Урок литературного чтения "Стихотворение Давида Самойлова "Красная осень"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Технологическая карта урока литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoylov_krasnaya_osen.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Сверкунова Марина Николаевна.

Дата: 04.12 .13 г.

Класс: 4.

Предмет: Литературное чтение.

Тема: «Стихотворение Давида Самойлова  «Красная осень».

Цель: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.

Задачи:
1. Формировать умение выразительного чтения.
2. Развивать  самостоятельность мышления, памяти, речи.
3. Формировать  УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
4. Развивать умение анализировать стихотворение и выразительно его читать.

Оборудование: «Литературное чтение», автор - Н.А.Чуракова, презентация к уроку, памятки у обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Прочитай про себя, приготовьтесь читать хором.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

  1. Сообщение темы урока и цели.

    Откройте содержание учебника «Литературное чтение» и скажите, какую главу мы изучаем.

    Стихотворения каких русских  поэтов мы уже читали на прошлых уроках? Что будем изучать сегодня? Какую цель мы перед собой поставим?

  1. Проверка домашнего задания. 

Давайте проверим домашнее задание. Что было задано?

Чтение наизусть стихотворения В. А. Жуковского « Весеннее чувство»

Ребята, предлагаю вам оценивать чтение одноклассников по критериям:

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

  1. Новый материал.

Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с ещё одним стихотворением, которое называется «Красная осень». Автор его – Давид Самойлов.

1)Сведения об авторе читают дети с презентации.

          Давид  Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его,  как ребёнка из интеллигентной семьи, обучали французскому, немецкому и музыке. Самойлов окончил первую опытно – показательную  школу имени Горького, где были прекрасные педагоги. В 1938 году поступил в ИФЛИ  (Институт философии, литературы и истории). Не окончив курса, 21- летний  Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в  пулемётном расчёте, был разведчиком, получил ранения, был удостоен боевых наград, но никогда не кичился этим. ВОВ стала решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира. Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения – всё  это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всём  творчестве этого поэта.

 В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт ХХ столетия. Автор знаменитого «Сороковые, роковые…». Он, однако, не стал «автором одного стихотворения». В его стихах есть и светлая радость победы утверждение столь высокой ценой завоёванной  мирной жизни. Он оставил потомкам стихи проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями.  Поэт, переводчик, стиховед. Самойлов, прежде всего – культурный поэт.

- Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение.

2) Учитель читает стихотворение «Красная осень».

3) Вопросы после первичного слушания.

- О чём стихотворение?

- Какие картины представили?

4) Чтение стихотворения обучающимися (жужжащее чтение).

5) Словарная работа: уста, окрестный, отсвет.

6) Повторное чтение стихотворения и ответы на вопросы после чтения, с. 101- 102.

7) Анализ стихотворного текста.

- С помощью чего автор создаёт художественный образ?

- Сколько строф в стихотворении?

- Сколько строк в каждой строфе?

- Определите вид рифмы в стихотворении. Работаем в группе.

- Можно ли утверждать, что такая рифма во всех строфах? 

Такой ритм создаёт ощущение неторопливости.

В каждой строфе художник создаёт свою картину осени.

8) Чтение по строфам. Работа над средствами художественной выразительности.

1 строфа.

- В каком месте, по-вашему, находится  поэт?

- Что привлекло внимание поэта?

- Какие бы вы выбрали слова, чтобы описать это?

- А какие слова использует поэт?

 Поэт пользуется словом  «внезапно», значит, до этого празднично- спокойная картина осени (окрашенная, видимо, в зелёно-жёлтые оттенки), взрывается первым красным пятном.

- Какой приём использовал автор?

Олицетворение: лес живой, а алый единичный лист- это его сердце.

2 строфа.

- Как вы понимаете, выражение «вспыхнул красный куст».

Во второй строфе поэт снова пользуется олицетворением.

Найдите. Куст живой: его листья – это полуоткрытые красные уста.

3 строфа.

 - Как красный цвет воспринимается в этой строфе?

В третьей строфе красный цвет воспринимается как цвет-победитель, как основной цвет леса, который даже на облака бросает красный отсвет.

Чем различается настроение в первой и последней строфе: найдите в тексте конкретные  слова,  подтверждающие ваше мнение.

 В первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создаётся

целым рядов приёмов. Во-первых, использование таких слов, как  «внезапно (подчёркивает момент неожиданности); «вкрался» (подчёркивает момент таинственности и вероломства). Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся  внезапно сердцем. В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск).

В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря  на то, что строфа опять начинается со слова «внезапно», это слово употребляется в стихотворении в третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создаётся двумя последними строчками: Светился праздник листьев и небес в своём спокойном благородстве. Грандиозная картина  красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создаёт праздничный образ сияние, в котором лес и небо составляют единое целое.

  1.  Работа над выразительным чтением.

Продолжаем подготовку к выразительному чтению, работаем карандашом.

Ставим паузы и логические ударения.

 Затем читают дети. Чтение «Буксир», «Цепочка» и др.

  1.  Самооценка учащихся.

Вот и подходит наш урок к концу.

- Поднимите руку те учащиеся, которым:        

  • Урок понравился, мне было интересно.
  • Мало узнал на уроке, только время потерял
  • Много узнал  на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме
  • Урок не понравился, мне было скучно.

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что…

7.  Итог урока.

- Урок окончен. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...

Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")

Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...

Урок литературного чтения М.Пришвин "Осеннее утро"

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте....

Самоанализ урока литературного чтения "Такая разная осень".

3 класс. УМК "Школа 2100". Самоанализ урока литературного чтения по теме "Такая разная осень"....

Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи

Урок литературного чтения во 2  классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс...

Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...

Конспект урока литературного чтения. Тема: "Золотая осень", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Цели деятельности учителя: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б.Л. Пастернака «Золотая осень»...