Коспект урока литературного чтения. 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 4 классе.
Тема: Э.Гофман. Щелкунчик и Мышиный Король. Финал сказки. В волшебной стране.
Цели:
- обучающие: организовать работу по выявлению особенностей авторской сказки; исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем; обсудить идею сказки;
- развивающие: содействовать развитию умения младших школьников проводить литературное исследование на примере сравнения описаний волшебного царства 3-х произведений; продолжить наблюдения за характером главной героини;
- воспитательные: вовлечь в совместную учебную деятельность, учить диалоговому общению.
Ход урока:
- Мотивационно – целевой блок.
- Организационный момент.
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
- Мотивация. Блиц – опрос.
У. - Что мы изучаем на уроках литературного чтения?
Д. – Литературу и фольклор.
У. Чем является литература?
Д.- Частью искусства, наряду с музыкой и живописью.
У. – Какие общие жанры есть в литературе и в фольклоре?
Д. – Сказка.
У. – Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, докучные, сказки – предания, сказки – цепочки).
Д. - Авторские и народные.
У. – Назовите особенности волшебной народной сказки.
(Д. отвечают по «карте мыслей»)
У. – Как называется глава текстов по чтению?
Д.- Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке.
- Актуализация знаний.
У. – Какие признаки волшебного и реального миров мы уже исследовали? Проведите символическую аналогию между предметом и событием.
Учащимся предлагаются предметные рисунки – символы, по которым они должны восстановить сюжетные события сказки. В результате получаются такие пары:
Елка – рождественская ночь, предчувствие чуда;
Часы – переход из реального мира в волшебный;
Щелкунчик – причастность главных героев к волшебному миру, игрушка и волшебный персонаж;
Куклы – волшебное время, волшебное пространство;
Битва – Мари – прирожденная принцесса, имеет связь с волшебным миром;
Орех – сказочные мотивы в «Сказке о твердом орехе», обряд превращения в волшебном мире на языке волшебного мира;
Сабля – снятие заклятия с Щелкунчика.
У. – Итак, мы приближаемся к финалу сказки. Соберите пословицу: «Всякой сказке бывает конец». Как вы ее понимаете?
- Тема и целеполагание.
У. – Определите тему урока. Постройте логическое рассуждение:
Если Мари – прирожденная принцесса, а Щелкунчик – король кукол, то у них должно быть свое… (кукольное царство).
У. – Закройте глаза.
( Звучит Аудиозапись музыки П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», появляется изображение волшебной страны).
У. - Куда перенесли нас волшебные звуки музыки Чайковского?
Д. – В волшебную страну.
У. – Туда и отправились главные герои. Отправляемся за Мари и Щелкунчиком в Кукольное царство, продолжим исследовать особенности волшебного мира, нарисованного писателем.
У. – Какие задачи поставим перед собой?
Д. – Узнать: знакомство с новой главой.
Научиться: 1) исследовать особенности волшебного мира, 2) определить, как герои преодолевают границу миров;
3) продолжить наблюдение за характером Мари;
4) сравнить с другими произведениями (эта задача появится позже).
- Исполнительский компонент.
- Проверка домашнего задания.
У. – Как Мари и Щелкунчик попали из комнаты мари в чудесную страну?
(Путь лежал через рукав отцовской лисьей шубы – герои прошли как будто сквозь брюхо тотемного зверя).
У. – Знаком ли вам подобный путь по другим сказкам?
(Г.Андерсен «Пастушка и трубочист», «Огниво». Рукав шубы напоминает трубу, печь, очаг – он соединяет земной мир с волшебным!).
У.- Какую задачу мы выполнили? (Вторую)
У.- Какие эффекты встретили Мари и Щелкунчика в царстве кукол? Это задание вы готовили по группам.
1 группа – звуковые эффекты.
Игра турецкого оркестра из шести обезьянок; шелест листвы; «золотая мишура хрустела и трещала», «охотники трубили в рога»; воды озера журчали и плескались; лебеди пели прекрасные песни.
2 группа – запахи.
Мари овеяли сладостные ароматы; благоуханный луг; благоухание апельсинов; дивное благоухание роз.
3 группа – цвето – световые эффекты.
Луг искрился словно драгоценными камнями; темная листва блестела и искрилась; золотые и серебряные плоды; золотая мишура как сверкающие огоньки; розовый мерцающий свет; бриллиантовые рыбки ныряли в розовых волнах; дома с золотыми кровлями, стены расписаны пестро.
У. – Чем замечательно описание волшебной страны? Что кажется автору самым важным в создании ее особой атмосферы: благоухание, мелодичные звуки или цвето – световые эффекты?
(Для автора все эти три компонента – звуки, запахи, цвето – световые эффекты – одинаково ценны и важны. Таковы особенности именно авторской волшебной сказки. В народной сказке нет таких разнообразных оттенков в описании волшебного мира: она пользуется постоянными эпитетами. В авторской сказке весь мир чувств – не только духовный , но и связанный с органами обоняния, осязания, с тактильными ощущениями, со зрением и слухом, - все, что может воспринимать человек, становится необыкновенно ценным).
У. – Есть ли подобное описание в народных сказках? Какой делаем вывод?
Какие символы добавим в наш ряд?
(Кукольное царство – весь мир чувств становится необыкновенно ценным).
У. – Безусловно, подробное описание Кукольного царства помогла вам создать замечательные рисунки, пусть авторы прокомментируют свои работы.
2. Работа по теме урока.
У. – Продолжим знакомство с Кукольным царством.
Мальчики – подчеркните карандашом все диковинки, о которых пишет автор, удивительные вещи, явления.
Девочки: найдите описание манер поведения Щелкунчика.
Проверка.
Диковинки. Манеры.
Леденцовый луг. Внимательный
Миндально – Изюмные ворота. Добрый
Рождественская роща. Вежливый
Село Пряничное. Предусмотрительный
Медовая река. Галантный
Розовое озеро.
Вопросы для мальчиков: что у вас получилось? (План пересказа главы).
Вопросы для девочек: всегда ли ваши сверстники обладают данными качествами? Нужно ли ценить эти качества? Почему?
Представьте, что Щелкунчик был бы совсем другим. Пошла бы с ним Мари?
(Ответы детей).
3. Исследование.
У. – Прочитайте три последних абзаца главы. Как вы объясните слова Щелкунчика: «Дяде никогда не смастерить ничего подобного. Скорее вы, милая мадемуазель Штальбаум…»? Что имел в виду Щелкунчик? Доскажите фразу. Какие у вас есть гипотезы?
(Ответы детей).
У. – Сравним два Синквейна.
Мари Дроссельмейер
Нежная , любящая, чувствующая искусный , щедрый
Любит, заботится, спасает мастерит, советует, создает
Ты одна можешь спасти его. Дроссельмейр разобрал и снова
собрал игрушку.
Прирожденная принцесса . Рациональный сухарь .
Таким образом, у Мари – развитый мир чувств, необыкновенная способность воображения. Развитый мир чувств, с точки зрения Гофмана (как и любого писателя – романтика), - это настоящее достояние, богатство, владеющий им способен творить чудеса. Мари – творец безграничного и драгоценного мира, движущими силами в котором являются любовь и воображение.
У. – Какой прием использует Э Гофман? (Контраст).
- Сравнительный анализ литературных произведений.
У. – Проведем еще одно исследование. Различается ли описание волшебного мира в народной и авторской сказке?
- Прочитайте описание подводного мира в былине «Садко»( на с.34 учебника);
- описание волшебного сада в подземном мире в сказке «Аладдин» (с.133, 3 класс).
Что заметили?
Оба описания отличаются чрезвычайной краткостью. В «Садко» подводный мир практически ничем не отличается от земного – такие же палаты белокаменные, вот разве что «красно солнышко» «сквозь воду печет» . В «Аладдине» описание чуть более подробное, там есть такие эпитеты: прекрасный сад, душистые цветы, маленькие пестрые птички, золотая сетка, птички щебечут.
В авторской сказке Гофмана – изобилие красочных подробностей, которые позволяют читателю погрузиться в атмосферу волшебного мира.
У.- Какой можно сделать вывод? Описание волшебного мира в «Аладдине», несмотря на краткость и на неконкретность, содержит те характеристики, которые так изысканно развиты в сказке Гофмана: указатели в сторону цвета, звука и запаха. Но настоящий мир цветов, звуков и запахов есть только в сказке Гофмана. Контраст между реальным и волшебным миром ярче: реальный мир реальнее, а волшебный мир – волшебнее.
У. – Составим синквейн по царству кукол.
Кукольное царство.
Яркое, волшебное.
Очаровывает, благоухает, привлекает.
Дяде никогда не смастерить ничего подобного.
Волшебная страна.
- Контрольно – оценочный компонент.
У. – Поставьте себя на место героев. Что можно улучшить или изменить в своей жизни? Можно ли чудесное путешествие в кукольное царство расценивать как награду Мари за доброе и чуткое сердце?
На что вас вдохновляет сказка?
Рефлексия.
У. - Все ли задачи удалось решить?
- Как реальный и волшебный миры сосуществуют в волшебной сказке Гофмана?
- Какие новые знания получили? Нужны ли они вам?
- Какой этап работы был самым интересным? Самым сложным? Почему?
Домашнее задание. Прочитать следующую главу «Столица» У вас есть предположения о названии столицы? (Ответы детей).
На партах лежат листочки трех цветов: розового, желтого, зеленого.
У. Если у вас замечательное , радостное настроение после урока – сверните розовую конфету , положите под елку .
Если спокойное – желтую конфету.
Если грустное, у вас осталась недосказанность – зеленую конфету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Коспект урока по чтению для 4 класса "Как делают гнезда"
Этот конспект урока помогает учителю интересно провести урок.,способствует формированию умения работать с научно познавательным текстом....
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....