обобщающий урок по теме: "Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела".
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Дрябина Галина Викторовна

Обобщающий урок по чтению по разделу "Ходит осень повсюду и осенние правит дела" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_noyabrya.docx11.39 КБ

Предварительный просмотр:

   

    Чтение                                                                                                                                                                                      

     Тема: «Обобщающий урок по теме:  «Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела».

     Задачи:

  • Обобщить знания учащихся по разделу «Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела»;
  •  Развивать память, внимание, речь;
  • Корригировать  вербальную память  на основе упражнений в запоминании;
  • Воспитывать мотивацию к учению.

     Оборудование: карточки с заданиями, презентация, ноутбук, мелодия песни  «Мы едем, едем, едем», мяч.

 

Ход урока

  • Подготовительный этап

1.Приветствие

Прозвенел звонок для нас. 
Все зашли спокойно в класс.
 
Встали все у парт красиво,
 
Поздоровались   учтиво.
 

Повернулись все к гостям, улыбнулись.
Вижу, класс наш хоть куда.
 
Мы начнём урок, друзья.

2.Упражнение на дыхание

- Сейчас с вами  мы выполним упражнение на дыхание под названием «Потягушечки».

Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх. Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

3.Настрой детей на работу

Говорите четко, внятно, 
Чтобы было все понятно.
 
Если друг стал отвечать,
 
Не спеши перебивать.

  • 4. Проверка готовности к уроку

И посмотрим на столы

Всё, что нужно приготовили?

5.Упражнение  в развитии вербальной памяти

- Я вам прочитаю пары слов.  Вы должны запомните пары так, чтобы при назывании первого, вы могли назвать второе слово. Назвавший ученик  пару слов правильно садится.

шапка – листья                      доска - ветер

стол – дождь                          ученик - куртка

книга – туча

окно – птицы

- Какое время года напоминают вам эти слова? Какое настроение у вас  вызывает это время года?

  • Основной   этап

а с звуком

  • Проверка домашнего задания

а) Пересказ.

- Сейчас я вызову одного из вас для того, чтобы передать содержание III части сказки «Лягушка – путешественница». Давайте поиграем в игру.

     Одна киностудия обратилась в школу с просьбой подсказать ей какой-нибудь сюжет для кинофильма. В школе объявили конкурс. Каждый его участник должен передать содержание сказки, которую он предлагает для кинофильма. Подошла очередь нашего рассказчика.  Мы все члены жюри. Начинай свой рассказ.

Учащиеся пересказывают сказку.

2.  Артикуляционная гимнастика

     Упражнения «Лягушка», «Хоботок», «Толстячок», «Трубочка», «Лопаточка», «Лошадка», «Качели», «Часики».

3. Речевая разминка

- Прочитайте скороговорку: медленно, быстрее, очень быстро:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш. И дождь шуршит.

И мышь, шурша, в нору спешит.

4.  Сообщение темы урока

     - Сегодня у нас с вами урок-обобщение. Какой раздел учебника мы закончили изучать?  («Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела».)                         Слайд №2

     -  А проведём мы обобщение в виде  небольшого путешествия по страницам раздела.  Мы ещё раз вспомним произведения, которые читали на страницах этого раздела, главных героев этих произведений.

      - Отгадав загадку, вы определите, на каком виде транспорта мы будем путешествовать.     Слайд №3

Железные избушки

Держатся друг за дружку,

Одна с трубой

Тянет всех за собой.

                                              (Поезд) Слайд №4

Звучит мелодия песни «Мы едем, едем, едем».                    

      - Итак, в путь по страницам раздела учебника.

5. Обобщение

а) 1-я остановка: «Угадай-ка»                        Слайды №5

- Разделимся на 2 группы- команды

Задание:   Из каких произведений эти строки?

1) «Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось воздух».                        

Слайд №6     

«Лягушка - путешественница» В. Гаршин

 Слайд № 7

2) «Не слышит тревоги их царственный лес.  

     Под тёмной лазурью суровых небес».            

  Слайд №8          

«Осенние листья».  А. Майков

   Слайд №9

3) «Лист на деревьях начинает кое-где желтеть в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на берёзе, всё ещё зелёной, появляются там и сям  совершенно жёлтые, золотистые ветки».        

 Слайд №10 

«Осень»  По К. Ушинскому

      Слайд №11

4) «Запасают, как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе».  

 Слайд № 12

«Синичкин запас»  Н. Сладков.

         Слайд №13

5) «Всё дождь и дождь …  

    Увяли розы, цветы озябли, не цветут».      

      Слайд №14

«Всё дождь и дождь»  М. Чехов     

Слайд №15

6)   «Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя.  Лебедь открыл глаза.  На востоке краснела заря, и месяц, и звёзды стали виднее».

  Слайд №16

«Лебеди» Л. Толстой               

Слайд №17

б)  2-я остановка: «Выразительная»                     Слайд №18

Задание:

- Восстановите строчки стихотворений и прочитайте их выразительно. Назовите название произведения и автора.

 1 группа

 Листья, по, осенние, кружат, ветру, осенние, в, листья, вопят, тревоге. 

2  группа.

Всё,  дождь, и, повсюду, дождь, лужи, землю, на, крыш, с, льют, потоки.

Слайд №19

Слайд №20

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят …      

                                   «Осенние листья» А. Майков.

Всё дождь и дождь …  повсюду лужи,

На землю с крыш потоки льют.

                                           «Всё дождь и дождь» М. Чехов.

в) 3-я остановка: «Физкультурная»      Слайд №21 (под музыку)

Мы к плечам прижали руки,

 Начинаем  их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука,

Будем мышцы разминать!

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем.

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем!

Раз, два, стой!

Глубокий вдох, выдох,

Вдох, выдох.

Гимнастика для глаз 

- А сейчас закройте глазки.  Дружно  посчитаем до 5. Глазки открываем и быстро поморгаем. Молодцы.

- Занимайте свои места, мы отправляемся в путь.

 г) 4-я остановка «Чудесные находки»                 Слайд №22

-  Остановка «Чудесные находки» приготовила для вас новое испытание. Нужно рассмотреть предметы, изображённые на рисунках, и назвать, из каких произведений эти предметы.

  • Зерно, жук, картошка (Синичкины запасы). Слайд №23
  • Корешки (Осень). Слайд №24
  • Листья (Осенние листья). Слайд №25
  • Прутик (Лягушка-путешественница). Слайд №26

д) 5-я  остановка: «Театральная»              Слайд №27

     - Инсценируйте   отрывок из любого понравившегося произведения. Какое произведение вы хотите нам показать.

(Шум дождя, картинка с изображением лягушки.)

III.  Заключительный этап

  • Вопросы учителя

     - Итак, подведём итоги нашего путешествия.

     -  О каком времени года вы прочитали в этом разделе?

     - Какая бывает осень?

     - Как авторы описывают изменения природы с наступлением осени?

     - Как изменяется поведение птиц и животных с наступлением осени? Вспомните, в каких рассказах вы читали об этом.

     - Как вы собираетесь помогать птицам пережить зиму? Расскажите.

  • Домашнее задание            Слайд №28

       - Выполните свои иллюстрации к стихотворению или рассказу, который вам больше всего понравился.  

  • Оценивание деятельности учащихся на уроке

       - В квадрате есть повторяющиеся буквы. Их нужно зачеркнуть. Из оставшихся букв сложить слово. Это слово является оценкой за урок.

       - Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке.                         Слайд №29

  • Подготовка к перемене

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающего мира во 2 классе. " Устное сложение и вычитание в пределах 100". Обобщающий урок"Осенняя прогулка...

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"

Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема:    А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. »  Н. А.Нек...

Обобщающий урок по теме "Славная осень"

На уроке чтения повторяется, обобщается и систематизируется целый раздел на тему "Славная осень". Дети показывают знание содержания произведений раздела, умение правильно, выр...

Обобщающий урок по теме "Осень"

Урок по живому миру по программе школы 8 вида....