Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 802.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Автор: Халикова Мадина Рамазановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №1 с.Покойного Буденновского района Ставропольского края
Описание работы: конспект урока разработан по УМК «Школа 2100». Тема раздела: «Сказочные богатыри». Конспект составлен на основе технологии развития критического мышления
Тема: Богатырская «Сказка про Илью Муромца».
Тип урока: творческое чтение художественного произведения
Цель урока: создание условий для формирования умений выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, аргументировать свою точку зрения; продолжить обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Задачи:
- учить преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; развивать навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения;
- развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
- воспитывать нравственное чувство этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование для учителя:
- литературный ряд: скороговорка, текст «Сказка про Илью Муромца»
- изобразительный ряд: презентация, репродукция картины В. Васнецова "Богатыри"
- музыкальный ряд: аудиозапись М. Мусоргского "Богатырские ворота"
Оборудование для учащихся: учебник "Маленькая дверь в большой мир" (ч.1) Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, цветные карандаши, фломастеры
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организация внимания | Итак, друзья, внимание - Ведь прозвенел звонок Садитесь поудобнее- Начнем скорей урок - Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! | Приветствие, настрой на работу | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
2.Стадия вызова Актуализация знаний. | (На интерактивной доске репродукция картины В. Васнецова "Богатыри", условный значок корзины с вопросом). - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на этих людей? - Как вы думаете, в каких произведениях устного народного творчества можно «встретиться» с этими героями? 1. Проверка домашнего задания.
2. Работа со скороговоркой. – Какое отношение эта скороговорка может иметь к теме нашего урока? (От топота копыт пыль по полю летит) 3. Введение в тему урока. - На протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок. Сказка - это вид устного народного творчества. Какие еще виды устно народного творчества вам, ребята, известны? | Эмоциональное введение в тему (учащиеся называют ассоциации, вызванные картиной, слова выписываются на доску) (В былинах) Рассказ учеников о былине. Задание 1 на с. 26 тетради. Рассказ учащихся. Беседа с учителем.
Учащиеся беседуют с учителем. (По ходу ответов заполняется кластер на интерактивной доске) УНТ: 1 сказки. 2.песенки. 3.потешки. 4 былины. 5.Пословицы, поговорки. | |
3.Стадия осмысления Развитие умений. | Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца». 1. Работа с текстом до чтения (система «толстых» и «тонких» вопросов) – Прочитайте заглавие. – Что мы будем читать? – Вспомните название раздела. Что можно предположить? – Какое отношение имеет сказка к богатырям? – Кто такой Илья Муромец? – Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец. Рассказ учителя об Илье Муромце: Работа с иллюстрацией. – Рассмотрите иллюстрацию. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. – Где Илья? Как вы догадались? Опишите его. – Можно ли предположить, о чём мы будем читать? – Давайте прочитаем сказку. 2. Читают текст, «чтение с остановками». Чтение сказки по частям с комментариями. После чтения 1-й части: – Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии? – Что огорчало родителей? Чтение 2-й части. Словарная работа по ходу чтения: не прекословил – не спорил; тын – забор из брёвен или жердей; странник – человек, который ходит пешком, странствует. Уточняющие вопросы: – Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий? – Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? – Какое чудо сотворили странники с Ильёй? – Какой наказ ему дали? Чтение 3-й части. Словарная работа по ходу чтения: обух топора – тупая сторона топора; подсоблять – помогать. Работа со словарной картой - Подбери к устаревшим словам современную “пару” Уточняющие вопросы: – Как мать с отцом узнали о силе своего сына? – Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело? Почему вы так думаете? – Какую работу выполнил Илья?– Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы? – Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно? – Как напутствовали Илью отец с матерью? Что значит – благословить? – На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек.) – Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? – Куда направился Илья Муромец? (Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.) – Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. 3. Работа с текстом после чтения. – Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите. – Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи? – Можно ли раскорчёвку пней и расчистку поля для посева пшеницы назвать подвигом? – Расскажите о первой битве Ильи. Первичная рефлексия – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Чтение сильными учащимися Чтение по цепочке Работа в парах (затем на экране высвечивается правильный ответ) Самопроверка Сообщение ранее подготовленного ученика Ответы детей Если ребята дают отрицательные ответы, то учитель говорит, что к этому вопросу они вернутся на других уроках. Учащиеся работают со словарем. Учащиеся беседуют с учителем и друг с другом. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно – нравственное воспитание и развитие Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые Гражданско – патриотическое воспитание Воспитание трудолюбия, способности к познанию Воспитание здорового образа жизни, эстетическое воспитание |
4.Стадия рефлексии Итог урока. | – Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой? – Что в прочитанной истории правдиво? – А какие события можно назвать сказочными, волшебными? – Найдите в сказке другие сказочные приметы. (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…) Составление синквейна. -Давайте попробуем обобщить все, что мы узнали об Илье и составим синквейн. Самооценка – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Коллективное составление синквейна 1. Илья. 2. Могучий, храбрый. 3. Ехал, сражался, победил. 4. Всем людям радость дарил. 5. Герой! Раскрашивают круги- настроения (можно использовать смайлы) | |
ΙV. Домашнее задание. | Перечитать сказку. Выполнить задание 2 в тетради на с. 26. Выполнить (по желанию иллюстрацию к сказке) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация
Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...
Урок литературного чтения "Былины и богатырские сказки"
Цели урока: 1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.2. Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).3. Развивать ...
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...
Конспект урока литературного чтения. 3 класс. Тема: "Сказка – ложь, да в ней намёк".
Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих учащимся умение учиться.Вырабатывает умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, спо...