урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Открытый урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к изображённым событиям, героям и их поступкам; работать над развитием речи учащихся; раскрыть смысл рассказа « Лев и собачка»; пробуждать чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим.
Оборудование и наглядность: карточки с текстом «Каким бывает снег?», карточки со словами из текста, на центральной части доски рисунки детей к рассказу «Какая бывает роса на траве», портрет Л. Толстого,4 карточки со словами: лев, собачка, клетка, горе, смерть; презентация «Толстой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lev_i_sobachka.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к изображённым событиям, героям и их поступкам; работать над развитием речи учащихся; раскрыть смысл рассказа « Лев и собачка»; пробуждать чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим.
Оборудование и наглядность: карточки с текстом «Каким бывает снег?», карточки со словами из текста, на центральной части доски рисунки детей к рассказу «Какая бывает роса на траве», портрет Л. Толстого,4 карточки со словами: лев, собачка, клетка, горе, смерть; презентация «Толстой».
- Работа с текстом « Каким бывает снег?»
(карточки с текстом раздаются на парты – работа осуществляется в парах)
Каким бывает снег?
Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.
В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снега по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.
Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьёт путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.
Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (По С. Иванову)
-. Прочитайте заголовок. Будем работать в парах. Прочитаем текст и ответим на вопрос, который задаёт автор. Для этого подчеркнём слова в тексте, которые будут являться ответом на вопрос.
(во время ответов на доску выставляются карточки):
робкий, тихий, белый, лёгкий |
тяжёлый, холодный, сыпучий |
колючий |
плотный, липкий, дырявый |
-Составьте «толстые» вопросы, ответами на которые будут группы слов, записанные на этих карточках.
2. Проверка домашнего задания
-Какие вопросы задают произведения, которые готовили дома? (Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря?) Кто автор?
Слайд 2 (портрет Л. Н. Толстого)
-Прочитаем об этом выразительно. 8 вид – работа с индивидуальными текстами)
- А вот такой увидели росу вы, когда читали рассказ. (открываю рисунки)
3. Составление истории по ключевым словам (работа в 4 группах по 6 человек)
-Интересные истории рассказал нам автор? А хотите попробовать себя в роли рассказчиков? Для этого нам необходимо сочинить свои истории. Помогут в этом ключевые слова-опоры.
Слайд 3 – лев, собачка, клетка, горе, смерть(эти же слова раздаю в группы)
-Проверка. Остальные группы слушают составленные истории и готовят по 1 «тонкому» вопросу по услышанному.
- К какому жанру вы отнесёте придуманные вами истории? (рассказ, сказка…)
Слайд 4(схема с ?)
-К каким жанрам относятся произведения, написанные Л. Н. Толстым?
Слайд 5 (заполненная схема)
4. Сообщение темы. Знакомство с былью «Лев и собачка»
-Сегодня познакомимся ещё с одним произведением Л. Толстого, героями которого тоже являются лев и собачка.
(Слайд 6) – быль
- Как понимаете слово «быль»? (Это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, не выдуманная история.)
5. Первичное знакомство с произведением
- Какие чувства возникнут у вас во время прослушивания этого произведения? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил её).
-Какая группа составила рассказ близкий по содержанию к прочитанному?
-Где произошла эта история? (в Англии, в Лондоне)
-История эта произошла очень давно. Может быть её рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен. Когда слышал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то всегда плакал. Эта черта – умение чувствовать чужие страдания, как свои, сохранилась в нём до конца жизни.
-Кто знает, как называется эта черта? (сострадание – карточка)
-Тему сострадания мы видим и в этом произведении.
6. Работа над содержанием рассказа
- Вторичное чтение по абзацу (пометить трудные слова)
- Словарная работа (Слайд 7-8) – барин - богатый человек, который имеет прислугу, зверинец – помещение, оборудованное для содержания и показа диких животных, ощетинился- поднял шерсть торчком при защите или нападении; засовы – большие задвижки для запирания дверей
-Прочитайте, как начинается рассказ?
-Что автор хотел нам показать? (Люди – безжалостны, они уничтожали бедных животных, смотрели на эту расправу)
-Зачем же Лев Николаевич именно так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)
-Почему лев сразу не съел собачку? (Она была игривая, ласковая, махала хвостом, словно, просила не есть её.)
-Что связало двух животных? (Дружба, взаимопонимание)
- А в чём выражалась дружба и забота льва по отношению к собачке? (делился мясом лев, спали вместе)
- Составление диалога:
-Если бы лев и собачка могли говорить, какой диалог между ними мог бы состояться? (в парах) Обсудите в парах.
- Выборочное чтение
-Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина вернуть собачку хозяину? (ощетинился и зарычал)
-Почему умерла собачка?
-Как лев воспринял смерть друга? Зачитайте.
- Почему лев не принял другой собачки?
-Как смерть друга повлияла на льва? (Умирает, не перенёс потерю друга)
-Как автор относится к собачке? (Он её любит.)
Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие слова — добрые, ласковые.)
-Что хотел выразить Толстой этим небольшим произведением? Сделаем вывод.
Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе и утрату. Здесь показана преданность чувству любви к другу. Слайд 9
Итог урока
Что нового узнали на уроке о писателе, ознакомившись с новым рассказом?
-Что будет с нами, если исчезнет добро, красота, любовь - общечеловеческие ценности?
( Мы превратимся в злых, чёрствых, безжалостных)
Дома: пересказать близко к тексту, создать обложку к произведению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.
В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...
Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.
Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....
Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
Происходит привлечения внимания детей к биографии писателя,понимание особенностей жанра "рассказ-быль". Формирование умения более глубоко и точно передавать мысли и чувства, заложенные автором в произ...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Лев и собачка" Л.Н.Толстого.
Презентация к открытому уроку...
Урок литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой "Лев и собачка" (3 класс)
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка».Цели урока: Создать условия для:ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»совершенствова...
Урок литературного чтения, 3 класс. Тема урока: Л.Н. Толстой "Лев и собачка".
Комбинированный урок, цель которого - раскрытие трагедийного смысла были «Лев и собачка»....
Урок литературного чтения по теме "Л.Н.Толстой. Лев и собачка"
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема "Л.Н.Толстой.Лев и собачка".УМК "Школа России"....