Коспект урока по чтению для 4 класса "Как делают гнезда"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Этот конспект урока помогает учителю интересно провести урок.,способствует формированию умения работать с научно познавательным текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chteniya.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Лицей №149 Советского района г. Казани
Урок чтения:
А.Клыков
«Как делают гнезда»
Садыкова Гелюся Сайфулловна
Тема: Рассказ. А.Клыков. Как делают гнезда.
Цели: 1) способствовать формированию умения работать с научно- познавательным текстом.
2)способствовать формированию правильного представления об окружающем мире.
3)воспитание интереса к жизни птиц и бережного отношения к природе; готовности помогать птицам зимой.
Оборудование: учебники, презентации, видеозапись с голосами птиц, картина В.Саврасова «Грачи прилетели»
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Чтение стихотворения о птицах учителем под запись голосов птиц.
Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых-
Просто диву даешься .
Но спросите иного ,
Что он знает о птицах
Пусть ответит толково –
И гляди удивится:
Как же , фауна , дескать ,
Как же, наше богатство-
На полях, в перелесках,
Так сказать, птичье царство…
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну синички…
Где запомнишь названья
Просто птички и птички.
(А.Яшин)
3. Сообщение темы и цели урока учителем.
Сегодня мы с вами будем читать и анализировать рассказ А.Клыкова «Как делают гнезда»
-Ребята, отгадайте загадку.
-Переносья с белым кругом
Важно я хожу за плугом, огороду, полю-врач
Глянцевитый черный…(грач)
4. Чтение текста учеником. (слайд с рисунком грача)
Словарная работа. Встретится незнакомое слово.
Хворстинка -кто объяснит.
Где строит гнездо грач?
А из чего строит гнездо?
-Почему грач остался в гнезде?
Каких ближайших родственников грача вы знаете?
-Найдите самые важные слова в этой части( ключевые слова)
Д: Грач, гнездо, вершина , хворостинка , сухие прутья.
Еще раз чтение текста учеником.
-А теперь кто сможет рассказать содержание текста по этим опорным словам?
(один ученик рассказывает содержание текста)
(На доске висит картина В. Саврасова «Грачи прилетели»
-Найдите сходство картины с текстом.
Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай »
б) Чтение текста под музыку «О жаворонке»( слайд с рисунком жаворонка)
- -Почему читаем о нем под музыку?
-Как отличается гнездом жаворонок от остальных птиц?
-Почему не пропадают яички?
-Какого человека называют жаворонок?
-Чего добьется человек жаворонок?
-Найдите самые важные слова в этой части( ключевые слова)
Д: Жаворонок, веселая песня, ямка, в поле, гнездо, яички цвета земли, перепелка,куропатка.
Еще раз чтение текста учеником.
-А теперь кто сможет рассказать содержание текста по этим опорным словам?
(один ученик рассказывает содержание текста)
в)Чтение 3 части. (Слайд с рисунками диких уток и гусей)
-Какой признак резко отличает диких уток и гусей от грача и жаворонка?
- Как они поступают, если надо попить, или поесть?
-Найдите самые важные слова в этой части( ключевые слова)
Д: Дикая утка, гусь, куча старого камыша, хворост
Еще раз чтение текста учеником.
-А теперь кто сможет рассказать содержание текста по этим опорным словам?
(один ученик рассказывает содержание текста)
г) Чтение 4 части под голос дятла.(слайд с рисунком дятла)
-Почему дятла называют лесным доктором?
-Почему дятла ещё называют плотником?
-Почему ему нужно большое гнездо?
-Почему птенцы дятла сидят на жестком дне?
-А как вылезают из гнезда птицы?
-Гнезда каких птиц вы сами видели?
-Как надо поступать, если птенец выпадет из гнезда?
-Найдите самые важные слова в этой части( ключевые слова)
Д: дятел, плотник, долбит, подстилка, цепляясь.
Еще раз чтение текста учеником.
-А теперь кто сможет рассказать содержание текста по этим опорным словам?
(один ученик рассказывает содержание текста)
-Чем отличается этот текст от раннее прочитанного?
Д: этот текст научно-познавательный.
Да , этот текст написан на научных основаниях. Писатель наблюдал за природой и по наблюдениям только можно написать такие тексты.
-А вы если будете наблюдать за каким –нибудь животным у вас получиться такой рассказ. Вот попробуйте наблюдайте и напишите такой научно-познавательный рассказ.
-Если была бы это сказка какие изменения бы произошли?
-Что интересно читать художественный текст или научный текст?
На текста какого учебника похожи эти тексты?
-Расскажите в сопоставлении как строит гнездо грач . а как жаворонок?
5. Знакомство с многообразием птиц.
-Птицы везде -над нами ,вокруг нас. Встретить их можно в лесу, в поле, в горах. Птиц в природе очень много, только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы их узнать не хватит всей жизни. Но тех, которые живет в лесу, в парке ,недалеко от дома, надо знать.
Шумят,галдят,кричат с утра до вечера ,давайте прислушаемся.
(видеозапись с голосами птиц)
Из звуков которые они издают и образовались названия многих птиц.
-Синь -синь- посвистывает синица.
-Чи-чи!-вторит ей чиж.
-Гра-гра!-представляется грач.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Без птиц природа мертва.
-А какие правила вы должны знать о птицах?
Д…
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда ,
Когда над рощей буря злится .
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень , когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда !
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без долга.
( К. Кулнев )
6.Физкультминутка.
Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)
6. Разминка. (на слайде)
1. Какая птица самая большая в мире? (африканский страус)
2. Какая птичка самая маленькая?(колибри)
3. Где синицы вьют гнезда?(в дуплах деревьев)
4. Какие птицы выводят птенцов зимой?(Клесты)
5. Какая птица не высиживает яйца?(кукушка)
6. На какие 2 группы делятся птицы?(зимующие и перелетные)
7. Как называется наука о птицах(орнитология)
8.А какие приметы вы знаете связанные с птицами.(Слайд №
Журавель прилетел и тепло принес.
Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.
Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.
Грач – на проталину, скворец – на проталину.
Увидел скворца – знай – весна у крыльца.
9.Работа с карточками
(детям раздаются карточки . они должны соединить стрелками признаки и названия птиц)
Птица-рыболов соловей
Птица- плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
10.Знакомство с Красной книгой.
-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.
Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.
12. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Как каждый из нас может помочь птицам?
-Почему птиц называют друзьями ?
Как ведут себя птицы во время морозов?
.
13. Д/з.Прочитать текст.Подготовить ответы на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
урок - исследование Тема: Птицы и птичьи гнезда.
2 класс Плешаков...
Коспект урока литературного чтения. 4 класс.
Э.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король....
Коспект урока по литературному чтению 1 класс
Коспект урока по литературному чтению...
Коспект урока по литературному чтению 2 класс
Коспект урока по литературному чтению...
Коспект урока по литературному чтению
Тема: С.Козлов "Когда ты прячешь солнце, мне грустно"...
Коспект урока по литературному чтению
Тема:М.Пришвин "Золотой луг"...