Открытый урок по чтению в 4 классе на тему И. Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Газзаева Асят Михайловна

Собран интересный, богатый материал по теме. Можно использоват и на уроке внеклассного чтения, на кружке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_cht._4kl.pptx2.35 МБ
Microsoft Office document icon asya_mikh.doc520.5 КБ
Файл otkr._urok_cht._4kl.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по чтению в 4 в классе. Учитель начальных классов Газзаева Ася Михайловна.

Слайд 2

Осень – чудесная пора.

Слайд 6

И. Левитан «Золотая осень.»

Слайд 7

И.А.Бунин – великий русский поэт. ( 1870 – 1953 ).

Слайд 8

Л И С Т О П А Д.

Слайд 10

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой.

Слайд 11

Как вышки елочки темнеют.

Слайд 12

Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек.

Слайд 13

Листопад Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. ( И.А.Бунин )

Слайд 14

Настроение. светлое веселое грустное игривое восторженное спокойное печальное радостное

Слайд 15

И Т О Г У Р О К А. Сегодня я узнал. . . Было интересно. . . Я понял, что. . . Меня удивило. . . Мне захотелось. . . Теперь я попробую. . . Было трудно. . .

Слайд 16

С П А С И Б О В С Е М З А У Р О К



Предварительный просмотр:

Разработка  открытого урока по чтению

в 4 классе.

И.А.Бунин «ЛИСТОПАД»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 40

Газзаева Асят Михайловна

Владикавказ 2014г.

 

Тема урока: И.Бунин «Листопад».

Цель:  Познакомить с творчеством поэта.

             Работать над выразительным чтением стихотворения.

             Развивать творческие способности учащихся, умение     выражать свои мысли по отношению к прочитанному.

             Развивать любовь к русскому языку, к поэзии, к природе.

Оборудование: Рисунки детей об осени.

                            Презентация к уроку.

Ход  урока.

I.Организационный момент.

-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости.  А когда приходят гости, в доме бывает праздник. Пусть этот урок принесет всем радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

I I.Сообщение темы урока.

-О каком времени года будем  говорить, узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка.

Золотистая косичка

Эта рыжая сестричка.

Убирает, веет, косит,

Урожай в амбары носит.

                                (осень)

Работа с детскими рисунками.

(Работы подписаны строчками из стихотворений.  Дети прикрепляют свои рисунки к магнитной доске.)

I I I. Работа над новым материалом.

1.Осень – чудесное время года. В этом вы можете убедиться сами.

(Слайды 2-5)

Это время года вдохновляло поэтов, художников, композиторов.

(слайд 6)

И.Левитан «Золотая осень».

-Что изображено на картине?

-Почему она так называется?

-Какой цвет преобладает здесь?

-Какие чувства выразил художник?

Вот и осень наступила  

Вслед за летом точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками  летят

В нашем парке …….(листопад)

(слайды 7,8)

Чтение отрывков из стихотворений.

-Я вам сейчас прочитаю отрывки из ваших сочинений. Подумайте, что можно увидеть общего в этих описаниях?

1.Осенью на улице очень красиво. Деревья одеты в разноцветные листья. Ветер срывает листья и разбрасывает их по земле. когда листья падают , я загадываю желание ,и оно сбывается.

2.Наступила осень. Стало холодно. С деревьев опадают листья. Как это красиво! Падают красные, желтые, коричневые  листья. Мне очень нравится, когда листья кружатся в воздухе. Осень - очень красивое время года.

3.Осенью листья осыпаются. Это листопад! Я всегда любуюсь разноцветными листьями. Очень люблю  осень.

4.Осенью опадают листья. Идешь по земле, и кажется, что под ногами разноцветный ковер. Листья шуршат. О чем они шепчутся?

Когда падают листья, мне становится очень грустно. Мне бывает жалко деревья. Иногда хочется даже заплакать.

5.Осень. Опадают листья. Почему-то становится грустно. Но я знаю, что пойду в школу, и там будет хорошо.

6.Листопад-это осенний дождь. Листопад – это красиво. Листья кружатся в воздухе. Я очень люблю смотреть на это явление.

Слайды.

Знакомство со стихотворением.

1.Слово о поэте. (Слайд 9)

Иван Алексеевич Бунин родился в  Воронеже 22 октября 1870 г. В обедневшей дворянской семье. Детство прошло его в деревне среди «моря хлебов, цветов, трав», в глубочайшей полевой тишине.    Рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать начал очень рано, с семи-восьми лет. Учился в гимназии, но был вынужден оставить её: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Ивану Алексеевичу пришлось самому зарабатывать на жизнь.

    В 1920 г выехал с женой за границу. Жил во Франции. Там он и похоронен. В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. Это высшая награда за творчество.

-Давайте посмотрим, как поэт описывает листопад. Стихотворение посвящено М.Горькому – близкому другу Бунина.

2.Чтение стихотворения учителем.

-Кому понравилось стихотворение?

-Что понравилось?

-Чем восхищается автор?

3.Словарная работа.

  • Вдова - женщина, у которой умер муж.
  • Завороженный - очарованный, околдованный.
  • Терем - высокий, богатый дом.
  • Мотылёк - небольшая бабочка.

4.Чтение стихотворения учащимися.

5.Выборочное чтение.

(Слайды 10-12)

Подобрать слова к слайдам.

а) Березы желтою резьбой

   Блестят в лазури голубой.

б) Как вышки , елочки темнеют.

в) Сегодня целый день играет

   В дворе последний мотылек.

6.Работа над содержанием текста.

-Что напоминает поэту осенний лес? Какие деревья в лесу?

7.Работа над художественными средствами.

а) Эпитеты.

Найдите в стихотворении прилагательные. Имена прилагательные - эпитеты. Они делают описание ярче и красивее. Эпитеты придают образность и эмоциональность.

б) Сравнения.

-С чем автор сравнивает лес?

-Почему?

Лес-терем расписной

Лес стоит стеной.

Елочки как вышки.

Просветы в небо, что оконца.

Паутина - как сеть из серебра.

Мотылек, точно белый лепесток.

-Найдите в тексте сравнения.

в) Олицетворения.

-Почему слово Осень написано с большой буквы?

-Где мы встречали это в тексте?

-Для чего автор использует это средство? (Осень переживает потерю листьев на деревьях, тепла, покоя и красоты).

г) Цветовая гамма.

Очень богатая. Убедимся в этом еще раз.

(слайд 13)

Подобрать синонимы.

Лиловый

Багряный

Лазурь

Найдите в тексте антонимы.

Светлеют

Темно

Первый

8.Работа над выразительным чтением.

-Какое настроение мы передадим при чтении? (Слайд 14)

(грустное, светлое, восторженное)

-Какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

-Почему о тишине поэт говорит, что она мертвая?

-Что можно услышать на фоне такой тишины?

-Как будем читать эти строки?

9.Выразительное  чтение  стихотворения

10.Работа над идеей произведения.

-Подумайте, для чего Бунин написал это произведение.

1.Чтобы обратить внимание на красоту природы.

2.Заставить других полюбоваться этой красотой.

3.Выразить свое душевное состояние, свою любовь к природе.

-Какие чувства выразил поэт?

(восхищение, грусть, любовь)

-В каких словах автор выражает свои чувства?

-Поэт назвал своё стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определена ли основная тема стихотворения?

-Что такое тема текста?

-Выскажите свое мнение.

-Попробуйте подобрать свое название к этому тексту.

IV. Итог урока.

Рефлексия (слайд 15)

Выразить одним предложением свою мысль об уроке.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось…

(Ответы записывают на листьях, Этими листьями украшают осеннее дерево.)

-Листопад  каких деревьев вы наблюдали в нашем районе?

-Переведите на осетинский язык

листья                осень

деревья               клен

береза                  дуб

Это интересно.

  • Молодые деревья сбрасывают листву позже, чем более старые.
  • Больные деревья скорее теряют листву, чем здоровые.
  • Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.
  • У дуба и осины самый поздний листопад.
  • Из желудей готовят питательный желудевый кофе.
  • Дуб бывает летний и зимний.
  • У зимнего дуба высохшие листья держатся до зимы.
  • Под осиной можно увидеть опавшие веточки.

Это явление называется веткопад.

Спасибо всем за урок! Желаю побольше теплых осенних дней!

(слайд 16)

Домашнее задание:  выучить наизусть понравившийся отрывок.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по чтению в 4 в классе. Учитель начальных классов Газзаева Ася Михайловна.

Слайд 2

Осень – чудесная пора.

Слайд 6

И. Левитан «Золотая осень.»

Слайд 7

И.А.Бунин – великий русский поэт. ( 1870 – 1953 ).

Слайд 8

Л И С Т О П А Д.

Слайд 10

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой.

Слайд 11

Как вышки елочки темнеют.

Слайд 12

Сегодня целый день играет В дворе последний мотылек.

Слайд 13

Листопад Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. ( И.А.Бунин )

Слайд 14

Настроение. светлое веселое грустное игривое восторженное спокойное печальное радостное

Слайд 15

И Т О Г У Р О К А. Сегодня я узнал. . . Было интересно. . . Я понял, что. . . Меня удивило. . . Мне захотелось. . . Теперь я попробую. . . Было трудно. . .

Слайд 16

С П А С И Б О В С Е М З А У Р О К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

открытый урок по чтению 3 класс

открытый урок по чтению в 3 классе. программа "Школа 2100"...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Открытый урок по чтению. 1 класс.Тема: статья В.Н.Крупина " Первый букварь"

Урок удовлетворяет современным требованиям. В основе урока системно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование умения работать с текстом, рзвитие творчества, коммуникативные универсальные н...