Согласные звуки [х] [х'], буква Х,х
методическая разработка по чтению (1 класс)
Технология построения урока: Проблемно – диалогическая с использованием ИКТ.
Цель урока:
Создание условий для:
· овладения обучающимися знаниями о звуках [х] [х'], буквах Х,х;
· для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
· для формирования культуры поведения на уроке.
Формируемые универсальные учебные действия
Предметные умения
Учебно-языковые умения:
o давать характеристику согласных звуков;
o безошибочно узнавать буквы Х,х;
o совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х,х;
o проводить простейший звуко-буквенный анализ слова.
Речевые умения:
o правильно называть буквы русского алфавита;
o объяснять лексическое значение слова;
o подбирать заголовок к тексту;
o отвечать на вопросы по тексту.
Личностные УУД:
o устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
o определять общие для всех правила поведения
o определять правила работы в парах
o оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
o устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные УУД:
o ориентироваться в учебнике;
o ориентироваться в системе знаний(определять границы знания/незнания)
o находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
o проводить анализ учебного материала;
o проводить классификацию, указывая на основание классификации;
o проводить сравнения, объясняя критерии сравнения;
o уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
o слушать и понимать речь других;
o уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
o владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
o определять и формулировать цель деятельности на уроке;
o формулировать учебные задачи;
o высказывать свое предположение на основе учебного материала;
o отличать верно выполненное задание от неверного;
o осуществлять самоконтроль;
o совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция: В. Г. Горецкий «Азбука»;
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква Х,х»
Дополнительные карточки для работы в парах, наборы карточек для звуковых схем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок обучения грамоте:"Согласные звуки [х] [х'], буква Х,х" | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте по программе «Школа России»
Тема урока: Согласные звуки [х] [х'], буква Х,х
Учителя начальных классов Металловой Елены Витальевны
ГБОУ СОШ №193
Технология построения урока: Проблемно – диалогическая с использованием ИКТ.
Цель урока:
Создание условий для:
- овладения обучающимися знаниями о звуках [х] [х'], буквах Х,х;
- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- для формирования культуры поведения на уроке.
Формируемые универсальные учебные действия
Предметные умения
Учебно-языковые умения:
- давать характеристику согласных звуков;
- безошибочно узнавать буквы Х,х;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х,х;
- проводить простейший звуко-буквенный анализ слова.
Речевые умения:
- правильно называть буквы русского алфавита;
- объяснять лексическое значение слова;
- подбирать заголовок к тексту;
- отвечать на вопросы по тексту.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения
- определять правила работы в парах
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в системе знаний(определять границы знания/незнания)
- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнения, объясняя критерии сравнения;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция: В. Г. Горецкий «Азбука»;
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква Х,х»
Дополнительные карточки для работы в парах, наборы карточек для звуковых схем.
Ход урока
1. Организационный момент.
1) На доске, ребята, уже знакомые вам буквы.
Давайте прочитаем сначала буквы написанные красным цветом, а потом – синим, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.(слайд 2)
Огбруачмеонтиее
- А нужен ли нам этот урок?
- Но ведь мы уже знаем буквы, а кое-кто уже умеет читать и писать слова.
- Наверно мы уже стали грамотными? ( нет, мы изучили не все буквы)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
- Это наш девиз урока чтения.
- Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? (читали тексты с буквой Й, закрепляли материал) и на уроке мы закрепляли полученные знания.
- Сегодня на уроке мы открываем новые знания. Давайте составим план урока. С чего мы начнем урок? (с повторения материала) , для чего нам нужны эти знания?( они помогут нам разобраться с новым материалом, легче будет справиться с новым материалом)). (слайд 3)
- Что будем делать дальше? (открывать новые знания)
- После того, как познакомимся с новыми звуками и буквой, чем будем заниматься? ( закреплять полученные знания);
- Что мы делаем в конце урока? (Подводим итоги).
2. Начнем с повторения, и я вам предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы?» В игре разрешается делать только два движения. Если вы верите, вы киваете головой, если не верите показываете, что вы не согласны). Молодцы! Очень мало ошибались. Скажите, а могут нам пригодиться эти знания для изучения нового звука и буквы?
3. Самоопределение к действию
На доске появляются картинки. (слайд 4)
- Кого вы видите на картинках? Какой звук спрятался в каждом слове? (звук х).- Или какой звук есть в каждом слове, но мы его не изучали? Дайте характеристику этому звуку.
- Какое слово лишнее? (орехи)
- Почему? ( в этом слове мягкий звук) Дайте ему характеристику. Какие слова вы можете назвать с этими звуками?
- Назовите тему нашего урока? Какую цель мы поставим на уроке? (Научиться распознавать звуки [х] [х'] и читать слова и предложения с буквами Х,х )
-Какие учебные задачи мы должны решить? (слайд 5)
- Познакомиться со звуками[х] [х'] и буквами Х,х
- Научиться различать : звук от буквы, согласный от гласного, твердый звук от мягкого, звонкий звук и глухой;
- Учиться читать с буквой Х слияния, слова, предложения и тексты;
- Развивать речь, память, внимание.
4. Актуализация знаний
Я сейчас прочту рассказ «Утро в деревне». Ваша задача послушать внимательно и постараться запомнить как можно больше слов с новыми звуками.
Утро в деревне.
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышны звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне!
(петух, пастух, хлебные, охотник, хворост, хороша, тихо, хорошо).
– Где в словах могут стоять звуки[х] [х']? (в начале, в середине и на конце слова).
Давайте поиграем в игру «Поймай звук» и немного отдохнем.
Учитель читает слова: халат, страх, ахать, пахать, храбрец, хлопок, верхушка, запах, рубаха, смех.
Откроем конверты, достанем карточки – схемы и сделаем звуковой разбор слова смех, хорек, кухня. Работа на доске. Подобрать к каждой картинке нужную схему.
5. Ну-ка сделаем зарядку. Раз - листочек поднимаем, Два – листочек загибаем, Три – еще разок свернули, на четыре – развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!
-Это буква Х
- А кто мне скажет на что она похожа? (ножницы, мельница, лопасть вертолета). Сложите букву х из палочек.
Дети читают слияния по слайду. (слайд 6)
Игра « Буква потерялась» Дети выходят к доске, вставляют букву и читают слова.
…алва, …итрец, …олод, я..та, ме…, …олодильник, …урма, вдо…и, му…и, ма…ать.
На доске пары слов: халва – хвала, вдох – вход, хорошо – плохо, хлеб – хлеба, холод – холода.
-Прочитайте слова. Какую особенность заметили?( анаграммы, антонимы, ед.ч. и мн. ч.)
6. Работа в Азбуке.
-Открыли Азбуку на стр. 37
-Прочитайте, какая народная мудрость написана вверху страницы?
- Как вы понимаете эту пословицу? Давайте рассмотрим иллюстрацию.
- Что изображено в центре?
- Что изображено в правом верхнем углу? Кого принято встречать хлебом и солью?( в старину люди считали, что хлеб символизирует землю, а соль сверху хлеба солнце.)
-Каким изображено солнышко?
- Как выращивают хлеб?
- Что изображено в нижней части иллюстрации? (серп и пшеница)
- Какую роль в жизни человека играет пшеница?
- Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (от явлений природы зависит урожай зерновых) Слева изображен бог солнца, справа дева Мария с ребенком.
- Открыли Азбуку на стр. 39,
- Первая группа(сильная) читает текст в парах.
- Вторая группа (слабая) читает слова по карточке (слова разделены на слоги и выделены слияния)
Далее дети читают цепочкой по предложениям.
Вопросы по тексту: - Какое время года в рассказе? О каких приметах осени говорится в тексте?
Что дрожит от холода? Какими становятся дни? Где появился ледок? Что надо убрать с полей до холодов? Придумайте заголовок к рассказу. (уборка хлеба)
7.Физкульминутка
- Мы зернышки и нас посадили в землю
- Мы колоски ( подняли руки вверх и потянулись)
- Скосили колоски (движения руками)
- Смололи зернышку в муку (потерли ладошки)
- Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки)
- Поставили тесто в духовку (присели , медленно поднимаемся, руки в сторону)
- Вот какой хлеб получился!
8.Подведение итогов:
Продолжите предложения:
Я узнал…
Я понял …
Я научился…
Мне было интересно….
Мне было трудно…
Справились мы с задачами, которые поставили в начале урока? Достигли цели?
Оцените свои достижения с помощью картинок:
Зернышко- мне было очень трудно
Колосок- немного затруднялся, но в целом все понял
Каравай – я все понял, мне было легко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...