Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме
На уроке используются приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавательной активности учащихся, мышления, творческих способностей детей. Данный урок способствует воспитанию доброты, отзывчивости, умения сопереживать, прививает любовь ко всему живому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok12_oktyabrya.docx | 79.28 КБ |
prezentatsiyaurok_12_oktyabrya.ppt | 981.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
1) познакомить с произведением; обучать приемам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали; продолжить формирование навыка работы в группах;
2) через учебно-дидактические игры развивать познавательную активность обучающихся, мышление, внимание, творческие способности; содействовать более глубокому и прочному усвоению произведения, усилить эмоциональное восприятие рассказа; активизировать стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, приобретению опыта речевого общения;
3) воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому
Оборудование и оснащение:
- Мультимедиа проектор с экраном
- Рисунки детей ко всем частям рассказа,
- Конверт с заданиями
- Костюмы для котов
- Выставка книг К. Паустовского
- Организационный
этап У нас урок литературного чтения. И начнем мы его, вспомнив мудрую пословицу
Слайд 1
«Не на пользу книги читать, если только вершки с них хватать»
-Как понимаете ее?
(читать надо вдумчиво, внимательно, запоминать прочитанное, думать о смысле произведения)
-А какой должна быть наша речь?
(правильной, выразительной, лаконичной, т.е. краткой и понятной)
- Речевая разминка Слайд 2
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх, древнегреческий писатель, философ)
На уроках литературного чтения мы и учимся такой речи. Чисто, четко, внятно научиться говорить нам помогают разные игры, чистоговорки, а также скороговорки.
Слайд 3
Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить,
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.
- Мотивационный этап А теперь отгадайте загадку
Красив он и строен, длинноус и мохнат
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей (кот)
-Давайте скажем отгадку хором
/появляются три кота/
1-й Мы все коты усатые,
2-й Пушистые, мохнатые,
3-й Веселые, ученые коты.
1-й Нас в сказках дети знают,
2-й нас любят, уважают:
3-й Усатые, мохнатые, веселые коты.
1-й Вы отгадайте все же
2-й Вы отгадайте все же
3-й Вы отгадайте все же
Все: Ну, кто же, кто же, ну, кто же мы?
Учитель: Попробуем отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов
1-й -Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин)
2-й -Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился...(кот Базилио)
3-й -Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд)
Учитель: А я предлагаю дружно провести фонематическую зарядку
Слайд 4
М, Н, Г, Х, Ф, В, Р
Леопольд: Все эти 7 звуков могут издавать кошки
Матроскин: Кстати, гораздо бооольше, чем собаки!
- Выход на тему
урока
Кот-ворюга: Слышу, знакомые звуки
Учитель: А вы кто?
Кот-ворюга: Я отчаянный кот-
Ростом с комод,
Усище с аршин,
Глазище с аршин,
Хвост трубой –
Вот я какой!
Учитель: -Уважаемые коты, вы знакомы с ним? (нет)
-Ребята, а вы узнаете гостя? (кот-ворюга)
-А хотите познакомиться с ним поближе? Поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот-ворюга», которое вы читали дома и рисовали к нему рисунки. А также сегодня мы вспомним одно из правил поведения, отношения ко всему живому.
Слайд 5
Портрет писателя
Константин Георгиевич Паустовский
(1892-1968)
«Кот-ворюга»
С творчеством К. Паустовского мы уже знакомились раньше. Паустовский написал такие книги как «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Подарок».
У нас получилась целая выставка книг К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в библиотеке.
Работать сегодня будем в группах. Задания вы выполняли дома по группам. Сообщение о писателе нам приготовили 3 группа. Кто у вас будет отвечать?
Константин Паустовский родился в Москве……
- Словарная работа Прежде чем прочесть текст, объясните значение некоторых слов.
С толковым словарем работали ребята 1 группы.
Отчаяние – состояние безнадежности, безвыходности
Кукан – веревка, на которую надевали пойманную рыбу.
Тесовая крыша – сделанная из деревянных досок.
Босяцкие (выходки) – поведение невоспитанного человека
Подпалина – рыжеватое пятно.
Слайд 6
Проверяем, правильно ли ребята объяснили нам слова
- Чтение рассказа До чтения.
-Откройте тетради на печатной основе.
-Рассказ называется «Кот-ворюга»
-Кого называют ворюгой ? (того, кто ворует)
-Давайте подберем однокоренные слова, которыми можно назвать того, кто ворует
Вор, воришка, ворище, ворюга.
Какой корень? Выделите.
Во время чтения подумайте, почему автор выбрал из этих слов именно слово ворюга?
2 группа готовила выразительное чтение 1, 2, 3 части
4 группа приготовила нам игру «Живая картинка» по 4-й части рассказа. Ребята попробуют мимикой, жестами и звуками показать услышанное.
-Почему так назван рассказ?
Вывод: автор называет кота с презрением – «ворюга». До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.
Слайд 7
А теперь все вместе делимся впечатлениями о прочитанном и играем в другую игру «Свободный микрофон»
Вы можете воспользоваться словами – помощниками
«Мне кажется…» (с животными так нельзя обращаться, он же был ничей, а этого не должно быть)
«Впечатление произвел….»
«Особенно запомнился….»
«Поразило, удивило…..» (как только кота накормили, он отплатил благодарностью, изменился, не стал воровать)
- Физминутка Слайд 8
Физминутка «Это про меня»
«Да» - хлопать над головой
«Нет» - хлопать за спиной
-У нее бесшумная походка…
-Она лает, если к дому подходит кто-то чужой
-Она умеет мурлыкать
-С ней человек ходит на охоту
-Она узнает об окружающем мире с помощью усов
-Ее называют другом человека
-Она умывается собственной лапкой…
Работаем вместе
-Отчего люди пришли в отчаяние?
-Как часто кот воровал?
-Что воровал кот?
-Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки?
-Как поймали кота?
- Творческая работа
Работа в группах –
Составление портрета
Главного героя в произв. Слайд 9
Составим литературный портрет кота-ворюги
-Что входит в понятие портрет? (портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка)
Портрет
Продолжим работу в группах
Вашими помощниками будут наши коты
Откройте конверты и прочитайте задания
1 группа находит в тексте описание внешнего вида кота-ворюги
Консультант – кот Матроскин
2 группа находит описание действий и поступков кота, его характер
Консультант – кот Леопольд
3 группа находит в тексте авторскую оценку
Консультант - кот Базилио
Пока составляется портрет кота-ворюги 4 группа работает с рисунками, которые все ребята рисовали к разным частям рассказа Ваше задание: выбрать самые интересные на ваш взгляд иллюстрации и расположить их в той последовательности, в которой идет повествование рассказа (Консультант кот-ворюга)
Проверка.
1 группа - рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий… огненно-рыжий… с белыми подпалинками на животе
2 группа - обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
3 группа - кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки.
- Рефлексия
Размышление о своем
внутреннем состоянии,
самоанализ. -В рассказе кота называют то кот-ворюга, то милиционер.
А наш гость, какое имя предпочитает носить? (милиционер)
-Тогда вам стоит внести изменения в его внешний облик. (коты помогают коту-ворюге причесаться, склеивают ему ухо, вместо отрубленного кота приделывают целый, надевают милицейскую фуражку.)
-В рассказе К. Паустовского кот тоже преобразился. А какие изменения еще произошли с котом? (он перестал воровать и стал помогать людям)
Работа в тетрадях на
печатной основе Слайд 10
Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта
-Как вы понимаете эти слова?
-А какой вывод вы сделали для себя? (любить животных, не бросать их в беде, нести ответственность за них)
Выборочное чтение Слайд 11
Подтвердите правильность следующих утверждений отрывком из
Текста
Паустовский - писатель-пейзажист
Ленька не только бесстрашный и ловкий, но и добрый
- Итог урока -Кто и как помог коту в том, что он изменился? (дети. Они
накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола)
-Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство?
-В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но и добрые дела по отношению к бездомным животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довел ее до такого состояния)
-Скажите, на этот раз удалось ли Паустовскому оставить след в вашей душе?
-О чем задумались вы? (каждый может помочь беззащитным существам, внести посильный вклад в дело защиты)
Послушайте стихотворение
Бездомный кот
Ученица: Однажды я встретила бездомного кота
-Как кот ваши дела?
Ученик: -Ничего, понемножку
Ученица: -Я слышала, что вы тяжело заболели
Ученик: -Болел я.
Ученица: Так значит лежали в постели?
Ученик: -Лежал я на улице много недель
Бездомному некуда ставить постель.
Ученица: Подумала я: «Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным,
Слышите кот? Пойдемте со мной
Темнеет, и значит, пора нам домой
Мы шли с ним по улице гордо и смело
Я молча, а кот – он тихонечко пел
Пел о чем? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой
Собственный дом
Слайд 13
Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и твори добро, Человек!
Домашнее
Задание отрывок наизусть
из 1 и 2 части Слайд 14
Спасибо за труд! Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием ИКТ. 1 класс Г..Юдин "верблюжонок Бюль-Бюль"
Урок с использованием ИКТ. На конкурсе уроков занявший 1 место....
Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс
Интегрированный урок литературного чтения и информационной культуры 2 класс.Тема:А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Множество.Тип урока: урок-закрепление изу...
Конспект урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс «Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учёбе»
Конспект урока...
Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)
Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....
Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....