Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по программе Л. Ф. Климанова В.И. Белов. "Ещё про Мальку".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Данный урок относится к разделу «Люби живое» в системе образовательной программы. В основу урока легло целенаправленное и систематическое использование приема антиципации для усиления субъектной позиции младших школьников, проблемно – исследовательская работа; личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, развивающая технологии обучения. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями девятилетних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3-м классе по программе Л. Ф. Климанова
В.И. Белов. "Ещё про Мальку"
Цели урока:
- продолжить изучение творчества В. И. Белова;
- познакомить детей с новым произведением “Еще про Мальку”;
- научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения “Еще про Мальку”;
- помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;
- расширять читательский опыт учащихся;
- развивать речь, мышление;
- отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
- тренировать наблюдательность;
- воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” (книга 2, часть 2) (авт. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова);
- аудиозапись отрывка из рассказа “Верный и Малька”;
- таблицы;
- тренажеры;
- сигнальные карточки;
- книга В. И. Белова “Ещё про Мальку”.
Используемые технологии: ИКТ, работа в группах, игровые, личностно ориентированные, здоровье сберегающие.
Ход урока
I. Формулирование темы и цели урока. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством известного русского писателя – знатока деревенской жизни, доброго, талантливого человека. (Учитель вешает портрет на доску) Его имя...
Д. Василий Иванович Белов.
Д. Работа в карточках по вариантам. Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.
1-й вариант: «еМщАёЛпЬрКоУ».
2-й вариант:
6 | 27 | 7 | 17 | 18 | 16 | 14 | 1 | 13 | 28 | 12 | 21 |
У. Назовите тему урока полностью.
Д. Тема урока «Василий Иванович Белов и его произведение «Ещё про Мальку»
У. Используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Цель:
- расширить знания о Ж и Т … … …;
- познакомиться с произведением … … … «… … …»;
- учиться ??? … «… …».
Д. Цель урока:
*расширить знания о жизни и творчестве Василия Ивановича Белова;
*познакомиться с произведением Василия Белова «Ещё про Мальку»;
* учиться анализировать произведение «Ещё про Мальку».
II. Подготовительная работа.
У. Начнём работу над первой частью цели урока.
Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?
Д. Василий Иванович Белов родился в 1932 г. в селе Тимониха Вологодской области в семье крестьянина. Его папа до войны каждый вечер читал своим сыновьям книги. Старший брат Юрий научил читать Василия до школы.
Слайд 1. Заглянем в литературную гостиную.
У. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У отца имелась небольшая библиотека. Иногда собирал книги с чердаков брошенных домов. Все книги Вася изучил от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читая медленно, чтобы надолго хватило. Любимой была А.П.Гайдара "Дальние страны". Когда Василий Иванович стал писателем, написал много книг, в том числе серию рассказов «Про Мальку». Прочитав эту маленькую книжку, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно.
III. Проверим домашнее задание по тренажёру.
С А М З Л
Ф В А Ж И
Е Т Л Ц Д
Д О Ь Щ И
Я Р К А Я
Ч К А С Ш
Задание 1. Уч. - На этом тренажёре “затерялись” действующие лица из рассказа “Малька провинилась”. Помогите их найти. (Малька, Федя ,Лидия, автор)
Нарисуйте словесный портрет внешности Мальки.
Задание 2. -Из набора рисунков собак выберите на ваш взгляд самый подходящий для нашей героини.
- Какой у нашей героини характер? (прослушать запись отрывка рассказа “Верный и Малька”)
Задание 3.
Прочитать соответственно выражению масок:
с. 77 абзац 5 предложение (- Сиди! – осадила ее Лидия. – Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому они нужны…)
Задание 4.
Работа в группах (решение проблем).
1-ая группа:
В чём провинилась Малька? За что её ругала Лидия?
2-ая группа:
Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?
3-ая группа:
Как вы понимаете слова “материнская верность собаки”? Покажите на примере Мальки.
Задание 5.
Вопрос:
Куда это Малька каждый день бегает?
(Выбранный ответ доказать словами текста)
IV. Работа с новым материалом.
Первичное восприятие произведения (чтение учителя можно заменить прослушиванием аудиозаписи).
Уч. – К какому жанру относится прочитанное мною произведение? (рассказ)
Уч. – Почему вы так решили? Докажите. (Все события происходят в реальной жизни)
Уч. – Кто главный герой в рассказе?
Уч. – Что нового вы узнали про Мальку?
Словарная работа.
Слайд 2.
1. Антиципация частей слова.
пригля----дывая
поста----вить
подбе ----жали
взгля----нул
свис----тели
(Прикрыть листом вторую половину слов, читать начальные элементы, добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется)
Слайд 3.
2. Трудночитаемые слова
за-хлеб-ну-лась
бес-по-мощ-на-я
стре-ми-лась
под-пра-вил
Слайд 4.
3. Упражнение “Фотоглаз”
лава
плесо
верши
низина
обормот
обомлел
Правила работы.
а) Открыть на 5 секунд для запоминания.
- Какие слова запомнили?
б) Выслушать ответы учащихся.
в) Объяснить значение слов, используя словари Ожегова.
- Какое слово лишнее? Почему? (обомлел – глагол) Слайд 5.
2. Чем отличается пара слов?:
нахлебалась
- захлебнулась,
причалил
– приплыл,
наловил
- выловил,
подбежала
– прибежала,
набиваясь
– выбиваясь.
(приставки изменяют смысл слов)
Уч. – Какие из этих слов встречались в рассказе? Подтвердить словами текста.
Работа с текстом.
Уч. – Где пролегал путь Мальки в соседнюю деревню?
В подтверждение читаем 1 и 2 абзац способом “буксир” (учитель выступает в роли ведущего, по его знаку к чтению по одному присоединяются дети, в итоге синхронно читает весь класс).
Уч. – Как автор изобразил картину наступающей весны?
- Как меняется настроение автора к концу 2 абзаца? (Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку)
V. Физкультминутка.
3 абзац читаем способом “догонялки” (чередуясь: учитель - дети)
Уч. В какой переплет угодила Малька?
3 абзац 4 строка.
Уч. Найдите предложение: Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!
- Найдите в предложении имена прилагательные.
- Какую роль играют имена прилагательные в этом предложении? (уточняют существительное, подчеркивают всю серьезность момента)
- С каким настроением вам хотелось бы прочитать это предложение? Почему?
а) Прочитать удивленно.
б) Прочитать равнодушно.
в) С восторгом.
г) С вопросом.
д) С негодованием.
Как вы думаете, почему Малька бросилась в бурлящую реку? Что толкнуло её на такой поступок?
- Какая пословица подходит к описываемому событию?:
Сам погибай, а товарища выручай.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет?
Уч. – Опишите своими словами, что заставило автора волноваться. Как бы вы поступили в ситуации с Малькой?
Чтение концовки.
Задания:
1. Пробежаться глазками, приготовиться к чтению по ролям.
Уч. – Как закончилась эта история? В какой момент вы особенно переживали за Мальку?
Слайд 6.
Попробуем дать характеристику нашей героине.
храбрая
умная
злая
добрая
заботливая
ласковая
верная
кусачая
- Какими из этих качеств обладает наша собака?
- А теперь попробуем дать характеристику людям, которые принимают участие в судьбе Мальки.
добрые
злые
глупые
умные
равнодушные
верные
заботливые
ленивые
трудолюбивые
переживающие
талантливые
- С какими людьми вам хотелось бы общаться?
- Проведем параллель между характеристиками людей и животного. Что общего? В чем различие?
- Общее, как видите, есть.
Василий Иванович в своих рассказах наделяет животных качествами человека. Но нельзя забывать, что человек – высшая ступень развития, а значит и спрос с него больше.
VI. Итог урока.
Уч. Подводя итог нашего урока, я хочу спросить у вас, ребята: понравились ли вам рассказы В. И.Белова?
Что вы можете сказать о его отношении к героям своих произведений?
Сегодня вы, как всегда, хорошо трудились на уроке. Отметьте свою работу на уроке смайликами.
Отметки и пожелания вас ждут в электронном дневнике.
VII. Домашнее задание.
Написать в тетрадях по литературному чтению свой собственный рассказ о собаке, будь то Малька или Дружок. Нарисовать понравившийся эпизод из жизни собачки.
Сегодня мы прикоснулись к творчеству Василия Ивановича Белова и по-новому увидели не только окружающий мир, но и самих себя. Ещё раз поняли, что всегда нужно поступать по совести: прийти на помощь в трудную минуту, уважительно относиться к окружающим.
Вспомним любимые строки:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то поможет
Твоя теплота иль дружба твоя.
То день не напрасно был прожит.
На свете живёшь ты не зря!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».
Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...
Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские писатели"....
Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.
1. Название разработки - уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."
Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...
конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, в...
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Конспект урока литературного чтения в 3 г классе на тему: «В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)
Конспект урокалитературного чтения в 3 г классе на тему: «В.И.Белов «Еще про Мальку» (обобщение)...