Согласные звуки [х] [х'], буква Х,х
методическая разработка по чтению (1 класс)

Металлова Елена Витальевна

Технология построения урока: Проблемно – диалогическая с использованием ИКТ.

Цель урока:

Создание  условий для:

·         овладения обучающимися знаниями о звуках [х] [х'], буквах Х,х;

·         для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

·         для формирования культуры поведения на уроке.

Формируемые универсальные учебные действия

Предметные умения

Учебно-языковые умения:

o   давать характеристику согласных звуков;

o   безошибочно узнавать буквы Х,х;

o   совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х,х;

o   проводить простейший звуко-буквенный анализ слова.

      Речевые умения:

o   правильно называть буквы русского алфавита;

o   объяснять лексическое значение слова;

o   подбирать заголовок к тексту;

o   отвечать на вопросы по тексту.

    Личностные  УУД:

o   устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

o   определять общие для всех правила поведения

o   определять правила работы в парах

o   оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

o   устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Познавательные УУД:

o   ориентироваться в учебнике;

o   ориентироваться в системе знаний(определять границы знания/незнания)

o   находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

o   проводить анализ учебного материала;

o   проводить классификацию, указывая на основание классификации;

o   проводить сравнения, объясняя критерии сравнения;

o   уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

o   слушать и понимать речь других;

o   уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

o   владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД:

o   определять и формулировать цель деятельности на уроке;

o   формулировать учебные задачи;

o   высказывать свое предположение на основе учебного материала;

o   отличать верно выполненное задание от неверного;

o   осуществлять самоконтроль;

o   совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.

       Ресурсы:

Книгопечатная продукция: В. Г. Горецкий «Азбука»;

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква Х,х»

Дополнительные карточки для работы в парах, наборы карточек для звуковых схем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по программе «Школа России»

Тема урока: Согласные  звуки  [х] [х'], буква Х,х

Учителя начальных классов Металловой Елены Витальевны

ГБОУ СОШ №193

Технология построения урока: Проблемно – диалогическая с использованием ИКТ.

Цель урока:

Создание  условий для:

  • овладения обучающимися знаниями о звуках [х] [х'], буквах Х,х;
  • для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
  • для формирования культуры поведения на уроке.

Формируемые универсальные учебные действия

Предметные умения

Учебно-языковые умения:

  • давать характеристику согласных звуков;
  • безошибочно узнавать буквы Х,х;
  • совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х,х;
  • проводить простейший звуко-буквенный анализ слова.

      Речевые умения:

  • правильно называть буквы русского алфавита;
  • объяснять лексическое значение слова;
  • подбирать заголовок к тексту;
  • отвечать на вопросы по тексту.

    Личностные  УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения
  • определять правила работы в парах
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • ориентироваться в системе знаний(определять границы знания/незнания)
  • находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить классификацию, указывая на основание классификации;
  • проводить сравнения, объясняя критерии сравнения;
  • уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.

       Ресурсы:

Книгопечатная продукция: В. Г. Горецкий «Азбука»;

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор

Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква Х,х»

Дополнительные карточки для работы в парах, наборы карточек для звуковых схем.

        Ход урока

1. Организационный момент.

1) На доске, ребята, уже знакомые вам буквы.

Давайте прочитаем сначала буквы написанные красным цветом, а потом – синим, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.(слайд 2)

Огбруачмеонтиее

- А нужен ли нам этот урок?

- Но ведь мы уже знаем буквы, а кое-кто уже умеет читать и писать слова.

- Наверно мы уже стали грамотными? ( нет, мы изучили не все буквы)

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

- Это наш девиз урока чтения.

- Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом  уроке? (читали тексты с буквой Й, закрепляли материал) и  на уроке мы закрепляли полученные знания.

- Сегодня на уроке мы открываем новые знания. Давайте  составим план урока. С чего мы начнем урок? (с повторения материала) , для чего нам нужны эти знания?( они помогут нам разобраться с новым материалом, легче будет справиться с новым материалом)). (слайд 3)

- Что будем делать дальше? (открывать новые знания)

-  После того, как познакомимся с новыми  звуками и буквой, чем будем заниматься? ( закреплять полученные знания);

- Что мы делаем в конце урока? (Подводим итоги).

2.   Начнем  с повторения, и я вам предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы?» В игре разрешается делать только два движения. Если вы верите, вы киваете головой, если не верите показываете, что вы не согласны). Молодцы! Очень мало ошибались. Скажите, а могут нам пригодиться эти знания для изучения нового звука и буквы?

3. Самоопределение к действию

 На доске появляются картинки. (слайд 4)

- Кого вы видите на картинках? Какой звук спрятался в каждом слове? (звук х).- Или какой звук есть в каждом слове, но мы его не изучали? Дайте характеристику этому звуку.

- Какое слово лишнее? (орехи)

- Почему? ( в этом слове мягкий звук) Дайте ему характеристику. Какие слова вы можете назвать с этими звуками?

- Назовите тему  нашего урока? Какую цель мы поставим на уроке? (Научиться распознавать звуки [х] [х'] и  читать  слова и предложения с буквами Х,х )

-Какие учебные задачи мы должны решить? (слайд 5)

  • Познакомиться со звуками[х] [х'] и буквами Х,х
  • Научиться различать : звук от буквы, согласный от гласного, твердый звук от мягкого, звонкий звук и глухой;
  • Учиться читать с буквой Х слияния, слова, предложения и тексты;
  • Развивать речь, память, внимание.

4. Актуализация знаний

Я сейчас прочту рассказ «Утро в деревне». Ваша задача послушать внимательно и постараться запомнить как можно больше слов с новыми звуками.

        Утро в деревне.

Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышны звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет  овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне!

(петух, пастух, хлебные, охотник, хворост, хороша, тихо, хорошо).

 – Где в словах могут стоять звуки[х] [х']? (в начале, в середине и на конце слова).

Давайте поиграем в игру «Поймай звук» и немного отдохнем.

 Учитель читает слова: халат, страх, ахать, пахать, храбрец, хлопок, верхушка, запах, рубаха, смех.

Откроем конверты, достанем карточки – схемы и сделаем звуковой разбор слова  смех, хорек, кухня. Работа на доске. Подобрать к каждой картинке нужную схему.

5. Ну-ка сделаем зарядку. Раз -  листочек поднимаем, Два – листочек загибаем, Три – еще разок свернули, на четыре – развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!

-Это буква Х

- А кто мне скажет на что она похожа? (ножницы, мельница, лопасть вертолета). Сложите букву х из палочек.

Дети читают слияния по слайду. (слайд 6)

Игра « Буква потерялась» Дети выходят к доске, вставляют букву и читают слова.

…алва, …итрец, …олод, я..та, ме…, …олодильник, …урма, вдо…и, му…и, ма…ать.

На доске пары слов:  халва – хвала, вдох – вход, хорошо – плохо, хлеб – хлеба, холод – холода.

-Прочитайте слова. Какую особенность заметили?( анаграммы, антонимы, ед.ч. и мн. ч.)

6. Работа в Азбуке.

-Открыли Азбуку на стр. 37

-Прочитайте, какая народная мудрость написана вверху страницы?

- Как вы понимаете эту пословицу? Давайте рассмотрим иллюстрацию.

- Что изображено в центре?

- Что изображено в правом верхнем углу? Кого принято встречать хлебом и солью?( в старину люди считали, что хлеб символизирует землю, а соль сверху  хлеба солнце.)

-Каким изображено солнышко?

- Как выращивают хлеб?

- Что изображено в нижней части иллюстрации? (серп и пшеница)

- Какую роль в жизни человека играет пшеница?

- Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (от явлений природы зависит урожай зерновых) Слева изображен бог солнца, справа дева Мария с ребенком.

- Открыли Азбуку на стр. 39,

- Первая группа(сильная)  читает  текст  в парах.

- Вторая группа (слабая) читает слова по карточке (слова разделены на слоги и выделены слияния)

Далее дети читают цепочкой по предложениям.

Вопросы по тексту:  - Какое время года в рассказе? О каких приметах осени говорится в тексте?

Что дрожит от холода? Какими становятся дни? Где появился ледок? Что надо убрать с полей до холодов? Придумайте заголовок к рассказу. (уборка хлеба)

7.Физкульминутка

  • Мы зернышки и нас посадили в землю
  • Мы колоски ( подняли руки вверх и потянулись)
  • Скосили колоски (движения руками)
  • Смололи зернышку в муку (потерли ладошки)
  • Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки)
  • Поставили тесто в духовку (присели , медленно поднимаемся, руки в сторону)
  • Вот какой хлеб получился!

8.Подведение итогов:

Продолжите предложения:

 Я узнал…

Я понял …

Я научился…

Мне было интересно….

Мне было трудно…

 Справились мы с задачами, которые поставили  в начале урока? Достигли цели?

Оцените свои достижения с помощью картинок:

Зернышко- мне было очень трудно

Колосок- немного затруднялся, но в целом все понял

Каравай – я все понял, мне было легко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...