«Формирование читательской самостоятельности у младших школьников»
проект по чтению на тему
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга. Чтобы ответить на какой-то вопрос, ребёнок должен разбираться к какой книге ему обратиться, а прежде всего, быть заинтересованным в получении новых знаний - это называется читательской самостоятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti_2.docx | 199.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
СИПКРО
Зачетная работа
по курсам повышения квалификации
по ИОЧ ИБ на тему:
«Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования»
с 30.01 по 03.02.2012г., с 13.02 по 17.02.20012г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Формирование читательской самостоятельности у младших школьников»
Автор проекта:
Комолова Анастасия Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 129
г.о. Самара
2012
План проекта
- Анализ ситуации
- Актуальность
- Выявление проблемы
- Цели и задачи педагогического проекта
- Этапы реализации
- Ожидаемый результат
- Как реализовать проект
- Контроль и диагностика
- Дальнейшее развитие проекта
- Список литературы
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
Анализ ситуации
В 70-80 г. Россия считалась самой читающей страной. Человека с книгой можно было увидеть где угодно: на пляже, в парке, метро. Вначале 90-ых г. стал намечаться спад чтения.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
Данные о детском чтении и того хуже:
Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%;
Не любят читать: младшие школьники – 8%, старшие - 17%;.
По статистике, 46% россиян не читают книг совсем.
Помимо этого происходит сокращение числа уроков литературы в базисном плане
1 класс – 4 часа
2-й – 3 часа,
3-й – 4-й – классы – 3 часа.
Приведённые ниже данные говорят о том, что у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста сопровождают потом человека всю жизнь.
Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Внимание общественности привлекла проблема так называемой «функциональной неграмотности» значительной части населения стран Европы и США. Функционально неграмотным считается тот человек, который утратил навыки чтения и письма и не может их использовать в повседневной жизни.
Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.
В «Национальной программе поддержки и развития чтения», принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры, поскольку грамотность тоже снижается.
С каждым годом эта ситуация становится только хуже.
Актуальность
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга. Чтобы ответить на какой-то вопрос, ребёнок должен разбираться к какой книге ему обратиться, а прежде всего, быть заинтересованным в получении новых знаний - это называется читательской самостоятельностью.
Теория формирования читательской самостоятельности, разработана Н. Н. Светловской и существует в методической науке 30 лет.
“Читательская самостоятельность-это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития”.
Н. Н. Светловская
К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности (ФЧС) школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Выявление проблемы
В современном мире можно выделить группу «слабых читателей». Это дети и взрослые, которые читают от случая к случаю, затрачивая на чтение минимальное время и считая его нецелесообразным занятием. В тексте такие читатели ищут только информацию прагматического характера. Этим людям скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, но делают это от случая к случаю.
В последнее время в школу приходят дети родителей, которых можно отнести в группу «слабых читателей». Естественно, что ребёнок в такой семье читать тоже не любит.
Доказано, что читателя, в отличие от не читателей, способны мыслить в категории проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений. Хорошие читатели имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут.
Необходимо создать условия для развития у детей любви к чтению.
Цель проекта
Основная цель проекта является разработка условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию личностного качества ребёнка: читательской самостоятельности при работе с различными произведениями.
Задачи проекта
Из основной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя:
1. Обеспечить полноценное восприятие произведения, понимание учащимися текста и специфики его литературной формы (жанра), выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
2. Работать над навыком чтения;
3. Формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;
4. Включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь;
5. Расширять круг чтения младших школьников;
6. Активизировать родителей;
7. Развитие потребности в чтении (самостоятельном инициативном чтение детей) посредством разнообразных форм внеклассной деятельности;
8. Развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации;
9. Стимулирование творчества детей.
Этапы реализации
В начальной школе ребята учатся 4 года, поэтому и проект разработан на 4 года
Первый этап – подготовительный (1 класс).
Цель: обучение восприятию литературного произведения.
Задачи:
обогатить читательский опыт детей;
отрабатывать специальные читательские умения;
развивать речь учащихся;
развивать интерес к самостоятельному чтению.
Основная форма работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание, нетрадиционные формы уроков).
Второй этап – начальный (2 класс)
Цель: развитие читательских и речевых умений
Задачи:
формировать правильное, осознанное, плавное чтение;
развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;
воспитывать нравственно-этические основы;
совершенствовать восприятие, понимание, воспроизведение текста;
отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой.
Основная форма работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание, нетрадиционные формы уроков).
Третий этап – основной (3 класс).
Цель: обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.
Задачи:
обеспечить полноценное восприятие произведения;
выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;
совершенствовать самостоятельное чтение, чтение молча, выразительное чтение;
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность;
формировать литературоведческие представления;
расширять круг чтения;
формировать читательские умения.
Четвёртый этап – заключительный (4 класс).
Цель: формирование самостоятельного читателя.
Продолжается реализация задач, поставленных на основном этапе.
Ожидаемый результат
Сформированная читательская самостоятельность выпуска начальной школы:
∙ наличие устойчивого интереса к чтению книг;
∙ показатели техники чтения;
∙ уровни восприятия художественного произведения;
∙ читательский кругозор;
∙ усвоение программы в целом.
Как реализовать проект
Система работы учителя для формирования читательской самостоятельности должна представлять собой работу по следующим направлениям:
1.На уроках литературного чтения
2.Внеклассная деятельность
Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации досуга.
Способствует:
развитию читательского интереса;
углублению полученных знаний;
раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика;
развитию самостоятельности, творческой активности учащихся.
Говоря о формах внеклассной деятельности, прежде всего имеем в виду выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, учащихся и родителей.
Формы могут быть разнообразными: литературные игры, инсценирование различных литературных произведений, кроссворды, литературные викторины, игры, КВН, беседы-приманки и т.д
3. Внешкольная работа
Библиотечные часы (районная библиотека)
Экскурсии: музей, выставки
Литературная гостиная
Городские конкурсы: театральный, чтецов
Посещение театра, киноцентра
Участие в олимпиадах разного уровня
Участие в творческих конкурсах разного уровня
4.Работа с родителями
Работу с родителями можно осуществлять по следующим направлениям: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, литературные и поэтические вечера на различные темы:
Как помочь детям научиться читать?
Как воспитать у ребенка любовь к чтению?
Как прививать детям любовь к чтению?
Что делать если ребенок не читает?
Что читать в начальной школе?
Книга в семье и духовное развитие ребенка.
Книги в доме.
Когда мы читаем детям.
Развитие речи и общения детей.
Игры по обогащению речи детей.
Игры и упражнения по развитию интереса к чтению.
Контроль и диагностика
По окончанию 4 класса определяем уровни читательской самостоятельности младших школьников.
Высокий уровень – сформирован устойчивый интерес к чтению книг; техника чтения вслух более 110 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух, самостоятельная подготовка к выразительному чтению; восприятие произведения на уровне “идеи”; широкий читательский кругозор; программа усвоена полностью
Выше среднего – устойчивый познавательный интерес к чтению книг; техника чтения вслух более 100 слов в минуту, осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух; восприятие произведения на уровне “героя” или на уровне “идеи”; читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тем или отдельных авторов, программа усвоена частично.
Средний – интерес к чтению книг проявляет, но он неустойчив; техника чтения вслух более 90 слов в минуту, чтение про себя осознанное, но по темпу недостаточно беглое; восприятие произведения на уровне “героя”; читательский кругозор недостаточно широк; программа усвоена частично.
Низкий – нет интереса к чтению книг, читает по необходимости; техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаёт прочитанное; констатирующий уровень восприятия; ограниченный читательский кругозор; программа усвоена частично.
Результаты могут быть представлены в диаграмме (рис. 1)
По окончанию начальной школы менее 5% учеников должно быть с низким уровнем сформированности читательской самостоятельности.
Дальнейшее развитие проекта
Проект рассчитан на 4 года, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Продолжение работы по совершенствованию читательской самостоятельности в среднем и старшем звене школы.
Литература
1. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению / «Пачатковая школа» 2004, №10, с. 36 - 38 /
2. Богруменко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993
3.Концепция учебного предмета «Литературное чтение» / «Пачатковая школа», 2002, №10 /
4. Косаревская Т.Е. смысловое прогнозирование при чтении – условия развития мышления младших школьников. / «Пачатковое учение» , 2004, №6, с. 32 - 36 /
5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.
6. работа с родителями /Под ред. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мн., 2003 /
7. Сидорова Л.А. «Психологические и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений / «Начальная школа», М., 1989, с. 21 - 25 /
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, Мн., 1982,
9. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18.
10. Учимся успешному чтению, рекомендации учителю/Под ред.Галактионовой Т.Г., «Просвещение», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг формирования читательских навыков у младших школьников
Представлена таблица требований формирования читательских навыков у младших школьников: умение понимать содержания текста, умение видеть языковые средства, использованные в тексте и др....
Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность
Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....
Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
В этой презентации есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...
мастер-класс " методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
Краткие сведения о современных методах и приемах работы на уроках литературного чтения...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
О сформированнсти читательской самостоятельности ученика, о его способности к осмыслению и правильной интерпретации текста можно благодаря диагностики, разработанной кандидатом психологических наук Л....
Формирование читательской самостоятельности у младших школьников.
Выступление на педсовете на тему: "Формирование читательской самостоятельности у младших школьников."...
Формирование читательской самостоятельности у младших школьников
Что такое читательская самостоятельность? Какую роль играет читательская самостоятельность в формировании разнесторонне развитой личности? В этой статье мы с вами ответим на эти вопросы....