Коспект урока по чтению для 4 класса "Как делают гнезда"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Этот конспект урока помогает  учителю интересно провести урок.,способствует формированию умения работать с научно познавательным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Лицей №149 Советского района г. Казани

Урок чтения:

А.Клыков

«Как делают гнезда»

Садыкова Гелюся Сайфулловна

Тема: Рассказ. А.Клыков. Как делают гнезда.

Цели:  1) способствовать формированию умения работать с научно- познавательным текстом.

            2)способствовать формированию правильного представления об окружающем мире.

           3)воспитание интереса к жизни птиц и бережного отношения к природе; готовности помогать птицам зимой.

Оборудование: учебники, презентации, видеозапись с голосами птиц, картина В.Саврасова «Грачи прилетели»

                               Ход урока.

1. Орг.момент.

2. Чтение стихотворения о птицах учителем под запись голосов птиц.

Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых-

Просто диву даешься .

Но спросите иного ,

Что он знает о птицах

Пусть ответит толково –

И гляди удивится:

Как же , фауна , дескать ,

Как же, наше богатство-

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну синички…

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

(А.Яшин)

3. Сообщение темы и цели урока учителем.

Сегодня мы с вами будем читать и анализировать рассказ А.Клыкова «Как делают гнезда»

-Ребята, отгадайте загадку.

-Переносья с белым кругом

Важно я хожу за плугом, огороду, полю-врач

Глянцевитый черный…(грач)

4. Чтение текста учеником. (слайд с рисунком грача)

Словарная работа. Встретится незнакомое слово.

Хворстинка -кто объяснит.

Где строит  гнездо грач?

А из чего строит гнездо?

-Почему грач остался в гнезде?

Каких ближайших родственников грача вы знаете?

-Найдите самые важные слова в этой части( ключевые слова)

Д: Грач, гнездо, вершина , хворостинка , сухие прутья.

Еще раз чтение текста учеником.

-А теперь кто сможет рассказать содержание текста по этим опорным словам?

(один ученик рассказывает содержание текста)

(На доске висит картина В. Саврасова «Грачи прилетели»

-Найдите сходство картины с текстом.

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай »

б) Чтение текста под музыку «О жаворонке»( слайд с рисунком жаворонка)

- -Почему читаем о нем под музыку?

-Как отличается гнездом жаворонок от остальных птиц?

-Почему не пропадают яички?

-Какого человека называют жаворонок?

-Чего добьется человек жаворонок?

-Найдите самые важные слова в этой части( ключевые слова)

Д: Жаворонок, веселая песня, ямка, в поле, гнездо, яички цвета земли, перепелка,куропатка.

Еще раз чтение текста учеником.

-А теперь кто сможет рассказать содержание текста по этим опорным словам?

(один ученик рассказывает содержание текста)

в)Чтение 3 части. (Слайд с рисунками диких уток и гусей)

-Какой признак резко отличает диких уток и гусей от грача и жаворонка?

- Как они поступают, если надо попить, или поесть?

-Найдите самые важные слова в этой части( ключевые слова)

Д: Дикая утка, гусь, куча старого камыша, хворост

Еще раз чтение текста учеником.

-А теперь кто сможет рассказать содержание текста по этим опорным словам?

(один ученик рассказывает содержание текста)

г) Чтение 4 части под голос  дятла.(слайд с рисунком дятла)

-Почему дятла называют лесным доктором?

-Почему дятла ещё называют плотником?

-Почему ему нужно большое гнездо?

-Почему птенцы дятла сидят на жестком дне?

-А как вылезают из гнезда птицы?

-Гнезда каких птиц вы сами видели?

-Как надо поступать, если птенец выпадет из гнезда?

-Найдите самые важные слова в этой части( ключевые слова)

Д: дятел, плотник, долбит, подстилка, цепляясь.

Еще раз чтение текста учеником.

-А теперь кто сможет рассказать содержание текста по этим опорным словам?

(один ученик рассказывает содержание текста)

-Чем отличается этот текст от раннее  прочитанного?

Д: этот текст научно-познавательный.

Да , этот текст написан на научных основаниях. Писатель наблюдал за природой  и по наблюдениям только можно написать такие тексты.

-А вы если будете наблюдать за каким –нибудь  животным у вас получиться такой рассказ. Вот попробуйте наблюдайте и напишите такой  научно-познавательный рассказ.

-Если была бы это сказка какие изменения бы произошли?

-Что интересно читать художественный текст или научный текст?

На текста какого учебника похожи эти тексты?

-Расскажите в сопоставлении как строит гнездо грач . а как жаворонок?

5. Знакомство с многообразием птиц.

-Птицы везде -над нами ,вокруг нас. Встретить их можно в лесу, в поле, в горах. Птиц в природе очень много, только в России их насчитывается  более 760 видов. Чтобы их узнать не хватит всей жизни. Но тех, которые живет в лесу, в парке ,недалеко от дома, надо знать.

Шумят,галдят,кричат с утра до вечера ,давайте прислушаемся.

(видеозапись с голосами птиц)

Из звуков которые они издают и образовались названия многих птиц.

-Синь -синь- посвистывает синица.

-Чи-чи!-вторит ей чиж.

-Гра-гра!-представляется грач.

  Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Без птиц природа мертва.

-А какие правила вы должны знать о птицах?

Д…

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда ,

Когда над рощей буря злится .

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень , когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда !

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

( К. Кулнев )

6.Физкультминутка.

Птички

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)

6. Разминка. (на слайде)

1. Какая птица самая большая в мире? (африканский страус)

2. Какая птичка самая маленькая?(колибри)

3. Где синицы вьют гнезда?(в дуплах деревьев)

4. Какие птицы выводят птенцов зимой?(Клесты)

5. Какая птица не высиживает яйца?(кукушка)

6. На какие 2 группы делятся птицы?(зимующие и перелетные)

7. Как называется наука о птицах(орнитология)

8.А какие приметы вы знаете связанные с птицами.(Слайд №

Журавель прилетел и тепло принес.

Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.

Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.

Грач – на проталину, скворец – на проталину.

Увидел скворца – знай – весна у крыльца.

9.Работа с карточками

(детям раздаются карточки . они должны соединить стрелками признаки и названия птиц)

Птица-рыболов                          соловей

Птица- плотник                         ласточка

Лесная кошка                            поползень

Птица-строитель                       баклан

Птица-акробат                           иволга

Пернатый солист                       кукушка

Ночной хищник                         дятел

Легкомысленная мамаша         сова

10.Знакомство с Красной книгой.

 -С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

12. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Как каждый из нас может помочь птицам?

-Почему птиц называют друзьями ?

Как ведут себя птицы во время морозов?

.

13. Д/з.Прочитать текст.Подготовить ответы на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Коспект урока литературного чтения. 4 класс.

Э.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король....

Коспект урока по литературному чтению 1 класс

Коспект урока по литературному чтению...

Коспект урока по литературному чтению 2 класс

Коспект урока по литературному чтению...

Коспект урока по литературному чтению

Тема: С.Козлов "Когда ты прячешь солнце, мне грустно"...

Коспект урока по литературному чтению

Тема:М.Пришвин "Золотой луг"...