Урок литературного чтения в 3 классе. И.А. Бунин "Детство", "Полевые цветы".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Балалыкина Елена Викторовна

На уроке учащиеся знакомятся с  биографией и творчеством И.А. Бунина и И.И. Шишкина. Двуединство литературы и изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      МБОУ  Заворонежская СОШ

           Зеленогайский филиал

                     

   Урок чтения в 3 классе                    

                 

               Учитель

начальных классов

                                Балалыкина Е.В.

 

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить читать и понимать стихи; воспитывать любовь к природе и родине.

                                        

Ход урока

УУД

1. Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Регулятивные:

реакция на звонок,

волевая саморегуляция,

самопроверка порядка на рабочем месте

2. Проверка домашнего задания

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Стихотворения, какого поэта мы читали на прошлом уроке? ( «Золотое слово» К.Д. Бальмонта)

- Давайте его выразительно прочитаем. (Дети читают.)

- Ребята, а может кто- то из вас выучил это стихотворение наизусть?

(Читают у доски).

Коммуникатив-

ные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои чувства

Регулятивные:

контроль и коррекция ответов

Личностные:

формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости ее

3. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель читает стихотворение.

        Помню - долгий зимний вечер,

          Полумрак и тишина;

        Тускло льется свет лампады,

        Буря плачет у окна.

        «Дорогой мой, - шепчет мама,-

        Если хочешь задремать,

        Чтоб бодрым и веселым

        Завтра утром быть опять,-

        Позабудь, что воет вьюга,

        Позабудь, что ты со мной,

        Вспомни тихий шепот леса

        И полдневный летний зной;

        Вспомни, как шумят березы,

        А за лесом, у межи,

        Ходят медленно и плавно

        Золотые волны ржи!»

                                                     

- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

( Слайд 1)

Иван Алексеевич Бунин

     (1870 – 1953 гг.)

Познавательные:

умение структурировать знания,

контролировать и оценивать знания,

формирование умения в постановке и формулировке проблемы

4. Сведения об авторе

- Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве  писателя, сегодня Кристина и Матвей познакомят вас с биографией И.А.Бунина.

Ученики:

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения  в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же  помогло ему достигнуть таких высот?

И.А.Бунин  родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов. Он уехал в 1918 г. из Москвы и поселился в Одессе. А затем, после долгих скитаний, в 1920 г. Бунин приезжает во Францию.

(Слайд 2)

Несмотря на широкую известность Бунина как писателя его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, был опубликован в Нью-Йорке (1943 г.) Предложение вернуться на родину, которые делались в послевоенные годы, Бунин отвергал. Бунин умер в Париже и похоронен на Русском кладбище

(Слайд 3)

Познавательные:

работа с информацией

Коммуникатив-

ные:

планирование учебного сотрудничества

Личностные:

осознание значимости отобранного материала

5. Работа по учебнику

- Какие стихи данного автора мы будем читать сегодня, вы узнаете, посмотрев  содержание в конце учебника.

- Назовите произведения. 

Познавательные:

работа с информацией, поиск и отбор нужной информации

6. Работа над стихотворением «Детство».

- Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение?

Учитель читает стихотворение. После чтения вопрос повторяется.

(- Это стихотворение о нем самом.)

- Почему?

(- Потому, что он говорит о себе, о том, как он гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.)        

Познавательные:

умение структурировать знания;

контроль и оценка знаний,

контроль и оценка процессов результатов деятельности,

работа с информацией.

Коммуникатив-

ные: умение выражать свои мысли.

7. Словарная работа

- Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно, как вы его поняли.

- Какие непонятные слова вы встретили?

Бор. (Слайд 4)

- О каком дереве говорится в стихотворении? О сосне.

-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны.

Палаты.

- В каких случаях это слово употребляют в речи?

- А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил это  слово в «Сказке о рыбаке и рыбке».

(Слайд 5)

«Старичок к старухе воротился.

Что ж? Пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей».

- Так что же такое палаты?

(Большой и красивый зал.)

- Зал в царском дворце.

- Царские палаты, нарядные, красивые. А у Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и прочитайте.

Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией

Личностные:

перевод внешней речи на внутренний план.

 Коммуникатив-

ные: умение выражать свои мысли.

8. Физкультминутка

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели - вновь за дело.

Регулятивные

Личностные

Здоровьесберегающие

9.Беседа по картинам И.И.Шишкина.

     - Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин.

(Слайд 6)

На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.

(Слайд 7)

     - Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие. Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)

  (Слайд 8)

   (Слайд 9)

- Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению: все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени.  А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?

(Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным?

         

Чем жарче день, тем сладостней в бору

          Дышать сухим смолистым ароматом,

          И весело мне было поутру

          Бродить по этим солнечным палатам!

Коммуникатив-

ные:

управление поведением;

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией

6.Чтение стихотворения по частям.

- В какое время  дня бродил поэт по лесу?

                 «И весело мне было поутру

                 Бродить по этим солнечным палатам».

- Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

          «Повсюду блеск, повсюду яркий свет

        Песок – как шелк…»

- Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне корявой»?

         «Прильну к сосне корявой-

        И чувствую: мне только десять лет,

        А ствол- гигант, тяжелый, величавый».

- Причитайте строки, в которых автор описывает кору?

Кора груба, морщиниста, красна.

        Но как тепла, так солнцем вся прогрета!

        И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости. Сосны напоминают мальчику великанов из сказки, рядом с которыми  герой сам себе кажется очень маленьким.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать  высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

- Прочитайте первый  вопрос в учебнике  и дайте на него ответ.

Познавательные:

умение структурировать знания,

работать с информацией

Коммуникатив-

ные:

согласованность при работе в парах;

умение выражать свои чувства

Регулятивные: контроль и коррекция

7.Выразительное чтение стихотворения.- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Природа для Бунина -  живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

Коммуникатив-

ные:

управление своим поведением и

умение выражать свои мысли

Личностные: формирование алгоритма своего способа действия

Регулятивные: контроль и коррекция

8.Чтение  стихотворения  «Полевые цветы».

- А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

(Стихотворение называется «Полевые цветы».)

- Какие полевые и луговые цветы вы знаете?

(Дети перечисляют: ромашка, колокольчики, васильки и др.)

(Слайд 10)

Чтение стихотворения учителем.

Познавательные:

работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности

Коммуникатив-

ные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

9. Работа после чтения.

- Перечитайте , пожалуйста, подчеркнутые строки

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из- за синих морей…

- Что значит «их привезли из- за синих морей»?    (Издалека.)

- А как поэт показывает цветы полевые?

- Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная.)

Благовонная – душистая, ароматная.

- А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте.

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

- А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?

( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».)

Познавательные:

оценка процесса и результата деятельности

Коммуникатив-

ные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата

10. Рефлексия

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- В чем созвучны произведения И.А.Бунина и И.И.Шишкина?

(Слайд 11)

(Их авторы горячо любили и тонко чувствовали красоту родной природы. Они ею восхищались. Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы он мечтал вернуться в Россию. Он жил думами о России. Он говорил: «Я – очень русский человек. Это с годами не пропадет».

- Какое стихотворение вам больше понравилось?

- В конце нашего урока я хочу прочитать замечательные строки из стихотворения Бунина «Вечер»:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно…

- Давайте и мы будем жить, и радоваться каждому прожитому дню.

Коммуникатив-

ные:

умение выражать свои мысли

Личностные: самооценка, самоанализ

11. Информация о домашнем задании

     (Слайд 12. Домашнее задание)                

Спасибо, ребята, за работу на уроке

1. Выучить  стихотворение «Детство» наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.

Регулятивные: волевая саморегуляция



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами.

    ФИО                           Балалыкина Елена Викторовна

Место работы         Зеленогайский филиал МБОУ Заворонежской СОШ

Должность              учитель

Предмет                   начальные классы

Класс                         4

Тема и номер урока в теме  Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами, №5

Базовый учебник  Русский язык. 4 класс. Авторы: Т. Г. Рамзаева

Цель  урока:  Обобщение  знаний об однородных членах предложения.

 Задачи:

-          Отрабатывать умение строить предложения с однородными членами.

-           Развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами внимание, формировать навыки грамотного и каллиграфического письма, а также навыки работы на ПК.

Тип урока   обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся   индивидуальная, фронтальная, практическая

Планируемые результаты:

-знать правила употребления запятых в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами  и, а, но;

-уметь правильно употреблять в речи предложения с однородными членами;

- уметь строить предложения с однородными членами;

- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;

-выполнять задания творческого характера

Необходимое техническое оборудование  интерактивная доска, компьютер

Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент и сообщение темы урока

-

Приветствует учащихся; настраивает на работу

Проверяют готовность к уроку

1

2.

Актуализация знаний

Правописание заглавных и строчных букв

ЭОР №1

Шшш…- шуршит опавший лист.

-Какой звук передаёт шуршание опавших листьев? (Звук [ш].)
- Какой это звук? (Согласный, глухой,твердый.)
- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «ша».).

Прописывают каллиграфически в тетради буквы по образцу.

3

(работа с ЭОР-1 мин)

3.

4.

5.

6.

Постановка  цели

урока

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.

Обобщение усвоенного  и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН

Динамическая пауза

ЭОР №2

-На доске две схемы. Чем похожи эти схемы? Чем отличаются? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

1.Расставьте запятые в предложениях с однородными членами.

Организует работу с ЭОР (демонстрирует задание на экране).

2.Работа по учебнику. Упр.101 стр.54 Составьте предложения с однородными членами.

Работа по карточкам в группах. Составить четыре предложения с указанными однородными членами.

Решают задачи, пишут, читают.

Осины, березы, рябины.

Уютно, тепло, чисто.

Глиняная, стеклянная, фарфоровая.

Одолела нас дремота,

шевельнутся неохота. Ну-ка делайте со мною упражнение такое: вверх, вниз, потянись, окончательно проснись.

Вот мы руки развели, словно удивились и друг другу до земли в пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Ниже, дети, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

Ответы детей на поставленные вопросы.

Расставляют знаки препинания в предложениях с однородными членами. Самостоятельно выполняют в тетрадях, про-верка у доски на компьютере.

Самостоятельная работа в тетради.

Взаимопроверка.

Распределяют между собой задание, выполняют на карточке.

Выполняют зарядку.

2

10

(работа с ЭОР- 9мин)

9

3

2

5.

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

1.Упражнение «Составьте пару».

Утро-ночь,зима-…;

песня-глухой,картина-…;

лошадь-жеребенок, корова-…;

лодка-лето, коньки-…;

коса-трава, бритва-… .

2. Письмо под диктовку. Упр.99, стр.53

Найдите слова с безударными гласными в корне.

Установите, какая связь между словами первой пары. Составьте подобную пару.

Самостоятельная работа в тетради.

Взаимопроверка.

8

6.

Рефлексия

ЭОР №3

Организует работу с ЭОР (демонстрирует задание на экране).

Выясняет, уровень понимания и усвоения учащимися темы

Высказывают мнение. Формулируют, то знают по данной теме.

Рассказывают об однородных членах предложения.

 

Перед какими союзами между однородными членами ставится запятая?

5

7.

Домашнее задание

Упр.100 стр.53

2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Правописа-ние заглавных и строчных букв

Информацион-ный

ЭОР №1

Интерактивный плакат

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

2.

Расставьте запятые в предложе-ниях с однородными членами.

Практический

ЭОР №2

193880

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1f6972d-da27-4822-aa05-9c174fff1092/%5BNS-RUS_4-02%5D_%5BQS_056%5D.html

3.

Подведение итогов.

Информационный

ЭОР №3

193600

Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9cc4a584-a8c2-4c0c-9c1d-aef922237ebb/%5BNS-RUS_4-02%5D_%5BPD_053%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...