Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предложенный проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов " Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-" для 4 класса предполагает знакомство учащихся с выбранной темой на базе учебника Антонины Владимировны Поляковой по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Урок посвящен 52-й годовщине полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_12.04.2013.docx | 54.97 КБ |
Презентация к уроку | 152.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.
4 класс
Цель: закрепить знания учащихся о прилагательном как о части речи, познакомить с образованием прилагательных с помощью суффиксов –н-,-ск- и –ист-, уточнить значимость прилагательных в нашей речи.
Задачи:
- повторение знаний о прилагательном как о части речи;
- совершенствование навыков употребления прилагательных в речи;
- совершенствование умения находить прилагательные среди других частей речи и правильно их употреблять;
- ознакомление с суффиксальным способом образования прилагательных;
- совершенствование умения графически правильно обозначать суффиксы прилагательных;
- формирование умения безошибочного каллиграфически правильного письма;
- развитие правильной устной и письменной речи учащихся;
- воспитание самостоятельности, само- и взаимоконтроля, умения работать в парах и группах;
- развитие памяти и концентрации внимания учащихся;
- использование индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося (использование знаний основ психофизиологии и технологии личностно-ориентированного образовательного процесса);
- воспитание патриотического отношения к Родине и её героям.
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает:
- повторение знаний учащихся о части речи «прилагательное»;
- знакомство с суффиксальным способом образования прилагательных;
- совершенствование навыка анализировать звучащую и письменную речь,
- совершенствование опыта работы с учебником (умение ориентироваться в расположении учебного материала по уроку, умение работать с правилом, данным в учебнике).
Планируемые результаты
Личностные:
- Ориентация учащихся на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей.
Метапредметные:
Познавательные
Умение:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
- использовать знаково - символические средства, в т.ч. схемы для решения учебных задач;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Регулятивные
Умение:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников;
- Различать способ и результат действия;
- Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Коммуникативные
Умение
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- Учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
- Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Контролировать действия партнёра;
- Использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные:
- Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;
- Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики);
- Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Организация образовательного пространства
Оборудование:
- Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник. – М.: Московский учебник, 2007. ( Система Л.В. Занкова)
- Мультимедийный проектор (интерактивная доска)
- Презентация
- Фотографии космонавтов (на стенде)
Межпредметные связи
- Математика
- Окружающий мир
- Литературное чтение
- Английский язык
Ресурсы
- Персональный компьютер для учителя.
- Выход в ресурсы сети Интернет на сайты
- Листы с характеристикой Гагарина
- Карточки с групповым заданием
- Памятка «Значение суффиксов»
- Орфографический словарь/Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков.-52-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.—316,[4]с.
Формы работы
фронтальная (Ф)
индивидуальная (И)
парная (П)
групповая (Г)
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Работа в предложенном варианте конспекта урока предполагает знание учителем основ психофизиологии и технологии личностно-ориентированного подхода к обучению, деление класса на учебные группы по уровню сложности выполняемых ими заданий:
Группа 1 – группа для выполнения повышенного уровня сложности.
Группа 2 – группа для выполнения заданий средней степени сложности.
Группа 3 – группа для выполнения заданий пониженного уровня сложности.
Этап I. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель:
- актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;
- мотивация учащихся к изучению темы.
Ситуативные задания на актуализацию опорных знаний.
Задание 1 на актуализацию знаний
Форма работы: И, Ф
Учитель. 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Юрий Алексеевич Гагарин первым в мире открыл дорогу в космос. В момент старта Гагарин произнёс свой позывной «Кедр» и свою знаменитую фразу: «Поехали!».
Этот день 12 апреля традиционно в России отмечают как День космонавтики.
На смарт- доске: презентация кадр №1
Сегодня наша страна отмечает очередную годовщину. Какую? Сколько лет прошло с момента первого полета человека в космос? (2013-1961=52 года)
- Летя сквозь звёздные метели
Из века в век в бездонной мгле,
Земля качала в колыбели
Сынов, рождённых на Земле.
Но, от восторга цепенея
Перед небесной красотой,
Землянин жил одной мечтою:
Однажды породниться с ней.
Учитель. Какая рифма использована автором при написании стихотворения? (Перекрёстная, т.к. рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки)
Учитель предлагает детям записать число, «Классная работа», выполнить задание на чистописание и на повторение написания словарных слов.
Задание 2 на аккуратное написание букв и буквосочетаний
Форма работы: Ф, И
Чистописание
Учитель. Элементов в сегодняшнем чистописании будет на 1 больше, чем собак, побывавших в космосе. Сколько? (3)
Как звали этих собак? (Белка и Стрелка)
Чем интересны эти слова? (Могут быть именами собственными и нарицательными)
Отгадайте первый элемент. Это пятая буква в полном имени первой женщины-космонавта. (ВалеНтина Владимировна Терешкова - единственная женщина в мире, совершившая одиночный полёт.)
Назовите ещё имена женщин-космонавтов. (Светлана Евгеньевна Савицкая-первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос; Елена Владимировна Кондакова - первая женщина, совершившая длительный полёт).
Дети в тетрадях записывают: н.
Учитель. Молодцы! А теперь отгадайте второй элемент: первые две буквы в слове, обозначающем специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека или животного от внешней среды. Бывает водолазным, авиационным или космическим. В Древней Греции так называли хороших пловцов и ныряльщиков. (Скафандр, буквы ск.)
Дети в тетрадях записывают: ск.
Учитель. Отлично! Отгадываем последний элемент: название на английском языке космического корабля, на котором совершил орбитальный полёт Юрий Алексеевич Гагарин. («Восток-1» по- англ. East звучит как ист.)
Дети в тетрадях записывают: ист.
Учитель. Что вы записали? (Суффиксы, с помощью которых можно образовать прилагательные от основы существительных.)
Задание 3 «Космический словарь» на повторение написания словарных слов.
Форма работы: Ф, И
Учитель может зашифровать словарные слова транскрипцией или ребусами.
Вариант: учитель может заранее попросить детей познакомиться с биографией Ю.А.Гагарина и зашифровать словарь в ответы на вопросы.
Дети читают записанную на доске транскрипцию слова и записывают слово в столбик в тетрадь, обозначая имеющиеся в нём орфограммы.
Во время словарной работы учитель может дать индивидуальные задания сильным ученикам: поехали - разбор по составу, майор - фонетический разбор.
1 ученик вызывается к доске и записывает в столбик расшифрованные слова космического словаря.
Учитель. Где прошло детство Юрия Гагарина? (Детство Юрия Гагарина прошло в [д'ир'эвна] деревне Клушино.)
Дети в тетради записывают слово деревня.
На смарт-доске: презентация кадр №2
Учитель. Кем был по национальности Гагарин? (По национальности [руск'ий] русский.)
Дети записывают слово русский.
Учитель. Кем был дедушка Гагарина? (Его дедушка - [рабоч'ий] рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев.)
Дети записывают слово рабочий.
Учитель. Кем стал Юрий после окончания 1-ого военно-авиационного училища лётчиков имени К. Е. Ворошилова в Чкалове (ныне Оренбурге), которое окончил с отличием? (Космонавтом)
На доске записано транскрипция слова космонавт [касманафт], дети в тетради записывают его.
Учитель. В каком городе Гагарин проходил медосмотр и проверку психологами? (В [масква] Москве). В начале 1960 года специальная медкомиссия признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов.
Дети записывают в тетради слово Москва.
Учитель. Как назывался космический корабль, который стартовал 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур? ([васток] «Восток»)
Дети записывают слово восток.
На смарт- доске: презентация кадр №4
В момент старта Гагарин произнёс свой позывной «Кедр» и свою знаменитую фразу: «Поехали!». За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (стартовал в космос в звании старшего лейтенанта).
Учитель. Что получил Гагарин в качестве премиальных? (Первый космонавт получил от правительства 15 тыс. рублей, [машына] машину «Волга» (номер 78-78 МОД), четырёхкомнатную [кварт'ира] квартиру по месту службы с меблировкой и множество подарков.)
Дети в тетрадях записывают слова машина и квартира.
В тетрадях в столбик - получившийся ряд слов: деревня, русский, рабочий, космонавт, Москва, восток, машина, квартира.
Учитель. Какие орфограммы встретились в словах? Что общего у этих слов? (Все существительные.) Все согласны? На какие группы можно разделить все слова? (1.По частям речи - сущ., прил.; 2. Собственные и нарицательные; 3. по родам или склонениям). Молодцы, правильно!
Дети по заданию учителя разбирают по составу прилагательное русский.
Физкультминутка
Форма работы: Ф
Учитель читает предложения. Если дети согласны с утверждением, то поднимают руки; если нет, то приседают.
- У меня есть брат.
- Я родился осенью.
- У меня длинные волосы.
- Мне 10 лет.
- Я люблю мороженое.
- Мне нравится учиться.
Дети выполняют полученное задание.
Этап II. Учебно-познавательная деятельность
Цель: познакомить учащихся с понятием «Образование прилагательных с помощью суффиксов –н-,-ск- и –ист-».
Задание 1 на повторение изученного материала
Форма работы: И, Ф
На доске открывается схема:
Связь Значение Вопросы
Прилагательное
Как изменяется? Член предложения Образование
Учитель:
-Что мы уже знаем о прилагательном?
Дети отвечают на вопрос учителя, пользуясь схемой.
Учитель:
-Про прилагательное мы уже знаем многое, но не всё. Посмотрите ещё раз на записанное чистописание и словарные слова. Как вы думаете, какое задание я вам дам? (Образовать прилагательные от основы существительных с помощью суффиксов, записанных в чистописании.) Как называется этот процесс? (Словообразование.) Что такое словообразование?
Дети отвечают на поставленный учителем вопрос.
Задание 2 на ознакомление с новым материалом
Форма работы: И, Ф
Учитель. Образуйте (устно) от записанных слов прилагательные с помощью суффиксов –н-, -ск- или –ист-.
Дети выполняют задание учителя:
Деревня – деревен-ск-ий
русский-----
рабочий----
космонавт-----
Москва – москов-ск-ий
(В) восток – восточ-н-ый (к//ч)
машина – машин-н-ый
квартира – квартир-н-ый
Учитель. От каких слов не получилось образовать однокоренные?
Дети отвечают на вопрос учителя и выделяют основы.
Задание 3.Работа с учебником
Форма работы: И, Ф
Дети под руководством учителя выполняют задание учителя на базе текста упражнения №331.
Учитель. Откройте учебник по закладке (страница 26). Отчего зависит род, число и падеж прилагательного в словосочетании? (От рода, числа и падежа существительного.) Образуйте от записанных на доске существительных прилагательные с помощью записанных в чистописании суффиксов, учитывая указанный падеж. Укажите основы в однокоренных словах. Как можно проверить написание безударного окончания прилагательного? (По ударному окончанию вопроса.)
К доске выйдет………….
И.п.
На доске: Удар- инструмент (какой?) ударный
Р.п.
Вода- пространство (какое?)…
Д.п.
Алтай- край (какой?) …
В.п.
Город- хозяйство (какое?) …
Т.п.
Холм-местность (какая?) …
П.п.
Лес-равнина (какая?) …
Дети выполняют задание учителя.
Учитель просит детей открыть с.26 учебника и прочитать вопрос над правилом.
Дети читают вопрос в учебнике:
- Что отличает основы прилагательных от основ однокоренных существительных? Выделите суффиксы.
Дети выполняют задание учителя.
Учитель. С какой темой урока мы познакомились сегодня? (Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ист- и –ск-.) Как образуются многие прилагательные?
Задание 4. Знакомство с правилом.
Форма работы: И, Ф
Дети знакомятся с правилом на стр. 26 учебника.
Задание 5. Знакомство с памяткой.
Форма работы: И, Ф
Учитель. Суффиксальный способ образования имён прилагательных является наиболее продуктивным в современном русском языке.
Учитель раздаёт детям памятки «Значение суффиксов прилагательных».
Дети под руководством учителя знакомятся с ней.
Физкультминутка
Форма работы: Ф
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,52837/Itemid,118/
Учитель заранее закачивает файл с физкультминуткой на компьютер и в момент её проведения выводит изображение на смарт - доску. |
Дети выполняют предложенные движения.
Этап III. Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Образование прилагательных».
Задания на определение степени понимания изучаемой темы и совершенствование умения производить самопроверку.
Задание 1. Знакомство с текстом.
Форма работы: И, П
Учитель раздаёт детям листы с характеристикой Ю.А.Гагарина и просит детей в процессе чтения текста в 1-ом его абзаце отметить изученные на уроке суффиксы.
Хорошо читающий ученик читает:
Специальная группа специалистов Центрального военного научно- исследовательского авиационного госпиталя и психологи обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина:
Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх Юрий занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной.
Задание 2.Работа со словарём
Форма работы: И, Ф
Учитель. Какое слово в этом тексте вам незнакомо? (Превалирует.) Кто знает его смысл? Давайте прочитаем его значение в словаре.
Дети ищут предложенное слово в словаре Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючкова и читают его лексическое значение.
Задание 3. Работа с прилагательными.
Форма работы: И, П
Учитель. Обменяйтесь с соседом по парте листами с характеристикой Ю.А.Гагарина. Выполните взаимопроверку.
Дети выполняют предложенное им задание:
- Специальная
- Центрального
- Военного
- научно-исследовательского
Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: стимулировать интерес учащихся к выполнению заданий частично-поискового характера; научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.
Задание 1 на представление результата своей деятельности
Форма работы: Ф, И
Учитель делит класс на группы, каждый учащийся в зависимости от уровня возможностей получает карточку с заданием.
Учитель просит детей по имеющейся на карточке подсказке найти в листе с характеристикой предложение для выполнения синтаксического разбора.
Группа 1-
1.Найдите предложение по его схеме: ----- === - - ,- -,- - 2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26 |
Дети находят 2 предложение 2-го абзаца.
Группа 2-
1.Найдите предложение по его схеме и характеристике: ----- === - - ,- -,- - По цели высказывания- повест., по интонации- невоскл., по наличию гл. членов- двусост., по наличию грамм. основ- простое, по наличию второстеп. членов- распр., осложнено однородными дополнениями. 2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26 |
Дети выполняют предложенное учителем задание.
Группа 3-
1.Найдите 2-е предложение 2-ого абзаца. 2. ДЗ: Чп, словарь, упр.334, выучить правило на стр.26 |
Дети выполняют задание учителя.
Учитель. Синтаксический разбор какого предложения нам предстоит выполнить? (Дети называют предложение: В спортивных играх Юрий занимает место инициатора, вожака, капитана команды.)
Учитель. В каком падеже стоит прилагательное в этом предложении на изученное правило? (В спортив-н-ых играх - в П.п.)
Вызванный к доске ученик записывает найденное предложение и производит его синтаксический разбор.
Этап V. Рефлексивная деятельность
Цель деятельности: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Форма работы: Ф
Учитель: Скажите, а для чего человек изучает космос? (Ответы детей)
Верно!
Учитель выводит изображение на смарт- доску:
Ресурс: http://www.slideshare.net/peganovoz/ss-7636417 ,
( с 17-го по 20-й кадры презентации), рассказывая о важности исследований космоса для человека.
Учитель:
- С какой новой темой мы сегодня познакомились?
- Что узнал нового каждый из вас на этом уроке?
- Что было трудным?
- Я хочу пожелать вам космических успехов в вашей жизни и закончить урок словами Юрия Алексеевича Гагарина:
На смарт- доске: презентация кадр №4.
Оценки за урок:…………………………………………………………
Домашнее задание: Чп, словарь, упр. 334, выучить правило на стр. 26 учебника.
Используемая литература и сайты
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.
- Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова [Сост. Нечаева Н.В., Бухалова С.В.].-Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.-224с.- (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).
- Русский язык.4 класс.II полугодие: поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой/авт.-сост. Л.А.Кравченко, И.В.Федотова.- Волгоград: Учитель,2007.-151 с.
- Орфографический словарь/Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков.-52-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.—316,[4]с.(стр.20, 23, 81)
- Slideshare. Коллекция презентаций// http://www.slideshare.net/peganovoz/ss-7636417
- Сайт Владимира Прощенко. НИС. Космонавт Георгий Добровольский// http://vpro24.narod.ru/mix/p29/a07.htm
- http://irgali.narod.ru/files/znashenia_suffiksov.htm
- Юрий Алексеевич Гагарин. Фотопортрет. Ресурс: http://vpro24.narod.ru/mix/p29/a07.htm
- Свободная энциклопедия Викисловарь.
- http://ru.wiktionary.org/wiki/-%D1%81%D0%BA
- Сайт Педсовет орг. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,52837/Itemid,118/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ракета «Восток». Музей им. Циолковского в Калуге
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе»
Выступление на семинаре для учителей начальной школы...
Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс
Урок математики с использованием интерактивного оборудования и интернет - ресурсов Тема: Построение треугольника по трём сторонам. 4 класс Целью данного урока является научить строить т...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов
Цель• Создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравствен¬ного урока, который можно извлечь из содержания сказки. Задачи• Продолж...
Презентация к уроку по русскому языку 4 класс тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов" учитель Гаряева Валентина Борисовна
Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему образование имен прилагательных при помощи суфффиксов...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов Планируемые результатыПредметные:- открыть способы образования имен прилагательных от основ су...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование ум...
Комментарии
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052
Спасибо и удачи Вам!