Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев "Листья"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Титова Екатерина Борисовна

Цели урока:

1.     Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».

2.     Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения.

3.     Помочь детям увидеть многоплановость стихотворения.

4.     Способствовать формированию интереса к творчеству Ф. И. Тютчева, пониманию учащимися неповторимости его поэзии.

5.     Формировать у учеников поэтический слух.

6.     Развивать у детей воссоздающее воображение, мышление.

7.     Учить третьеклассников отвечать на вопросы.

8.     Воспитывать у детей любовь к природе.

9.     Учить детей выразительному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tyutchev_listya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ф. И. Тютчев «Листья»

(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)

Титова Екатерина Борисовна

учитель начальных классов

1 категории

МБОУ г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 44»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».
  2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения.
  3. Помочь детям увидеть многоплановость стихотворения.
  4. Способствовать формированию интереса к творчеству Ф. И. Тютчева, пониманию учащимися неповторимости его поэзии.
  5. Формировать у учеников поэтический слух.
  6. Развивать у детей воссоздающее воображение, мышление.
  7. Учить третьеклассников отвечать на вопросы.
  8. Воспитывать у детей любовь к природе.
  9. Учить детей выразительному чтению.

Оборудование: 2 букета листьев – лиственных деревьев, хвойных деревьев; текст стихотворения; записи на доске.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Подготовка к первичному восприятию.

     У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II – хвойных деревьев.

- Из чего составлены букеты?

- А для чего я принесла их в класс, как вы думаете?

- Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?

- А что хорошего в другом букете?

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева, которое написано от имени листьев лиственных деревьев. Оно так и называется «Листья».

Запись на доске: Федор Иванович Тютчев

                                          «Листья».

- Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете?

- Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим. Еще мы попытаемся на его основе выявить, выделить особенности его поэзии.

III Первичное чтение.

     Читает учитель наизусть. Книги у детей закрыты.

Федор Иванович Тютчев

«Листья»

                                                      Пусть сосны и ели

                                                      Всю зиму торчат,

                                                      В снега и метели

                                                      Закутавшись, спят.

                                                      Их тощая зелень,

                                                      Как иглы ежа,

                                                      Хоть ввек не желтеет,

                                                      Но ввек не свежа.

                                                      Мы ж, легкое племя,

                                                      Цветем и блестим

                                                      И краткое время

                                                      На сучьях гостим.

                                                      Все красное лето

                                                      Мы были в красе,

                                                      Играли с лучами,

                                                      Купались в росе!..

                                                      Но птички отпели,

                                                      Цветы отцвели,

                                                      Лучи побледнели,

                                                      Зефиры ушли.

                                                      Так что же нам даром

                                                      Висеть и желтеть?

                                                      Не лучше ль за ними

                                                      И нам улететь!

                                                      О, буйные ветры,

                                                      Скорее, скорей!

                                                      Скорей нас сорвите

                                                      С докучных ветвей!

                                                      Сорвите, умчите,

                                                      Мы ждать не хотим.

                                                      Летите, летите!

                                                      Мы с вами летим!..

IV Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что особенно запомнилось?

- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

- Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

- Значения каких слов вам непонятны? (Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество. Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».)

V Вторичное чтение.

     Установка на вторичное чтение: «Прочитайте «про себя» это стихотворение и подумайте, есть ли здесь прием сопоставления».

VI Анализ.

- Есть ли здесь прием сопоставления?

- Что с чем сопоставляет автор?

- Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?

- Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

- Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

- То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

- А как это «торчат»?

- Почему именно «торчат»?

- Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?

- Здесь автор перенес признак живого существа на неживое. Такой прием в поэзии называется «олицетворение».

Запись на доске: олицетворение

- Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.

- Почему зелень «тощая»? Это какая?

- А почему автор не употребил, например, слова «длинная», «тонкая»?

- Перечитайте вторую строфу стихотворения.

- Кто это «мы»?

- Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»?

- Федор Иванович Тютчев употребил вместо одного слова «листья» словосочетание «легкое племя». В поэзии прием, при котором одно слово заменяется группой слов, называется «перифраз».

Запись на доске: перифраз

- Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. А зачем, как вы считаете?

- Это одна из особенностей его поэзии.

Запись на доске: 1. Изображение внутреннего состояния природы.

- Как это «цветем», «блестим», «гостим»?

- Здесь мы видим еще одну особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 2. Использование слов со значением блеска, мерцания.

- Почему «красное лето»?

- Где можно увидеть красный цвет летом?

- А какие цвета можно увидеть в царских хоромах? (красный, золотой)

Эти цвета – признаки богатства, величия, знатности. Листья летом как будто жили в царских палатах.

- Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?

- Вновь автор пользуется приемом олицетворения.

- В конце второй строфы стоит знак препинания «!..» Федор Иванович дает читателю возможность самому додумать, что же еще делали листья летом. Продолжите вторую строфу, придумайте, чем еще листья могли заниматься летом.

- Прочитайте, что у нас получилось.

- Лучше оставить, как это сделал поэт, или лучше продолжить, как это получилось у нас?

- Итак, сопоставлены ли первая и вторая строфы?

- Перечитайте третью строфу.

- С какого слова она начинается?

- Это противительный союз «но». Далее автор уже не сопоставляет лиственные и хвойные деревья, а противопоставляет их друг другу.

- Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» могут быть использованы при описании какой жизни?

- Что значит «отпели», «отцвели»?

- Как вы понимаете фразу «зефиры ушли»?

- Как это «даром»?

- А куда они хотят улететь?

- В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?

- А в какой мир хотят улететь листья?

- Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 3. Двоемирие.

- Перечитайте последнюю строфу.

- «Буйные» это какие?

- В стихотворении передается впечатление автора об этом предмете, о ветрах. Такой литературный прием носит название «эпитет».

Запись на доске: эпитет

- «Докучные» это какие?

- К кому обращаются листья?

- А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?

Запись на доске: 4. Наличие обращений.

- О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.

- Эти глаголы стоят в особой форме – в форме повелительного наклонения.

Запись на доске: 5. Использование глаголов в форме повелительного наклонения.

- Листья хотят познать абсолютно другой мир – мир жизни, блеска, радости. В первых двух строфах автор сопоставляет лиственные и хвойные деревья, в третьей – противопоставляет их друг другу, а в четвертой – говорит о другом мире.

- Как вы думаете, зачем в четвертой строфе повторяются слова «скорей», «сорвите», «летим»? (разный смысл в одинаковых словах; накал страстей; листьям не терпится покинуть этот мир)

- Перед нами еще одна особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 6. Большое количество повторов.

- Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?

- С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?

- А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?

 - Как вы думаете, почему?

- Скажите, чем стихотворная речь отличается от прозаической?

- Что вы можете сказать о рифме?

- Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Давайте с вами порисуем – выделим пары слов, близких по звучанию, в этом стихотворении. Некоторые из вас, с кем мы уже делали подобное, будут мне помогать.

Запись на доске:         I, II, III строфы                               IV строфа

                                                А                                                А     -

                                                Б                                                 Б

                                                А                                                 В     -

                                                Б                                                 Б

                                                В     -                                           Г

                                                Г                                                 Д

                                                Д     -                                           Г

                                                Г                                                 Д

- Остаются незарифмованными две строчки. Прочтите только их.

- А почему автор их не зарифмовал?

- Рифма подтверждает наши догадки?

- Скажите, а листья тихие, они молчат?

- Произнесите звуки листьев.

- Давайте посмотрим, есть ли звуки листьев в этом стихотворении?

    Учитель читает первую строфу с выделением звуков [з], [ж], [ш], вторую строфу с выделением звуков [л], [м], [с].

- Звуки подтверждают наши догадки?

- В литературе есть связь между звуком и цветом. Некоторым из вас я это говорила, и мы это проверяли. Перечитайте вторую строфу.

- Какого гласного звука здесь очень много? (звука [а])

- Звук [а] выражает красный цвет. Наши предположения подтвердились?

- Пробуйте выделить звуки третьей строфы дома самостоятельно. Подумайте, что они выражают и обозначают.

     Учитель читает четвертую строфу.

- Почему ее хочется пропеть? (В ней преобладают гласные звуки [о], [у], [ы], [и].)

- Почему в этой строфе так много гласных звуков? С чем это связано?

- И звуки подтвердили наши догадки.

- Давайте обратим внимание на восклицательные знаки. В первых трех строфах всего лишь один восклицательный знак, а в четвертой – четыре. Почему, как вы считаете?

- Уже и знаки препинания подтвердили наши предположения.

- Итак, мы увидели, что в стихотворении связаны между собой значения слов, звуки, рифма, цвета, знаки препинания. Но все эти взаимосвязи сразу увидеть нельзя. Мы разгадывали загадки этого произведения и открывали его «тайны» постепенно. Многочисленные и разнообразные взаимосвязи произведения объединены его смыслом и настроением.

- Куда же хотят улететь листья?

- Такое лирическое стихотворение мог написать романтичный человек, каким и является Федор Иванович Тютчев. Его называют поэтом-романтиком.

VII Обобщение и подготовка к выразительному чтению.

- С каким чувством будем читать первую строфу?

- Попробуйте так прочесть.

- Что нам необходимо подчеркнуть во второй строфе, какие передать чувства?

- Перечитайте ее, выразив эти чувства.

- С каким чувством надо читать третью строфу? Почему?

- Прочтите так.

- Четвертая строфа – накал эмоций. Что подчеркнем интонацией при чтении?

- Давайте хором прочитаем эту строфу.

- Прочитайте стихотворение от имени осенних листьев, стараясь показать и передать все, что мы сейчас увидели и выделили.

VIII Домашнее задание.

- Попробуйте выделить звуки третьей строфы, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению, подготовьте его выразительное чтение.  

Список использованной литературы:

  1. Литературное чтение: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2ч. Ч 2 / Авт.-сост. Л. А. Ефросиньина, М. И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2003, – 160 с.: ил.
  2. Овчинникова А. Ж. Развитие художественного мышления младших                                                                                 школьников. На примере работы с лирическими образами природы //         Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 29-34
  3. Первова Г. М. Подготовка к уроку чтения //Начальная школа. – 1994. –

          № 10. – С. 26-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...