открытый урок в 1 классе по литературному чтению тема: "Согласные звуки [ф], [ф'], буквы «Ф», «ф».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шапкина Анна Викторовна

Открытый урок по литературному чтению по теме:"Согласные звуки |Ф|, |ф`|, буквы "Ф", "ф". Изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

 по предмету «Литературное чтение (обучение грамоте)»

в 1 «а» классе    

                                                           Провела

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                  Iквалификационная категория

                                                                   Шапкина А.В.

Тема: «Согласные звуки [ф], [ф'], буквы «Ф», «ф».

Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита «Ф, ф» и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов,  использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Планируемые результаты:

Личностные - проявляют  учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;

-  проявляют  любознательность к изучаемому материалу;

- осознают  свою успешность на уроке,

- проявляют  доброжелательность, доверие и внимательность  к окружающим

- внутренняя позиция школьника;

 - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные -  Регулятивные  УУД: умеют  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие

-   определять цель деятельности на уроке;

-  определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

-  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-  осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные УУД:

- умеют  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

- умеют  на основе анализа делать выводы;

-  умеют  устанавливать аналогии;

Коммуникативные УУД:

-  умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

-  умеют слушать и понимать других;

-  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  умеют оформлять свои мысли в устной форме;

-  умеют  совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные - знают букву «Ф, ф»; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов;  умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;

- читать слоги  и слова с изученными буквами;

- читать текст вслух.

Необходимое оборудование и материалы для урока: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина.  Проектор, компьютер, экран, колонки.  «Лента букв», карточки с индивидуальными заданиями;  карточки для схем слов, светофор, смайлики, шкатулка.

Тип урока: «открытие» новых знаний.                                       (Слайд 1)

Ход урока

I. Орг. момент.

-Ребята! Сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.А теперь, я бы хотела знать с каким настроением мы начнём урок. (Дети показывают условными знаками).

Я рада, что все вы готовы начать урок с радостным настроением!           (Слайд 2)

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Ждёт урок ребят  сейчас.

II. Актуализация знаний. Повторение изученного о буквах и звуках.

-Играть любите? (Да!)

-Поиграем  в игру «Доскажи предложение».

  • Звуки бывают … (гласные и согласные).
  • При произнесении гласного звука … (воздух во рту не встречает преграду).
  • При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
  • Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).
  • Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие, парные и непарные).

Молодцы!

III. Целеполагание.

-Ребята. Перед уроком нам передали посылку-шкатулку. Давайте её откроем?

В шкатулке предметы( учитель показывает, а дети называют)

Дети говорят:  фонарик, фломастеры, фотография,фотоальбом.

- На какой звук начинаются все слова? (На звук  [ф] .)

-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф», «ф».

 (Познакомимся с …..)                                                         (Слайд 3)

-Теперь попробуйте по порядку рассказать всё, что мы должны узнать о новых звуках

Узнаем ….(характеристику звука [ф] )

Научимся  ….(находить звук  [ф]   в словах, читать слоги и слова с буквой ф.)

IV. Открытие нового знания. Работа по теме урока.

1.Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.

 - А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:

  1. Дом - стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонек.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется. (фонарь)                           (Слайд 4)

  1. Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)

-Произнесите эти два слова и послушайте новый звук. Встречает ли воздух при выходе препятствие? (Встречает). Значит, что мы можем сказать о звуке [ ф] ? (Он согласный)

-Приложили пальчики к горлышку и … какой мы ещё можем сделать вывод? (Звук [ ф ] – глухой).

- Проведем звуковой анализ этих слов.

Два ученика у доски. (Составление звуковых схем данных слов.)

(Остальные дети работают на местах).

-Разделить слова на слоги и поставить ударение.

-Таким образом, повторим, что мы узнали о новом звуке [ ф]  ?

(звук[ ф]  - согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким).

-Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором мягко?

-Как вы думаете, в каком ряду на ленте букв будет стоять буква, обозначающая звуки [ ф] и  [ф]. А есть ли пара у звука  [ф]  ? (Да , звук  [в]  )

Значит звук  [ф]  парный.

2. Закрепление новых знаний.

Поиграем в игру «Где звук?». Определите место звука [ф] или[ф’] : фартук, фермафанера, фонтан, конфета, фарфор, факир, фокус, фикус.

3. Знакомство с буквой.

- Ребята, а сейчас давайте хором прочитаем с доски:

. азан,  .утбол,  . едя.

-Не получается? Почему? ( Нет первой буквы.) Как вы думаете, какая  буква  сбежала из слов?                                                                       (слайд 5)

- Послушайте стихи о букве Ф. На что она похожа.

Одновременно на слайде появляется иллюстрация.                          (Слайд 6).

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

-С этой буквой на носу филин прячется в лесу.

-Для чего нам необходимы две буквы Ф и ф?                        (Слайд 7).

-Ребята, кто из вас попытается вставить недостающие буквы? (3 человека)

Прописать букву Ф в тетради.

Напечатать слова с доски. (фазан, футбол, Федя) (Разделить на слоги, поставить ударение) 3 человека к доске.

Физминутка.

4. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр. 71. Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ ф ]. Объясните. Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает твёрдый согласный звук [ ф]. Объясните.

Прочитайте слова на стр. 71 и объясните их значение.

Телеграф – система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.                           (слайд 8)

Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве совхоза или колхоза.  (слайд 9)

Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства (кондитерская, швейная).                                             (слайд 10, 11)

Флот – крупное соединение военно-морских судов.    (слайд 12)

Чтение текста стр. 72 (озаглавить).

Работа с таблицей.

Прочитайте слоги где есть звук  [ф]  . Теперь- слоги, где есть звук [ф ] .

Аналогичная работа проводится и со звуками  [в] и [ в].

V. Закрепление.

(На доске) Фокусник Федя стоял у фонтана. (У учащихся конверты с заданиями)

  1. Посчитай, сколько слов в предложении и обозначь цифрой.
  2. Раздели на слоги.
  3. Поставь ударение.
  4. Сделай схему предложения.
  5. Подчеркни гласные буквы.
  6. Сделай схему слова Федя.

VI. Рефлексия

- Наш урок заканчивается.

- Что нового вы сегодня открыли для себя? Расскажите, что вы узнали о новой букве? Какие звуки она обозначает? В какой домик мы её поселили и на какую строку ленты  букв поставили после выводов, сделанных вами?

А теперь пришло время проанализировать свою деятельность на уроке.

Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему

Зелёный – все понял.

Желтый – понял, но ещё сомневаюсь.

Красный – много непонятного.

А теперь, я хочу увидеть, с каким настроением вы закончили урок?

Спасибо!(слайд 13)

                                      (Слайд 1)

Ход урока

I. Орг. момент.

Встало солнышко давно,          (Слайд 2)

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Ждёт урок ребят  сейчас.

II. Актуализация знаний. Повторение изученного о буквах и звуках.

III. Целеполагание.     Шкатулка

(Познакомимся с …..)                                                         (Слайд 3)

Узнаем ….(характеристику звука [ф] )

Научимся  ….(находить звук  [ф]   в словах, читать слоги и слова с буквой ф.)

IV. Открытие нового знания.

1.Звуковой анализ слов «фонарь», «филин».

 - А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:

  1. Дом - стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонек.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжется. (фонарь)                           (Слайд 4)

  1. Когда светло, прячусь в дупло,

Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)

-Произнесите эти два слова и послушайте новый звук. Встречает ли воздух при выходе препятствие? (Встречает). Значит, что мы можем сказать о звуке [ ф] ? (Он согласный)

-Приложили пальчики к горлышку и … какой мы ещё можем сделать вывод? (Звук [ ф ] – глухой).

- Проведем звуковой анализ этих слов.

Два ученика у доски. (Составление звуковых схем данных слов.)

(Остальные дети работают на местах).

-Разделить слова на слоги и поставить ударение.

-Таким образом, повторим, что мы узнали о новом звуке [ ф]  ?

(звук[ ф]  - согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким).

-Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором мягко?

-Как вы думаете, в каком ряду на ленте букв будет стоять буква, обозначающая звуки      [ ф] и  [ф]. А есть ли пара у звука  [ф]  ? (Да , звук  [в]  )

Значит звук  [ф]  парный.

2. Закрепление новых знаний.

Поиграем в игру «Где звук?». Определите место звука [ф] или[ф’] : фартук, фермафанера, фонтан, конфета, фарфор, факир, фокус, фикус.

3. Знакомство с буквой.

- Ребята, а сейчас давайте хором прочитаем с доски:

. азан,  .утбол,  . едя.

-Не получается? Почему? ( Нет первой буквы.) Как вы думаете, какая  буква  сбежала из слов?                                                                                                  (слайд 5)

- Послушайте стихи о букве Ф. На что она похожа.

Одновременно на слайде появляется иллюстрация.                          (Слайд 6).

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу,

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

-С этой буквой на носу филин прячется в лесу.

-Для чего нам необходимы две буквы Ф и ф?                        (Слайд 7).

-Ребята, кто из вас попытается вставить недостающие буквы? (3 человека)

Прописать букву Ф в тетради.

Физминутка.

4. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр. 71. Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает мягкий согласный звук [ ф ]. Объясните. Прочитайте слоги, в которых буква ф обозначает твёрдый согласный звук [ ф]. Объясните.

Прочитайте слова на стр. 71 и объясните их значение.

Телеграф – система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.                           (слайд 8)

Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве совхоза или колхоза.  (слайд 9)

Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства (кондитерская, швейная).                                             (слайд 10, 11)

Флот – крупное соединение военно-морских судов.    (слайд 12)

Чтение текста стр. 72 (озаглавить).

Работа с таблицей.

Прочитайте слоги где есть звук  [ф]  . Теперь- слоги, где есть звук [ф ] .

Аналогичная работа проводится и со звуками  [в] и [ в].

V. Закрепление.

(На доске) Фокусник Федя стоял у фонтана. (У учащихся конверты с заданиями)

  1. Посчитай, сколько слов в предложении и обозначь цифрой.
  2. Раздели на слоги.
  3. Поставь ударение.
  4. Сделай схему предложения.
  5. Подчеркни гласные буквы.
  6. Сделай схему слова Федя.

VI. Рефлексия

- Наш урок заканчивается.

- Что нового вы сегодня открыли для себя? Расскажите, что вы узнали о новой букве? Какие звуки она обозначает? В какой домик мы её поселили и на какую строку ленты  букв поставили после выводов, сделанных вами?

А теперь пришло время проанализировать свою деятельность на уроке.

Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему

Зелёный – все понял.

Желтый – понял, но ещё сомневаюсь.

Красный – много непонятного.

А теперь, я хочу увидеть, с каким настроением вы закончили урок?

Спасибо!(слайд 13)



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по обучению грамоте

Тема урокаЗвуки [Ф], [Ф`]. БукваФ, ф.

УМК: Школа России.

Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием, построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД и психологических особенностей детей данного возраста.

В классе обучается 11 учеников, 1мальчик обучается на дому. Уровень обучаемости у детей разный: часть детей имеют средний и выше среднего уровени развития, а часть – низкий уровень обучаемости.

На уроке ставилась следующая цель: познакомить учащихся со звуками [Ф], [Ф`]и буквой, которая их обозначает.

Предметные задачи:

  • Создать условия для развития у учащихся умения:

- узнавать и называть букву Ф, ф;

- Выделять и различать звуки;

- выполнять звуковой анализ слов;

- выразительно читать.

Метапредмедные задачи:

  • Создать условия для развития у учащихся умения:

- понимать заданные критерии успешности учебной деятельности;

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- оценивать с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- строить устные высказывания – рассуждения, проводить сравнение по заданным критериям;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, обобщать.

На мой взгляд, цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован, дети старались активно работать на уроке. По содержанию материал соответствует целям урока и направлен на систематизацию знаний учащихся. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. С учётом типа урока и целей, использовались различные формы и методы обучения: работа в парах, сотрудничество, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделяется звуко - буквенному анализу слов. На мой взгляд, 50% класса неплохо справляется с заданиями подобного рода.

Учитывая возрастные особенности детей, на данный момент целесообразно введение игровых моментов, с целью поднятия мотивации и усилить активность на уроке. На уроке проведена физминутка для профилактики утомления, нарушения осанки, и психоэмоциональной разрядки. Включены задания на развитие фонематического слуха учащихся. На всех этапах ребята были вовлечены в активную мыслительную деятельность. Этапы урока были тесно связаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей первоклассников. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Согласные звонкие звуки [в ],[ в\'], буквы Вв"

Конспект урока  с презентацией можно использовать на уроках обучения грамоте в любом УМК, а также в классах, где обучаются дети-билингвы...

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Звуки [б],[б^], буквы Б б."

Конспект урока по литературному чтению для первого класса.Предлагаемые задания разнообразны, быстро сменяют друг друга, заинтересовывая учащихся и настраивают на учебный процесс....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) Тема: Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами З, з; развития речи, логического мышления, памяти...

Урок литературного чтения по теме: «Звуки [ З], [ З’]. Буквы «З, з». ( 1 класс)

Цели урока: 1). Познакомить с новой буквой, продолжить совершенствовать технику чтения, учить выделять корень в родственных словах, учить подбирать синонимы к названиям животных, учить понимать смысл ...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Звуки [д] [д\'], буквы Д ,д. Закрепление.»

Технологическая карта урока  по литературному чтению  по теме «Звуки [д]  [д'], буквы Д ,д.   Закрепление.» составлена по 107 странице "Азбуке" ...

Конспект отрытого коррекционно-логопедического занятия для учащихся 3 класса (ОВЗ). Раздел: Звуки и буквы Тема: Согласный мягкий звук - [ч’] и буквы Ч-ч

Данный материал будет интересен для работы учителям начальных классов, логопедам.Тема занятия: Звук [ч’] и буквы Ч-ч. Цель занятия: Закрепление акустического навыка распознования звука [ч&r...