И.А.Бунин «Полевые цветы».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

 

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Школа России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

УМК «Школа России»

Тема:  И.А.Бунин «Полевые цветы».

Цели: 

  • познакомить обучающихся со стихотворением  И.А.Бунина «Полевые цветы», работать над выразительностью чтения;
  •  развивать воображение, речь;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, любовь к родной земле.

Оборудование: портрет писателя, таблица «Летний луг», изображения букетов садовых цветов,  рисунки полевых цветов.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Объявление темы.
  3. Эмоциональный настрой.

Учитель: Посмотрите на меня спокойно, удивлённо, с лёгкой грустью, радостно, нежно, спокойно. Эти эмоции я постараюсь вызвать у вас на уроке, чтобы вы испытали и радость, и нежность, и лёгкую грусть, и удивление.

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Беседа о цветах.

Учитель: Цветы окружают нас всю жизнь, делая её прекрасной. Где можно увидеть цветы летом?

Ученики: В саду, в поле, на лугу, в лесу.

Учитель: Рядом с вашим домом, на клумбах растут прекрасные садовые цветы. Вы их поливаете, пропалываете, бережёте от холодов. А зачем мы тратим столько сил, чтобы их вырастить?

Ученики: Они дарят нам свою красоту, вызывают хорошее настроение.

Учитель: Какие садовые цветы вы видите в этих букетах? (демонстрация изображений букетов садовых цветов). Приходилось ли вам дарить букеты? Когда? Кому?

Ученики называют изображённые на рисунках садовые цветы, отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Много стихов посвящено этим прекрасным цветам. Мне вспоминаются строки А.Блока:

 «Гроза прошла,

 И ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом…

Ещё трава полна прозрачных слёз,

И гром вдали гремит раскатом».

Но есть и другие цветы. О них никто не заботится, они растут вокруг нас: в лесу, в поле, на лугу. Это полевые цветы.

Отправимся на летний луг. Я буду читать  отрывок из рассказа «Найдёнов луг» И.  Соколова-Микитова, а вы внимательно слушайте и попытайтесь представить себя на этом лугу.

«Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший травою луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов».

- О каких цветах писал И. Соколов-Микитов в этом отрывке из рассказа «Найдёнов луг»?

Ученики: О колокольчиках, ромашках, одуванчиках.

Учитель: С каким чувством пишет о них автор?

Ученики: С любовью, искренней нежностью.

  1. Изучение нового материала.

 Учитель: Цветы украшают нашу землю, вызывают восторг и удивление. Иван Алексеевич Бунин постарался выразить эти чувства в стихотворении «Полевые цветы».

1.Чтение стихотворения учителем, беседа о прочитанном.

-Понравилось ли стихотворение? Чем?

-Какое настроение стремился передать автор?

Ученики отвечают на вопрос, используя словарь настроения.

2. Самостоятельное чтение стихотворения и деление его на части.

3. Чтение вслух стихотворения обучающимися по частям, обсуждение прочитанного.

- О чём говорится в 1-ой части? (о цветах, выращенных в теплицах, продающихся в специальных магазинах).

- О каких цветах пишет поэт во 2-ой части? (о полевых цветах).

- Какие это цветы? (скромные, стыдливые).

- Почему они дороги автору?

(автору дороги полевые цветы, потому что они напоминают ему о Родине).

Отношение автора к полевым цветам нужно передать при чтении.

4. Повторное выразительное чтение вслух стихотворения обучающимися.

5.Информация об авторе.

Учитель: Посмотрите на портрет И.А.Бунина. Мы видим лицо человека, который много страдал. Об этом говорят и горькие складки у рта, и пронзительный, печальный взгляд.

 Вспомним биографию этого писателя и поэта. После Великой Октябрьской революции Иван Алексеевич был вынужден покинуть Родину, уехать за границу. И, безумно любя Россию и тоскуя по ней, он не мог вернуться назад. Может быть, шагая по улицам Парижа,  он увидел в витринах магазинов дорогие пышные цветы и вспомнил родные скромные полевые цветы своей Родины. Так и появилось это стихотворение.

Имя И.А.Бунина хорошо известно во всём мире, он был удостоен первым из русских писателей Нобелевской премии в 1933 году  (Л.Н.Толстой  дважды отказывался от Нобелевской премии в 1897 и в 1906 гг.).

Чтобы лучше понять этого человека, прочтём строки, которые он написал о себе:

(запись на доске) «Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень  русский человек. Это с годами не пропадает».

И в сложный период эмиграции он продолжал писать о своей единственной любви – о России.

6. Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из произведения И.А.Бунина «Окаянные дни»:

«Вспомнил лесок  – глушь, березняк, трава и цветы по пояс, – и как бежал однажды над ним вот такой же дождик, и я дышал этой березовой и полевой, хлебной сладостью и всей, всей прелестью России…».

Прозу Бунина  нельзя пересказать, как нельзя пересказать музыку и стихи. Её нужно чувствовать и понимать душой, сердцем…

Поэт часто вспоминал в своих произведениях те времена, когда он был счастлив:

«Какая сладость, всё, что прежде

Ценил так мало, вспоминать».

И поэт вспоминал о своём детстве в стихотворении «Детство», о своих юношеских годах – в стихотворении «На просёлке».

7. Самостоятельное чтение обучающимися стихотворений «Детство» и «На просёлке».

8 . Выразительное чтение вслух стихотворений обучающимися.

Учитель:  Как вы думаете, что для поэта настоящее счастье?

Ученики:  Дышать воздухом своей Родины, спать под небом своей Родины – вот в чём, по мнению И.А.Бунина, истинное счастье.

VI. Итог урока.

- Стихи какого поэта мы сегодня читали?

- Чему они нас учат?

VII. Домашнее задание.

Подготовить иллюстрации к прочитанным произведениям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. И.А. Бунин "Детство", "Полевые цветы".

На уроке учащиеся знакомятся с  биографией и творчеством И.А. Бунина и И.И. Шишкина. Двуединство литературы и изобразительного искусства....

И.А.Бунин "Полевые цветы" 3 класс

Цели:       1. Общеобразовательные:       - расширить представления детей об отечественной поэзии (продолжить знакомство с автором)- у...

Иван Алексеевич Бунин "Полевые цветы"

Ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла; настроения и образного языеа стихотворения; развивать память, речь, мышление....

Литературное чтение И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы»

Здесь представлен подробный конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" под редакцией Л.Ф. Климанова,В.Г.горецкий. И.А. "Детство" "Полевые Цветы" И.А. Бунин...

Литературное чтение И.А. Бунин "Полевые цветы"

Урок литературного чтения для 3 класса по программе "Школа России"...

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Бунин "Полевые цветы"

презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Бунин "Полевые цветы"...