Урок литературного чтения. 1 класс с применением ТРКМЧП. Л. Н. Толстой «Не лениться», «Косточка». УМК Перспектива.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цели урока: обучение детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас. Развивать способность детей высказать собственное мнение, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.
На уроке исползуются технология продуктивного чтения, работа в парах, ТРКМ, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 32.56 КБ |
Презентация к уроку | 656.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Усатова Татьяна Фёдоровна
Тема урока: Л. Н. Толстой «Не лениться», «Косточка».
Цели: создать условия для осознания учениками-читателями воспитательного воздействия художественного текста.
Задачи урока:
- Обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.
- Развивать способность детей высказать собственное мнение, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.
- Воспитывать у детей чувство сопереживания, великодушия, умения прощать.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Технология продуктивного чтения, работа в парах, ТРКМ, ИКТ
Учебник «Литературное чтение», 1 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова и др. Система «Перспектива», издательство «Просвещение», М., 2012г.
С.В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению», М., издательство «ВАКО», 2013г.
Планируемые результаты.
Предметные УУД: Обобщить первоначальное представление о дружбе и друзьях, о нравственно-этических понятиях (обман, лень, доброта, совесть, трудолюбие, честность и др.)
Личностные: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, семье, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение.
- Организационный этап.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты, не теряем.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа в паре.
Читателю.
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь свою учись читать
Внимательно, серьёзно.
Я так прошу тебя – учись читать,
Пока не поздно. Р. Сеф.
-Прочитайте стихотворение шёпотом. Прочитайте выразительно.
- С какой просьбой обращается автор к своим читателям?
-Как вы думаете, почему в урок я включила такую речевую разминку?
-Разве вы ещё не умеете читать?
- Как понимаете слова: «Всю жизнь свою учись читать внимательно, серьёзно…»?
Вывод: Уметь читать – понимать, что автор хотел сказать своим произведением, чему хочет научить, от чего предостеречь.
- Актуализация знаний.
Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; развитие умения определять цель деятельности на уроке.
-С какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? О чём писал Л.Н. Толстой?
Составление кластера по творчеству Л.Н. Толстого.
Л.Н. Толстой
О детях о природе о Родине
Басни были рассказы сказки былины
- Все ли знаете об этом писателе?
Метод «Чтение с пометами». Тексты на партах. Работа в паре.
При чтении биографии писателя карандашом выставлять пометки на полях.
V уже знал
+ узнал новое
? хочу узнать
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лев Николаевич Толстой жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку», «Книги для чтения».
Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
Проверка.
Великого классика нет в живых уже 100 лет. А произведения его живут, их читают, их любят взрослые и дети.
-Почему? (предположения детей). Ответ мы и будем искать в его произведениях.
Физминутка для глаз.
- Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других;строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции словами; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
1) Методический прием «Предположение».
- Прочитайте название произведения.
Как вы думаете, о чём оно будет, определите его тему.
(Л.Н. Толстой «Не лениться»).
Проверим наши предположения. Текст читает учитель.
Первичная проверка понимания.
-Понравился рассказ? Почему?
-Какие непонятные слова встретились в тексте?
Сопрела - сгнить, истлеть; сгноиться или позадхлеть, испортиться в тепле и сырости. Кожи, мука сопрела, слежались.
Какую важную мысль автор сообщает читателям?
Выберите пословицы, которые подходят к произведению.
- Дружба заботой, да подмогой крепка.
- Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
- Согласье в семье - богатство.
- Каждое семя знает своё время.
2) Прочитайте произведение выразительно друг другу в паре. Взаимооценивание.
3) Сегодня мы будем работать ещё с одним рассказом «Косточка», который специально для детей написал Л.Н.Толстой.
Чтение учителем рассказа с остановками:
- «Он всё ходил мимо слив...»
- Как думаете, что дальше сделает Ваня? Как ещё он мог поступить?
2. «Она сказала отцу…»
- Как вы думаете, как поступит отец? Как он ещё мог поступить?
4) Работа с текстом после чтения:
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Кто из его героев вам понравился? Почему?
- Хотели бы вы оказаться на месте Вани?
- Почему нет? (Он стыдился своих поступков.)
- Если да, как бы вы поступили на месте Вани? (Попросил бы у мамы.)
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему?
Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
- Подумайте, к какому жанру отнес Л.Н.Толстой свой рассказ «Косточка», если это было на самом деле? (Быль)
Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер, сотовый телефон), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли. Так и слово горница редко стало встречаться в нашей речи.
-Найдем в толковом словаре значение слова «горница».
Динамическая пауза.
Встаньте, пожалуйста. Поиграем: если пословица мною будет сказана верно, присядьте; если неверно, то поднимите руку, чтобы её исправить. Итак, слушайте:
- Ветра не удержишь, правды не скроешь.
- Сначала делай, а потом думай. (Сначала думай, а потом делай)
- Совесть душу тормошит.
- Лучше сладкая правда, чем горькая ложь. (Лучше горькая правда, чем сладкая дождь).
- Ложь чёрной ниткой шита. (Ложь белой ниткой шита).
- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- Ссора в своей семье до первого взгляда.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- На что лад, коли в семье клад. (На что клад, коли в семье лад.)
Найдите в тексте все глаголы, обозначающие, что делал Ваня и подчеркните их. ( Не ел, нюхал, ходил, не удержался, схватил, съел, покраснел, сказал, побледнел,сказал, заплакал).
- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? (Автор объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно)
- Почему этот рассказ назван поучительным? - Чему учит эта история? (Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно).
-О чём этот рассказ? (О лжи, о совести).
- О ком рассказ?
-Кто ещё вам симпатичен в рассказе?
Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.
Можем предположить теперь, зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?
(Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать. Не обманывать. А если обманул, надо признаться. Близкие тебя поймут и помогут).
- Написание синквейна про Ваню.
Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом; интерпретировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: развиваем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Написание синквейна про Ваню:
-На первой строчке напишите, о ком идёт речь в рассказе. Кто главный герой?
-Напишите слова, которые характеризуют Ваню. Какой он?
-Напишите три слова, которые отвечают на вопрос: что делал Ваня?
-Как вы относитесь к тому, о чём написано в рассказе?
-Можно ли одним словом выразить свою мысль, своё отношение к прочитанному? Что почувствовал Ваня?
Напишем предложение.
В любом сочинении должен быть вывод. Нужно самое главное слово, несколько слов, пословицу, которые определяют всю суть рассказа.
Ваня:
Маленький, красный
съел, покраснел, заплакал
Все тайное становится явным.
Стыдно
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Регулятивные УУД: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что повторили из того, что уже знали?
-На какие вопросы получили ответы?
-За что вы себя могли бы похвалить?
-Чем важен сегодняшний урок?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л. Н. Толстой «Не лениться» «Косточка»
Автор: Усатова Татьяна Фёдоровна,Учитель начальных классовМБУ СОШ №16
г. Тольятти2013 г.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты.Слушаем, запоминаем,Ни минуты, не теряем.
Учись читать! Учись читать!Важнее нет науки!Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки.Всю жизнь свою учись читатьВнимательно, серьёзно.Я так прошу тебя – учись читать,Пока не поздно.Р. Сеф
Л.Н. Толстой
О Родине
О природе
О детях
басни
сказки
были
былины
рассказы
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Лев Николаевич Толстой жил очень давно, почти 200 лет назад. Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку», «Книги для чтения».Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
Л.Н. Толстой«Не лениться»
СОПРЕ́ТЬ -пре́ет; Разг. Сгнить, истлеть, испортиться от сырости и тепла. Хлеб в поле сопрел от дождя. От времени тёс на крыше сопрел. Пошёл запах от сопревшего в подвале картофеля.Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
Согласье в семье - богатство.
Каждое семя знает своё время.
Выберите пословицы, которые подходят к произведению.
Л.Н. Толстой «Косточка»
Горница - 1. Комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.) 2. Чистая половина крестьянской избы Толковый словарь Ожегова.
Сочла - сосчитала.
Быль - 1. То, что было в прошлом (устар). 2. То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы (разг.).
1. Вспомни, …2. Верно ли, что …3. Почему …4. Если бы …
Вопросы
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
Сначала делай, а потом думай.
Совесть душу тормошит.
Лучше сладкая правда, чем горькая ложь.
Ложь белой ниткой шита.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Ссора в своей семье до первого взгляда.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
На что лад, коли в семье клад.
Не ел, нюхал, ходил, не удержался, схватил, съел, покраснел, сказал, побледнел, сказал, заплакал.
http://www.runivers.ru/philosophy/lib/authors//
http://www.livelib.ru
http://www.forsfortuna.com
http://www.justphotos.ru
горница
http://skazki.russkay-literatura.ru/
Источники информации:http://lenagold.ru/fon/clipart/
Портрет Л.Н. Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по системе Л.В. занкова по теме "Л.Н. Толстой Косточка"
Урок литературного чтения для 1 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...
Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой. Не лениться. Косточка."
конспект урока литературного чтения...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....