: портрет писателя, таблица «Летний луг», изображения букетов садовых цветов, рисунки полевых цветов.
Ход урока
- Оргмомент.
- Объявление темы.
- Эмоциональный настрой.
Учитель: Посмотрите на меня спокойно, удивлённо, с лёгкой грустью, радостно, нежно, спокойно. Эти эмоции я постараюсь вызвать у вас на уроке, чтобы вы испытали и радость, и нежность, и лёгкую грусть, и удивление.
- Подготовка к восприятию нового материала.
Беседа о цветах.
Учитель: Цветы окружают нас всю жизнь, делая её прекрасной. Где можно увидеть цветы летом?
Ученики: В саду, в поле, на лугу, в лесу.
Учитель: Рядом с вашим домом, на клумбах растут прекрасные садовые цветы. Вы их поливаете, пропалываете, бережёте от холодов. А зачем мы тратим столько сил, чтобы их вырастить?
Ученики: Они дарят нам свою красоту, вызывают хорошее настроение.
Учитель: Какие садовые цветы вы видите в этих букетах? (демонстрация изображений букетов садовых цветов). Приходилось ли вам дарить букеты? Когда? Кому?
Ученики называют изображённые на рисунках садовые цветы, отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Много стихов посвящено этим прекрасным цветам. Мне вспоминаются строки А.Блока:
«Гроза прошла,
И ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом».
Но есть и другие цветы. О них никто не заботится, они растут вокруг нас: в лесу, в поле, на лугу. Это полевые цветы.
Отправимся на летний луг. Я буду читать отрывок из рассказа «Найдёнов луг» И. Соколова-Микитова, а вы внимательно слушайте и попытайтесь представить себя на этом лугу.
«Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший травою луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов».
- О каких цветах писал И. Соколов-Микитов в этом отрывке из рассказа «Найдёнов луг»?
Ученики: О колокольчиках, ромашках, одуванчиках.
Учитель: С каким чувством пишет о них автор?
Ученики: С любовью, искренней нежностью.
- Изучение нового материала.
Учитель: Цветы украшают нашу землю, вызывают восторг и удивление. Иван Алексеевич Бунин постарался выразить эти чувства в стихотворении «Полевые цветы».
1.Чтение стихотворения учителем, беседа о прочитанном.
-Понравилось ли стихотворение? Чем?
-Какое настроение стремился передать автор?
Ученики отвечают на вопрос, используя словарь настроения.
2. Самостоятельное чтение стихотворения и деление его на части.
3. Чтение вслух стихотворения обучающимися по частям, обсуждение прочитанного.
- О чём говорится в 1-ой части? (о цветах, выращенных в теплицах, продающихся в специальных магазинах).
- О каких цветах пишет поэт во 2-ой части? (о полевых цветах).
- Какие это цветы? (скромные, стыдливые).
- Почему они дороги автору?
(автору дороги полевые цветы, потому что они напоминают ему о Родине).
Отношение автора к полевым цветам нужно передать при чтении.
4. Повторное выразительное чтение вслух стихотворения обучающимися.
5.Информация об авторе.
Учитель: Посмотрите на портрет И.А.Бунина. Мы видим лицо человека, который много страдал. Об этом говорят и горькие складки у рта, и пронзительный, печальный взгляд.
Вспомним биографию этого писателя и поэта. После Великой Октябрьской революции Иван Алексеевич был вынужден покинуть Родину, уехать за границу. И, безумно любя Россию и тоскуя по ней, он не мог вернуться назад. Может быть, шагая по улицам Парижа, он увидел в витринах магазинов дорогие пышные цветы и вспомнил родные скромные полевые цветы своей Родины. Так и появилось это стихотворение.
Имя И.А.Бунина хорошо известно во всём мире, он был удостоен первым из русских писателей Нобелевской премии в 1933 году (Л.Н.Толстой дважды отказывался от Нобелевской премии в 1897 и в 1906 гг.).
Чтобы лучше понять этого человека, прочтём строки, которые он написал о себе:
(запись на доске) «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».
И в сложный период эмиграции он продолжал писать о своей единственной любви – о России.
6. Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из произведения И.А.Бунина «Окаянные дни»:
«Вспомнил лесок – глушь, березняк, трава и цветы по пояс, – и как бежал однажды над ним вот такой же дождик, и я дышал этой березовой и полевой, хлебной сладостью и всей, всей прелестью России…».
Прозу Бунина нельзя пересказать, как нельзя пересказать музыку и стихи. Её нужно чувствовать и понимать душой, сердцем…
Поэт часто вспоминал в своих произведениях те времена, когда он был счастлив:
«Какая сладость, всё, что прежде
Ценил так мало, вспоминать».
И поэт вспоминал о своём детстве в стихотворении «Детство», о своих юношеских годах – в стихотворении «На просёлке».
7. Самостоятельное чтение обучающимися стихотворений «Детство» и «На просёлке».
8 . Выразительное чтение вслух стихотворений обучающимися.
Учитель: Как вы думаете, что для поэта настоящее счастье?
Ученики: Дышать воздухом своей Родины, спать под небом своей Родины – вот в чём, по мнению И.А.Бунина, истинное счастье.
VI. Итог урока.
- Стихи какого поэта мы сегодня читали?
- Чему они нас учат?
VII. Домашнее задание.
Подготовить иллюстрации к прочитанным произведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе. И.А. Бунин "Детство", "Полевые цветы".
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством И.А. Бунина и И.И. Шишкина. Двуединство литературы и изобразительного искусства....
Видеоклип к стихотворению И.Бунина "Полевые цветы"
http://www.youtube.com/watch?v=zf0S0FVL6fc...
И.А.Бунин "Полевые цветы" 3 класс
Цели: 1. Общеобразовательные: - расширить представления детей об отечественной поэзии (продолжить знакомство с автором)- у...
Иван Алексеевич Бунин "Полевые цветы"
Ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла; настроения и образного языеа стихотворения; развивать память, речь, мышление....
Литературное чтение И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы»
Здесь представлен подробный конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" под редакцией Л.Ф. Климанова,В.Г.горецкий. И.А. "Детство" "Полевые Цветы" И.А. Бунин...
Литературное чтение И.А. Бунин "Полевые цветы"
Урок литературного чтения для 3 класса по программе "Школа России"...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Бунин "Полевые цветы"
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Бунин "Полевые цветы"...