| 1.Приветствие Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Повернулись все к гостям, улыбнулись. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. |
| 2.Упражнение на дыхание - Сейчас с вами мы выполним упражнение на дыхание под названием «Потягушечки». Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх. Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз. |
| 3.Настрой детей на работу Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. |
| - 4. Проверка готовности к уроку
И посмотрим на столы Всё, что нужно приготовили? |
| 5.Упражнение в развитии вербальной памяти - Я вам прочитаю пары слов. Вы должны запомните пары так, чтобы при назывании первого, вы могли назвать второе слово. Назвавший ученик пару слов правильно садится. шапка – листья доска - ветер стол – дождь ученик - куртка книга – туча окно – птицы - Какое время года напоминают вам эти слова? Какое настроение у вас вызывает это время года? |
а с звуком | - Проверка домашнего задания
а) Пересказ. - Сейчас я вызову одного из вас для того, чтобы передать содержание III части сказки «Лягушка – путешественница». Давайте поиграем в игру. Одна киностудия обратилась в школу с просьбой подсказать ей какой-нибудь сюжет для кинофильма. В школе объявили конкурс. Каждый его участник должен передать содержание сказки, которую он предлагает для кинофильма. Подошла очередь нашего рассказчика. Мы все члены жюри. Начинай свой рассказ. Учащиеся пересказывают сказку. |
| 2. Артикуляционная гимнастика Упражнения «Лягушка», «Хоботок», «Толстячок», «Трубочка», «Лопаточка», «Лошадка», «Качели», «Часики». |
| 3. Речевая разминка - Прочитайте скороговорку: медленно, быстрее, очень быстро: Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш. И дождь шуршит. И мышь, шурша, в нору спешит. |
| 4. Сообщение темы урока - Сегодня у нас с вами урок-обобщение. Какой раздел учебника мы закончили изучать? («Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела».) Слайд №2 - А проведём мы обобщение в виде небольшого путешествия по страницам раздела. Мы ещё раз вспомним произведения, которые читали на страницах этого раздела, главных героев этих произведений. - Отгадав загадку, вы определите, на каком виде транспорта мы будем путешествовать. Слайд №3 Железные избушки Держатся друг за дружку, Одна с трубой Тянет всех за собой. (Поезд) Слайд №4 Звучит мелодия песни «Мы едем, едем, едем». - Итак, в путь по страницам раздела учебника. |
| 5. Обобщение а) 1-я остановка: «Угадай-ка» Слайды №5 - Разделимся на 2 группы- команды Задание: Из каких произведений эти строки? 1) «Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось воздух». Слайд №6 | «Лягушка - путешественница» В. Гаршин
Слайд № 7 | 2) «Не слышит тревоги их царственный лес. Под тёмной лазурью суровых небес». Слайд №8 | «Осенние листья». А. Майков Слайд №9 | 3) «Лист на деревьях начинает кое-где желтеть в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на берёзе, всё ещё зелёной, появляются там и сям совершенно жёлтые, золотистые ветки». Слайд №10 | «Осень» По К. Ушинскому Слайд №11
| 4) «Запасают, как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе». Слайд № 12 | «Синичкин запас» Н. Сладков. Слайд №13
| 5) «Всё дождь и дождь … Увяли розы, цветы озябли, не цветут». Слайд №14 | «Всё дождь и дождь» М. Чехов Слайд №15
| 6) «Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц, и звёзды стали виднее». Слайд №16 | «Лебеди» Л. Толстой Слайд №17 |
|
| б) 2-я остановка: «Выразительная» Слайд №18 Задание: - Восстановите строчки стихотворений и прочитайте их выразительно. Назовите название произведения и автора. 1 группа Листья, по, осенние, кружат, ветру, осенние, в, листья, вопят, тревоге. 2 группа. Всё, дождь, и, повсюду, дождь, лужи, землю, на, крыш, с, льют, потоки.
Слайд №19 | Слайд №20 | Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят …
«Осенние листья» А. Майков. | Всё дождь и дождь … повсюду лужи, На землю с крыш потоки льют.
«Всё дождь и дождь» М. Чехов. |
|
| в) 3-я остановка: «Физкультурная» Слайд №21 (под музыку)
Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать. Прочь, усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать! А теперь покрутим шеей, Это мы легко сумеем. А теперь мы приседаем И колени разминаем. Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! Раз, два, стой! Глубокий вдох, выдох, Вдох, выдох.
Гимнастика для глаз - А сейчас закройте глазки. Дружно посчитаем до 5. Глазки открываем и быстро поморгаем. Молодцы. - Занимайте свои места, мы отправляемся в путь. |
| г) 4-я остановка «Чудесные находки» Слайд №22 - Остановка «Чудесные находки» приготовила для вас новое испытание. Нужно рассмотреть предметы, изображённые на рисунках, и назвать, из каких произведений эти предметы. - Зерно, жук, картошка (Синичкины запасы). Слайд №23
- Корешки (Осень). Слайд №24
- Листья (Осенние листья). Слайд №25
- Прутик (Лягушка-путешественница). Слайд №26
|
| д) 5-я остановка: «Театральная» Слайд №27 - Инсценируйте отрывок из любого понравившегося произведения. Какое произведение вы хотите нам показать. (Шум дождя, картинка с изображением лягушки.) |
III. Заключительный этап
| - Итак, подведём итоги нашего путешествия. - О каком времени года вы прочитали в этом разделе? - Какая бывает осень? - Как авторы описывают изменения природы с наступлением осени? - Как изменяется поведение птиц и животных с наступлением осени? Вспомните, в каких рассказах вы читали об этом. - Как вы собираетесь помогать птицам пережить зиму? Расскажите. - Домашнее задание Слайд №28
- Выполните свои иллюстрации к стихотворению или рассказу, который вам больше всего понравился. - Оценивание деятельности учащихся на уроке
- В квадрате есть повторяющиеся буквы. Их нужно зачеркнуть. Из оставшихся букв сложить слово. Это слово является оценкой за урок. - Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке. Слайд №29 |