В.В.Бианки Кошкин питомец
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Самарина Татьяна Юрьевна

Урок чтения и развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._bianki._koshkin_pitomets.docx23.91 КБ
Файл v.v._bianki_koshkin_pitomets.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Чтение и развитие речи

Тема: В. Бианки. Кошкин питомец.

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Кошкин питомец».

Задачи:

1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания и ударения в словах, учить плавному чтению целыми словами.

2. Корригировать и развивать интонацию путем выразительного чтения; развитие навыка устной речи путём полного и точного ответа на вопросы учителя; развитие внимания, мышления, памяти; развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.

3. Воспитывать  любовь к природе, бережное отношение к ней и её обитателям, дружелюбие в общении.

Оборудование: портрет писателя, библиотечка книг В.В. Бианки, таблицы Шульте, рисунки кошки, карточки со словами: кошка и заяц, презентация к уроку.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1.

-психологический настрой:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно. (Хоровое проговаривание).

-доклад дежурного;

– Кто хочет учиться?
– Какое настроение сегодня у вас?

  1. Разминка

2.1. Дыхательная гимнастика

Вдох – носом, выдох – через рот.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох, задержка дыхания.

2.2. Артикуляционная гимнастика

«Окошко»: широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно".

«Чистим зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

«Месим тесто»: улыбнуться, пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя...", покусать кончик языка зубами (чередовать эти два движения).

«Чашечка»: улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

«Дудочка»: с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Заборчик»: улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.3. Упражнения на развитие внимания и поля зрения

а) Работа по таблицам Шульте

б) Работа по таблице. Дети смотрят на зелёную точку в середине пирамиды и читают слоги, написанные по краям.

2.4. Разминка для глаз.

- зажмурьте глаза, а потом откройте, поморгайте несколько раз.

Упражнение «Ленивые восьмёрки».

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 2.

Какое задание вы выполняли дома? Посмотрите на доску, вот выставка ваших рисунков на загадку. Вы отгадали её. Кто это? (хоровой ответ). По каким признакам вы отгадали?

3.1. Чтение загадки про себя. (стр. 47)

3.2. Хоровое чтение загадки. (стр. 47)

3.3. Чтение загадки (2-3 человека), выставление отметок.

4.  Физкультминутка.

Раз – присядка, два – прыжок

Это заячья зарядка.

А котята как проснутся

Любят долго потянуться.

Ну а мишка косолапый

Широко расставил лапы.

  1. Новая тема.
  1.  Вступительное слово учителя. Слайды 3-9.

        – Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями о животных. Произведение, которое мы сегодня будем читать, написал детский писатель В.В. Бианки.

  Виталий Валентинович Бианки вырос в семье  учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

- Много книг В.В. Бианки есть у нас в библиотеке, Вы можете взять вот такие… (выставка книг.)

 5.2. Подготовка к чтению произведения.

Словарная работа.

– Прочитайте название произведения (“Кошкин питомец”).

Как вы думаете, о ком будет идти речь в рассказе?

– Ребята, как вы понимаете смысл слова “питомец”? (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: чей-нибудь воспитанник, т.е.

Питомец – это тот, кого кормят и ухаживают за ним. ( пи-то́-мец, пи-то́м-ца)

– А кто такой приёмыш? Слайд 10.

Приёмыш - неродной ребёнок, взятый в семью на воспитание; приёмный сын или приёмная дочь. Это тот, кого воспитывает неродная мать. (при-ё-мыш, при-ё-мы-ша) Слайд 11.

5.3. Знакомство с произведением

а) Чтение учителем произведения стр.47

б) Проверка первичного восприятия

- О ком рассказ?

- Кто оказался питомцем кошки? Слайд 12.

- Какое ещё животное упоминается в рассказе?

Игра «Четвёртый лишний». Слайды 13-14.

   в) Чтение учащимися

Самостоятельное: жужжащее чтение.

г) Беседа по содержанию и выборочное чтение

- Какое чувство вызвало у вас произведение? (Веселье, смех). Почему?

- Какого жанра произведение? Стихотворение или рассказ? Докажите.

- Как у кошки появился зайчонок? Прочитайте.

- Почему зайчонка назвали «кошкин питомец»?

- Чему кошка научила зайца? Найдите и прочитайте.

- Почему все собаки боялись зайца? Какой заяц? (смелый, храбрый)

- А почему? Ведь в природе зайцы трусливые. (Научила кошка).

д) Чтение учащимися

    Самостоятельное: шёпотом, по цепочке.

Словарная работа Слайд 15.

Какие непонятные слова вам встретились в тексте?

я́ростно - я́-рост-но (с сильным гневом - сердито, бурно, свирепо, грозно, злобно, разгневанно, раздражённо, бешено, безумно, дико)

  Работа над образными выражением:

– Прочитаем  выражения из произведения:

“барабанит передними лапами”  Как вы понимаете это выражение?

Физкультминутка (гимнастика для глаз). Слайд 16.

7. Закрепление. Работа с пословицами. Слайды 17-20.

Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться.

Один за всех – все за одного.

Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

С хорошим другом – горы свернёшь, с плохим – горя хлебнёшь.

- Почему же заяц стал смелым? (Помогла дружба с кошкой).

8. Домашнее задание. Слайд 21.

Подготовить выразительное чтение рассказа «Кошкин питомец» (стр.47-48)

Отгадать загадку на стр. 48

9. Итог урока. Слайд 22.

Подведем итоги нашей работы.

- С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Почему автор назвал рассказ «Кошкин питомец»?

Рефлексия. Слайд 23.

Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Продолжите эти предложения:

Меня удивило………..

Я понял(а)…………..

Мне было интересно узнать………

Мне было трудно………………


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок чтения и развития речи 3а класс

Слайд 3

Бианки Виталий Валентинович

Слайд 8

За свою жизнь В.В.Бианки написал более 300 рассказов, сказок, повестей.

Слайд 10

пи-т ó - мец пит ó мец пи-т ó м-ца пит ó мца

Слайд 11

при-ё-мыш приёмыш при-ё-мы-ша приёмыша

Слайд 12

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, Для зимы – другого цвета.

Слайд 15

я -рост-но яростно «барабанит передними лапами»

Слайд 17

Будете друг за дружку держаться- можете ничего… не бояться.

Слайд 18

Один за всех - … все за одного.

Слайд 19

Нет друга - ищи, а нашёл - … береги.

Слайд 20

С хорошим другом - горы свернёшь, с плохим - … горя хлебнёшь.

Слайд 21

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение рассказа «Кошкин питомец» стр. 47-48 Отгадать загадку на стр. 48

Слайд 23

Закончи предложения: Меня удивило…….. Я понял(а)………… Мне было интересно узнать… Мне было трудно…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 3 классе "Новый питомец"

Тема: Новый питомец Цели:1. Образовательные – учить понимать на слух текст, построенный на знакомом языковом материале; учить рассказывать о своем домашнем животном; учить читать буквосочет...

Открытый урок "Мой домашний питомец" "Pets and Other Animals"

Урок посвящён теме "Животные", разработан на основе материалов из учебника для гимназий и лицеев с углублённым изучением английского языка в 2012 году в Гимназии №1 г.Сочи, будет проведён 04.02.2013 в...

Урок английского языка во 2 классе "Мой питомец"

Цель данного урока – закрепить конструкцию have got/ has got, образование множественного числа существительных, лексику по темам «Животные», «Числительные», опираясь на жизненный опыт учащихся. Роль э...

Проверочные работы по содержанию "Мышонок Пик" В. Бианки, М. Твен "Том Сойер", "Неслышимка" В. Бианки, творчество К. Паустовского

Вопросы по содержанию произведений: В. Бианки, К. Паустовского,  М. Твена. Два варианта вопросов....

В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

Цели: знакомство с произведением «Приключение Муравьишки», жизнью и творчеством писателя В. Бианки....

Конспект урока развития речи 3 класс на тему «Кошкин выкормыш»» В. Бианки.

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИТема: Изложение повествовательного текста «Кошкин выкормыш»» В. Бианки.Цели:формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному ...

Конспект урока по литературному чтению :"В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки." 3 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока по литературному чтению  "  В. Бианки " Путешествие Муравьишки" .Правда  и вымысел в сказке В.Бианки".            ...