Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
- Формирование умения выразительного чтения.
- Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
- Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
- Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.samoylov_krasnaya_osen.doc | 85.5 КБ |
uchimsya_u_poetov_i_khudozhnikov_videt_krasotu.pptx | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВА 3. УЧИМСЯ У ПОЭТОВ И ХУДОЖНИКОВ ВИДЕТЬ КРАСОТУ ПРИРОДЫ И КРАСОТУ ЧЕЛОВЕКА
Тема. Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».
Планируемые результаты:
Личностные
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Регулятивные
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- видеть языковые средства, использованные автором;
- развивать умение чувствовать отношение автора к описываемым событиям;
- предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении.
Цель:
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.
Задачи:
- Формирование умения выразительного чтения.
- Развитие самостоятельности мышления, памяти, речи.
- Формирование УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
- Воспитание ценностного отношения понимать другого и самому быть понятым.
Ход урока
- Сообщение темы урока и постановка целей учащимися
- С произведениями какой главы учебника мы с вами работаем? («Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»)
- Так чему же мы должны научиться на уроках по изучению этой главы? (Мы должны научиться видеть красоту природы и красоту человека переданную поэтами и художниками)
- Вчера на уроке мы увидели и узнали, чем пользуются художники при передаче своего настроения. А какие средства используют поэты...? Попробуем ответить на этот вопрос прочитав отрывок из стихотворения Давида Самойлова «Красная осень».
- Учебно-познавательная деятельность.
- Обратите внимание на название стихотворения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворении, которое имеет название «Красная осень»?
- Проверим, кто был ближе к замыслу автора – начинаем чтение: будьте очень внимательны - постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение.
- Прочитайте 1строфу вслух.
- Чей образ создает поэт? (Леса) С какого слова начинается строфа?
Внезапно в зелень леса вкрался красный лист,
- Поясните слово «внезапно». (внезапно – вдруг, неожиданно наступивший).
- Случайно ли автор выбрал именно это слово? (Он хотел показать, что до этого картина была спокойная, привычная и красный лист, которого не ждали, нарушил эту идиллию).
- Почему автор выбрал именно красный лист, а не другого цвета? (Цвет крови, борьбы и праздника)
- Какой прием использовал Давид Самойлов в 1 строке стихотворения? (Прием контраста)
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.
- Что за сердце увидел поэт в лесу?
- Поясните слово «обнажилось». (Обнажилось – здесь значит открылось, показалось.)
- О каком риске идет речь? ( Риск – обнажил сердце, доказывает, что он еще жив, не смотря ни на что, обнажать сердце – выставлять на показ – это больно не только физически, но и морально, т.е. мучительно.)
- -Какие приемы использует для создания образа леса? (Олицетворение – он готов к муке и риску, т.е. испытывает чувства.)
- Какое явление природы описано в 1 строфе? (Начало осени – начинают менять цвет листья на деревьях).
- Прочитайте вторую строфу.
Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.
- Какое слово повторяется? Что произошло внезапно?
- От чего вспыхнул красный куст?
- Какие сравнение применил автор?
- Почему? Что он хотел этим сказать? (Уже ничего назад не вернуть, осень наступила)
- Все ли слова понятны? Поясните слово «уста». (уста – устр. губы.)
- Почему сравнивает именно с устами? (Они говорят о том, что произошли необратимые перемены).
- Что случилось с кустом в лесу осенью?.
- Какой прием использовал поэт во второй строфе? (Прием олицетворения.)
- Как вы определили? (Есть ли у леса сердце, а уста или губы? Прием, когда объекту неживой природы приписываются свойства объектов живой природы называется олицетворение)
- Прочитайте 3строфу.
Внезапно красным стал окрестный лес
И облако впитало красный отсвет
- В какой роли выступает красный цвет? (Победитель, создает красочную праздничную картину)
- В 1 строфе была праздничность? Ведь там тоже есть красный цвет. (Драма, цвет – разрушитель)
- Что можете сказать о второй строфе? (Красный цвет – напряженность, лес еще не смирился, надеялся вернуть былую зелень и свежесть красок)
- Поясните слово «окрестный». (окрестный – находящийся в окружающем пространстве, по близости)
- Поясните слово «отсвет» (отсвет – отраженный свет)
- Как вы понимаете слова «и облако впитало красный отсвет»? (Облако стало красным, так как в нем отразился красный цвет леса.)
- Перечитаем хором стихотворение и подумаем, какой оттенок вносит в каждую строфу слово «внезапно».
- Чтение хором вполголоса.
- неожиданность, испуг, оттенок раны, боли, какого – то насилия, которое совершил кранный цвет в лесу.
- нет такого обострения, т.к. добавили слово «вспыхнул», красный цвет начинает занимать все большее пространство, причем незаметно, возможно в ночное время красное пятно разрослось.
- привычное расширение победы красного цвета, его зона увеличивается: весь лес, облака, небеса
- С помощью какого цвета поэт передает своё переживание красоты осени? (Поэт передает своё переживание красоты осени с помощью красного цвета).
- Есть ли в этом что-то необычное: в какой гамме как правило, представляют красоту осени? (Обычно красоту осени передают в золотисто-желтой гамме, осень называют «золотой».)
- Что происходит с лесом осенью, сразу ли лес становится золотым и красным?
- Костя Погодин на уроке в школе села Мирного сказал, что красный цвет здесь потихоньку завоевывает все пространство леса. Согласны ли вы с ним? (Осень наступает постепенно; красный цвет завоёвывает пространство исподволь, шаг за шагом – «…вкрался красный лист…вспыхнул красный куст…красным стал окрестный лес…»)
- Какая-то картина рисуется в вашем воображении по ходу чтения текста стихотворения «Красная осень»?
- Есть ли в этой красоте что-нибудь тревожное? (Да. «…Как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск…Как будто бы…расположилось…Две тысячи полураскрытых уст…»)
- Как вы думаете, страшно ли для леса наступление осени?
- Давайте закончим чтение стихотворения и посмотрим, что об этом говорит Давид Самуилович Самойлов.
Светился праздник листьев и небес
В своём спокойном благородстве…
- Итак, страшно ли для леса наступление осени? (Для леса наступление осени не страшно: «…праздник листьев и небес…в своем спокойном благородстве...».)
- Какое настроение у этого стихотворения? (У стихотворения «Красная осень» праздничное настроение.)
- Итак, вспомните свои предположения о содержании стихотворения, о чем же стихотворение Давида Самуиловича Самойлова «Красная осень»? (Это стихотворение о том, как в природе постепенно, торжественно и празднично приходит осень.)
- Как вы поняли, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами. Один единственный мазок красного среди зелени и в самом деле выглядит как обнаженное сердце леса?
- А красный куст – похож на лицо леса?
- Похожи ли красные листья на полураскрытые в ожидании осени уста, губы?
- В учебнике на с.102 есть информация о том, какие впечатления складываются у учеников школы Мирного при чтении этого стихотворения. Найдите этот текст.
- Учащиеся читают текст интриги учебника на с. 102.
«Когда Миша перечитал первую строфу, он сказал:
-Как будто кто -то поранил лес! Всё было зеленое и вдруг – бац! Красное пятно…
- А я совсем не так это вижу! – сказала Маша. Я вижу множество деревьев, одетых в зеленовато-золотистые платья. Эта одежда колышется и развевается на ветру. И будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком.
- Давайте вспомним содержание 1-ой строфы, прочитайте её. Чья точка зрения вам ближе: тревожно-настороженная у Миши («кто-то поранил лес») или лирическая у Маши («будто бы у одного дерева платье порвалось, и стало видно, как его сердце бьется красным листиком»)?
- Какое настроение у 1-ой строфы стихотворения? (Учащиеся читают 1 строфу, настроение тревожное, вызывает чувство тревоги).
- Прочитайте вторую строфу стихотворения. Какое настроение во второй строфе? (Во второй строфе показано нетерпеливое ожидание наступления осени)
- Перечитайте третью строфу – какое настроение в этой части стихотворения? (Торжественное, праздничное наступление осени).
- Чем отличается настроение в первой и третьей строфах? Процитируйте строчки и слова, которые подтверждают ваше мнение: (1 строфа- беспокойство: «как будто сердце леса обнажилось…Готовое на муку и на риск», 3 строфа- праздник, спокойное торжество осени «праздник листьев…В своем спокойном благородстве»).
- Верно, в первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создаётся целым рядов приёмов.
- Во-первых, использование таких слов, как “внезапно» (подчёркивает момент неожиданности); “вкрался” (подчёркивает момент таинственности и вероломства).
- Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем.
- В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск).
- В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то, что строфа опять начинается со слова “внезапно”, это слово употребляется в стихотворении в третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создаётся двумя последними строчками: Светился праздник листьев и небес в своём спокойном благородстве. Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создаёт праздничный образ: сияние, в котором лес и небо составляют единое целое.
- Многие строки этого стихотворения описывают красоту осенней природы. Найдите их.
- После выполнения задания зачитывается вслух эти строки. (I строфа – 1 строка, II строфа – 1 строка, III строфа – 1 и 3 строки).
- Перечитывание текста и открытие новых знаний
- Какие еще цвета царят в лесу осенью? Как вы считаете, если бы поэт, рисуя картину разрастающейся осени, использовал другой присущий осени цвет, например, желтый, смысл стихотворения изменился бы?
- Попробуем заменить красный цвет на другой. Вернитесь еще раз к стихотворению, прочитайте его еще раз: 1 группа – желтый; 2 группа – золотой
- Поднимите руку, у кого ни чего не изменилось, кроме одного слова.
- Почему? (Исчезает основной литературный прием, который автор использовал для создания своего произведения – контраст)
- Какие разные чувства порождает этот необыкновенный красный цвет в стихотворении “Красная осень”? Красный цвет используется и как цвет крови, и как цвет праздника. Он символизирует красоту и драму одновременно, открытую рану и нарядное убранство. В этом его не просто сложный, но и противоречивый характер. Он объединяет контрастные настроения. Жёлтый цвет не вызывает таких богатых и противоречивых ассоциаций.
- В чем контраст? (контраст лета и осени, контраст чувств: любуемся и жалеем одновременно)
- Каким образом художники слова создают контраст? Они говорят об этом в открытую? (Они подбирают эпитеты, олицетворения, метафоры)
- Домашнее задание
- Самооценка учащихся. Выделите не менее 4-х видов деятельности, в которых лично вы принимали участие.
- Рефлексия деятельности
- Вы сегодня хорошо работали. Давайте восстановим свои силы Мудра - «Знания». / Методика исполнения: (сплетение пальцев) указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).
- Эта мудра одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности. Упражнение можно выполнять под спокойную музыку/.
Сведения об авторе
Давид Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его, как ребёнка из интеллигентной семьи, обучали французскому, немецкому и музыке. Самойлов окончил первую опытно – показательную школу имени Горького, где были прекрасные педагоги. В 1938 году поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории). Не окончив курса, 21- летний Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в пулемётном расчёте, был разведчиком, получил ранения, был удостоен боевых наград, но никогда не кичился этим. ВОВ стала решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира. Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения – всё это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всём творчестве этого поэта.
В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт ХХ столетия. Автор знаменитого «Сороковые, роковые…». Он, однако, не стал «автором одного стихотворения». В его стихах есть и светлая радость победы утверждение столь высокой ценой завоёванной мирной жизни. Он оставил потомкам стихи проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.
Поэт, переводчик, стиховед. Самойлов, прежде всего – культурный поэт.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внезапно в зелень вкрался красный лист, Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск. Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст. Внезапно красным стал окрестный лес, И облако впитало красный отсвет. Светился праздник листьев и небес В своем спокойном благородстве. И это был такой большой закат, Какого видеть мне не доводилось. Как будто вся земля переродилась И я по ней шагаю наугад. Давид Самойлович Самойлов (Кауфман) 1920 - 1990
1- я строфа Внезапно – вдруг, неожиданно наступивший Обнажилось - открылось, показалось Приём – контраст, олицетворение Явление природы – начало осени Внезапно в зелень вкрался красный лист, Как будто сердце леса обнажилось, Готовое на муку и на риск.
2- я строфа Уста - устар.: - губы Приём – сравнение, олицетворение Явление природы – начало осени Внезапно в чаще вспыхнул красный куст, Как будто бы на нем расположилось Две тысячи полураскрытых уст.
3- я строфа Окрестный - устар.: находящийся в окружающем пространстве, по близости О тсвет - отраженный свет Внезапно красным стал окрестный лес, И облако впитало красный отсвет. Светился праздник листьев и небес В своем спокойном благородстве.
Какой оттенок вносит в каждую строфу слово «внезапно». неожиданность, испуг, оттенок раны, боли, какого – то насилия, которое совершил кранный цвет в лесу. нет такого обострения, т.к. добавили слово «вспыхнул», красный цвет начинает занимать все большее пространство, причем незаметно, возможно в ночное время красное пятно разрослось. привычное расширение победы красного цвета, его зона увеличивается: весь лес, облака, небеса
Памятка по выразительному чтению. Читай громко Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания. Соблюдай паузы. Передай настроение. Используй жесты и мимику
Мудра – «Знания». Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены) Эта мудра снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».
Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и презентация. Предмет. Литературное чтение, 4 кл...
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Давид Самойлов "Красная осень"
Представлен урок, выполненный в Презентации Microsoft Office PowerPoint ГЛАВА 4. РЕАЛЬНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ МИРЫ В АВТОРСКОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ. Тема. С...
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: Д. Самойлов «Красная осень». УМК ПНШ.
Тип урока: урок изучения нового материала.Данное произведение относится к разделу «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» в учебнике Н.А. Чураковой «Литературное...
Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Самойлов "Красная осень"
Стихотворение Давид Самойлов «Красная осень».Планируемые результаты:Личностные• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу...
Урок литературного чтения "Стихотворение Давида Самойлова "Красная осень"
Технологическая карта урока литературного чтения....