Урок литературного чтения "Стихотворение Давида Самойлова "Красная осень"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Технологическая карта урока литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoylov_krasnaya_osen.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Сверкунова Марина Николаевна.
Дата: 04.12 .13 г.
Класс: 4.
Предмет: Литературное чтение.
Тема: «Стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».
Цель: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.
Задачи:
1. Формировать умение выразительного чтения.
2. Развивать самостоятельность мышления, памяти, речи.
3. Формировать УУД, управление совместной познавательной деятельностью.
4. Развивать умение анализировать стихотворение и выразительно его читать.
Оборудование: «Литературное чтение», автор - Н.А.Чуракова, презентация к уроку, памятки у обучающихся.
Ход урока
- Организационный момент. Прочитай про себя, приготовьтесь читать хором.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Сообщение темы урока и цели.
Откройте содержание учебника «Литературное чтение» и скажите, какую главу мы изучаем.
Стихотворения каких русских поэтов мы уже читали на прошлых уроках? Что будем изучать сегодня? Какую цель мы перед собой поставим?
- Проверка домашнего задания.
Давайте проверим домашнее задание. Что было задано?
Чтение наизусть стихотворения В. А. Жуковского « Весеннее чувство»
Ребята, предлагаю вам оценивать чтение одноклассников по критериям:
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
- Новый материал.
Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с ещё одним стихотворением, которое называется «Красная осень». Автор его – Давид Самойлов.
1)Сведения об авторе читают дети с презентации.
Давид Самуилович Самойлов – настоящая фамилия Кауфман родился 1 июня 1920 года в Москве, в еврейской семье. С детства его, как ребёнка из интеллигентной семьи, обучали французскому, немецкому и музыке. Самойлов окончил первую опытно – показательную школу имени Горького, где были прекрасные педагоги. В 1938 году поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории). Не окончив курса, 21- летний Давид Самойлов ушёл на войну. Прошёл путь от Волхова и до Берлина, служил в пулемётном расчёте, был разведчиком, получил ранения, был удостоен боевых наград, но никогда не кичился этим. ВОВ стала решающим событием, повлиявшим на становление его художественного мира. Ужасы войны, гибель товарищей, лишения и страдания гражданского населения – всё это обострило восприятие мира, оставило неизгладимую печать на всём творчестве этого поэта.
В его стихах преобладают трагические ноты, отразился страшный опыт ХХ столетия. Автор знаменитого «Сороковые, роковые…». Он, однако, не стал «автором одного стихотворения». В его стихах есть и светлая радость победы утверждение столь высокой ценой завоёванной мирной жизни. Он оставил потомкам стихи проникнутые своими мыслями, чувствами и переживаниями. Поэт, переводчик, стиховед. Самойлов, прежде всего – культурный поэт.
- Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение.
2) Учитель читает стихотворение «Красная осень».
3) Вопросы после первичного слушания.
- О чём стихотворение?
- Какие картины представили?
4) Чтение стихотворения обучающимися (жужжащее чтение).
5) Словарная работа: уста, окрестный, отсвет.
6) Повторное чтение стихотворения и ответы на вопросы после чтения, с. 101- 102.
7) Анализ стихотворного текста.
- С помощью чего автор создаёт художественный образ?
- Сколько строф в стихотворении?
- Сколько строк в каждой строфе?
- Определите вид рифмы в стихотворении. Работаем в группе.
- Можно ли утверждать, что такая рифма во всех строфах?
Такой ритм создаёт ощущение неторопливости.
В каждой строфе художник создаёт свою картину осени.
8) Чтение по строфам. Работа над средствами художественной выразительности.
1 строфа.
- В каком месте, по-вашему, находится поэт?
- Что привлекло внимание поэта?
- Какие бы вы выбрали слова, чтобы описать это?
- А какие слова использует поэт?
Поэт пользуется словом «внезапно», значит, до этого празднично- спокойная картина осени (окрашенная, видимо, в зелёно-жёлтые оттенки), взрывается первым красным пятном.
- Какой приём использовал автор?
Олицетворение: лес живой, а алый единичный лист- это его сердце.
2 строфа.
- Как вы понимаете, выражение «вспыхнул красный куст».
Во второй строфе поэт снова пользуется олицетворением.
Найдите. Куст живой: его листья – это полуоткрытые красные уста.
3 строфа.
- Как красный цвет воспринимается в этой строфе?
В третьей строфе красный цвет воспринимается как цвет-победитель, как основной цвет леса, который даже на облака бросает красный отсвет.
– Чем различается настроение в первой и последней строфе: найдите в тексте конкретные слова, подтверждающие ваше мнение.
В первой строфе настроение тревожно-драматическое. Это создаётся
целым рядов приёмов. Во-первых, использование таких слов, как «внезапно (подчёркивает момент неожиданности); «вкрался» (подчёркивает момент таинственности и вероломства). Во-вторых, создание образа-олицетворения: живого леса с обнажившимся внезапно сердцем. В-третьих, сравнение леса и человека (сердце леса … готово на муку и на риск).
В последней строфе настроение радостно-праздничное. Несмотря на то, что строфа опять начинается со слова «внезапно», это слово употребляется в стихотворении в третий раз и уже не содержит прежнего оттенка неожиданности. Настроение праздника создаётся двумя последними строчками: Светился праздник листьев и небес в своём спокойном благородстве. Грандиозная картина красного леса, который окрашивает и небеса в алый цвет, создаёт праздничный образ сияние, в котором лес и небо составляют единое целое.
- Работа над выразительным чтением.
Продолжаем подготовку к выразительному чтению, работаем карандашом.
Ставим паузы и логические ударения.
Затем читают дети. Чтение «Буксир», «Цепочка» и др.
- Самооценка учащихся.
Вот и подходит наш урок к концу.
- Поднимите руку те учащиеся, которым:
- Урок понравился, мне было интересно.
- Мало узнал на уроке, только время потерял
- Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме
- Урок не понравился, мне было скучно.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
- Меня удивило…
- Произвело впечатление…
- Мне понравилось…
- Меня восхищает…
- Я любуюсь…
- Мне пришлось по душе…
- Мне запомнилось…
- Я считаю, что…
7. Итог урока.
- Урок окончен. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"
Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...
Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")
Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...
Урок литературного чтения М.Пришвин "Осеннее утро"
Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте....
Самоанализ урока литературного чтения "Такая разная осень".
3 класс. УМК "Школа 2100". Самоанализ урока литературного чтения по теме "Такая разная осень"....
Урок литературного чтения. 2 класс. Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи
Урок литературного чтения во 2 классе с применением ИКТ разработан по программе УМК "Перспектива". Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На вс...
Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "Золотая осень", 4 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Цели деятельности учителя: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б.Л. Пастернака «Золотая осень»...