Урок для 3 класса по литературному чтению по программе "Перспектива Паустовский К. "Барсучий нос"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок литературного чтения по теме: К. Паустовский "Барсучий нос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3-«А» классе 15.10.14

Учитель: Калистратова Т.П. г. Магнитогорск

Тема: К. Г. Паустовский «Барсучий нос»

Цель :  познакомить учащихся с творчеством русского писателя К. Г. Паустовского, обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать вывод;  развивать познавательный и читательский интерес; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портрет К. Г. Паустовского, выставка книг.

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На столах у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

Прочитайте тему нашу,

Сообщите всему классу.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы прочитаем и проанализируем рассказ К. Г. Паустовского «Барсучий нос» и составим план этого рассказа.

III. Подготовка к восприятию

1. Знакомство с биографией писателя.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателямиВо второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

Сегодня мы познакомимся с лесным жителем из рассказа Паустовского «Барсучий нос».

- Как вы думаете, о каком лесном жителе повествует нам К. Г. Паустовский?

2. Сообщение о барсуке.

– По каким приметам мы можем узнать барсука?

Ученик. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела- 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку. Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых.

3. Словарная работа.

Дёготь – тёмный, смолянистый жидкий продукт.

Вереск – вечнозелёный кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.

Пуд – это старинная единица массы, равная 16 килограммам.

IV. Работа по теме

1. Чтение и анализ рассказа.

I часть – читает ученик

– Какие литературные приёмы использует писатель в этом отрывке?

– О каких приметах осенней природы рассказывает писатель?

– С чем сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)

II часть – чтение «по цепочке»

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Найдите и прочитайте, как отдыхавшие у костра люди, обнаружили присутствие какого-то зверя?

– Почему барсук прибежал к костру?

– Прочитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

 –Нарисуйте словесную картину к этой части

– О чём говорится во второй части?

– Как мы её озаглавим(Ужин у костра)

V. Физминутка

- Как живешь?
- Вот так! 
(Дети показывают большой палец.)
- Как идешь?
- Вот так! 
(По ладони ведут двумя пальцами, показывая шаги.)
- Как бежишь?
- Вот так! 
(Дети имитируют бег движениями рук.)
- Как ты спишь?
- Вот так! 
(Дети подкладывают на руки голову.)
- Как смеешься?
- Вот так! 
(Дети улыбаются друг другу.)
- Как садишься?
- Вот так! 
(Дети садятся тихонько за парты.)

VI. Продолжение работы по теме
III часть – читает учитель

– Кто первым услышал фырканье зверя?

а) Краткий пересказ по опорным словам: фырканье зверя, мокрый чёрный нос, маленький барсук, картошка.

б) Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

/Барсук (взвизгнул) и с отчаянным воплем (бросился) обратно в траву. Он (бежал и голосил) на весь лес, (ломал) кусты и (плевался) от негодования и боли./

в) Прочитайте, как повели себя обитатели леса и реки.

/Без времени (заорали) испуганные лягушки, (всполошились) птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, (ударила) пудовая щука./

- О чём узнали из третьей части?

-Как мы её озаглавим? (Зверёк решил поужинать у людей.)

IV часть – самостоятельное чтение

– Придумайте вопросы к этой части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

– Из каких строк видно, что барсуку было очень больно?

– Поднимите руку, кто из вас получал ожог?

– При ожоге нужно больное место подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос.)

V часть – читает учитель

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год.)

2. Чтение полученного плана.

I.Осенняя рыбалка на озере.

II.Ужин у костра.

III.Зверёк решил поужинать у людей.

IV.Барсук лечит нос.

V.Встреча через год.

VII. Итог урока

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

- Запомните, что наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

- Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

VIII. Рефлексия

Меня удивило…..

Мне стало жалко…

Мне не понравилось…

Меня восхитило…

Меня поразило...

IX. Домашнее задание: прочитать и подготовить пересказ от лица барсука


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К. Паустовский «Барсучий нос» (4 картинки) Цель работы: составление пересказа с опорой на сюжетные картин­ки; обогащение словаря учащихся, обозначающего состояние барсука, его внешний вид, повадки.

Слайд 2

Внимательно рассмотрите первую картинку и найдите текст к этой картинке. Подумайте и скажите в одной фразе, о чем вы прочитали (о любопытном и жадном барсуке, появившемся у костра). — Найдите описание барсука и прочитайте его (сердито сопел, оза­боченно бегал, шумел высокой травой...). Озаглавьте картинку («Неожиданный гость»).

Слайд 3

(« Несчастье»; «Барсук обжег нос»). Найти и прочитать соответст вующий текст, придумать заго­ловок

Слайд 4

Найти текст, прочитать, выделить словосочетания (засунул в мокрую холодную труху, обожженный нос...), а затем озаглавить картинку («Лесная лечебница». «Барсук лечится». «Барсук лечит нос»).

Слайд 5

План Неожиданный гость сердито сопел, озабоченно бегал, шумел высокой травой, фыркал, сердился; высунул черный нос, нюхал воздух, дрожал от жадности, ост­рая морда с черными пронзительными глазами, полосатая шкурка. Несчастье . (Барсук обжег нос) Прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Барсук взвизгнул, бросился с отчаянным воп­лем, бежал и голосил на весь лес, ломал кусты, плевался от негодования и боли. Лесная лечебница. (Барсук лечится. Барсук лечит нос) Стоял неподвижно, холодил несчастный нос, барсук рычал, лягался задними пушистыми лапами Страданье барсука Сел , заплакал, смотрел круглыми и мокрыми глазами , стонал и облизывал шершавым язы­ком больной нос, как будто просил о помощи.

Слайд 6

Примерный текст пересказа (с элементами описания). Осенним вечером мы сидели у костра и жарили картошку. Вдруг услышали, как сердито сопит и озабоченно бегает зверь. Сначала пока­залась острая мордочка с пронзительными глазами и черным носом. Затем — полосатая шкурка. Барсук внезапно прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. От боли он взвизгнул и с отчаянным воплем убежал в кусты. На следующий день барсук лечил нос. Он нашел трухлявый пень и засунул в него обожженный нос... Он стонал от боли, облизывал шерша­вым языком нос и плакал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс

На уроке используются  приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавате...

Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...

Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»  Планируемые результаты:П...

Технологическая карта урока литературного чтения «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «К.Г.Паустовский «Барсучий нос»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произве...