Конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.p._ershov.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
с использованием интерактивного оборудования
и интернет-ресурсов
Тема П. П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»
- Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
Задачи
- Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Познакомить с композиционными особенностями сказки. Научить сравнивать сказки народные и литературные.
- Научить видеть скрытый смысл, заключенный в сказке. Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказки.
- Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.
- Продолжить развитие культуры речи.
- Продолжить воспитание сотрудничества.
Планируемые результаты
Проявление творческого отношения к процессу обучения. Осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребенка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.
Метапредметные
Познавательные
Умение:
перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать ее для аргументации; давать оценку поступкам литературных героев; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других;
Предметные
Умение:
работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям;
выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
Организация образовательного пространства
Оборудование
опорный лист.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство.
http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/00000901 -a000-4ddd-e2f1- 4300476017e2/28422/?
Музыка.
http://school.mygorod.ru/get.php?1;%D5%EE%F0%EE%E2%FB%E5%20 %EF%E5%F1%ED%E8.doc
Ресурсы
- Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся.
- Выход в Интернет.
- Ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://school-collection.edu.ru
Формы работы:
фронтальная форма
индивидуальная форма
работа в паре
Ход урока
Этап1
Самоопределение к деятельности
Цель:
Мотивация обучающихся к изучению объявленной темы.
Задание 1. Знаешь ли ты героев сказки «Конёк-горбунок»?
Учитель. На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:
Флеш-ресурс:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e8599ad0-8690-1 1da- a72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001 -002-3-24-06/resource/DL_ RES_20b1a895-3483-47d5-81 57-620ccb3b7b76.zip
Учитель (после выполнения задания).
-Какое из заданий вызвало трудности? Где и почему пришлось задержаться?
-Кто выполнил задания сразу и получил достойную оценку Буратино?
-Назовите положительных героев сказки.
-Назовите отрицательных героев сказки.
-Назовите нейтральных героев сказки.
-Назовите героев-помощников.
-Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:
определим тип и вид сказки;
проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;
ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение;
постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?
Демонстрация слайдов 1 и 2 презентации.
http://festival.01september.ru/articles/576084/
Этап 2
Изучение нового содержания
Цель:
Научить обучающихся работать с текстом художественного произведения, проводить его анализ для более глубокого понимания идейного содержания сказки.
Учитель. Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп (деление может происходить по разным основаниям). Каждая группа выполнит свое задание.
Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок.
Таблица 1. Герои сказок
Виды сказок | 1 | 2 | 3 |
Главный герой |
Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках.
Таблица 2. События сказок
Виды сказок | 1 | 2 | 3 |
События |
Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события.
Таблица 3. Завершение сказок
Виды сказок | 1 | 2 | 3 |
Завершение событий |
Форма работы: работа в паре
Работа групп 1, 2 и 3 проверяется с помощью презентации. Слайд 5.
http://festival.1september.ru/articles/576084/
Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство их с авторскими, литературными и в чем отличие?
Назовите известные вам авторские сказки. В чем сходство их с народными и в чем отличие?
Учитель. По типу сказки бывают народные и литературные. Проверим выполнение задания 4 группой
Участники 4-ой группы выступают с выполненным заданием.
Учитель. Подводим итоги.
Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют. Народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор.
У народной сказки может быть несколько вариантов, потому
что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.
Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение.
(Участники 5-ой группы дополняют ответ.)
Физминутка
Учитель. Дайте полную характеристику сказке П. Ершова по таблице слайда 5.
Ученик. Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.
Учитель. Что сближает сказку с народной?
Ученик. Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитываются примеры).
Учитель. Для чего автор использует зачин?
Ученик. Зачин вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад.
Учитель. Что еще сближает сказку с народной?
Ученик. Повторяющиеся эпизоды (зачитываются).
Главный герой с традиционным сказочным именем Иван.
Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок.
Добро побеждает зло.
Учитель. Кто победил, а кто был наказан?
Ученик. Высказываются мнения.
Учитель. Что еще сближает сказку Павла Ершова с народной?
Ученик. Концовка сближает сказку Ершова с народной (зачитывается).
Учитель. События (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенность построения нашей сказки. Это поможет нам определить идею сказки - то, ради чего написал ее автор.
Демонстрируется слайд 6.
http://festival.1september.ru/articles/576084/
(Учитель комментирует слайд, работает с классом)
Учитель. Прочитайте первые 8 строк. Связаны ли они с развитием событий?
Ученик. Не связаны, это присказка.
Учитель. Какую роль играет присказка в сказке?
Ученик. Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.
Учитель. В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?
Ученик. Зачитывается нужная часть текста.
Учитель. Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появлением какого животного все начинается (завязывается) в сказке?
Ученик. С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка».
Учитель. Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана?
Ученик. Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе.
Учитель. Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.
Ученик. Зачитывается эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.
Учитель. Это - кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.
Ученик
Эпизод с Царь-девицей; Иван достает кольцо девицы со дня моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.
Учитель. Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок выносим мы из сказки?
Ученик. Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее
Учитель Какова основная мысль сказки?
Этап 3
Диагностика качества освоения темы
Цель:
Установить степень усвоения темы «Сказка П. Ершова "Конёк- горбунок"».
Варианты заданий
Задание 1
Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.
http://www.4stupeni.ru/lirika/3168-test-po-skazke-konek-gorbunok.html
Ответить на вопросы викторины.
http://4stupeni.ru/stady/olimp/6165-viktorina-po-skazke-ershova.html
Задание 3
Ответить на контрольные вопросы по тексту сказки.
http://www.openclass.ru/node/196257
Формы работы: индивидуально
Этап IV
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; учить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания и планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.
Варианты заданий
Задание 1
Игра «Эрудит». Комплекс заданий по сказке.
http://www.school2100.ru/upload/iblock/1be/1be14baff174c1e5047331 2 3dd881800.pdf
Форма работы: индивидуальная или групповая
Задание 2
Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия, сюжет.
Форма работы: индивидуальная или групповая
Задание 3
Измените один из фрагментов сказки. Как всё могло бы закончиться?
Форма работы: групповая
Задание 4
Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».
Форма работы: групповая
Этап 5
Рефлексивная деятельность
Самоанализ и самооценка ученика
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
- Почему сказка никогда не стареет?
- Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П. Ершова? Почему вы так думаете?
Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:
Я не знал….
Теперь я знаю...
(По выбору)
Задание 1
Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конёк- горбунок»:
http://video.mail.ru/lvi/57222.html
Выполните тест по мультфильму:
http://www.myltia.com/view_test.php?mylt=17
Задание 2
Посмотрите и послушайте чтение сказки П. Любимцевым под музыку, специально написанную для неё двумя известными композиторами - А.К. Лядовым и И.Ф. Стравинским.
Детский и семейный канал «Радость моя»:
http://www.radostmoya.ru/projects/openlesson/skaskisorkestrom/
1.Программа курса «Литературное чтение» , авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2011 г. УМК «Школа России».
Учебно-методический комплекс : Л.Ф.Климанова и др..Литературное чтение.Учебник для 4класса.- М.,Просвещение 2014г.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Пр. № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.
3. Урок литературного чтения. 4-й класс: П. П. Ершов. Сказка «Конёк-Горбунок»
4.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
5.Образовательная система «Школа 2100»
6.Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе»
Выступление на семинаре для учителей начальной школы...
«Использование интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов на уроках в начальной школе».
В данной статье автор попытался осветить вопрос использования интерактивного оборудования и Интернет- ресурсов в начальной школе вообще и на уроках математики в частности на примере урока «Постр...
Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс
Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предпола...
Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс
Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс Целью данного урока является научить строить т...
Конспект урока литературного чтения (3 класс УМК "Гармония") по теме: В. А. Осеева «Волшебное слово» с использованием системы приёмов, формирующих умение читать «про себя», и приёмов ТРКМ и ИКТ
Урок литературного чтения с примененим системы упражнений, формирующих навык молчаливого чтения....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
Использование интерактивного оборудования и интернет – ресурсов на уроках в начальной школе
Данный материал содержит информацию об использовании интерактивного наглядного учебного пособия для начальной школы....