Литературное чтение И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему
Здесь представлен подробный конспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России" под редакцией Л.Ф. Климанова,В.Г.горецкий. И.А. "Детство" "Полевые Цветы" И.А. Бунин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_3_klass.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхне-Талызинская СОШ
Урок чтения в 3 классе
УМК «Школа России»
И.А.Бунин
«Детство» «Полевые цветы»
Учитель
начальных классов
Таланова Н.В.
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить читать и понимать стихи; воспитывать любовь к природе и родине.
Ход урока | УУД |
1. Организационный момент - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! | Регулятивные: реакция на звонок, волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте |
2. Проверка домашнего задания - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта) - Давайте его выразительно прочитаем. (Дети читают.) - Ребята, а может кто- то из вас выучил это стихотворение наизусть? (Читают у доски). | Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои чувства Регулятивные: контроль и коррекция ответов Личностные: формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее |
3. Подготовка к восприятию нового материала Учитель читает стихотворение. Помню - долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, - шепчет мама,- Если хочешь задремать, Чтоб бодрым и веселым Завтра утром быть опять,- Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!»
- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить. ( Слайд 1) Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953 гг.) | Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы |
4. Сведения об авторе - Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя познакомились с биографией И.А.Бунина. Учитель: Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот? И.А.Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию. (Слайд 2) Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище (Слайд 3) | Познавательные: работа с информацией Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества Личностные: осознание значимости отобранного материала |
5. Работа по учебнику - Какие стихи данного автора мы будем читать сегодня, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника. - Назовите произведения. | Познавательные: работа с информацией, поиск и отбор нужной информации |
6. Работа над стихотворением «Детство». - Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? Учитель читает стихотворение. После чтения вопрос повторяется. (- Это стихотворение о нем самом.) - Почему? (- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.) | Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка знаний, контроль и оценка процессов результатов деятельности, работа с информацией. Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли. |
7. Словарная работа - Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли. - Какие непонятные слова вы встретили? Бор. (Слайд 4) - О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне. -Значит, бор- это лес, в котором растут сосны. Палаты. - В каких случаях это слово употребляют в речи? - А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил это слово в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Слайд 5) «Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей». - Так что же такое палаты? (Большой и красивый зал.) - Зал в царском дворце. - Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте. | Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией Личностные: перевод внешней речи на внутренний план. Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли. |
8. Физкультминутка А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели - вновь за дело. | Регулятивные Личностные Здоровьесберегающие |
9.Беседа по картинам И.И.Шишкина. - Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. (Слайд 6) На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. (Слайд 7) - Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.) (Слайд 8) (Слайд 9) - Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью. - От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.) - Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.) - А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! | Коммуникатив- ные: управление поведением; умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией |
6.Чтение стихотворения по частям. - В какое время дня бродил поэт по лесу? «И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам». - Что увидел поэт в один из таких солнечных дней? «Повсюду блеск, повсюду яркий свет Песок – как шелк…» - Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»? «Прильну к сосне корявой- И чувствую: мне только десять лет, А ствол- гигант, тяжелый, величавый». - Причитайте строки, в которых автор описывает кору? Кора груба, морщиниста, красна. Но как тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного лета. - Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким. - А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет. - А человек может столько прожить? - Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте. - Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну? - Прочитайте первый вопрос в учебнике и дайте на него ответ. | Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией Коммуникатив- ные: согласованность при работе в парах; умение выражать свои чувства Регулятивные: контроль и коррекция |
7.Выразительное чтение стихотворения.- Прочитайте стихотворение выразительно. - Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой. | Коммуникатив- ные: управление своим поведением и умение выражать свои мысли Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Регулятивные: контроль и коррекция |
8.Чтение стихотворения «Полевые цветы». - А сейчас прочитайте название следующего стихотворения. (Стихотворение называется «Полевые цветы».) - Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Дети перечисляют: ромашка, колокольчики, васильки и др.) (Слайд 10) Чтение стихотворения учителем. | Познавательные: работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата |
9. Работа после чтения. - Перечитайте , пожалуйста, подчеркнутые строки - Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы. Пышно цветут дорогие цветы, Нежны, сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из- за синих морей… - Что значит «их привезли из- за синих морей»? (Издалека.) - А как поэт показывает цветы полевые? - Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная.) Благовонная – душистая, ароматная. - А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте. - Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? - А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы? ( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».) | Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата |
10. Рефлексия - О чем мы сегодня говорили на уроке? - В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина? (Слайд 11) (Их авторы горячо любили и тонко чувствовали красоту родной природы. Они ею восхищались. Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы он мечтал вернуться в Россию. Он жил думами о России. Он говорил: «Я – очень русский человек. Это с годами не пропадет». - Какое стихотворение вам больше понравилось? - В конце нашего урока я хочу прочитать замечательные строки из стихотворения Бунина «Вечер»: О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно… - Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню. | Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Личностные: самооценка, самоанализ |
11. Информация о домашнем задании (Слайд 12. Домашнее задание) Спасибо, ребята, за работу на уроке 1. Выучить стихотворение «Детство» наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе. И.А. Бунин "Детство", "Полевые цветы".
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством И.А. Бунина и И.И. Шишкина. Двуединство литературы и изобразительного искусства....
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
Урок литертурного чтения в 4 классе "Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Детство"
В данной разработке показаны приемы работы над выразительным чтением лирического произведения....
Литературное чтение И.А. Бунин "Полевые цветы"
Урок литературного чтения для 3 класса по программе "Школа России"...
Урок литературного чтения в 4 классе "Иван Алексеевич Бунин - "Детство" .
Познакомиться с творчеством И.Бунина, прививать любовь к поэзии, научить видеть красоту поэтического слова....
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Иван Бунин "Детство", 4 класс,программа "Планета знаний"
Тема: Иван Бунин «Детство»...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Бунин "Полевые цветы"
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Бунин "Полевые цветы"...