Конспект урока "Поэзия как особое переживание мира"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Тамара Владимировна Молочева

Конспект урока "Поэзия как особое переживание мира"

            С. Козлов «В небе туча хмурится»

            Н. Рыленков «После дождя»

Цель: развивать представление о приемах создания художественного образа в авторском поэтическом тексте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

класс 2 «Б»

МБОУ лицея № 1

Учитель: Молочева

             Тамара

                           Владимировна

Урок литературного чтения во 2 «Б» классе

Тема: Поэзия как особое переживание мира.

            С. Козлов «В небе туча хмурится»

            Н. Рыленков «После дождя»

Цель: развивать представление о приемах создания художественного образа

           в авторском поэтическом тексте.

Формируемые УУД: Познавательные УУД:

        формирование умения определять значение слов и обосновать свое мнение; анализировать «героев» произведения; определять особенность поэзии.

Регулятивные УУД:  

        выполнять учебное задание, используя алгоритм, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД:

        формулирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД:

        формирование представлений о приемах создания художественного образа, умение составлять словесные картины, выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД:

        умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему мнению.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Активизация на познавательную деятельность
  3. Проверка домашнего задания

Звенит заливисто звонок –

Урок пора начать.

Домашнее задание

Мы будем проверять.

- Какое домашнее задание было задано?

1. Прочитать выразительно стихотворение «Как сделать утро волшебным…»

2. Выучить (по желанию) это стихотворение.

3. Сочинить продолжение этой песенки «Как сделать утро волшебным…»

- Чтобы сделать утро волшебным, нужна фантазия?

- А доброта?

Сейчас проведем викторину, проверим ваши знания.

(проверка домашнего задания по системе голосования).

Приготовили пульты. Начали!

  1. Чтобы сделать волшебным

Осенний рассвет  ( - )

Надо долго-долго идти   ( + )

И добавить желтых лучей   ( + )

                                    (проверка)

     б) И добавить к сияющим

          Красным лучам   ( - )

          Охапку зеленых лучей   ( + )

          Краешек неба   ( + )

                                               (проверка)

     в) И добавить немного

         Теплого ветра   ( + )

         Запах ромашки  ( - )

         Сухой травы   ( - )

                                  (проверка)

     г) И все это вместе

         Перемешать   ( + )

         Открыть глаза   ( - )

         И всегда   ( - )

                                   (проверка)

     д) Клянусь, это будет

          Волшебным рассветом   ( + )

          Если все забудут   ( - )

          Крикнуть папе   ( - )

                                    (проверка)

Вывод:   Молодцы!

                Хорошо справились с заданием!

                У всех хорошая память.

                 Не огорчайтесь. У кого были неточности.

- Многие из вас выучили это стихотворение наизусть (по желанию).

  Кто хочет рассказать это стихотворение? (1-2 ученика рассказывают)

- Еще нужно было выполнить творческое домашнее задание – сочинить    продолжение к этому стихотворению.

(Учащиеся зачитывают свои стихотворения, которые они сами сочинили).

Вывод:  - Чтобы сделать утро волшебным, что для этого надо?

               - Как утро постепенно становилось разноцветным и звонким у поэта     Дриза?

Молодцы! Все хорошо справились с домашним заданием.

  1. Работа по теме урока

1.  – Вновь мы учебник должны открыть.

        Ах! Что же ждет нас впереди?!

        Какие тайны мы узнаем?

а) Чтобы узнать тему урока, разгадайте головоломку

А   К   М

Б   О   Н

С   З   В  

П   Л   О  

б) Молодцы! Автор неизвестного пока нам произведения С. Г. Козлов.

С. Г. Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Это талантливый писатель, сказочник, поэт. Сказки Сергея Григорьевича переведены на многие языки мира. В них много фантазии, выдумки, озорства. С. Козлов умеет говорить на языке детей. Он не только помнит свое детство, но ему ведомы «все детства», прошлые и будущие.

в) А сейчас узнаем жанр произведения.

(на доске изображены тучки и на них написаны слова «рифма», «стихотворение», «рассказ», «поэзия»)

Сейчас подует ветерок и одну или две тучки унесет.

- Найдите «Лишнее» слово. («Рассказ», т. к. остальные слова связаны со стихами. Учащиеся на интерактивной доске «убирают» «лишнее» слово)

- Молодцы!

- А теперь ветерок

  Нам принес еще задание.

  Расшифруйте название стихотворения:

В    н б     т ч     х м р т с я.

 - Прочитайте хором название стихотворения «В небе туча хмурится»

- Определите цели урока:

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Что можно узнать из заголовка?  (Ученики высказывают свои предложения…)

2. Работа по учебнику.

2.1. – откройте учебник на странице 120.

       - Прочитайте строки перед стихотворением.

       - Вам знакомы эти строки? (это эпиграф)

       - Как вы понимаете значение этого эпиграфа?

3. Давайте перед чтением поставим проблемные вопросы. Помогите мне.

    - Почему туча хмурится?

    - Что хотел сказать нам поэт?

    - Какое настроение создаст это стихотворение?

    - Молодцы!

4. Чтение стихотворения (читает ученица).

5. Беседа.

    - Вам понравилось стихотворение?

    - Какое настроение вызвало оно?

    - Совпали ли ваши ожидания, предложения с тем, что вы услышали?

    - А что заставило вас удивиться?

    - Какие встретились непонятные слова?

6. Словарная работа.

7. А теперь давайте прочитаем это стихотворение «цепочкой», но перед чтением – вам задание.

    - Какие образы представлены в этом стихотворении?

8. Выборочное чтение.

    - Какие образы представлены? Подтвердите словами текста.

    - Среди них есть образы, которые не являются для вас открытиями?

    - А много ли образов – открытий?

    - Какие понравились больше всего и почему?

    - Каким приемом пользуется автор для создания более ярких образов? (приемом олицетворения)

    - Что такое олицетворение?

9. Исследовательская работа. (Работа в парах)

    - Словесное рисование картин (дети работают в парах, некоторые пары высказываются вслух – кого попросит учитель).

10. Задание «Толстые – тонкие вопросы» (Работа в группах).

    - Так что же создает такую уютную атмосферу, такое ощущение тихой радости, которой проникнуто все вокруг?

    - Какой пейзаж рисует автор?

    - Почему поэт называет свое произведение песенкой?

    - Можно ли подобрать к этому произведению музыку?

    - Какой она будет?

    - Меняется ли характер музыки?

    - Попробуйте прочитать стихотворение как песню, меняя настроение и ритм.

    - Прочитайте с соответствующим настроением.

    - Под какие инструменты можно исполнить песенку?

11. Чтение стихотворения под музыку.

12. Творческое задание. (Работа в группах)

    - Попробуйте сочинить продолжение этой песенки. (Дети сочиняют и зачитывают свои творческие песенки).

13. Итог: Вам понравилось это стихотворение? Чем оно вам запомнилось?

14. Физ. Минутка.

     (Закройте учебники, мы сейчас с вами отдохнем…)

  1. Работа над произведением Н. И. Рыленкова «После дождя».

1. Прочитайте головоломку и назовите автора произведения.

В О К Н Е Л Ы Р                                (Интерактивная доска)

    - Правильно! Следующее произведение, которое написал Николай Иванович Рыленков. Это русский поэт, годы жизни 1909-1969гг.

2. – Какой жанр ждет нас?

     Предлагаю разгадать шифровку.

Г о (  /  е      д  (  х  д  Я    (Интерактивная доска)

    «После дождя»

    - Назовите жанр этого произведения.

    - Подумайте, о чем пойдет речь в этом тексте?

    - Какой пейзаж вы представляете?

    - Опишите его?

    - Какие проблемные вопросы поставим перед чтением?

      Представьте, что вы – исследователи.

а) Почему автор назвал свое стихотворение «После дождя»?

б) Какой прием использовал поэт в стихотворении?

в) Какую картину мы можем увидеть в природе после дождя?

3. Чтение стихотворения (читает ученик).

4. Давайте ответим на вопросы, которые мы с вами поставили перед чтением.

    - Почему автор назвал свое стихотворение «После дождя»?

    - Какой прием использовал поэт в стихотворении?

    - Какую картину мы можем увидеть после дождя?

     (Дети «рисуют» картину словами, какую они могут увидеть в природе).

    - А теперь посмотрите на интерактивную доску, какая картина бывает после дождя?

     (Учащиеся рассматривают изображения природы, птиц…)

    - Совпала ваша «картина» с изображением картины в природе?

    - Красивая получилась картина?

5. Работа в парах

    - А вот как поэт смог передать эту красоту, мы и должны понять.

    - Попробуйте описать картину, которую представили, читая произведение, как можно точнее, но не прибегая к поэтическим приемам.

    - Проверим, что у вас получилось.

     (На кустах висят капли после дождя, тучка прошла дальше и исчезла с глаз, звонко запели птицы)

    - Что-нибудь изменилось?

     (исчезла красота, эта картина не так затрагивает душу)

6. Рисование образов.

    - Какие выражения помогают нарисовать поэтические образы?

    - Найдите и прочитайте.

    - Как вы думаете, они необходимы для создания образов?

    - Какие же образы создает поэт? (Дети рисуют картины:

  • Кусты – напоминают барышень: они украшены серебряными сережками и не просто «стоят», а «глядят по сторонам».
  • Дождь – «русый», то есть светловолосый (так говорят только о людях) «на тонких ножках», да еще «перебежал дорогу» герою и его друзьям.
  • Птичий хор – «грянул» свою песню, все это произошло так внезапно и мощно, что складывается впечатление, будто он «подождал» слушателей)

    - Какой прием позволяет нарисовать такие образы?

       (прием олицетворения).

    - С какой целью авторы используют в произведениях прием олицетворения? (Чтобы воздействовать на наши чувства и рисовать яркие образы.)

7. Творческое задание. (Работа в группах)

    - А умеете ли вы пользоваться этим приемом – приемом олицетворения?

    - Давайте проверим.

    - Продолжите ряд:

      Ива….

      Лето…

      Солнце…

      Звезды…

    - Хорошо ли у вас получилось?

      Давайте проверим.

      (Учащиеся рассказывают:

       ива заплетает косы

       ива опустилась на колени перед озером и смотрит на свое отражение…)

8. Составление синквейна.

    - А сейчас составим синквейн про дождик.

    - Вспомните, что такое синквейн?

       (Синквейн – это стих, состоящий из пяти строк, каждая строка сочиняется по определенному правилу).

    - Все помнят правила? (Да).

    - Эту работу вы будете выполнять в группах.

    - Прочитайте, что получилось?

       Молодцы!

9. Итог урока.

    - Чему учились на уроке?

    - Что понравилось?

    - Что запомнилось?

10. Рефлексия.

11. Домашнее задание.

      (Выбрать по желанию

  1. Выучить стихотворение «После дождя»
  2. Составить диафильм к стихотворению «В небе туча хмурится»
  3. Составить синквейн про тучу. )

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект урока-праздника по окружающему миру во 2 классе по теме Дом.

Конспект открытого урока-праздника по окружающему миру во 2 классе . Тема: Дом. Родительский дом. Материал можно использовать для классного часа или внеклассного мероприятия....

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок).Тема урока: Овощи и фрукты. Предмет: Окружающий природный мирТип урока: усвоение новых знаний Организационная форма: индивидуа...

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса...