Сценарий урока чтения "Почему Г.Х.Андерсен назвал сказку "Стойкий оловянный солдатик?"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Данный урок проводится в 3 классе по программе " Школа 2100". Заранее произведение дети прочитывают дома. В процессе более глубокого изучения произведения на уроке у учащихся формируются умения понимать прочитанное и делать выводы по произведению. На уроке используются современные формы, методы работы и технологии развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_v_3_klasse.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 3 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Тема: «Почему Андерсен назвал сказку «Стойкий оловянный солдатик?»
Цель: Выяснить, почему так называется сказка.
Задачи: Формировать умения понимать прочитанное, делать выводы по произведению, знакомить с литературоведческими понятиями.
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитывать доброту, умение видеть и чувствовать возвышенное и прекрасное в мире.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультфильм «Стойкий оловянный солдатик», презентация, карточки с заданиями для работы в группах, чёрный ящик.
Ход урока
1.Орг. начало.
2.Актуализация знаний.
-Как называется раздел учебника, который мы изучаем.
(«И кот учёный…»)
-Почему он так называется?
(Потому что продолжение этой фразы следующее: свои мне сказки говорил, и это говорит о том, в этом разделе помещены сказки)
-На какие 2 группы можно разделить все сказки?
(На авторские и народные)
3. Постановка проблемы.
-Посмотрите на эти иллюстрации.(Слайд № 1)
-Что их объединяет?
(Это сказки Г.Х.Андерсена) (Слайд № 2)
-Что вы можете рассказать об этом писателе?
(Краткие биографические данные, которые ребята готовят заранее)
-Какое домашнее задание вы выполняли к сегодняшнему уроку?
(Прочитать произведение Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»)
-Какое настроение было у вас после прочтения этого произведения?
-Почему?
-К какому жанру отнесёте это произведение?
-Почему?
4.Сообщение темы и цели урока.
-Прочитайте тему сегодняшнего урока.
-Вы уже можете ответить на этот вопрос?
-Каково значение слова стойкий?
-Сформулируйте цель урока.
(Выяснить, почему Г.Х. Андерсен назвал свою сказку «Стойкий оловянный солдатик»)
5. Работа с текстом во время чтения.
1) Работа над 1 частью произведения
-Я предлагаю вам сегодня поработать ещё с текстом сказки и увидеть в нём что-то ещё, что могло укрыться от внимания при первичном восприятии.
Словарная работа
-Встретились ли вам в тексте слова, непонятные по значению?
Уличные мальчишки-мальчишки, живущие на этой же улице
Пошлина-денежный взнос, плата за что-то.
Сильфиды-в фольклоре многих европейских народов -духи воздуха.
-Найдите в тексте ту часть, в которой автор знакомит нас с оловянным солдатиком.
(Дети читают 1 часть. Используется комментированное чтение и диалог с автором, см. методичку)
Вопросы после чтения:
-Куда попали оловянные солдатики?
(В дом к маленькому мальчику)
-Какой вопрос нам хочется задать к игрушкам: кто или что?
(Кто, потому что они ведут себя как живые существа)
2) Работа над 2 частью
-А в какой части это нам становится понятно?
(Во 2 части)
-Прочитайте этот отрывок.
-Как же относилась к солдатику красавица?
-Ребята, а это кто? (Картинка)
(Тролль)
-Что вы можете о нём сказать?
(Это отрицательный герой, он проделывал всякие злые шутки с солдатиком)
-Как реагировал солдатик на его поведение?
-О каких чертах характера это говорит?
(Сдержанность, воспитанность, гордость)
3)Работа над 3 частью
-Через какие испытания пришлось пройти оловянному солдатику?
-Как он их проходил?Подтвердите словами текста.
(«Считал неприличным кричать на улице», весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё»)
-Что или кто помогает в эти минуты справиться с этими испытаниями солдатику?
(Он всё время в минуты опасности вспоминает танцовщицу)
-Обратите внимание, какой знак препинания часто встречается в тексте?
-Зачитайте эти предложения с нужной интонацией.
-Почему автор использовал этот приём?
(Чтобы показать быструю смену событий, собственные переживания за солдатика)
4) Работа над 4 частью.
-По этому произведению, как и по многим другим произведениям Андерсена сняли мультфильм. Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент и ответить на вопрос: как удалось солдатику попасть снова в тот же дом?
-Какие слова из 4 части говорят о силе любви между нашими героями?
-Да, влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они могут общаться взглядами, они «на одной волне чувств».
-Какие слова сказки резко отрывают читателя от созерцания светлой любви героев?
(Вдруг один из мальчиков…)
5) Работа над 5 частью
-А теперь внимание: «Чёрный ящик».
-Если вы внимательно читали 5 часть, то догадаетесь, какой предмет лежит в «Чёрном ящике» (сердечко)
-Продолжите предложение:
На другой день горничная___________
-Случайно ли это или имеет какой-то смысл?
-Вот так и закончилась сказка.
-Это счастливый конец?
(И да, и нет, танцовщица и солдатик были вместе, но одно мгновение –перед гибелью)
6. Работа с текстом после чтения.
1)Работа в группах
1 группа
Восстанови план событий в сказке.
Нёсся по течению.
Его отливали последним.
Растаял и сплавился.
Стоял на голове.
Проглотила рыба.
2 группа
Распредели персонажей сказки по группам
Люди Животные Игрушки
3 группа
Подбери синонимы к слову
упорный
заботливый
сильный
Стойкий внимательный
выносливый
добродушный
мужественный
героический
4 группа
Дай характеристику героям
Солдатик танцовщица
Серьёзность стеснительность гордость смелость скромность верность
2)Заключительная беседа
-Давайте снова вернёмся к теме нашего урока.
-Так почему же Андерсен именно такое название дал этой сказке?
-Какие моменты жизни автора схожи с жизнью оловянного солдатика?
(Андерсен вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.)
-В начале урока вы сказали, что по-настроению эта сказка грустная. Может кто-то не согласен?
-Скажите, какое чувство вспыхнуло в душе солдатика и танцовщицы, как только они встретились? Соединились ли их судьбы? Да, хотя и трагически.
-У этой сказки 2 настроения: грустное и возвышенное.(Какие различные, даже противоположные, чувства вызывает у вас эта сказка?)
-Происшествия сказочные, а чувства настоящие, достойные уважения.
Почему же в сказке печальный конец? Почему герои гибнут?
(Им завидовали. Они не понравились другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях «проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев )
Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас , какой выбор сделаете вы. Желаю вам, чтобы добрые, светлые ваши мысли и поступки всегда побеждали над злыми и тёмными.
Подведение итогов.
-Какова была тема урока.
-Нашли ли мы ответ на этот вопрос?
Рефлексия.
-Что интересного узнали, открыли на уроке для себя?
-Оцените свою работу на уроке------(смайлики)
Домашнее задание.
- Пересказ любой понравившейся части
- Придумать свою концовку сказки
- Придумать продолжение данной сказки
- Иллюстрирование любого отрывка
.
• Выявить отношение автора к героям сказки.
• Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.
• Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
• Закреплять навыки работы с текстом.
• Развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать в группе, прислушиваться к высказываниям одноклассников (их позиции по вопросу).
Что показалось необычного? (Один солдат на одной ноге.) . Введение в урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».
«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...
Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"
Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"
В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...
Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?
Открытый урок. Окружающий мир. Кого можно назвать человеком?Карточки к уроку + лист успеха...