Урок литературного чтения в 3 классе. И.А. Бунин "Детство", "Полевые цветы".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством И.А. Бунина и И.И. Шишкина. Двуединство литературы и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_kl.docx | 24.6 КБ |
uprazhnenie_v_pravilnom_postroenii_predlozheniy_s_odnorodnymi_chlenami.4_kl.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Заворонежская СОШ
Зеленогайский филиал
Урок чтения в 3 классе
Учитель
начальных классов
Балалыкина Е.В.
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить читать и понимать стихи; воспитывать любовь к природе и родине.
Ход урока | УУД |
1. Организационный момент - Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! | Регулятивные: реакция на звонок, волевая саморегуляция, самопроверка порядка на рабочем месте |
2. Проверка домашнего задания - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта) - Давайте его выразительно прочитаем. (Дети читают.) - Ребята, а может кто- то из вас выучил это стихотворение наизусть? (Читают у доски). | Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои чувства Регулятивные: контроль и коррекция ответов Личностные: формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее |
3. Подготовка к восприятию нового материала Учитель читает стихотворение. Помню - долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, - шепчет мама,- Если хочешь задремать, Чтоб бодрым и веселым Завтра утром быть опять,- Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!»
- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить. ( Слайд 1) Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953 гг.) | Познавательные: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы |
4. Сведения об авторе - Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня Кристина и Матвей познакомят вас с биографией И.А.Бунина. Ученики: Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же помогло ему достигнуть таких высот? И.А.Бунин родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию. (Слайд 2) Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище (Слайд 3) | Познавательные: работа с информацией Коммуникатив- ные: планирование учебного сотрудничества Личностные: осознание значимости отобранного материала |
5. Работа по учебнику - Какие стихи данного автора мы будем читать сегодня, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника. - Назовите произведения. | Познавательные: работа с информацией, поиск и отбор нужной информации |
6. Работа над стихотворением «Детство». - Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? Учитель читает стихотворение. После чтения вопрос повторяется. (- Это стихотворение о нем самом.) - Почему? (- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.) | Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка знаний, контроль и оценка процессов результатов деятельности, работа с информацией. Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли. |
7. Словарная работа - Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли. - Какие непонятные слова вы встретили? Бор. (Слайд 4) - О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне. -Значит, бор- это лес, в котором растут сосны. Палаты. - В каких случаях это слово употребляют в речи? - А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил это слово в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Слайд 5) «Старичок к старухе воротился. Что ж? Пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей». - Так что же такое палаты? (Большой и красивый зал.) - Зал в царском дворце. - Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте. | Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией Личностные: перевод внешней речи на внутренний план. Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли. |
8. Физкультминутка А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели - вновь за дело. | Регулятивные Личностные Здоровьесберегающие |
9.Беседа по картинам И.И.Шишкина. - Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. (Слайд 6) На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. (Слайд 7) - Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.) (Слайд 8) (Слайд 9) - Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью. - От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В солнечный день.) - Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные? (Их создает природа.) - А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам! | Коммуникатив- ные: управление поведением; умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией |
6.Чтение стихотворения по частям. - В какое время дня бродил поэт по лесу? «И весело мне было поутру Бродить по этим солнечным палатам». - Что увидел поэт в один из таких солнечных дней? «Повсюду блеск, повсюду яркий свет Песок – как шелк…» - Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»? «Прильну к сосне корявой- И чувствую: мне только десять лет, А ствол- гигант, тяжелый, величавый». - Причитайте строки, в которых автор описывает кору? Кора груба, морщиниста, красна. Но как тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного лета. - Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми герой сам себе кажется очень маленьким. - А вы знаете, ребята, что сосна может достигать высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет. - А человек может столько прожить? - Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте. - Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну? - Прочитайте первый вопрос в учебнике и дайте на него ответ. | Познавательные: умение структурировать знания, работать с информацией Коммуникатив- ные: согласованность при работе в парах; умение выражать свои чувства Регулятивные: контроль и коррекция |
7.Выразительное чтение стихотворения.- Прочитайте стихотворение выразительно. - Природа для Бунина - живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой. | Коммуникатив- ные: управление своим поведением и умение выражать свои мысли Личностные: формирование алгоритма своего способа действия Регулятивные: контроль и коррекция |
8.Чтение стихотворения «Полевые цветы». - А сейчас прочитайте название следующего стихотворения. (Стихотворение называется «Полевые цветы».) - Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Дети перечисляют: ромашка, колокольчики, васильки и др.) (Слайд 10) Чтение стихотворения учителем. | Познавательные: работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата |
9. Работа после чтения. - Перечитайте , пожалуйста, подчеркнутые строки - Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы. Пышно цветут дорогие цветы, Нежны, сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из- за синих морей… - Что значит «их привезли из- за синих морей»? (Издалека.) - А как поэт показывает цветы полевые? - Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная.) Благовонная – душистая, ароматная. - А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте. - Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? - А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы? ( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».) | Познавательные: оценка процесса и результата деятельности Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата |
10. Рефлексия - О чем мы сегодня говорили на уроке? - В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина? (Слайд 11) (Их авторы горячо любили и тонко чувствовали красоту родной природы. Они ею восхищались. Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы он мечтал вернуться в Россию. Он жил думами о России. Он говорил: «Я – очень русский человек. Это с годами не пропадет». - Какое стихотворение вам больше понравилось? - В конце нашего урока я хочу прочитать замечательные строки из стихотворения Бунина «Вечер»: О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно… - Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню. | Коммуникатив- ные: умение выражать свои мысли Личностные: самооценка, самоанализ |
11. Информация о домашнем задании (Слайд 12. Домашнее задание) Спасибо, ребята, за работу на уроке 1. Выучить стихотворение «Детство» наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению. | Регулятивные: волевая саморегуляция |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами.
ФИО Балалыкина Елена Викторовна
Место работы Зеленогайский филиал МБОУ Заворонежской СОШ | ||
Должность учитель | ||
Предмет начальные классы | ||
Класс 4 | ||
Тема и номер урока в теме Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами, №5 | ||
Базовый учебник Русский язык. 4 класс. Авторы: Т. Г. Рамзаева |
Цель урока: Обобщение знаний об однородных членах предложения.
Задачи:
- Отрабатывать умение строить предложения с однородными членами.
- Развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами внимание, формировать навыки грамотного и каллиграфического письма, а также навыки работы на ПК.
Тип урока обобщения и систематизации знаний
Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, практическая
Планируемые результаты:
-знать правила употребления запятых в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
-уметь правильно употреблять в речи предложения с однородными членами;
- уметь строить предложения с однородными членами;
- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;
-выполнять задания творческого характера
Необходимое техническое оборудование интерактивная доска, компьютер
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Организационный момент и сообщение темы урока | - | Приветствует учащихся; настраивает на работу | Проверяют готовность к уроку | 1 |
2. | Актуализация знаний | Правописание заглавных и строчных букв ЭОР №1 | Шшш…- шуршит опавший лист. -Какой звук передаёт шуршание опавших листьев? (Звук [ш].) | Прописывают каллиграфически в тетради буквы по образцу. | 3 (работа с ЭОР-1 мин) |
3. 4. 5. 6. | Постановка цели урока Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН Динамическая пауза | ЭОР №2 | -На доске две схемы. Чем похожи эти схемы? Чем отличаются? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. 1.Расставьте запятые в предложениях с однородными членами. Организует работу с ЭОР (демонстрирует задание на экране). 2.Работа по учебнику. Упр.101 стр.54 Составьте предложения с однородными членами. Работа по карточкам в группах. Составить четыре предложения с указанными однородными членами. Решают задачи, пишут, читают. Осины, березы, рябины. Уютно, тепло, чисто. Глиняная, стеклянная, фарфоровая. Одолела нас дремота, шевельнутся неохота. Ну-ка делайте со мною упражнение такое: вверх, вниз, потянись, окончательно проснись. Вот мы руки развели, словно удивились и друг другу до земли в пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Ниже, дети, поклонитесь, Не ленитесь, улыбнитесь. | Ответы детей на поставленные вопросы. Расставляют знаки препинания в предложениях с однородными членами. Самостоятельно выполняют в тетрадях, про-верка у доски на компьютере. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. Распределяют между собой задание, выполняют на карточке. Выполняют зарядку. | 2 10 (работа с ЭОР- 9мин) 9 3 2 |
5. | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | 1.Упражнение «Составьте пару». Утро-ночь,зима-…; песня-глухой,картина-…; лошадь-жеребенок, корова-…; лодка-лето, коньки-…; коса-трава, бритва-… . 2. Письмо под диктовку. Упр.99, стр.53 Найдите слова с безударными гласными в корне. | Установите, какая связь между словами первой пары. Составьте подобную пару. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка. | 8 | |
6. | Рефлексия | ЭОР №3 | Организует работу с ЭОР (демонстрирует задание на экране). Выясняет, уровень понимания и усвоения учащимися темы | Высказывают мнение. Формулируют, то знают по данной теме. Рассказывают об однородных членах предложения.
Перед какими союзами между однородными членами ставится запятая? | 5 |
7. | Домашнее задание | Упр.100 стр.53 | 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Правописа-ние заглавных и строчных букв | Информацион-ный ЭОР №1 | Интерактивный плакат | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF |
2. | Расставьте запятые в предложе-ниях с однородными членами. | Практический ЭОР №2 193880 | Интерактивное задание | |
3. | Подведение итогов. | Информационный ЭОР №3 193600 | Схема |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Презентация к уроку русского языка 3 класс. Обучающее изложение "Берегите полевые цветы"
Обучающее изложение " Берегите полевые цветы" 3 класс...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...