ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
статья (2 класс)
О сформированнсти читательской самостоятельности ученика, о его способности к осмыслению и правильной интерпретации текста можно благодаря диагностики, разработанной кандидатом психологических наук Л.И. Ясюковой. Диагностика предполагает самостоятельное чтение текста, соответствующего возрастной категории ученика, и ответу на вопросы по данному тексту. Диагностика проводится ежегодно со 2 по 4 класс, благодаря чему можно своевременно выявлять слабые места в навыке самостоятельного чтения и в течении последующего обучения корректировать эти пробелы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_samostoyatelnosti_v_mladshih_klassah.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
«Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.»
Н.М. Карамзин
21 век - это эпоха стремительного развития современных информационных технологий. Научно - технический прогресс обладает большим выбором развлечений для ума, отодвигая чтение на второй план.
Известно, что чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. По мнению Н.Е. Добрыниной, «чтение книжного текста - совершенно особый вид деятельности, относящийся к одному из оптимальных средств формирования человека, так как чтение воздействует на его ум, чувства, волю, развивает воображение. Чтение способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причем воспитать такого человека можно в период младшего школьного возраста [5].
В рамках реализации ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, а именно:
– умению осмысливать цели чтения;
– умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
– умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
– умение определять основную и второстепенную информацию;
– умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально делового стиля;
– умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации; [1, с. 8].
Развитие данных умений требует от учителя создания благоприятных условий для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, совершенствования чтения в целом, Г.И. Бондаренко Развитие умений смыслового чтения в начальной школе [4, с.152].
Умения смыслового чтения способствует самостоятельно, избирательно читать книги, благодаря чему появляется возможность к непрерывному пополнению знаний, с наименьшей затратой сил на добычу недостающих знаний.
Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею» [3; с.22]. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [6; с.54].
Существует ряд этапов, способствующих становлению читательской самостоятельности. Первый этап - подготовительный, он нацелен на развитие умения предполагать и прогнозировать содержание произведения. Ученики под руководством учителя знакомятся с именем автора, названием текста, рассматривают иллюстрацию к тексту и обсуждают предположения о его смысле. Отвечают на вопросы:«Какие ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» Данная работа способствует развитию мотивации, а также желание прочитать изнакомиться текстом. [7; с.6].
Следующим этапом, ученики учатся понимать текст произведения. В свою очередь деятельность учителя направлена на обеспечение полноценного восприятия и понимания содержания текста. Данный этап подразумевает чтение, с анализом текста, словарной работой, а именно с уточнением смысла ранее неизвестных слов. [7; с.12]
Заключительный этап, связан с работой над прочитанным текстом. Благодаря чему ученики при помощи учителя корректируют читательскую интерпретацию в соответствии с авторской задумкой. На данном этапе учитель предлагает беседу о личности писателя, так как именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправданно. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его введение с вашим?» и т.д. Выполнение творческих заданий, обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что…» и т.п. Педагог выбирает творческие задания для третьего этапа работы с текстом, учитывая – художественные задачи текста, например, творческое задание может быть связано со сферой воображения: иллюстрирование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование. Можно дать творческие задания по группам, дифференцировать: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, или подготовить устное словесное рисование. [2; с.9].
О сформированнсти читательской самостоятельности ученика, о его способности к осмыслению и правильной интерпретации текста можно благодаря диагностики, разработанной кандидатом психологических наук Л.И. Ясюковой. Диагностика предполагает самостоятельное чтение текста, соответствующего возрастной категории ученика, и ответу на вопросы по данному тексту. Диагностика проводится ежегодно со 2 по 4 класс, благодаря чему можно своевременно выявлять слабые места в навыке самостоятельного чтения и в течении последующего обучения корректировать эти пробелы.
Данная работа нацелена на развитие читательской самостоятельности учеников начальных классов. Способная развивать интерес к чтению. Умению, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, тем самым проявлять творческие способности.
ИСТОЧНИКИ:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5–6 классах / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Образовательные технологии: сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики. — 1983. с.368
- Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с
Павлова А.С. Домашняя библиотека и семейное чтение (Эл. ресурс): http://rusla.ru Дата обращения: 06.02.2019
- Светловска Н.Н. Методика внеклассного чтения- М.: Просвящение, 1991.- 207 с.
- Чиндилова, О.В. Обучение вдумчивому чтению / О.В. Чиндилова // Начальная школа : плюс–минус. – 2001. – № 5. – С. 61–64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской самостоятельности у младших школьников»
В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источни...
Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
В этой презентации есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...
мастер-класс " методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"
Краткие сведения о современных методах и приемах работы на уроках литературного чтения...
Формирование читательской самостоятельности учащихся начальных классов
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования младших школьников, формирование читатель...
Формирование читательской самостоятельности у младших школьников.
Выступление на педсовете на тему: "Формирование читательской самостоятельности у младших школьников."...
Формирование читательской самостоятельности у младших школьников
Что такое читательская самостоятельность? Какую роль играет читательская самостоятельность в формировании разнесторонне развитой личности? В этой статье мы с вами ответим на эти вопросы....
Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников
Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...