Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Школа России( Климанова)
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Литературное чтение для 3 классов общеобразовательных учреждений Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение, 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._literaturnoe_chtenie_shkola_rossii_timchikyu.yu_._vosstanovlen.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62
«Принята к использованию» «Согласована»
Протокол № ___ от «___» ______________ 2013 г. Заседания МО учителей начальных классов ГБОУ школы № 497 Невского района Председатель МО __________ / Н.В.Алексеева / подпись расшифровка | Заместитель директора ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга ______________________ / ./ подпись расшифровка |
«Утверждаю» Приказ № ___ от «____» ____________ 2013 г. Директор ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга ______________________________ / ./ подпись расшифровка |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для учащихся 3 классов
(на 2013-2014 учебный год)
Составитель:
Тимчик Юлия Юрьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Литературное чтение для 3 классов общеобразовательных учреждений Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение, 2011г. |
Главная цель образовательной области «Литературное чтение» определена исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является развитие поэтического слуха детей, накапливание эстетического опыта слушание произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус. Цели обучения: Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей: •развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; •овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; •воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей; - обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе; - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; -обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; - работать с различными типами текстов; - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». |
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от …. №…. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». 4. Распоряжения КО СПб «О формировании учебных планов образовательных учреждений СПб, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» № …. от ….. 5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (),Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение, 2011г. авторская программа (Ф.И.О. автора, ее название, класс, город, «издательство, год»). 6. Учебный план образовательного учреждения ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на 2013/2014 учебный год, принят на заседании педагогического совета № …. от…., утвержденный приказом директора школы № 497 №…. от ….. |
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного/ среднего (полного) общего образования. Основное её содержание составляют сведения о … .. Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом … класса, где изучаются основные сведения о... .. классов, где осуществляется знакомство с … Методические особенности изучения предмета: Содержание курса (название предмета) открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение, 2011г. УМК состоит из:
Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2013/2014 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности, что направлено на достижение целей начального образования. |
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение Литературное чтение в 3 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. НАДО ВНЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ О ТОМ, ИЗ КАКОГО КОМПОНЕНТА УЧЕБНОГО ПЛАНА ВАМ ВЫДЕЛЕНЫ ЧАСЫ НА ОБУЧЕНИЕ: ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО, ИЛИ ШКОЛЬНОГО КОМПОНЕНТА |
Система контроля по курсу литературное чтение включает проведение 11 повторительно–обобщающих, 11 контрольных уроков, а также 2 проекта. |
Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок изучения нового материала. Урок закрепления знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки. Урок–путешествие. Урок-конференция. Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5». Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки) |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы/ проекта. |
Результаты изучения курса: Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
|
Литература и средства обучения
- Учебно-методическая литература.
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.
- Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
- Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.
- Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
- Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.
2. Учебные и справочные пособия. Словари по русскому языку.
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
- Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.
3. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
- Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
- Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Формы контроля
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | ||
Проекты | Практические работы/самостоятельные работы/тесты | Контрольные работы | |||
1. | Введение. | 1 | 0 | 0 | 0 |
2. | Самое великое чудо на свете | 4 | 0 | 0 | 1 |
3. | Устное народное творчество | 14 | 1 | 1 | 1 |
4. | Поэтическая тетрадь 1 | 11 | 1 | 1 | 1 |
5. | Великие русские писатели | 24 | 0 | 1 | 1 |
6. | Поэтическая тетрадь 2 | 6 | 0 | 1 | 1 |
7. | Литературные сказки | 8 | 0 | 1 | 1 |
8. | Были и небылицы | 10 | 0 | 1 | 1 |
9. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 | 0 | 1 | 1 |
10. | Люби живое | 16 | 0 | 1 | 1 |
11. | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 1 | 1 | 1 |
12. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 2 | 0 | 1 | 1 |
13. | По страницам детских журналов | 8 | 0 | 1 | 1 |
14. | Зарубежная литература | 8 | 0 | 1 | 0 |
136 | 3 | 12 | 11 |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ» (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
знать:
- структуру учебника;
- приёмы ориентирования в учебнике;
-историю создания книг;
-отличия рукописной и печатной книги.
уметь:
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (14 ч)
Русские народные песни.
Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Иван – царевич и серый волк.
Сивка – бурка.
знать:
- виды сказок и их структуру;
- различные произведения устного народного творчества и прикладного искусства;
уметь:
- приводить примеры произведений фольклора
- (пословицы, загадки, сказки);
- читать осознанно текст;
- определять тему, главную мысль произведения;
- пересказывать текст.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (11 ч)
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Ф.Тютчев «Листья».
А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».
И.Никитин «Степь моя»
И.Никитин «Встреча зимы».
И.Суриков «Детство».
И.Суриков «Зима».
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.
уметь:
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- находить в тексте слова и выражения для изображения
действующих лиц, природы и описания событий;
- понимать образные выражения, используемые в произведениях.
«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (24 ч)
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»
А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
И.Крылов «Мартышка и очки».
И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»
И.Крылов «Ворона и лисица».
М.Лермонтов «Горные вершины».
М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
М.Лермонтов «Утес», «Осень».
Детство Л.Толстого.
Л.Толстой «Акула».
Л.Толстой «Прыжок».
Л.Толстой «Лев и собачка».
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
-определять тему и главную мысль произведения;
-пересказывать текст;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
-аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (6ч)
Н.Некрасов «Славная осень!»
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Бальмонт «Золотое слово».
И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
-отвечать на вопросы по содержанию произведения;
-характеризовать выразительные средства;
-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (8ч)
Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».
Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»
В.Гаршин «Лягушка – путешественница».
В.Одоевский «Мороз Иванович».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- отличие литературной сказки от фольклорной;
- имена, фамилии их авторов;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),
сказки народные и литературные;
- восстанавливать авторский текст по опорным словам;
- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения
«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» (10 ч)
М.Горький «Случай с Евсейкой».
К.Паустовский «Растрепанный воробей».
А.Куприн «Слон».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
- отличие литературной сказки от фольклорной;
уметь:
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой
на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения
-воспринимать на слух и понимать художественные произведения
разных жанров;
-передавать их содержание по вопросам;
- уметь различать жанры художественных произведений.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (6 ч)
С.Черный «Воробей», «Слон».
А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».
С.Есенин «Черемуха
знать:
- названия, основное содержание изученных литературных произведений;
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать стихотворные произведения наизусть.
«ЛЮБИ ЖИВОЕ» (16 ч)
М.Пришвин «Моя Родина».
И.Соколов-Микитов «Листопадничек».
В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».
В.Бианки «Мышонок Пик».
Б.Житков «Про обезьянку».
В.Дуров «Наша Жучка».
В.Астафьев «Капалуха».
В.Драгунский «Он живой и светится…»
знать:
-основное содержание текста, их авторов;
- стили текстов, их различия.
уметь:
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- уметь пересказывать текст;
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (8 ч)
С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».
А.Барто «Разлука», «В театре».
С.Михалков «Если», «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- имена, фамилии их авторов;
- основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;
- изобразительные художественные средства.
уметь:
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (12 ч)
Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
А.Платонов «Цветок на земле».
М.Зощенко «Золотые слова».
М.Зощенко «Великие путешественники».
Н.Носов «Федина задача».
Н.Носов «Телефон».
В.Драгунский « Друг детства».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;
уметь:
-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)
- участвовать в литературных играх (инсценирование);
-оценивать события, героев произведения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).
«ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ» (8 ч)
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
Г.Остер «Вредные советы».
Г.Остер «Как получаются легенды».
Р.Сеф «Веселые стихи».
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- названия нескольких детских периодических изданий;
- отличие журналов от книги.
уметь:
- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;
- ориентироваться в журналах.
«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (8 ч)
Мифы Древней Греции
Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»
знать:
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
уметь:
-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);
- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;
-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;
- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;
-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс (4 часа внеделю, всего 136 часов), УМК
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.
№ п/п | Дата проведе-ния | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Требования к уровню подготовки | Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. – лабораторный/демонстрационный материал (таблицы, дид.карточки, презентация «ТЕМА»), ЦОРы | Домашнее задание |
Введение – 1 час | |||||||
1 (1) | 1 н. | Введение. Знакомство с учебником | Комбинорованный урок | Выставка книг;карточки с текстами и заданиями;новые книги и раб. Тетради | Принести книгу, прочитанную летм | ||
Тема 1: Самое великое чудо на свете – 4 часа | |||||||
2 (1) | Знакомство с названием раздела | Вводный урок | Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества. Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | Карточки с загадками, выставка книг. | Сходить в библиотеку. | ||
3 (2) | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | Изучение нового материала | Раб. Тетрадь | Стр.6-7 читать. | |||
4 (3) | Первопечатник Иван Фёдоров | Комбинированный урок | Речевая разминка | Рассказ о первых книгах или об Иване Фёдорове | |||
5 (4) | 2н. | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | Контрольный урок | Выставка книг. Пословицы и загадки | Дополнить свои сообщения. | ||
Тема 2: Устное народное творчество – 14 часов | |||||||
6 (1) | Знакомство с названием раздела | Учащиеся должны уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; | Выставка книг | Принести книги по теме раздела | |||
7 (2) | Русские народные песни. | Комбинированный урок | Лирические и шуточные песни | Выставка книг | Стр.17, наизусть по выбору | ||
8 (3) | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Урок изучения нового материала | Сочинение докучных сказок. | Выставка книг;карточки с текстами и заданиями; | Сочинить докучную сказку | ||
9 (4) | 3н. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки. | Комбинированный урок | Виды прикладного искусства. | Презентация «Прикладное искусство» | Произведения малых жанров УНТ | |
10, 11(5,6) | Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. | Комбинированный урок | Составление плана сказки. Деление текста на части. Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки. Сравнение художественного и живописного текстов | Видео | Выр.чтение | ||
12-14 (7-9) | 4н. | Иван – царевич и серый волк. | Комбинированный урок | Картины Васнецова | Выр.чтение, иллюстрации. Пересказ. | ||
15, 16 (10,11) | Сивка – бурка. | Комбинированный урок | Выставка книг | Разделить текст на части.Сообщение о худ.-иллюстр. | |||
17 (12) | 5н | Художники-иллюстраторы | Изучение нового материала | Книги и картины Васнецова, Билибина | Инсценировка сказки | ||
18 (13) | КВН «Устное народное творчество» | Урок оббобщения и систематизации знаний | Не задано | ||||
19 (14) | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | Контрольный урок | Раб. Тетрадь, карточки с планом проекта | Работа над проектом | |||
Тема 3: Поэтическая тетрадь – 11 часов | |||||||
20 (1) | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела. | Учащиеся должны уметь: читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; отличать прозаический текст от поэтического; смысловое чтение построение логической цепи рассуждений постановка вопросов . – имена, фамилии их авторов Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой | Презентация «Осень» | Принести стихи, которые нравятся | |
21 (2) | 6н. | Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского) | проект | Выставка книг | Проект по статье Смоленского | ||
22 (3) | Ф.Тютчев «Весенняя гроза». | Изучение нового материала | Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. | Выставка книг, портрет Тютчева | Наизусть стр.62 | ||
23 (4) | Ф.Тютчев «Листья». Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | Комбинированный урок | Презентация «Осень» | Иллюстрация, выразительное чтение | |||
24 (5) | А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…» | Комбинированный урок | Картины природы. Эпитеты – это слова, рисующие картины природы. | Выставка книг, портрет Фета | Наизусть стихотворение Фета | ||
25 (6) | 7н. | И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..», «Утро». | Комбинированный урок | Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение, как приём создания природы. | Сб.стихов Никитина | Нарисовать иллюстрацию к стих., выучить отрывок к иллюстр. | |
26 (8) | И.Никитин «Встреча зимы». | Комбинированный урок | Выставка книг, портрет | Зад. 7 стр. 71 | |||
27 (9) | И.Суриков «Детство». | Комбинированный урок | Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | Выставка книг, портрет | Отрывок наизусть | ||
28 (10) | И.Суриков «Зима». | Комбинированный урок | Выставка книг | Выр. чтение | |||
29 (11) | 8н. | Путешествие в литературную страну. | Обобщение знаний | Приёмы интонационного чтения, средства выразительности. | Карточки с заданием. Выставка книг | Не задано | |
30 (12) | Оценка достижений | Контрольный урок | Карточки с планом создания проекта | Зад.9 стр.80 | |||
Тема 4: Великие русские писатели – 24 часа. | |||||||
31 (1) | Знакомство с названием раздела | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | Выставка книг | Принести поэтические сборники | ||
32 (2) | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.пушкина» | Урок изучения нового материала | Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. | Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Портрет, выставка книг | Сообщение, выр.чтение | |
33 (3) | 9н. | А.Пушкин. Лирические стихотворения. | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Наизусть понравившееся стих. | ||
34, 35 (4,5) | А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выр.чтение | |||
36 -39 (6-9) | 10н. | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | Комбинированный урок | Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и авторской сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. | Портрет, выставка книг | Прочитать сказку. Разделить на части отрывок (стр.102-118) и (стр.118-128) | |
40 (10) | Рисунки И.Билибина к сказке. | Урок изучения нового материала | Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | Учащиеся должны уметь сравнивать произведение живописи и произведение литературы. | Репродукции Билибина по теме урока | Зад.8 стр.129 | |
41 (11) | 11н. | И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о И.Крылове | Урок изучения нового материала | Портрет И.Крылова, план. Виды плана. Рассказ текста по плану. | Уметь составлять разные виды планов и воссоздавать текст по плану. | Портрет, выставка книг | Сообщение о Крылове |
42 (12) | И.Крылов «Мартышка и очки». | Комбинированный урок | Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Портрет, выставка книг | Басня наизусть | |
43 (13) | И.Крылов «Зеркало и обезьяна». | Комбинированный урок | Видео басни | Выр.чтение | |||
44 (14) | И.Крылов «Ворона и лисица». | Комбинированный урок | Видео басни | Басня наизусть | |||
45 (15) | 12н | М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | Урок изучения нового материала | Сообщение на основе статьи. | Портрет, выставка книг | Сообщение о Ю.Лермонтове | |
46 (16) | М.Лермонтов «Горные вершины». « На севере диком стоит одиноко»… | Комбинированный урок | Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Портрет, выставка книг | Выр.чтение, иллюстрация | |
47 (17) | М.Лермонтов «Утес», «Осень» | Комбинированный урок | Выучить понравившееся стих. | ||||
48 (18) | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | Урок изучения нового материала | Подготовка сообщения. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных планов. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Текст-описание. Текст-рассуждение. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. | Учащиеся должны уметь: – определять тему и главную мысль произведения; разной тематики по изученному материалу | Портрет, выставка книг | Сообщение о писателе | |
49 (19) | 14н | Л.Толстой «Акула». | Комбинированный урок | Пересказ текста | |||
50 (20) | Л.Толстой «Прыжок». | Комбинированный урок | Пересказ от имени мальчика | ||||
51 (21) | Л.Толстой «Лев и собачка». | Комбинированный урок | Пересказ, иллюстрация | ||||
52 (22) | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов | Урок изучения нового материала | Слайды «Природа» | Повторить произведения раздела | |||
53 (23) | Оценка достижений | Контрольный урок | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). | Кимы для учащихся | Не задано | ||
54 (24) | Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») | Урок -праздник (обобщение и систематизация знаний) | Карточки с заданием | Не задано | |||
Тема 4: Поэтическая тетрадь 2 – 6 часов. | |||||||
55 (1) | Знакомство с название раздела | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела. | уметь: -отвечать на вопросы по содержанию произведения; -характеризовать выразительные средства; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). | Пейзажи всех времён года | Поэтические сборники | |
56 (2) | Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» | Урок изучения нового материала | Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. | Портрет, выставка книг | Выучить стих. | ||
57 (3) | Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | Комбинированный урок | Выучить отрывок наизусть | ||||
58 (4) | К.Бальмонт «Золотое слово». | Урок изучения нового материала | Портрет, выставка книг | Выр.чтение | |||
59 (5) | И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…» | Урок изучения нового материала | Портрет, выставка книг | Выучить стих «Детство» | |||
60 (6) | Развивающий час. Оценка достижений. | Урок обобщения и систематизации знаний | КИМы для учащихся | Чтение стих | |||
Тема 5: Литературные сказки – 8 часов. | |||||||
61 (1) | Знакомство с названием раздела | Комбинированный урок | Рогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений; - отличие литературной сказки от фольклорной; - имена, фамилии их авторов; уметь: -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные; - восстанавливать авторский текст по опорным словам; - соотносить пословицы с характеристикой героя произведения. | Выставка книг по теме урока | Книга СС любимой сказкой | |
62 (2) | Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки». | Урок изучения нового материала | Присказка. Сравнение литературной и народной сказок.Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. | Портрет, выставка книг | «Про Комара-Комаровича» | ||
63 (3) | Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза и короткий хвост…» | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Пересказ от имени зайца | |||
64, 65 (4, 5) | В.Гаршин «Лягушка – путешественница». | Урок изучения нового материала | Портрет, выставка книг | Выр.чтение. Придумать сказку | |||
66, 67 (6,7) | В.Одоевский «Мороз Иванович». | Комбинированный урок | Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ. | Портрет, выставка книг | Дочитать сказку. Иллюстр. | ||
68 (8) | Оценка достижений. Контрольная работа за полугодие. | Контрольный урок | КИМы для учащихся | Не задано | |||
Тема 6: Были-небылицы – 10 часов. | |||||||
69 (1) | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | Книги М.Горького | ||
70, 71 (2,3) | М.Горький «Случай с Евсейкой». | Урок изучения нового материала | Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ:сочинение продолжения сказки | Портрет, выставка книг | Выр.чтение. Продолжение сказки | ||
72-74 (4-6) | К.Паустовский «Растрепанный воробей». | Урок изучения нового материала | Определение жанра произведения. Характеристика героев произведения. | Портрет, выставка книг | Сообщение о писателе. Дочитать текст. Рассказы Паустовского | ||
75-77 (7-9) | А.Куприн «Слон». | Урок изучения нового материала | Основные события произведения. Разлачные планы. Пересказ текста. | Портрет, выставка книг | Разделить на части. Пересказ по плану. Придумать историю. | ||
78 (10) | Урок-путешествие. Оценка достижений. | Контрольный урок | КИМы для учащихся | Не задано | |||
Тема 7: Поэтическая тетрадь 1 – 6 часов. | |||||||
79 (1) | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства. Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть. | Выставка книг по теме урока | Выр.чтение | |
80 (2) | С.Черный «Воробей», «Слон». | Урок изучения нового материала | Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. | Выучить стих. | |||
81,82 (3,4) | 2 | А.Блок «Ветхая избушка» .«Сны», «Ворона». | Комбинированный урок | Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | Портрет, выставка книг | наизусть | |
83 (5) | С.Есенин «Черемуха». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выр.чтение | |||
84 (6) | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений | Контрольный урок | КИМы для учащихся | Сочинить загадки о животных | |||
Тема 8: Люби живое – 16 часов. | |||||||
85 (1) | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия.уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) - уметь пересказывать текст; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; -создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Презентация «Домашние животные» | Текст о животном | |
86 (2) | М.Пришвин «Моя Родина». | Изучение нового материала | Заголовок. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. | Выставка книг п | Составить рассказ «В лесу летом» | ||
87,88 (3,4) | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | Изучение нового материала | Жанр произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | Портрет, выставка книг | Продолжение истории | ||
89 (5) | В.Белов «Малька провинилась». | Комбинированный урок | Заголовок. Главные герои. | Портрет, выставка книг | Пересказ от имени Мальки | ||
90 (6) | В. Белов «Еще про Мальку». | Комбинированный урок | Придумать свою историю про Мальку | ||||
91,92 (7-8) | В.Бианки «Мышонок Пик». | Изучение нового материала | Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое. | Портрет, выставка книг | Прочитать. | ||
93-95 (89-11) | Б.Житков «Про обезьянку». | Комбинированный урок | Герои произведения. Краткий пересказ. | Портрет, выставка книг | Выр. Чтение, иллюстрация | ||
96 (12) | В.Дуров «Наша Жучка». | Комбинированный урок | Герои произведения. Нравственный смысл произведения. | Портрет, выставка книг | Читать рассказы Дурова. | ||
97 (13) | В.Астафьев «Капалуха». | Изучение нового материала | Портрет, выставка книг | Пересказ от имени глухаря | |||
98 (14) | В. Драгунский «Он живой и светится». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Повторить произведения раздела | |||
99 (15) | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» | Урок-конференция | Выставка книг по разделу | Не задано | |||
100 (16) | Оценка достижений | Контрольный урок | КИМы для учащихся | Не задано | |||
Тема 9: поэтическая тетрадь 2 – 8 часов | |||||||
101 (1) | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства.уметь: - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Выставка книг | Сборники стихов | |
102 (2) | С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». | Изучение нового материала | Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | Портрет, выставка книг | Выучить по выбору | ||
103, 104 (3,4) | 2 | А.Барто «Разлука», «В театре». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выр.чтение | ||
105 (5) | С.Михалков «Если». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выучить стих «Если» | |||
106 (6) | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Повторить произведения раздела | |||
107 (7) | «Крестики-нолики» | Урок-игра | Выставка книг по разделу | Проект стр.120 | |||
108 (8) | Оценка достижений | Контрольный урок | КИМы | Не задано | |||
Тема 10: Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 12 часов | |||||||
109 (1) | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов - понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений; Учащиеся должны уметь: – оценивать события, героев произведения; Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Выставка книг по теме | Рассказ о друге | |
110 (2) | Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Изучение нового материала | Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Портрет, выставка книг | Рассказ о бабушке по произведениям автора | ||
111-114 (3-6) | 2 | А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама». | Изучение нового материала | Герои рассказа. Особенности героев произведения. Чтение по ролям. | Портрет, выставка книг | Выр. Чтение | |
115 (7) | М.Зощенко «Золотые слова». | Комбинированный урок | Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Востановление порядка событий. | Портрет, выставка книг | Краткий пересказ текста | ||
116 (8) | М.Зощенко «Великие путешественники». | Комбинированный урок | Краткий пересказ | ||||
117 (9) | Н.Носов «Федина задача». | Комбинированный урок | Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | Портрет, выставка книг | Выр.чтение | ||
118 (10) | Н.Носов «Телефон». | Комбинированный урок | Драгунский «Друг детства» | ||||
119 (11) | В.Драгунский « Друг детства». | Комбинированный урок | Повторить произведения раздела | ||||
120 (12) | Урок-конкурс по разделу | Контрольный урок | КИМы | Детский журнал | |||
Тема 11: По страницам детских журналов – 8 часов | |||||||
121 (1) | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; -названия нескольких детских периодических изданий; - отличие журналов от книги. уметь: - читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; -читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; -создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению; - ориентироваться в журналах | Выставка журналов | Названия журналов в раб.тетр. | |
122 (2) | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | Изучение нового материала | Журналы для детей. Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ | Портрет, выставка книг | Выр.чтение | ||
123,124 (3,4) | Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Вопросы по прочитанному | |||
125, 126 (5,6) | 2 | Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». | Комбинированный урок | Сборник добрых советов. Легенда. Выразительное чтение. | Портрет, выставка книг | Сочинить вредный совет | |
127 (7) | Р.Сеф «Веселые стихи». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выр чтение | |||
128 (8) | Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений | Урок-конференция. Контрольный урок. | КИМы | Не задано | |||
Тема 12: Зарубежная литература – 8 часов | |||||||
129 (1) | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. уметь: -самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); - инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; -проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; - создавать письменные ответы на поставленные вопросы; -выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; -четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме. | Выставка книг по теме | Читать миф, иллюстрация | |
130,131 (2,3) | Мифы Древней Греции | Урок изучения нового материала | Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе.Мифологические герои и их подвиги. | Презентация «Мифы Древней Греции» | Читать миф, иллюстрация | ||
132-134 (4-6) | Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок» | Урок изучения нового материала | Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Сообщение о сказочнике. | Читать миф, иллюстрация КИМы | Перечитать сказку, картинный план | ||
135,136(7,8) | Развивающий час. Брейн-ринг «Зарубежная литература» | Обобщение и систематизация знаний | Не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....