Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Урок чтения 3 класс
УМК « Гармония»
Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Некрасов « Славная осень!» А.Майков « Осень!»
Цель: познакомить с произведениями поэтов- классиков об осени, учить понимать образную поэтическую речь, уметь анализировать, развивать речь, мышление, воспитывать положительное отношение к живому, природе.
Оборудование: репродукции картин И. И. Левитана, « Золотая осень.», фонограмма пьесы « Сентябрь. » П. И. Чайковского из альбома « Времена года», портреты поэтов, детские рисунки, учебник « Литературное чтение 3 класс» О. В. Кубасова
Ход урока.
Этапы урока |
| Примечание |
Организационный | Организация класса на работу | Фонограмма « У природы нет плохой погоды» |
Проверка д/з | Пересказ произведения К. Паустовского « Барсучий нос» от 3 лица ( от лица барсука) |
|
Постановка учебной задачи. | Листьям –время опадать, Птицам- время улетать, Грибникам- блуждать в тумане, Ветру- в трубах завывать. Солнцу- стынуть, Тучам- злиться, Нам с тобой – идти учиться. -О каком времени идёт речь. ( об осени) К. Бальмонт « Осень». Ф. И. Тютчев « Листья», А. Фет. « Ласточки пропали» - Что объединяет все эти произведения? ( Все произведения об осени.) Определить жанр этих произведенийА. С. Пушкин «Осень» ( отрывок)М. Ю. Лермонтов « Осень» (Стихотворения) |
Слайд 1
Слайд 2 |
| Сегодня мы с вами прикоснёмся к творчеству поэтов об осени и должны ответить: Осень! Унылая пора или очей очарование? | Слайд 3 |
Речевая разминка | Ло-ло-ло –на улице тепло, Жа-жа-жа-есть иголкиу ежа, Су- су- су- очень холодно в лесу. | Слайд 4 |
Развитие речи | Придумать рифму со словами. Осень- (восемь) Дождь- (гость) Ветер- (третий) Лужа- ( стужа) | Карточки на доске |
Работа в группах | Придумать строчки для стихотворения. 1группа Осень- (восемь) 2 группа Дождь- (гость) 3группа Ветер- (третий) 4группа Лужа- ( стужа) |
|
Работа со словарём
Анализ стихотворения | Утром, в восемь, Наступила осень Прилетела осень, Принесла подарков восемь Застучал бездельник дождь- Постучал по крышам дождь Наш незваный гость Наш незваный гость Сильный- сильный ветер Дует ветер Дует уж час третий. Уж час третий Скоро станут лужи Скоро станет лужа Стеклянными от стужи. Ледяной от стужи.
Писать стихи, в которых звучит музыка души бывает сложно. А вот как говорят поэты.
А. С. Пушкин (1799-1837) Сообщение о поэте . Чтение стихотворения
Багрец ( багряный)- Сень (лесов)
-Какие слова и выражения говорят о том, что лирический герой от лица которого ведётся повествование любит осень? (Люблю я пышное природы увяданье.) -Что любо лирическому герою? ( В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса…) - А как вам кажется, пугают ли лирического героя « отдалённые седой зимы угрозы» - Как объяснить сочетание « Унылая пора, Очей очарование, Прощальная краса, Пышное природы увяданье.» Подобрать однокоренные слова к слову унылая ( Унынье, унывать, уныло, заунывный.) -Какие приёмы использует автор? ( Приём олицетворения) Зачитать. ( И отдалённые седой зимы угрозы) Чтение стихотворения: жужжащее чтение, чтение в парах, конкурс чтецов .
|
Творчество детей
Слайд 5 Подготовленный ребёнок. Подготовленный ребёнок.
|
Физкультминутка | Ветер подул: у-у-у (Все дуют) Кусты низко нагнул ( Наклоняются) Листья запорхали (Машут руками) Как бабочки на карнавале. ( Кружатся) | Проводят дети |
Прослушивание | Фонограмма записи «Осень» П. И. Чайковского «Времена года» - Что услышали в музыке? |
|
Работа со словарём
Работа в парах Работа в тетради на печатной основе. | М. Ю. Лермонтов (1814-1841) Справка о жизни и творчестве. Чтение стихотворения
-Перечитайте стихотворение и подумайте сколько картинок вы бы к нему нарисовали? - Каким представляете бор, в котором « Поникши ели, зелень мрачную хранят?) - Почему зелень мрачная? - Как понимаете строки « Зверь , отважный, поневоле Скрыться где- нибудь спешит.
Бор-
-Какое настроение пронизывает стихотворение М. Ю. Лермонтова?. -Какие слова говорят об этом? (Поникшие, мрачную, поневоле) Для подготовки к выразительному чтению отметить паузы, логические ударения. Тетрадь стр.37 В какой строке подразумевается очень длинная пауза? Выразительное чтение в парах Выразительное чтение хором. Выразительное чтение конкурс индивидуально. | Слайд 6 Подготовленный ребёнок. Подготовленный ребёнок.
Рисунки
Работа в парах |
Работа с репродукциями картин
Словарная работа
Работа с пословицами
Д/з | Б. Щербаков « Ранний октябрь» И. Левитан « Золотая осень» Какое настроение передано авторами?
А. К. Толстой (1817-1875)
Обсыпается-осыпается Пожелтевшие – пожелтелые Чтение стихотворения. -Почему сад назван бедным. -сравнить строки М.Ю. Лермонтова и А. К. Толстого Листья в поле пожелтели и кружатся и летят. Листья пожелтелые по ветру летят; Созвучие. Два разных поэта практически одинаковыми словами передают движение листьев. -Чем любуется поэт? Кисти –ярко- красные вянущих рябин. Репродукция картиныИ.Грабарь. Рябинка Собрать пословицы Холоден сентябрь да и та горькая рябина В сентябре одна ягода , тот в январе не мёрзнет Кто в ноябре не зябнет да сыт Н. А. Некрасов 1821-1877 Справка о жизни и творчестве. Дать характеристику предложений, прочитать в соответствии со знаками препинания. Славная осень. Славная осень! Славная осень? Подобрать синоним к слову Славная- чудесная, отличная превосходная. -Прочитайте стихотворение и подумайте какое состояние души передаёт Н. А. Некрасов в своём стихотворении. - Нравится ли Н.А, Некрасову осень. -Какими словами автор описывает воздух? - Ядрёный в данном случае какой? Свежий, чистый, морозный. -Как по стихотворению можно догадаться, что лес уже скинул листву? (У леса постель) - С чем сравнивается лёд? Опавшие листья? Лёд, как тающий сахар Листья, как ковёр. Как называется такой приём в литературе? Записать Синквейн к слову ОСЕНЬ Познакомиться с творчеством А. Майкова Найти и подготовить стихотворения об осени Закончить урок хочется словами У природы живые краски , Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить?. «Берегите эту землю, Эту воду Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.
|
Слайд 7
Слайд 8
Подготовленный ребёнок.
Слайд 9
Фонограмма музыки « У природы нет плохой погоды. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Методическая разработка. Урок по литературному чтению в 3-м классе.М.Ю.Лермонтов"Осень"
Тип урока: усвоение нового материала.Форма урока: урок- исследование.Цели урока:Обучающие: видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;Развивающие: совершенствовать ре...
Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 3 классе. «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень
Данный урок разработан по УМК "Школа России". План урока составлен в форме технологической карты...
Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 3 классе. «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень
Данный урок разработан по УМК "Школа России". План урока составлен в форме технологической карты...
Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 3 классе. «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень
Данный урок разработан по УМК "Школа России". План урока составлен в форме технологической карты...
Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"
А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...
Конспект урока литературного чтения "Михаил Лермонтов «Осень»"(УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Лермонтова, со стихотворением «Осень»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения, уме...