Коспект урока литературного чтения. 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Прус Елена Анатольевна

Э.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_4_klasse.rar13.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 4 классе.

Тема: Э.Гофман. Щелкунчик и Мышиный Король. Финал сказки. В волшебной стране.

Цели:

- обучающие: организовать работу по выявлению особенностей авторской сказки; исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем; обсудить идею сказки;

- развивающие: содействовать развитию умения младших школьников проводить литературное исследование на примере сравнения описаний волшебного царства 3-х произведений; продолжить наблюдения за характером главной героини;

- воспитательные: вовлечь в совместную учебную деятельность, учить диалоговому общению.

Ход урока:

  1. Мотивационно – целевой блок.
  1. Организационный момент.

Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

  1. Мотивация. Блиц – опрос.

У. - Что мы изучаем на уроках литературного чтения?

Д. – Литературу и фольклор.

У. Чем является литература?

Д.- Частью искусства, наряду с музыкой и живописью.

У. – Какие общие жанры есть в литературе и в фольклоре?

Д. – Сказка.

У. – Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, докучные, сказки – предания, сказки – цепочки).

Д. - Авторские и народные.

У. – Назовите особенности волшебной народной сказки.

(Д. отвечают по «карте мыслей»)

У. – Как называется глава текстов по чтению?

Д.- Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке.

  1. Актуализация знаний.

У. – Какие признаки волшебного и реального  миров мы уже исследовали? Проведите символическую аналогию между предметом и событием.

  Учащимся предлагаются предметные рисунки – символы, по которым они должны восстановить сюжетные события сказки. В результате получаются такие пары:

Елка – рождественская ночь, предчувствие чуда;

Часы – переход из реального мира в волшебный;

Щелкунчик – причастность главных героев к волшебному миру, игрушка и волшебный персонаж;

Куклы – волшебное время, волшебное пространство;

Битва – Мари – прирожденная принцесса, имеет связь с волшебным миром;

Орех – сказочные мотивы в «Сказке о твердом орехе», обряд превращения в волшебном мире на языке волшебного мира;

Сабля – снятие заклятия с Щелкунчика.

У. – Итак, мы приближаемся к финалу сказки. Соберите пословицу: «Всякой сказке бывает конец». Как вы ее понимаете?

  1. Тема и целеполагание.

У. – Определите тему урока. Постройте логическое рассуждение:

Если Мари – прирожденная принцесса, а Щелкунчик – король кукол, то у них должно быть свое… (кукольное царство).

У. – Закройте глаза.

( Звучит Аудиозапись музыки П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», появляется изображение волшебной страны).

У. -        Куда перенесли нас волшебные звуки музыки Чайковского?

Д. – В волшебную страну.

У. – Туда и отправились главные герои.        Отправляемся за Мари и Щелкунчиком в Кукольное царство, продолжим исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем.

У. – Какие задачи поставим перед собой?

Д. – Узнать: знакомство с новой главой.

Научиться:         1) исследовать особенности волшебного мира, 2) определить, как герои преодолевают границу миров;

3) продолжить наблюдение за характером Мари;

4) сравнить с другими произведениями (эта задача появится позже).        

  1. Исполнительский компонент.
  1. Проверка домашнего задания.

У. – Как Мари и Щелкунчик попали из комнаты мари в чудесную страну?

(Путь лежал через рукав отцовской лисьей  шубы – герои прошли как будто сквозь брюхо тотемного зверя).

У. – Знаком ли вам подобный путь по другим сказкам?

(Г.Андерсен «Пастушка и трубочист», «Огниво». Рукав шубы напоминает трубу, печь, очаг – он соединяет земной мир с волшебным!).

У.- Какую задачу мы выполнили? (Вторую)

У.- Какие эффекты встретили Мари и Щелкунчика в царстве кукол? Это задание вы готовили по группам.

1 группа – звуковые эффекты.

Игра турецкого оркестра из шести обезьянок; шелест листвы; «золотая мишура хрустела и трещала», «охотники трубили в рога»; воды озера журчали и плескались; лебеди пели прекрасные песни.

2 группа – запахи.

Мари овеяли сладостные ароматы; благоуханный луг; благоухание апельсинов; дивное благоухание роз.

3 группа – цвето – световые эффекты.

Луг искрился словно драгоценными камнями; темная листва блестела и искрилась; золотые и серебряные плоды; золотая мишура как сверкающие огоньки; розовый мерцающий свет; бриллиантовые рыбки ныряли в розовых волнах; дома с золотыми кровлями, стены расписаны пестро.

У. – Чем замечательно описание волшебной страны? Что кажется автору самым важным в создании ее особой атмосферы: благоухание, мелодичные звуки или цвето – световые эффекты?

(Для автора все эти три компонента – звуки, запахи, цвето – световые эффекты – одинаково ценны и важны. Таковы особенности именно авторской волшебной сказки. В народной сказке нет таких разнообразных оттенков в описании волшебного мира: она пользуется постоянными эпитетами. В авторской сказке весь мир чувств – не только духовный , но и связанный с органами обоняния, осязания, с тактильными ощущениями, со зрением и слухом, - все, что может воспринимать человек, становится необыкновенно ценным).

У. – Есть ли подобное описание в народных сказках? Какой делаем вывод?

Какие символы добавим в наш ряд?

(Кукольное царство – весь мир чувств становится необыкновенно ценным).

У. – Безусловно, подробное описание Кукольного царства помогла вам создать замечательные рисунки, пусть авторы прокомментируют свои работы.

2. Работа по теме урока.

У. – Продолжим знакомство с Кукольным царством.

Мальчики – подчеркните карандашом все диковинки, о которых пишет автор, удивительные вещи, явления.

Девочки: найдите описание манер поведения Щелкунчика.

Проверка.

Диковинки.                                                                Манеры.

Леденцовый луг.                                                Внимательный

Миндально – Изюмные ворота.                        Добрый

Рождественская роща.                                Вежливый

Село Пряничное.                                                Предусмотрительный

Медовая река.                                                Галантный

Розовое озеро.

                                                                                 

Вопросы для мальчиков: что у вас получилось? (План пересказа главы).

Вопросы для девочек: всегда ли ваши сверстники обладают данными качествами? Нужно ли ценить эти качества? Почему?

Представьте, что Щелкунчик был бы совсем другим. Пошла бы с ним Мари?

(Ответы детей).

3. Исследование.

У. – Прочитайте три последних абзаца главы. Как вы объясните слова Щелкунчика: «Дяде никогда не смастерить ничего подобного. Скорее вы, милая мадемуазель Штальбаум…»? Что имел в виду Щелкунчик? Доскажите фразу. Какие у вас есть гипотезы?

(Ответы детей).

У.  – Сравним два Синквейна.

Мари                                                 Дроссельмейер

Нежная , любящая, чувствующая                искусный , щедрый

Любит, заботится, спасает                        мастерит, советует, создает

Ты одна можешь спасти его.                        Дроссельмейр разобрал и снова

                                                        собрал игрушку.

Прирожденная принцесса .                        Рациональный сухарь .

Таким образом, у Мари – развитый мир чувств, необыкновенная способность воображения. Развитый мир чувств, с точки зрения Гофмана (как и любого писателя – романтика), - это настоящее достояние, богатство, владеющий им способен творить чудеса. Мари – творец безграничного и драгоценного мира, движущими силами в котором являются любовь и воображение.

У. – Какой прием использует Э Гофман? (Контраст).

  1. Сравнительный анализ литературных произведений.

У. – Проведем еще одно исследование.  Различается ли описание волшебного мира в народной и авторской сказке?

- Прочитайте описание подводного мира в былине «Садко»( на с.34 учебника);

- описание волшебного сада в подземном мире в сказке «Аладдин» (с.133, 3 класс).

Что заметили?

Оба описания отличаются чрезвычайной краткостью. В «Садко» подводный мир практически ничем не отличается от земного – такие же палаты белокаменные, вот разве что «красно солнышко» «сквозь воду печет» . В «Аладдине» описание чуть более подробное, там есть такие эпитеты: прекрасный сад, душистые цветы, маленькие пестрые птички, золотая сетка, птички щебечут.

В авторской сказке  Гофмана – изобилие красочных подробностей, которые позволяют читателю погрузиться в атмосферу волшебного мира.

У.- Какой можно сделать вывод? Описание волшебного мира в «Аладдине», несмотря на краткость и на неконкретность, содержит те характеристики, которые так изысканно развиты в сказке Гофмана: указатели в сторону цвета, звука и запаха. Но настоящий мир цветов, звуков и запахов есть только в сказке Гофмана. Контраст между реальным и волшебным миром ярче: реальный мир реальнее, а волшебный мир – волшебнее.

У. – Составим синквейн по царству кукол.

Кукольное царство.

Яркое, волшебное.

Очаровывает, благоухает, привлекает.

Дяде никогда не смастерить ничего подобного.

Волшебная страна.

  1. Контрольно – оценочный компонент.

У. – Поставьте себя на место героев. Что можно улучшить или изменить в своей жизни? Можно ли чудесное путешествие в кукольное царство расценивать как награду Мари за доброе и чуткое сердце?

На что вас вдохновляет сказка?

Рефлексия.

У. - Все ли задачи удалось решить?

- Как реальный и волшебный миры сосуществуют в волшебной сказке Гофмана?

- Какие новые знания получили? Нужны ли они вам?

- Какой этап работы был самым интересным? Самым сложным? Почему?

Домашнее задание. Прочитать следующую главу «Столица» У вас есть предположения о названии столицы? (Ответы детей).

На партах лежат листочки трех цветов: розового, желтого, зеленого.

У. Если у вас замечательное , радостное настроение после урока – сверните розовую конфету , положите под елку .

Если спокойное – желтую конфету.

Если грустное, у вас осталась недосказанность – зеленую конфету.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Коспект урока по чтению для 4 класса "Как делают гнезда"

Этот конспект урока помогает  учителю интересно провести урок.,способствует формированию умения работать с научно познавательным текстом....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...