Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецк
СОГЛАСОВАНО Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина Протокол №1 от 26.08.2014 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ гимназии №1г.Липецка _________________________ В.М.Цопа Приказ № 95- 3- 0 от 27.08.2014 г. |
Рабочая программа по литературному чтению
для 2 В класса
Учитель: Яковлева Л.Ю.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная концепция программы – развитие эстетического сознания учащихся, их общее развитие. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, выразить себя в слове, повысить общую культуру человека.
Цели и задачи начального общего образования:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».
3.Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.
6. Примерная рабочая программа учебного предмета, курса (или авторская).
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» 2 класс 2011 г..
Общая характеристика учебного предмета
В системе начального образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место. В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.
Цели обучения:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Формы организации образовательного процесса:
- традиционный урок
- урок в нетрадиционной форме (урок- игра, урок – театр, урок – взаимообучение; урок мудрых мыслей; урок – соревнование; урок – концерт; урок - мюзикл)
- защита проектов
Виды и формы контроля, применяемые за усвоением знаний по литературному чтению:
- текущий контроль (тестовые задания, защита проектов, пересказ, контрольное чтение, чтение наизусть)
- промежуточная аттестация (интегрированный зачет)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по литературному чтению составлена на 140 часов в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком (4 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;
– способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы: поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
– способность осознавать свою этническую идентичность.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
– способности осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
– умения выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного
– мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;
– представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желания рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания;
- начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине;
– понятий о коллективизме, верности в дружбе;
-мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
– менять позиции слушателя, читателя, зри теля в зависимости от учебной задачи;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
– корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- читать текст, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- обобщать и классифицировать учебныйматериал; формулировать несложные выводы, ориентироваться в содержании учебника;
Обучающиеся получат возможность научиться:
– понимать информацию, заложенную в вы разительных средствах произведения;
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
– подбирать слова - определения для характеристики героев;
– осознавать роль названия произведения;
– осуществлять первоначальный анализ художественного текста;
– сравнивать художественный и научно популярный текст;
-видеть отличия народного и авторского текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе.
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
– уважать мнение собеседников;
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную речь взрослых;
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Предметные результаты:
Ориентация в учебнике: различение форзаца, титульного листа, оглавления; предположение по обложке, внутритекстовой информации о содержании предстоящей в учебном году работы; знакомство с системой знаков, героями, сопровождающими ученика на протяжении всего учебника. Актуализация, уточнение правил обращения с книгой.
Участие в обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Уточнение представлений о герое литературного произведения.
Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения.
Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств.
Определять главную мысль произведения, понимать многообразие художественных средств выражения. Конструировать монологическое высказывание по теме.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге.
Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать произведения.
Декламировать стихотворения, инсценировать. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Содержание учебного предмета
(140 ч.)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Читателю. Р. Сеф.
Устное народное творчество (13 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник…», В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (13 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке».
И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».
Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (10 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»;
Д. Хармс «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»; Ю. Владимиров «Чудаки»; А. Введенский «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (10 ч)
И. Бунин «Зимним холодом...», К. Бальмонт «Светло-пушистая...», Я. Аким «Утром кот...», Ф. Тютчев « Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поет зима — аукает...», «Береза»; русская народная сказка «Два Мороза», С.Михалков «Новогодняя быль», А.Барто «Дело было в январе,…», С.Дрожжин «Улицей гуляет..»
Писатели — детям (18 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука,..», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).
Я и мои друзья (12 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов «Гляжу с высоты...», В. Лунин «Я и Вовка», Н. Булгаков «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (11 ч)
Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка», А.Блок «На лугу», С.Я.Маршак, И Бунин «Женский день», А.Плещеев «В бурю», Е.Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
И в шутку и всерьез (15 ч)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Вини- Пуха»; Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»; Г. Остер «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (9 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»),
Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).
Повторение ( 11 ч)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
п/п | Тема урока | Кол- во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Самое великое чудо на свете | 1 | Характеризовать книгу: Анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Объяснять выбор автором заглавия произведения. | |
1 | Самое великое чудо на свете. Р.С.Сеф «Читателю» Инструктаж по охране на рабочем месте | 1 | |
Раздел 2. Устное народное творчество | 13 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. | |
2 | Русские народные песни Вводная диагностическая работа | 1 | |
3 | Русские народные потешки и прибаутки, считалки и небылицы | 1 | |
4 | Загадки, пословицы и поговорки | 1 | |
5 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 1 | |
6 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | |
7 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | |
8 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 1 | |
9 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | |
10 | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | |
11 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | |
12 | А.А.Шибаев «Вспомни сказку» | 1 | |
13 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест № 1 | 1 | |
14 | КВН «Обожаемые сказки» | 1 | |
Раздел 3. Люблю природу русскую. Осень | 8 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения | |
15 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки | 1 | |
16 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 | |
17 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…» | 1 | |
18 | А.Фет «Ласточки пропали…» А.Толстой «Осень» | 1 | |
19 | «Осенние листья» - тема для поэтов | 1 | |
20 | В.Берестов «Хитрые грибы» | 1 | |
21 | М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 1 | |
22 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Проверочная работа № 1 | 1 | |
Раздел 4. Русские писатели | 13 | Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. | |
23 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | |
24 | Стихи А.С.Пушкина | 1 | |
25 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | 1 | |
26 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |
27 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |
28 | И.А.Крылов «Биография» | 1 | |
29 | И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | 1 | |
30 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | |
31 | Контрольная работа №1 Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | |
32 | Л.Н.Толстой «Филиппок» | 1 | |
33 | Л.Н.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | 1 | |
34 | Весёлые стихи Проверка техники чтения | 1 | |
35 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | 1 | |
Раздел 5. О братьях наших меньших | 10 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в Художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ | |
36 | О братьях наших меньших | 1 | |
37 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила была собака…» | 1 | |
38 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | |
39 | Домашние животные | 1 | |
40 | М.М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | |
41 | Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | |
42 | Б.С. Житков «Храбрый утёнок» | 1 | |
43 | В.В. Бианки «Музыкант» | 1 | |
44 | В.В. Бианки «Сова» | 1 | |
45 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Контрольная работа № 2 | 1 | |
Раздел 6. Из детских журналов | 9 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. | |
46 | Из детских журналов | 1 | |
47 | Д.Хармс «Игра» | 1 | |
48 | Д.Хармс «Вы знаете?..» | 1 | Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. |
49 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | 1 | |
50 | Д.Хармс «Что это было?» | 1 | |
51 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | |
52 | Ю.Владимиров «Чудаки» | 1 | |
53 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | 1 | |
54 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» Тест № 2 | 1 | |
Раздел 7. Люблю природу русскую. Зима | 10 | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |
55 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки | 1 | |
56 | Стихи о первом снеге | 1 | |
57 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | |
58 | С.Есенин «Поёт зима – аукает.», «Берёза» | 1 | |
59 | Русская народная сказка «Два Мороза» | 1 | |
60 | С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | |
61 | А.Барто «Дело было в январе…», С.Д.Дрожжин «Улицей гуляет…» | 1 | |
62 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» Контрольная работа № 3 | 1 | |
63 | Проверка техники чтения | 1 | |
64 | Разноцветные страницы | 1 | |
Раздел 8. Писатели - детям | 18 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читатьюмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение | |
65 | К.И.Чуковский. Биография | 1 | |
66 | К.Чуковский «Путаница» | 1 | |
67 | К.Чуковский «Радость» | 1 | |
68 | К.Чуковский «Федорино горе» | 2 | |
69 | С.Я.Маршак. Биография | 1 | |
70 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри» | 1 | |
71 | С.В.Михалков. Биография | 1 | |
72 | С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | 1 | |
73 | С.Михалков «Мой щенок» | 1 | |
74 | А.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», | 1 | |
75 | А.Барто «Вовка – добрая душа» | 1 | |
76 | Н.Носов «Затейники» | 1 | |
77 | Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | |
78 | Н.Носов «На горке» | 1 | |
79 | Обобщение по разделу «Писатели – детям». | 1 | |
Раздел 9. Я и мои друзья | 12 | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. | |
80 | Я мои друзья | 1 | |
81 | Стихи о дружбе и обидах | 1 | |
82 83 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 2 | |
84 85 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 2 | |
86 87 | В.Осеева «Волшебное слово» | 2 | |
88 | В.Осеева «Хорошее» | 1 | |
89 90 | В.Осеева «Почему?» | 2 | |
91 | Е.А.Благинина. Биография. | 1 | |
92 | В.Н.Орлов «На печи», «Простокваша» | 1 | |
93 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Проверочная работа № 2 | 1 | |
Раздел 10. Люблю природу русскую. Весна | 11 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения. | |
94 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки | 1 | |
95 | Стихи Ф.И.Тютчева о весне | 1 | |
96 | Стихи А.Н.Плещеева о весне | 1 | |
97 | А.А.Блок «На лугу» | 1 | |
98 | С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 | |
99 | И.Бунин «Матери» | 1 | |
100 | А.Плещеев «В бурю» | 1 | |
101 | Проверка техники чтения | 1 | |
102 | Е.Благинина «Посидим в тишине» | 1 | |
103 | Э.Мошковская «Я маму мою обидел…» | 1 | |
104 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Проверочная работа № 3 | 1 | |
Раздел 11. И в шутку, и в серьёз | 15 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок | |
105 | И в шутку и всерьёз | 1 | |
106 | Б.Заходер. Биография | 1 | |
107 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | |
109 | Б.Заходер. Песенки Вини-Пуха | 2 | |
110 | Э.Успенский. Биография | 1 | |
111 | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | |
112 | Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» | 1 | |
113 | Стихи Э.Успенского | 1 | |
114 | Стихи В.Берестова | 1 | |
115 | Стихи И.Токмаковой | 1 | |
116 117 | Г.Остер «Будем знакомы» | 2 | |
118 119 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 2 | |
120 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» Проверочная работа № 4 | 1 | |
Раздел 12. Литература зарубежных стран | 9 | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
121 | Литература зарубежных стран | 1 | |
122 | Американская и английская народные песенки | 1 | |
123 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» | 1 | |
124 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 | |
125 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 | |
126 | Ш.Перро «Красная Шапочка» | 1 | |
127 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | |
128 129 | Э.Хогарт «Мафин и паук» Э.Хогарт «Мафин и паук» | 1 1 | |
Раздел 13. Повторение | 11 | Характеризовать книги: Анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Объяснять выбор автором заглавия произведения. | |
130 | Повторение изученного во 2 классе. | 1 | |
131 | Повторение изученного во 2 классе | 1 | |
132 | Повторение изученного во 2 классе | 1 | |
133 | Повторение изученного во 2 классе | 1 | |
134 | Игра «Цветик - семицветик». | 1 | |
135 136 | Контрольное чтение | 2 | |
137 | Резерв | 1 | |
138 | Резерв | 1 | |
139 | Резерв | 1 | |
140 | Резерв | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
Календарно – тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России» 1-4 классы. М.: «Вако», 2011, Кутявина С. В. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. М.: ВАКО, 2012 г. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2010 г.
Методические пособия:
Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс 2011 г.
Стефаненко Н.А. Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебникам В. Г. Горецкого и Л. Ф. Климановой. М.: ВАКО, 2010 г. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2010 г.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Электронные образовательные ресурсы. Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 2 класс, 2012 г.
Календарно-тематический план по литературному чтению
п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Календарные сроки | Примечание | ||
По плану | Фактически | По плану | Фактически | |||
1 | 3 | 4 | 5 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 1. Самое великое чудо на свете | 1 | |||||
1 | Инструктаж по О Т на рабочем месте. Самое великое чудо на свете. Р.С.Сеф «Читателю» | 1 | ||||
Раздел 2. Устное народное творчество | 13 | |||||
2 | Русские народные песни Вводная диагностическая работа | 1 | ||||
3 | Русские народные потешки и прибаутки, считалки и небылицы | 1 | ||||
4 | Загадки, пословицы и поговорки | 1 | ||||
5 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 1 | ||||
6 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | ||||
7 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | ||||
8 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 1 | ||||
9 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 | ||||
10 | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 | ||||
11 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | ||||
12 | А.А.Шибаев «Вспомни сказку» | 1 | ||||
13 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Тест № 1 | 1 | ||||
14 | КВН «Обожаемые сказки» | 1 | ||||
Раздел 3. Люблю природу русскую. Осень | 8 | |||||
15 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки | 1 | ||||
16 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 | ||||
17 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…» | 1 | ||||
18 | А.Фет «Ласточки пропали…» А.Толстой «Осень» | 1 | ||||
19 | «Осенние листья» - тема для поэтов | 1 | ||||
20 | В.Берестов «Хитрые грибы» | 1 | ||||
21 | М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» | 1 | ||||
22 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Проверочная работа № 1 | 1 | ||||
Раздел 4. Русские писатели | 13 | |||||
23 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | ||||
24 | Стихи А.С.Пушкина | 1 | ||||
25 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | 1 | ||||
26 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | ||||
27 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | ||||
28 | И.А.Крылов «Биография» | 1 | ||||
29 | И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | 1 | ||||
30 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | 1 | ||||
31 | Контрольная работа №1 Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | ||||
32 | Л.Н.Толстой «Филиппок» | 1 | ||||
33 | Л.Н.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | 1 | ||||
34 | Весёлые стихи Проверка техники чтения | 1 | ||||
35 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | 1 | ||||
Раздел 5. О братьях наших меньших | 10 | |||||
36 | О братьях наших меньших | 1 | 31.10 | |||
37 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила была собака…» | 1 | 11.11 | |||
38 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | ||||
39 | Домашние животные | 1 | ||||
40 | М.М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | ||||
41 | Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | ||||
42 | Б.С. Житков «Храбрый утёнок» | 1 | ||||
43 | В.В. Бианки «Музыкант» | 1 | ||||
44 | В.В. Бианки «Сова» | 1 | ||||
45 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» Контрольная работа № 2 | 1 | ||||
Раздел 6. Из детских журналов | 9 | |||||
46 | Из детских журналов | 1 | ||||
47 | Д.Хармс «Игра» | 1 | ||||
48 | Д.Хармс «Вы знаете?..» | 1 | ||||
49 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | 1 | ||||
50 | Д.Хармс «Что это было?» | 1 | ||||
51 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | ||||
52 | Ю.Владимиров «Чудаки» | 1 | 1 | |||
53 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | 1 | 1 | |||
54 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» Тест № 2 | 1 | 1 | |||
Раздел 7. Люблю природу русскую. Зима | 10 | |||||
55 | Нравится ли вам зима? Зимние загадки | 1 | ||||
56 | Стихи о первом снеге | 1 | ||||
57 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | ||||
58 | С.Есенин «Поёт зима – аукает.», «Берёза» | 1 | ||||
59 | Русская народная сказка «Два Мороза» | 1 | ||||
60 | С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | ||||
61 | А.Барто «Дело было в январе…», С.Д.Дрожжин «Улицей гуляет…» | 1 | ||||
62 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» Контрольная работа № 3 | 1 | ||||
63 | Проверка техники чтения | 1 | ||||
64 | Разноцветные страницы | 1 | ||||
Раздел 8. Писатели - детям | 18 | |||||
65 | К.И.Чуковский. Биография. Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте. | 1 | 9.01 | |||
66 | К.Чуковский «Путаница» | 1 | 1 | 13.01 14.01 | 14.01 | |
67 | К.Чуковский «Радость» | 1 | ||||
68 | К.Чуковский «Федорино горе» | 1 | ||||
69 | С.Я.Маршак. Биография | 1 | ||||
70 | С.Я. Маршак «Кот и лодыри» | 1 | ||||
71 | С.В.Михалков. Биография | 1 | ||||
72 | С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | 1 | ||||
73 | С.Михалков «Мой щенок» | 1 | ||||
74 | А.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу», | 1 | ||||
75 | А.Барто «Вовка – добрая душа» | 1 | ||||
76 | Н.Носов «Затейники» | 1 | ||||
77 | Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | ||||
78 | Н.Носов «На горке» | 1 | ||||
79 | Обобщение по разделу «Писатели – детям». | 1 | ||||
Раздел 9. Я и мои друзья | 12 | |||||
80 | Я мои друзья | 1 | ||||
81 | Стихи о дружбе и обидах | 1 | ||||
82 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | ||||
83 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | ||||
84 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | ||||
85 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | ||||
86 | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | ||||
87 | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | ||||
88 | В.Осеева «Хорошее» | 1 | ||||
89 | В.Осеева «Почему?» | 1 | ||||
90 | В.Осеева «Почему?» | 1 | ||||
91 | Е.А.Благинина. Биография. | 1 | ||||
92 | В.Н.Орлов «На печи», «Простокваша» | 1 | ||||
93 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» Проверочная работа № 2 | 1 | ||||
Раздел 10. Люблю природу русскую. Весна | 11 | |||||
94 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки | 1 | ||||
95 | Стихи Ф.И.Тютчева о весне | 1 | ||||
96 | Стихи А.Н.Плещеева о весне | 1 | ||||
97 | А.А.Блок «На лугу» | 1 | ||||
98 | С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 | ||||
99 | И.Бунин «Матери» | 1 | ||||
100 | А.Плещеев «В бурю» | 1 | ||||
101 | Проверка техники чтения | 1 | ||||
102 | Е.Благинина «Посидим в тишине» | 1 | ||||
103 | Э.Мошковская «Я маму мою обидел…» | 1 | ||||
104 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» Проверочная работа № 3 | 1 | ||||
Раздел 11. И в шутку, и в серьёз | 15 | |||||
105 | И в шутку и всерьёз | 1 | 1.04 | |||
106 | Б.Заходер. Биография | 1 | ||||
107 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | ||||
108 | Б.Заходер. Песенки Вини-Пуха | 1 | ||||
109 | Б.Заходер. Песенки Вини-Пуха | 1 | ||||
110 | Э.Успенский. Биография | 1 | ||||
111 | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | ||||
112 | Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» | 1 | ||||
113 | Стихи Э.Успенского | 1 | ||||
114 | Стихи В.Берестова | 1 | ||||
115 | Стихи И.Токмаковой | 1 | ||||
116 | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | ||||
117 | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | ||||
118 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | ||||
119 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | ||||
120 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» Проверочная работа № 4 | 1 | ||||
Раздел 12. Литература зарубежных стран | 9 | |||||
121 | Литература зарубежных стран | 1 | ||||
122 | Американская и английская народные песенки | 1 | ||||
123 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» | 1 | ||||
124 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 | ||||
125 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 | ||||
126 | Ш.Перро «Красная Шапочка» | 1 | ||||
127 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | ||||
128 | Э.Хогарт «Мафин и паук» | 1 | ||||
129 | Э.Хогарт «Мафин и паук» | 1 | ||||
Повторение | 11 | |||||
130 | Повторение изученного во 2 классе. | 1 | ||||
131 | Повторение изученного во 2 классе. | 1 | ||||
132 | Повторение изученного во 2 классе. | 1 | ||||
133 | Защита проектов. | 1 | ||||
134 | Игра «Цветик - семицветик» | 1 | ||||
135 136 | Повторение изученного во 2 классе. | 2 | ||||
137 | Резерв | 1 | ||||
138 | Резерв | 1 | ||||
139 | Резерв | 1 | ||||
140 | Резерв | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....