Разработка урока по теме: "М. В. Ломоносов"
план-конспект занятия по чтению на тему

Ушакова Лариса Викторовна

Предмет: Литературное чтение

Класс 1-2

Тема: "М. В. Ломоносов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_lomonosove_m._v.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

       01.09.11                                           1 урок.

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов – русский учёный.

«…он все испытал и все проник».

                                                                                                                         А. С. Пушкин

Цели:

-ознакомить с личностью великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова

-воспитывать гордость за культуру русского народа

-развивать кругозор

План:

  1. Организованное начало урока.
  2. Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня у вас необычный день. Вы первый раз пришли в школу. Сегодня вы стали учениками-первоклассниками. Как вы думаете, зачем детям надо ходить в школу?

-А кто из вас хочет всему научиться?

-А кто хочет очень хорошо учиться на одни 5 и 4?

-Как вы думаете, что необходимо делать ученику, чтобы учиться на «отлично»?

-Сегодня на уроке мы поговорим о человеке, который благодаря огромному желанию учиться стал великим русским учёным.

Это – Михаил Васильевич Ломоносов.

  1. Работа по теме урока.

       300 лет назад в деревне Денисовке Архангельской губернии на берегу реки Двина родился мальчик. Назвали его Михаил Васильевич Ломоносов. Мать его вскоре умерла, Мишу воспитывали мачехи. Отец его был рыбаком, очень знаменитым в тех краях. Отец Ломоносова построил большой корабль «Чайка» и оснастил его по современному. Это был самый быстрый корабль во всей округе. На нём Михаил плавал с отцом в разные края. В этих путешествиях мальчик многое повидал. Наблюдая за разными природными явлениями,  у Михаила возникало много вопросов.

-Откуда по небу приходят тучи?

-Почему в ясную погоду звёзды на небе как бы подмигивают, мерцают?

-Почему лёд, твёрдый как камень, тает, а камни нет?

Но никто не мог ему дать ответов на эти вопросы. Один добрый человек посоветовал ему учиться грамоте, потому что есть такие книги, в которых обо всём написано. С тех пор научиться читать, найти и прочитать эти умные книги – было самым большим желанием юного Ломоносова. Эта мечта сбылась. Он выучился читать,  и каждый раз старался найти время на чтение книг. Мачеха не любила, когда он занимался чтением, часто ругала его за невыполненную по дому работу. Приходилось Ломоносову от мачехи прятаться, он готов был читать с утра до вечера.

       Позже он услышал от людей, что в Москве есть такие школы, которые учеников всему учат.  Стал просить Михаил отца отпустить его учиться, но отец даже слышать об этом не хотел. Тогда Михаил Васильевич Ломоносов убежал из дома и пошёл вместе с рыбным обозом пешком в Москву. Там он поступил в школу в первый класс. Нелегко пришлось Ломоносову первое время в школе. Все одноклассники над ним смеялись. Ведь им было по десять лет, а Ломоносову было уже 20.

Позже Ломоносов учился в Петербурге, а затем за хорошую учебу был отправлен в Германию учиться у лучших профессоров. Отучившись, Ломоносов вернулся в Петербург.

       За всю свою жизнь М. В. Ломоносов сделал очень много открытий. В самых разных областях науки.

-изобрёл телескоп и трубу ночного видения

-открыл первую русскую химическую лабораторию

-объяснил происхождение минералов

-сконструировал термометр

-сконструировал приборы для морского кораблевождения

-составил «Полярную карту»

-составил книгу о русской истории

-изобрёл способ изготовления стекла разных оттенков, из таких стёкол изготовил 40 мозаичных картин

-он писал стихи и сочинения

       Ломоносов был очень известным человеком. За свои заслуги перед отечеством М. В. Ломоносову первому в России было присвоено звание академика. Он был великим русским ученым. Этот человек – был, есть и будет гордостью русского народа.

  1. Закрепление изученного.

-Что нового или интересного узнали и запомнили о Ломоносове М. В. ?

  1. Рефлексия.

Давайте попробуем составить своё мозаичное панно, как это делал М. В. Ломоносов.

Перед вами картинка, составленная из разных мелких частей.

-Что она изображает?

-Из каких частей состоит цифра «пять»?

-Какие фигуры можете назвать?

-Если раскрасить каждую фигуру в определённый цвет, получится мозайка или мозаичное панно.

Треугольники – красным цветом

Квадраты – синим

Прямоугольники – зелёным

Ромбы – жёлтым

  1. Итог урока.

-Как вы думаете, почему мы составили мозаичное панно в виде цифры пять?

  1. Организованный конец урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Семья" (УМК М.З. Биболетова Enjoy English-2

Предлагаемый методический материал может быть использован преподавателями иностранного языка при организации  завершающего этапа обучения учащихся по теме «Семья»....

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Разработка урока ан тему "Чуве-ады" (урок-повторение)

Разработка урока по тувинскому языку на тему "имя существительное"...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...