Технологическая карта урока литературного чтения с использованием приёма кроссенс. Л.Н. Толстой " Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4А |
Учитель | Рыжова Венера Идиетулловна |
Тема урока | Рассказ Л. Н. Толстого «Акула» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Акула», формировать умение вычитывать смысловую информацию со сплошного литературного текста и не сплошных текстов разных видов; развития умений составлять характеристику героя, анализировать художественное произведение. |
Задачи | 1.Учить работать с разными видами текста, с разными источниками информации. 2.Развивать творческое воображение, память, внимание. 3.Формировать потребность в чтении, как средстве познания мира, воспитывать интерес к чтению книги и воспитывать любовь к ближнему. |
Планируемые результаты (предметные) | Понимают особенности художественного рассказа «Акула», его сюжет. Определяют главную мысль. Характеризуют героев произведения: характеры и поведение. Соотносят авторское и читательское отношение к поступку героя |
Личностные результаты | Усваивают нравственный опыт героев произведения; оценивают поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следуют нравственно-этическим нормам поведения в жизни |
Формируемые УУД | Предметные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую из иллюстраций, текста Отвечать на вопросы по тексту, иллюстрации, делать соответствующие выводы Предугадывать содержание текста по его заглавию, фамилии автора, иллюстрации Видеть отношение автора к героям через их характеристики. Участвовать в диалоге, учитывая разные мнения, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. Регулятивные: Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с текстом; осуществлять рефлексию. Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы. Выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе. |
Проблема | Какой урок нам всем дает Л.Н. Толстой, написав это произведение? |
Оборудование | Мультимедийный проектор; экран; компьютер; слайд-презентация; |
Формы работы | Фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Методы | Решение задач в учебном диалоге, технология продуктивного чтения; приёмы критического мышления, практические методы, использование ИКТ |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к учебной деятельности | – Добрый день! Сегодня, урок литературного чтения, у вас в 4 А классе, проведу я, Рыжова Венера Идиетулловна. – Ребята, чего вы ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов: «Сегодня на уроке мне хотелось бы...» – Что для этого необходимо? – Мы настроили себя на деловой лад, серьёзную работу. Пусть все у нас получится! - Внимание на экран! Прочитаем девиз урока. «Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости» - Как понимаете смысл этого высказывания? | Эмоциональное слушание и ведение диалога
| Личностные результаты: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. Сегодняшний урок не исключение. -Вы узнаете, кто это? (Л. Н. Толстой). Что вы знаете о нём? -Действительно, Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он писал много произведений для взрослых и детей. Какие произведения вы читали на уроках литературного чтения? (Солнце и ветер», Страшный зверь»,«Лучше всех» «Отец и сыновья», «Два брата», «Белка и Волк» «Лебеди», «Зайцы», Лев и собачка» «Прыжок» «Как боролся русский богатырь») - Кто герои его произведений? Что его волнует? (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения) - Предположите, почему мы снова говорим о Л. Н. Толстом? - Угадайте название нового произведения, разгадав кроссенс. _ Сегодня мы познакомимся с новым произведение Л.Н.Толстого «Акула» - Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? Сделайте предположение, о чём или о ком текст? - Что вы испытываете, когда слышите слово акула? (тревогу, страх) - А что вам известно об акулах? -Где можно найти информацию об акулах? (в энциклопедии, интернете) - Прочитайте текст об акулах. Какой это текст? (научно-познавательный) - Как вы думаете, что можно узнать об акуле из художественного произведения с таким же названием? (Какая она) - Давайте мы с вами посмотрим на иллюстрацию к данному произведению. Что можно уточнить? - Какие чувства она у вас вызывает? - Мы выяснили, кто же будет героем произведения? - Какие события с ними могут произойти? – Где можно проверить Ваши предположения? | Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности . Ребята отвечают на вопросы и высказывают свои предположения | Личностные: потребность в общении, самоопределение (мотивация учения), проявлять учебно – познавательный интерес к предмету, готовность к обучению и сотрудничеству Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные: умение контролировать процесс и результат своей деятельности Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Постановка учебной задачи | Чтобы лучше понять данное произведение, мы будем вести диалог с автором, задавать ему вопросы, сами искать на них ответы и проверять их по ходу чтения; определять основную мысль произведения. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; определять последовательность действий на уроке | |
Построение проекта выхода из затруднения Словарная работа | -Лев Николаевич Толстой жил и творил давно, более 100 лет тому назад. В тексте вам могут встретиться такие слова, значение которых нам с вами нужно уточнить. - Где мы можем уточнить значение слова? (в словаре, сносках, интернете) Палуба – часть судна. Купальня – строение для купания Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка. Артиллерист – человек, стреляющий из пушки. Полотно - белая льняная ткань Хобот - задняя часть орудия Фитиль – шнур для поджигания пороха. Ропот - негромкая речь - Мы теперь готовы прочитать наш рассказ и вести диалог с автором. Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. Где происходит событие? (У берега Африки) День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Как Толстой описывает погоду в этот день? (День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но потом погода изменилась: стало душно) С чем автор сравнивает погоду? (точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом) -Какие литературный приём использует автор в произведении? (сравнение) -Стало душно, какова атмосфера на корабле? (тяжело дышать, надвигается усталость) Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: — Купаться! И в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню. – Где и почему моряки устроили купальню? (Спустили парус, устроили в нём купальню.) - Какой вопрос можно задать автору? Почему, таким образом, было организовано купание? (Было опасно купаться в открытом море) На корабле с нами было два мальчика. - Какой вопрос можно задать автору? (откуда взялись мальчики на корабле) –Как вы думаете, поняли ли мальчики, почему купальня была организована таким образом? Откуда это видно?
Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. -Что значит, слово «вздумали»? Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. - Кем приходится старый артиллерист одному из мальчиков? Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: — Не выдавай! Понатужься! - Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист? (гордость, волнение) Чтение 2 отрывка хорошо читающим учеником Вдруг с палубы кто-то крикнул: — Акула! -С помощью какого слова автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (Акула!) И все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. - Как вы думаете, а теперь что испытывает артиллерист? Проследим этот момент — Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. - Подтвердились наши предположения. (Закричал, бледный, как полотно, не шевелясь) смотрел на детей) Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам, но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов. - Когда матросы и артиллерист увидели акулу, что бы вы предложили им сделать? -Давайте узнаем, что же произошло дальше? Чтение 3 отрывка хорошо читающим учеником Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. -Что сделали мальчики, когда увидели акулу? (поплыли в разные стороны) - В каком состоянии человек пронзительно кричит? (тревога, боль, страх) Чтение 4 отрывка хорошо читающим учеником. Давайте узнаем, что же произошло дальше? Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. - Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? - Какой вопрос можно задать? (Для чего?) Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль. - А что в это время делали все остальные? Прочитаем. Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. - Как автор говорит об их бездействии? - Что автор хотел показать этими словами? - Какой из этого можно сделать вывод? (нужно владеть ситуацией, стараться быстро находить выход из ситуации, не паниковать, а предпринимать действия для спасения) Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза. - Почему артиллерист упал и закрыл лицо руками? - Что он чувствовал? (неопределённость, страх) Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Чтение 5 отрывка хорошо читающим учеником - Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? (ожидание) Старый артиллерист открыл глаза, поднялся и посмотрел на море. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль. - Кто главный герой произведения? | В словаре, Интернете, спросить у взрослых Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, задают вопросы автору, прогнозируют дальнейшие действия героев, событий, ищут выходы из сложившейся ситуации. Обучающиеся читают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения | Познавательные: извлечение необходимой информации из сообщения, преобразование информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Познавательные: извлекают информацию из сплошного текста Коммуникативные: строят высказывания, участвуют в учебном диалоге. Личностные: проявляют терпение, преодолевают трудности |
Физминутка | А сейчас отдохнем | Дети двигаются | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Итог заданиям Вывод: | - История закончилась, но наша работа продолжается. - А сейчас я предлагаю поработать по группам и в паре. Задание 1 группе: задать «толстые и тонкие вопросы» по содержанию произведения. Задание 2 группе: Вам необходимо найти в тексте и подчеркнуть слова, словосочетания, которые характеризуют артиллериста. Дайте характеристику артиллеристу. Задание 3 группе: задание «Невнимательный художник» - Мы прочитали произведение, а вместе с нами читал произведение и художник. -Посмотрите на иллюстрацию, которую я показала вам вначале урока. - Что художник пропустил в этой иллюстрации? - А что бы вы дорисовали? Вам необходимо исправить ошибку и создать обложку к книге. 1. Кто является главным героем этого произведения? 2. Какой он? 3. Что не дорисовал художник? (помощь ребятам) - Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека. - Чему же учит Л.Н. Толстой этим рассказом? (Любить и ценить своих близких и друзей! -Давайте, попробуем сформулировать какой жизненный урок преподал нам Л.Н.Толстой. - Вот всё, что вы сейчас сказали – это вы прочитали между строк. Л.Н. Толстой нам прямо ничего не сказал. Нужно было догадаться самим. И вы догадались, молодцы! | Ребята работают в группе. Выполняют определенное задание. 1 идея текста - урок получили дети 2 идея текста – урок получил отец 3 идея текста – урок получили мы Ребята высказывают свою точку зрения, свое понимание смысла произведения | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Познавательные: умеют ориентироваться в материале, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала; определять круг своего незнания, отвечают на простые и сложные вопросы; устанавливают причинно – следственные связи, самостоятельно выполняют задания |
Рефлексия | –Мы прочитали рассказ и поняли о героях и их поступках, а о себе вы что-нибудь поняли? - Приём 6 шляп (групповая работа) Красная шляпа – Вам необходимо определить, что вы чувствуете по отношению к героям и их поступкам. Жёлтая шляпа – Для кого и как закончилась эта история? Найти положительные стороны для героев Зелёная шляпа – Дайте свои советы героям и читателям Синяя шляпа – Чему научило вас это произведение? Белая шляпа – Что произошло в рассказе? Почему все произошло так, а не иначе? Сообщить факты из текста Чёрная шляпа – Найдите отрицательное в поступках героев рассказа Вернемся к нашему девизу. «Каждый день жизни – прибавляет частицу мудрости» - Какова же связь между произведением «Акула» и девизом? - Оцените работу своих товарищей. | Дают самооценку своей деятельности и деятельности своих товарищей | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: выполняют оценку результатов своей работы на уроке |
Домашнее задание. | - Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам. 1) Отработать чтение текста. Составить план. 2) Отработать чтение текста. Написать письмо - совет мальчикам. 3) Пересказать текст, придумать обложку 4) Пересказать текст от имени старого артиллериста или от имени мальчика (сына – артиллериста) | Записывают домашнее задание | Личностные: проявляют интерес к теме. Регулятивные: принимают учебную задачу |
Приложение 1
Информация из энциклопедии.
Акулы относятся к рыбам. Всего насчитывается более 450 различных видов акул. Большинство видов акул — обитатели морей и океанов.
Акула – страшная хищница моря. Они целой стаей плывут за кораблями и с большим удовольствием ждут, не упадет ли в море человек, или пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы, плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
Приложение 2
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
| • дайте объяснение, почему... • почему вы думаете... • почему вы считаете... • в чем разница... • предположите, что будет, если... • что, если... • почему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку математики:"Письменный приём сложения вида 43+28"
Открытый урок по математике. Детям понравилось. Коллеги взяли себе для работы...
Технологическая карта урока 2 класс "Повторение приёмов и способов проверки орфограмм в корне слова"
Технологическая карта урока-соревнования по теме: "Повторение приёмов и способов проверки орфограмм в корне слова". УМК Планета Знаний....
Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС
Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...
технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула
урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка" 2 класс
Тема: «Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения строить текст в определенной композиционной формеПланируемые результатыПредметные:з...
технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.
технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг. Город Бор Нижегородская область....
Технологическая карта урока чтения с использованием ИКТ - технологии по теме А.Спирин «Зимние приметы» (4 класс)
Пояснительная записка Технологическая карта урока чтения с использованием информационно – коммуникативных технологий с элементам...