Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе Л. Ф. Климанова В.И. Белов. "Ещё про Мальку".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Казакова Елена Александровна

Данный урок относится к разделу «Люби живое» в системе образовательной программы. В основу урока легло целенаправленное и систематическое использование приема антиципации для усиления субъектной позиции младших школьников, проблемно – исследовательская работа; личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, развивающая технологии обучения. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями девятилетних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3-м классе по программе  Л. Ф. Климанова

В.И. Белов. "Ещё про Мальку"

Цели урока:

  • продолжить изучение творчества В. И. Белова;
  • познакомить детей с новым произведением “Еще про Мальку”;
  • научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения “Еще про Мальку”;
  • помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;
  • расширять читательский опыт учащихся;
  • развивать речь, мышление;
  • отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
  • тренировать наблюдательность;
  • воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • учебник “Родная речь” (книга 2, часть 2) (авт. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова);
  • аудиозапись отрывка из рассказа “Верный и Малька”;
  • таблицы;
  • тренажеры;
  • сигнальные карточки;
  • книга В. И. Белова “Ещё про Мальку”.

Используемые технологии: ИКТ, работа в группах, игровые, личностно ориентированные, здоровье сберегающие.

Ход урока

I. Формулирование темы и цели урока. Сегодня на уроке мы  продолжим знакомство с творчеством известного русского писателя – знатока деревенской жизни, доброго, талантливого  человека. (Учитель вешает портрет на доску) Его имя...

Д. Василий Иванович Белов.

Д.  Работа в карточках по вариантам. Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.

1-й вариант: «еМщАёЛпЬрКоУ».

2-й вариант:

6

27

7

17

18

16

14

1

13

28

12

21

У. Назовите тему урока полностью.

Д. Тема урока «Василий Иванович Белов и его произведение «Ещё про Мальку»

У. Используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

  • расширить знания о Ж и Т … … …;
  • познакомиться с произведением … … … «… … …»;
  • учиться ??? … «… …».

Д. Цель урока:

     *расширить знания о жизни и творчестве Василия Ивановича Белова;

      *познакомиться с произведением Василия Белова «Ещё про Мальку»;

      * учиться анализировать произведение «Ещё про Мальку».

II. Подготовительная работа.

У. Начнём работу над первой частью цели урока.

Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?

Д. Василий Иванович Белов родился в 1932 г. в селе Тимониха Вологодской области в семье крестьянина. Его папа до войны каждый вечер читал своим сыновьям книги. Старший брат Юрий научил читать Василия до школы.

Слайд 1. Заглянем в литературную гостиную.

У.  Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства  ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотека. Иногда собирал книги с чердаков брошенных домов. Все  книги Вася изучил  от корки до корки.  Иногда специально растягивал удовольствие и читая медленно, чтобы надолго  хватило. Любимой  была  А.П.Гайдара "Дальние страны". Когда Василий Иванович стал писателем, написал много книг, в том числе серию рассказов «Про Мальку». Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.

III. Проверим домашнее задание по тренажёру.

С А М З Л

Ф В А Ж И

Е Т Л Ц Д

Д О Ь Щ И

Я Р К А Я

Ч К А С Ш

Задание 1. Уч. - На этом тренажёре “затерялись” действующие лица из рассказа “Малька провинилась”. Помогите их найти. (Малька, Федя ,Лидия, автор)

Нарисуйте словесный портрет внешности Мальки.

Задание 2. -Из набора рисунков собак выберите на ваш взгляд самый подходящий для нашей героини.

- Какой у нашей героини характер? (прослушать запись отрывка рассказа “Верный и Малька”)

Задание 3.

Прочитать соответственно выражению масок:

с. 77 абзац 5 предложение (- Сиди! – осадила ее Лидия. – Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому они нужны…)

Задание 4.

Работа в группах (решение проблем).

1-ая группа:

В чём провинилась Малька? За что её ругала Лидия?

2-ая группа:

Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?

3-ая группа:

Как вы понимаете слова “материнская верность собаки”? Покажите на примере Мальки.

Задание 5.

Вопрос:

Куда это Малька каждый день бегает?

 (Выбранный ответ доказать словами текста)

IV. Работа с новым материалом.

Первичное восприятие произведения (чтение учителя можно заменить прослушиванием аудиозаписи).

Уч. – К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (рассказ)

Уч. – Почему вы так решили? Докажите. (Все события происходят в реальной жизни)

Уч. – Кто главный герой в рассказе?

Уч. – Что нового вы узнали про Мальку?

Словарная работа.

Слайд 2.

1. Антиципация частей слова.

пригля----дывая

поста----вить

подбе ----жали

взгля----нул

свис----тели

(Прикрыть листом вторую половину слов, читать начальные элементы, добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется)

Слайд 3.

2. Трудночитаемые слова

за-хлеб-ну-лась

бес-по-мощ-на-я

стре-ми-лась

под-пра-вил

Слайд 4.

3. Упражнение “Фотоглаз”

лава

плесо

верши

низина

обормот

обомлел

Правила работы.

а) Открыть на 5 секунд для запоминания.

- Какие слова запомнили?

б) Выслушать ответы учащихся.

в) Объяснить значение слов, используя словари Ожегова.

- Какое слово лишнее? Почему? (обомлел – глагол) Слайд 5.

2. Чем отличается пара слов?:

нахлебалась

- захлебнулась,

причалил

приплыл,

наловил

- выловил,

подбежала

прибежала,

набиваясь

 выбиваясь.

(приставки изменяют смысл слов)

Уч. – Какие из этих слов встречались в рассказе? Подтвердить словами текста.

Работа с текстом.

Уч. – Где пролегал путь Мальки в соседнюю деревню?

В подтверждение читаем 1 и 2 абзац способом “буксир” (учитель выступает в роли ведущего, по его знаку к чтению по одному присоединяются дети, в итоге синхронно читает весь класс).

Уч. – Как автор изобразил картину наступающей весны?

- Как меняется настроение автора к концу 2 абзаца? (Радость от изменений в природе сменилась тревогой за  Мальку)

V. Физкультминутка.

3 абзац читаем способом “догонялки” (чередуясь: учитель - дети)

Уч. В какой переплет угодила Малька?

3 абзац 4 строка.

Уч. Найдите предложение: Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!

- Найдите в предложении имена прилагательные.

- Какую роль играют имена прилагательные в этом предложении? (уточняют существительное, подчеркивают всю серьезность момента)

- С каким настроением вам хотелось бы прочитать это предложение? Почему?

а) Прочитать удивленно.

б) Прочитать равнодушно.

в) С восторгом.

г) С вопросом.

д) С негодованием.  

Как вы думаете, почему Малька бросилась в бурлящую реку? Что толкнуло её на такой поступок?

- Какая пословица подходит к описываемому событию?:

Сам погибай, а товарища выручай.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет?

Уч. – Опишите своими словами, что заставило автора волноваться. Как бы вы поступили в ситуации с Малькой?

Чтение концовки.

Задания:

1. Пробежаться глазками, приготовиться к чтению по ролям.

Уч. – Как закончилась эта история? В какой момент вы особенно переживали за Мальку?

Слайд 6.

Попробуем дать характеристику нашей героине.

храбрая

умная

злая

добрая

заботливая

ласковая

верная

кусачая

- Какими из этих качеств обладает наша собака?

- А теперь попробуем дать характеристику людям, которые принимают участие в судьбе Мальки.

добрые

злые

глупые

умные

равнодушные

верные

заботливые

ленивые

трудолюбивые

переживающие

талантливые

- С какими людьми вам хотелось бы общаться?

- Проведем параллель между характеристиками людей и животного. Что общего? В чем различие?

- Общее, как видите, есть.

Василий Иванович в своих рассказах наделяет животных качествами человека. Но нельзя забывать, что человек – высшая ступень развития, а значит и спрос с него больше.

VI. Итог урока.

Уч. Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас, ребята: понравились ли вам рассказы В. И.Белова?

Что вы можете сказать о его отношении к героям своих произведений?

Сегодня вы, как всегда, хорошо трудились на уроке. Отметьте свою работу на уроке смайликами.

Отметки и пожелания вас ждут в электронном дневнике.

VII.  Домашнее задание.

Написать в тетрадях по литературному чтению свой собственный рассказ о собаке, будь то Малька или Дружок. Нарисовать понравившийся эпизод из жизни собачки.

Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя.  Ещё раз поняли, что всегда нужно  поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим.

Вспомним любимые строки:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то поможет

 Твоя теплота иль дружба твоя.

То день не напрасно был прожит.

На свете живёшь ты не зря!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».

Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока литературного чтения в 3 г классе на тему: «В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)

Конспект урокалитературного чтения в 3 г классе на тему: «В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)...