рабочая программа по литературному чтению Климанова 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_literaturnomu_chteniyu.docx | 69.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Болотниковская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании ММО учителей начальных классов Руководитель ММО _________Аникина М.Н./ Протокол №1 от | «Утверждаю» Директор МКОУ «Болотниковская ООШ» ____________/О.В. Ваняшкина/ № приказа____________ «______»___________2014 |
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
в 4 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Пучкина Валентина Васильевна учитель начальных классов
2014 год
Пояснительная записка
Цели изучения литературного чтения:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Основные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык произведения, выразительные средства, создающие художественные образы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт учащихся;
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 4 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. В основу легла примерная программа начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецкого, м. в. Голованова, М В. Бойкиной.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 136 часов, из них 17 часов на уроки внеклассного чтения. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
Метапредметные результаты:
умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; .
самостоятельно или с помощью учителя давать характеристику основным действующим лицам произведения;
знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
знать наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
быть внимательными к языку художественных произведений, понимать образные выражения, используемые в нем;
ориентироваться в учебной книге;
давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Виды самостоятельной работы | Экскур сии | Примечание | |
Контрольные работы | Творческие работы | |||||
1. | Летописи, былины, сказания, жития | 12 | 1 | 1 | 1 | |
2. | Чудесный мир классики. | 22 | 1 | 2 | ||
3. | Поэтическая тетрадь! | 12 | 1 | |||
4. | Литературные сказки. | 16 | 1 | 1 | 1 | |
5. | Делу время – потехе час | 9 | 1 | |||
6. | Страна далекого детства. | 8 | ||||
7. | Поэтическая тетрадь. | 5 | 1 | |||
8. | Природа и мы. | 12 | 1 | 1 | ||
9. | Поэтическая тетрадь. | 8 ч | 1 | 1 | ||
10. | Родина | 8 ч. | 1 | 1 | ||
11. | Страна фантазия. | 7 | 1 | |||
12. | Зарубежная литература. | 18 | 2 | 3 | ||
Итого: | 136 ч | 11 | 9 | 4 |
Основное содержание курса
Летописи. Былины. Жития. (9 ч)
Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского».
Учащиеся должны знать:
- особенности былин.
Уметь:
- анализировать прочитанное;
- правильно читать и понимать исторические произведения;
- находить аналогии с реальными историческими событиями;
- характеризовать героев;
- высказывать свои суждения о прочитанном.
Чудесный мир классики (25 ч)
П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л. Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня).
Учащиеся должны знать:
- особенности литературных сказок;
- особенности басен.
Уметь:
- давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки;
- находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть,
- определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев,
- находить в тексте средства художественно выразительности;
- создавать план произведения;
- высказывать свои суждения о прочитанном.
Поэтическая тетрадь №1 (9 ч)
Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот..»; А.Н.Плещеев. «Дети и птичка»; И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А.Бунин «Листопад».
Учащиеся должны знать:
- особенности стихотворения.
Уметь:
- находить в тексте средства художественной выразительности;
- определять позицию автора;
- выразительно читать;
- выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.
Литературные сказки (12 ч)
В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
Учащиеся должны знать:
- особенности авторских сказок.
Уметь:
- характеризовать героев;
- выделять в тексте слова автора и персонажей;
- делить текст на смысловые части;
- составлять план пересказа.
Делу время – потехе час (10 ч)
Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В.Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».
Учащиеся должны знать:
- особенности сказок, рассказов.
Уметь:
-высказывать свои суждения о прочитанном;
- соотносить заглавие и основную мысль произведения;
-подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.
Страна детства (9 ч)
Б.С.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»; М.М.Зощенко. «Ёлка».
Учащиеся должны знать:
- особенность рассказов.
Уметь:
-устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий;
- подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением;
- передавать содержание через разные виды пересказа по плану.
Поэтическая тетрадь №2 (7ч)
В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши Царства».
Учащиеся должны знать:
- особенность стихотворения.
Уметь:
- определять позицию автора;
- самостоятельно заучивать наизусть;
- выразительно читать.
Природа и мы (13 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»; М.М.Пришвин. «Выскочка»; Е.И.Чарушин. «Кабан»; В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Учащиеся должны знать:
- особенность рассказов.
Уметь:
-определять тему и основную мысль произведения;
- характеризовать героев;
- делить текст на смысловые части;
- выделять в тексте слова автора и персонажей.
Поэтическая тетрадь (8 ч)
Б.ЛПастернак. «Золотая осень»; С.А.Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б.Кедрин. «Бабье лето»; Н.М.Рубцов. «Сентябрь»; С.А.Есенин. «Лебёдушка».
Учащиеся должны знать:
- особенность стихов.
Уметь:
- определять позицию автора;
- находить в тексте средства художественной выразительности;
- самостоятельно заучивать наизусть;
- выразительно читать.
Родина (8 ч)
И.С.Никитин. «Русь»; С.С.Дрожжин. «Родине»; А.В.Жигулин. «О, Родина!»; Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане».
Учащиеся должны знать:
- особенность стихов.
Уметь:
- высказывать свои суждения о прочитанном,
- выразительно читать;
- анализировать прочитанное;
- характеризовать прочитанное.
Страна Фантазия (6 ч)
Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв. «Путешествие Алисы»; Р.Сеф. «Весёлые стихи».
Учащиеся должны знать:
- особенность рассказов.
Уметь:
- высказывать суждения о прочитанном;
- характеризовать героев,
- подробно и кратко пересказывать,
- читать выразительно по ролям.
Зарубежная литература (15 ч)
Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х.Андерсен. «Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».
Учащиеся должны знать:
- особенность сказок и рассказов.
Уметь:
- определять тему и основную мысль произведения;
- характеризовать героев;
- делить текст на смысловые части;
- выделять в тексте слова автора и персонажей;
- высказывать свои суждения о прочитанном.
Повторение (5 часов)
Повторение пройденного материала. Организация выставки рисунков учащихся по прочитанным произведениям. Тестирование по всему курсу. Проверка техники чтения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Дата проведения | |||
Контрольные работы | Творческие работы | Планируемая | Фактическая | |||||
I ЧЕТВЕРТЬ (36 ч.) | ||||||||
1. | Введение. Знакомство с учебником. | Урок введения в новую тему | ||||||
Летописи, былины, сказания, жития | 11 | |||||||
2. | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | Урок изучения нового материала | ||||||
3. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Урок-путешествие в прошлое | ||||||
4. | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | Урок-исследование | ||||||
5. | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | Урок изучения нового материала | ||||||
6. | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения «Песнь о вещем Олеге» | Комбинированный урок | ||||||
7. | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | Комбинированный урок | ||||||
8. | Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой. | Комбинированный урок | ||||||
9. | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри» | Комбинированный урок | 1 | 1 | ||||
10. | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В.Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» | Урок изучения нового материала | ||||||
11. | Житие Сергия Радонежского | Комбинированный урок | ||||||
12. | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий» | Урок систематизации новых знаний | ||||||
Чудесный мир классики | 22 | |||||||
13. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Урок изучения нового материала | ||||||
14. | П.П.Ершов «Конек-горбунок» | Урок изучения нового материала | ||||||
15. | П.П.Ершов «Конек-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок | Комбинированный урок | ||||||
16. | П.П.Ершов «Конек-горбунок». Характеристика героев | Комбинированный урок | ||||||
17. | А.С.Пушкин «Няне» | Урок изучения нового материала | ||||||
18. | А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...» | Урок изучения нового материала | ||||||
19. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Урок изучения нового материала | ||||||
20. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев | Комбинированный урок | 1 | |||||
21. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части | Комбинированный урок | ||||||
22. | Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина | Комбинированный урок | ||||||
23. | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» | Урок изучения нового материала | ||||||
24. | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | Урок изучения нового материала | ||||||
25. | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок | Комбинированный урок | ||||||
26. | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев | Комбинированный урок | ||||||
27. | Жизнь и творчество Л.Н.Толстого | Урок изучения нового материала | ||||||
28. | Л.Н.Толстой «Детство» | Урок изучения нового материала | ||||||
29. | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал». Басня | Урок изучения нового материала | ||||||
30. | Внеклассное чтение Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого | Комбинированный урок | ||||||
31. | А.П.Чехов «Мальчики» | Урок изучения нового материала | 1 | |||||
32. | А.П.Чехов «Мальчики» Главные герои рассказа – герои своего времени | Комбинированный урок | ||||||
33. | Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
34. | Оценка достижений | Урок обобщения и систематизации | 1 | |||||
Поэтическая тетрадь №1 | 12 | |||||||
35 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Урок изучения нового материала | ||||||
36. | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» | Урок изучения нового материала | ||||||
2 четверть | 28 | |||||||
37.1 | А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | Урок изучения нового материала | ||||||
38.2 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». | Урок изучения нового материала | ||||||
39.3 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка» Ритм стихотворения | Урок изучения нового материала | ||||||
40..4 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями». | Комбинированный урок | ||||||
41.5 | Н. А. Некрасов «Школьник». | Комбинированный урок | ||||||
42.6 | Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки» | Комбинированный урок | ||||||
43..7 | И. А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А.Бунина | Комбинированный урок | ||||||
44.8 | Внеклассное чтение. Родные поэты | Урок обобщения и систематизации | 1 | |||||
45.9 | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
46.10 | Оценка достижений | Урок обобщения и систематизации | ||||||
Литературные сказки | 16 | |||||||
47.11 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Урок изучения нового материала | ||||||
48.12 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Составление плана сказки | Урок изучения нового материала | ||||||
49.13 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Подробный пересказ | Урок изучения нового материала | ||||||
50.14 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Особенности данного литературного жанра | Урок изучения нового материала | ||||||
51.15 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Текст-описание в содержании художественного произведения | Комбинированный урок | ||||||
52.16 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герои литературного текста | Комбинированный урок | ||||||
53.17 | П. П. Бажов «Серебряное копытце» | Урок изучения нового материала | ||||||
54.18 | П. П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте | Комбинированный урок | ||||||
55.19 | П. П. Бажов «Серебряное копытце» Герои художественного произведения | Комбинированный урок | ||||||
56.20 | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | Урок изучения нового материала | ||||||
57.21 | А.С. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения | Комбинированный урок | ||||||
58.22 | П. П. Бажов «Аленький цветочек» Деление текста на части | Комбинированный урок | ||||||
59.23 | П. П. Бажов «Аленький цветочек » Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | Комбинированный урок | ||||||
60.24 | Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей | Комбинированный урок | 1 | |||||
61.25 | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
62.26 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие | Контроль знаний | ||||||
Делу время – потехе час | 9 | |||||||
63.27 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Урок изучения нового материала | ||||||
64.28 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения | Комбинированный урок | ||||||
3 четверть | 40 | |||||||
65.1 | В. Ю. Драгунский «Главные реки» | Урок изучения нового материала | ||||||
66.2 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | Урок изучения нового материала | ||||||
67.3 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл загодовка | Урок изучения нового материала | ||||||
68.4 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» Инсценирование произведения | Комбинированный урок | ||||||
69.5 | Внеклассное чтение Книги о сверстниках, о школе | Комбинированный урок | 1 | |||||
70.6 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
71.7 | Оценка достижений | Урок обобщения и систематизации | ||||||
Страна детства | 8 | |||||||
72.8 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Б. С. Житков «Как я ловил человечков» | Урок изучения нового материала | ||||||
73.9 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Герой произведения | Урок изучения нового материала | ||||||
74.10 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Урок изучения нового материала | ||||||
75.11 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Музыкальное сопровождение произведения | Комбинированный урок | ||||||
76.12 | М. М. Зощенко «Елка» | Урок изучения нового материала | ||||||
77.13 | Обобщающий урок «Страна детства» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
78.14 | Оценка достижений | Урок обобщения и систематизации | ||||||
79.15 | Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их значение | Комбинированный урок | 1 | |||||
Поэтическая тетрадь №2 | 5 | |||||||
80.16 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская» | Урок изучения нового материала | ||||||
81.17 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | Урок изучения нового материала | ||||||
82.18 | М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | Комбинированный урок | ||||||
83.19 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений | Комбинированный урок | ||||||
84.20 | Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь» | Комбинированный урок | 1 | |||||
Природа и мы | 12 | |||||||
85.21 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» | Урок изучения нового материала | ||||||
86.22 | Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе | Комбинированный урок | ||||||
87.23 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька» | Урок изучения нового материала | ||||||
88.24 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | Комбинированный урок | ||||||
89.25 | М. М. Пришвин «Выскочка» | Комбинированный урок | ||||||
90.26 | М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | Комбинированный урок | ||||||
91.27 | Е. И. Чарушин «Кабан» | Урок изучения нового материала | ||||||
92.28 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | Урок изучения нового материала | ||||||
93.29 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | Комбинированный урок | ||||||
94.30 | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
95.31 | Проект«Природа и мы» . Оценка достижений. | Урок-проект | 1 | |||||
Поэтическая тетрадь №3 | 8 | |||||||
96.32 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Урок изучения нового материала | ||||||
97.33 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». | Урок изучения нового материала | ||||||
98.34 | С.А.Клычков «Весна в лесу» | Урок изучения нового материала | ||||||
99.35 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | Урок изучения нового материала | ||||||
100.36 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | Урок изучения нового материала | ||||||
101.37 | С. А. Есенин «Лебедушка» | Урок изучения нового материала | ||||||
102.38 | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
103.39 | Оценка достижений | Урок обобщения и систематизации | 1 | |||||
Родина | 8 | |||||||
104.40 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Урок изучения нового материала | ||||||
IVчетверть | 32 | |||||||
105.1 | И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | Урок изучения нового материала | ||||||
106.2 | С. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | Урок изучения нового материала | ||||||
107.3 | А. В. Жигулин «О, Родина!» | Урок изучения нового материала | ||||||
108.4 | Обобщающий урок «Родина» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
109.5 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
110.6 | Проект «Они защищали Родину» | Урок-проект | 1 | |||||
111.7 | Оценка достижений | Урок обобщения и систематизации | ||||||
Страна Фантазия | 7 | |||||||
112.8 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | Урок изучения нового материала | ||||||
113.9 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа | Комбинированный урок | ||||||
114.10 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического рассказа | Комбинированный урок | ||||||
115.11 | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра | Комбинированный урок | ||||||
116.12 | Путешествие по стране Фантазии | Комбинированный урок | 1 | |||||
117.13 | Оценка достижений | Урок обобщения и систематизации | ||||||
118.14 | Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
Зарубежная литература | 15 | |||||||
119.15 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Урок изучения нового материала | ||||||
120.16 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе | Комбинированный урок | ||||||
121.17 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы | Комбинированный урок | ||||||
122.18 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | Урок изучения нового материала | ||||||
123.19 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка | Комбинированный урок | ||||||
124.20 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части | Комбинированный урок | ||||||
125.21 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке | Комбинированный урок | ||||||
126.22 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев | Комбинированный урок | ||||||
127.23 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Урок изучения нового материала | ||||||
128.24 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение геоев, их поступков | Комбинированный урок | ||||||
129.25 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | Урок изучения нового материал | ||||||
130.26 | Сельма Лагерлеф «Святая ночь» | Комбинированный урок | ||||||
131.27 | Сельма Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство | Урок изучения нового материал | ||||||
132.28 | Сельма Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда. | Комбинированный урок Комбинированный урок | ||||||
133.29 | Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг» | Комбинированный урок | 1 | |||||
134.30 | Контрольная работа за 2 полугодие | Оценка знаний | 1 | |||||
135.31 | Обобщающий урок «Зарубежная литература» | Урок обобщения и систематизации | 1 | |||||
136.32 | Урок-игра «Литературные тайны» | Урок обобщения и систематизации | ||||||
Итого: | 136 | 11 | 9 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | ||||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||||
1. А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс. 2. Кутявина С.В. Методическое пособие по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой. 4 класс 3. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению | К Д | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ. | ||||
Печатные пособия | ||||||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) | Д | |||||
Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). | Ф Д Д | |||||
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей | Д/К Д Д | |||||
Технические средства обучения | ||||||
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Видеомагнитофон/видеоплеер. Аудиоцентр/магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Экспозиционный экран. | Д Д Д Д Д Д | |||||
Экранно-звуковыв пособия | ||||||
Аудиозаписи художественного исполнения из- | Д | |||||
учаемых произведении. | ||||||
Видеофильмы, соответствующие содержанию | Д | |||||
обучения. | ||||||
Слайды (диапозитивы), соответствующие содер- | Д | |||||
жанию обучения . | ||||||
Мультимедийные (цифровые) образовательные | Д | |||||
ресурсы, соответствующие содержанию обучения |
Учебно-методическое обеспечение предмета.
Основная учебно-методическая литература:
- А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс.
- А.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий. Рабочая тетрадь по литературному чтению.
Дополнительная учебно-методическая литература:
- Закон РФ « Об Образовании»
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011
- Кутявина С.В. Методическое пособие по литературному чтению.
Интернет-ресурсы.
http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3
http://collection.edu.ru/default.asp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 136 часов: 3 часа в неделю + 1 час внеклассного чтения и содержит пояснительную записку, тематическое планирование, средства контроля.Расчасовка строго...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Климанова
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Климанова...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Л.Ф. Климанова
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю....
рабочая программа по литературному чтению 1 класс Климанова УМК Перспектива
программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс автор Л.Ф.Климанова
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России" автор Л.Ф.Климанова создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Школа России( Климанова)
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Литературное чтение для 3 классов общеобразовательных учреждений Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение, 2011г....
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (к учебнику Климановой) ФГОС
Программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки....