- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 | Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» |
2 | Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. №2821-10), зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 3997. |
3 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (2009);
|
4 | Авторские программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой 2013г.)
|
5 | Авторская программа Ефросининой Л. А. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).
|
6 | Примерный учебный план (недельный) для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 уч.г. в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования |
7 | Учебный план МБОУ Крымской СОШ №5 на 2014-2015 учебный год. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Основная цель курса:
- помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт4 - развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение);
- воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса:
· обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
· научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
· систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
· включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
· формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальнавозможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематическийпринципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.
Использование жанрового и авторскогопринципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятияпроизведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
- Место учебного предмета , курса в учебном плане
Учебным планом школы на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю, 35 рабочих недель)
- Содержание учебного предмета, курса
Круг чтения
Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
• произведения устного творчества русского и других народов;
• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы
Устное народное творчество 16 ч.
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Туга-ринЗмеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни 5ч.
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина 10ч
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов 5ч
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого 11ч
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова 7ч
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»;К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова 6ч
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка 6ч
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна 6ч
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина 7ч
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...»,.«Нивысжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза»,«Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского 8ч
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака 4ч
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева 6ч
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара 5ч
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина 7ч
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей 21ч
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика:
произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);
• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Элементы содержания |
|
|
| Основные виды учебной деятельности | Вид контроля |
|
1 | Устное народное творчество. (16 часов) | Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик» | 1 |
| Загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении |
|
|
| Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией |
|
|
2 |
| Малые формы фольклора: пословицы. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3–4 |
| Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» | 2 |
| Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом, определение главной мысли.Выявление характера героя, его поступков и их мотивов. Пересказ сказки от лица одного героя |
|
|
|
| Вводный контроль техники чтения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
| Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» | 1 |
| Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Работа с книгой: предисловие, послесловие |
|
|
|
|
|
|
6 |
| Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | 1 |
| Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям |
|
|
|
|
|
|
7–8 |
| Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках | 2 |
| Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу |
|
|
|
|
|
|
9 |
| Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова) | 1 |
| Слушание сказки. Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных. Наблюдение за развитием событий. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям |
|
|
|
|
|
|
10 |
| Малые формы фольклора: скороговорки, потешки | 1 |
| Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок |
|
|
|
|
|
|
11 |
| Устное народное творчество. «Проверь себя» Проверка навыка чтения вслух
| 1 |
| Обобщение по разделу. Литературная игра. Выставка прочитанных книг. |
|
|
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
12- |
| Былины. «Добрыня и Змей» | 2 |
| Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя |
|
|
|
|
|
|
13 |
| Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
| Былины. «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Вольга и Микула» | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
| Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович» | 1 |
| Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий |
|
|
|
|
|
|
16 |
| Былины. Обобщающий урок «Проверь себя» Проверка навыка чтения молча | 1 |
| Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства |
|
|
|
| Тематический контроль. Литературная викторина |
|
17 | Басни. (5 часа) | Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград» | 1 |
| Слушание басен. Словарная работа. Выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение |
|
|
| Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать |
|
|
18 |
| И. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица» | 1 |
| Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении |
|
|
|
|
|
|
19 |
| Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок» | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
20-21 |
| Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник» | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
| Басни. «Проверь себя» | 1 |
| Обобщение по разделу. Выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов |
|
|
|
| Тематический контроль. Конкурс чтецов басен |
|
23 | Произведения А. С. Пушкина. (10 часов) | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | 1 |
| Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражнения в выразительном чтении: определение задач чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения |
|
|
| Знать: – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм. Уметь: – находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи |
|
|
24 |
| Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | 1 |
| Слушание. Связь произведений литературы с музыкой. Работа с текстом: чтение и деление на части, составление словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией. Упражнение в выразительном чтении, описание героев. Их поведения, чувств |
|
|
|
|
|
|
25–27 |
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | 3 |
| Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение |
|
|
|
|
|
|
28–29 |
| Литературное слушание и работа с детской книгой «Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский. Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны» | 2 |
| Слушание сказки. Рассматривание книг со сказками А. С. Пушкина. Словарная работа. Деление текста на части, составление плана. Выборочное выразительное чтение по частям. Выставка книг «Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге |
|
|
|
|
|
|
30–31 |
| А. С. Пушкин. Стихи «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер», «Няне». К.Г. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина»
| 2 |
| Самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении |
|
|
|
|
|
|
32 |
| «Произведения А. С. Пушкина» «Проверь себя» Текущая проверка. Начитанность и читательские умения. | 1 |
| Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина» |
|
|
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
33 | Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (5 часов) | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» | 1 |
| Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении |
|
|
| Уметь: – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения |
|
|
34 |
| А. Майков «Осень» | 1 |
| Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание |
|
|
| (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение; – давать оценку своему чтению |
|
|
35 |
| А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» | 1 |
| Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка |
|
|
|
|
|
|
36 |
| Литературное слушание. И. Бунин «Листопад»
| 1 |
| Выставка книг «Стихи для детей» |
|
|
|
|
|
|
37 |
| Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» Итоговая проверка. Навык чтения вслух. | 1 |
|
| Обобщение по разделу. Выставка книг. Работа с книгой: тип книги, автор, заглавие. Оглавление, составление аннотации. Конкурс чтецов |
|
|
| Тематический контроль |
|
38-39 | Произведения Л. Толстого (11 часов) | Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк» | 2 |
|
| Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, |
|
| Уметь: – называть произведения Л. Н. Толстого разных жанров (в рамках программы); – различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); – называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания; |
|
|
|
|
|
|
| выделение морали. Чтение по ролям |
|
|
| – понимать содержание литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль; – делить текст на композиционные части; – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение; – рассказывать и пересказывать по готовому плану; – уметь представлять прочитанную книгу; – работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями) |
|
|
40-41 |
| Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | 2 |
| Особенности сказок Л. Н. Толстого. Вид сказок |
|
|
|
|
|
|
42-43 |
| Л. Толстой. Рассказы «Зайцы», «Лебеди». Дополнительное чтение. «Лев и собачка» | 2 |
| Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение в научно-познава-тельном тексте фактов и их описание |
|
|
|
|
|
|
44 |
| Л. Толстой «Прыжок» | 1 |
| Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев, формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. |
|
|
|
|
|
|
45 |
| Былина «Как боролся русский богатырь»
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
46 |
| Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь» | 1 |
| Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям |
|
|
|
|
|
|
47 |
| Литературное слушание. Книги Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение рассказов Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | 1 |
| Справка об авторе |
|
|
|
|
|
|
48 |
| Произведения Л. Толстого. Обобщающий урок Итоговая проверка. Навык чтения молча. | 1 |
| Обобщение по разделу. Работа с книгами Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. |
|
|
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
49 | Произведения Н. Некрасова. (7 часов) | Н. Некрасов «Крестьянские дети». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 1 |
| Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия «лирический герой», поиск слов, выражений, показывающих отношение автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении |
|
|
| Знать: – называть имя, отчество и фамилию поэта; – называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); – понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный». Уметь: – находить справку о поэте в книгах- справочниках; – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; |
|
|
50 |
| Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст) | 1 |
| Упражнение в выразительном чтении отрывка |
|
|
|
|
|
|
51 |
| Н. Некрасов «Славная осень» | 1 |
| Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень» |
|
|
|
|
|
|
52 |
| «Зеленый шум». К. И. Чуковский «Зеленый шум» | 1 |
| Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. Чуковского. Работа над содержанием |
|
|
|
|
|
|
53 |
| Стихи о природе. Н. Некрасов «Мороз-воевода» | 1 |
| Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза |
|
|
| – выражать свое отношение к прочитанному; – работать с аппаратом книг стихов Н. А. Некрасова |
|
|
54-55 |
| Произведения Н. Некрасова. К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова». Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем» | 2 |
| Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе |
|
|
|
|
|
|
56 |
| Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» | 1 |
| Обобщение по разделу |
|
|
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
57 | Произведения А. П. Чехова. (6 часов) | А. П. Чехов «Степь» | 1 |
| Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу |
|
|
| Уметь: – называть имя, отчество и фамилию писателя; – называть произведения А. П. Чехова (в рамках программы); – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие – имя героя, заглавие – главная мысль); – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – передавать краткое содержание изученногопроизведе- |
|
|
58 |
| А. П. Чехов «Белолобый», И. С. Тургенев «Лес и степь» | 1 |
| Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям |
|
|
|
| Промежуточный контроль техники чтения |
|
|
|
|
|
| Подготовка собственных высказываний по заданным темам |
|
|
| ния и пересказыватьтекст, сохраняя его художественные особенности; – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод; – пользоваться предисловием и послесловием в книгах |
|
|
59-60 |
| А. Чехов «Ванька». Дополнительное чтение Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова» | 2 |
| Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения |
|
|
|
|
|
|
61 |
| Литературное слушание. Книги о животных. Рассказ Л. Андреева «Кусака» | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
62 |
| Обобщение по разделу «Проверьте себя» Итоговая проверка. Тест. | 1 |
| Обобщение по разделу. Справочный материал об авторе. |
|
|
|
| Тематический контроль. |
|
|
|
|
|
| Выполнение самостоятельной работы, самооценка |
|
|
|
| Самостоятельная работа |
|
63 | Сказки зарубежных писателей. (4 часа) | Ш. Перро «Подарки феи» | 1 |
| Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана |
|
|
| Знать: – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). Уметь: – различать сказки народные и литературные; – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним; – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей |
|
|
64 |
| И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | 1 |
| Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного лучаВыразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану. |
|
|
|
|
|
|
65 |
| Литературное слушание. «В мире сказок». Сказки Г.-Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская» | 1 |
|
| Слушание сказок, повторение сказок-загадок, самостоятельное чтение |
|
|
|
|
|
66 |
| Обобщение по разделу «В мире сказок» Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания | 1 |
|
| Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра |
|
|
| Тематический контроль. Литературная викторина |
|
67 | Стихи русских поэтов. (7 часов) | И. Никитин «Русь» | 1 |
|
| Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. |
|
| Знать: – имена русских поэтов и их произведения; – понятия: тон, темп, ритм стихотворения. |
|
|
|
|
|
|
| Деление на части, выразительное чтение подготовленной части |
|
|
|
|
|
|
68 |
| И. Никитин «Утро» | 1 |
| Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения |
|
|
| Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть) |
|
|
69 |
| И. Суриков «Детство» Текущая проверка. Навык чтения вслух. | 1 |
| Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Деление на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
| Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…»
| 1 |
| Слушание. Работа с книгой |
|
|
|
|
|
|
71 |
| С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | 1 |
| Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе |
|
|
|
|
|
|
72 |
| Литературное слушание. Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва» | 1 |
| Сравнение стихов по темам, авторам. Подготовка к выразительному чтению |
|
|
|
|
|
|
73 |
| Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» Текущая проверка. Навык чтения молча. | 1 |
| Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских поэтов. Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов» |
|
|
|
| Тематический контроль. Творческая работа «Мой любимый поэт» |
|
74-75 | Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. 6ч
| Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 2 |
| Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки |
|
|
| Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; – произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту); – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
76 |
| Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | 1 |
| Слушание. Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ |
|
|
|
|
|
|
77-78 |
| Литературное слушание. Рассказы о животных. Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко» | 2 |
| Слушание. Беседа по содержанию прочитанного, определение главной мысли. Чтение по частям, выделение описания приюта, образа героя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| через его речь, озаглавливаниечастей. Комментирование заглавия |
|
|
|
|
|
|
79 |
| Обобщение по разделу. Рассказы Д. Мамина-Сибиряка | 1 |
| Обобщение по разделу. Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации |
|
|
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
80-81 | Произведение А. Куприна. 6ч
| А. И. Куприн «Синяя звезда» | 2 |
| Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. Работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев |
|
|
| Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их |
|
|
82 |
| А. Куприн «Барбос и Жулька» | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
83 |
| Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье» | 1 |
| Слушание. Работа с текстом: комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. Упражнение в выразительном чтении |
|
|
| в собственных творческих работах и устной речи; – самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам |
|
|
84 |
| Литературное чтение. А. Куприн «Ю-ю» | 1 |
| Слушание рассказа. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. |
|
|
|
|
|
|
85 |
| Обобщение по разделу «Рассказы А. Куприна» | 1 |
| Обобщение по разделу. Составление устных рассказов – описаний животных |
|
|
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
86 | Стихи С. Есенина. (7 часов) | С. Есенин. Стихи о Родине | 1 |
| Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении |
|
|
| Знать: – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина. Уметь: – определять тему и содержание стихотворения |
|
|
87 |
| С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи о природе | 1 |
| Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. Выразительное чтение, работа над интонацией |
|
|
| (мысли и чувства автора); – находить языковые средства художественной выразительности; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение |
|
|
88 |
| С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи о березе | 1 |
| Чтение. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф. Выразительное чтение |
|
|
|
|
|
|
89 |
| С. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 |
| Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина, А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение |
|
|
|
|
|
|
90 |
| Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня» | 1 |
| Слушание стихов. Выставка книг стихов русских поэтов о Родине, природе. Работа с аппаратом книги |
|
|
|
|
|
|
91 |
| Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина» Текущая проверка. Начитанность и читательские умения. | 1 |
| Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг |
|
|
|
| Тематический контроль. Конкурс чтецов |
|
92 |
| Библиотечный урок. Стихи русских поэтов | 1 |
| Работа с каталогами и библиотечными формулярами |
|
|
|
|
|
|
93-94 | Произведения К. Г. Паустовского. (8 часов) | К. Паустовский «Стальное колечко» | 2 |
| Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром |
|
|
| Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Уметь: – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя; – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
95 |
| К. Паустовский «Заячьи лапы» | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении |
|
|
| – пересказывать по плану (подробно и кратко); – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой) |
|
|
96 |
| К. Паустовский «Кот-ворюга» | 1 |
| Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям |
|
|
|
|
|
|
97-98 |
| К. Паустовский «Какие бывают дожди» | 2 |
| Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов с рассказом «Кот-ворюга» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания |
|
|
|
|
|
|
99-100 |
| Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» | 2 |
| Слушание. Рассматривание книг. Работа с аппаратом книги: предисловие, оглавление, аннотация |
|
|
|
|
|
|
101 |
| Обобщение по разделу «Рассказы К. Паустовского» Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания | 1 |
| Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и природе: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения |
|
|
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
102-103 |
| Литературное слушание. Детские книги о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.). Дополнительное чтение. В. Астафьев «Стрижонок Скрип» | 2 |
| Слушание рассказа. Работа с книгами о природе, сравнение разных изданий |
|
|
|
|
|
|
104 |
| И. С. Тургенев «Перепелка», «Воробей» | 1 |
| Слушание, выполнение заданий по тетради |
|
|
|
|
|
|
105 |
| Урок-концерт «Моя любимая книжка» | 1 |
| Выставка книг. Инсценирование. Викторина |
|
|
|
|
|
|
106 | Произведения С. Маршака. (4 часа) | С. Маршак «Урок родного языка» | 1 |
|
| Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении |
|
| Знать: – и называть произведения С. Я. Маршака. Уметь: – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); – давать оценку своему чтению |
|
|
107 |
| С. Маршак «Ландыш». В. Субботин «С Маршаком» | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
108 |
| Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом» | 1 |
|
| Пьеса-сказка. Работа с книгой: портрет писателя, предисловие, послесловие.аннотация |
|
|
|
|
|
109 |
| Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака» Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты. | 1 |
|
| Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг С. Маршака: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения |
|
|
|
|
|
110-111 | Рассказы Л. Пантелеева. (6 часов) | Л. Пантелеев «Честное слово» | 2 |
| Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов |
|
|
| Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия «автор-рассказчик», «ав-тор – герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».
|
|
|
112-113 |
| Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 2 |
| Слушание. Беседа по выявлению первичного восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям |
|
|
|
|
|
|
114 |
| Литературное слушание. Книги Л. Пантелеева. Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая» | 1 |
| Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ |
|
|
| Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном |
|
|
115 |
| Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева» | 1 |
| Обобщение по теме. Работа с книгами Л. Пантелеева. Составление отзыва о прочитанной книге |
|
|
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
116 | Произведения А. Гайдара. (5 часов) | А. Гайдар «Горячий камень» | 1 |
| Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно- композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рассказа |
|
|
| Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту; – читать выразительно подготовленный текст |
|
|
117-118 |
| А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 2 |
| Представление книги. Чтение отрывка. Знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть |
|
|
|
|
|
|
119 |
| С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение «С. В. Михалков «Ошибка» | 1 |
| Очерк. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
120 |
| Литературное слушание. Детские книги о детях. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 |
| Рассматривание книг. Жизнь детей в годы войны и в мирно евремя |
|
|
|
|
|
|
121 | Произведения М. Пришвина. (7 часов) | М. Пришвин «Моя Родина» | 1 |
| Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении |
|
|
| Знать: – произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: – различать художественные и научно-познаватель-ные рассказы; – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; – уметь представить книгу (правильно назвать, |
|
|
122 |
| М. Пришвин «Двойной след» | 1 |
| Слушание. Работа над жанром: художественный рассказ. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Наблюдение за развитием сюжета. Описание героя |
|
|
|
|
|
|
123-124 |
| М. Пришвин «Выскочка» | 2 |
| Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана. Работа над образами Вьюшки и Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание своего мнения) |
|
|
| опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного) |
|
|
125 |
| М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | 1 |
| Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения |
|
|
|
|
|
|
126 |
| Литературное слушание. Детские книги о природе. Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам» | 1 |
| Слушание. Отработка навыка выразительного чтения Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги |
|
|
|
|
|
|
127 |
| Обобщение по разделу «Книги писателей-натуралистов». Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты. | 1 |
| Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги |
|
|
|
| Итоговый контроль техники чтения |
|
128-130 | Произведения зарубежных писателей. (10 часов) | Дж. Лондон «Волк» | 3 |
| Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений Дж. Лондона, А. Чехова, А. Куприна |
|
|
| Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томп-сона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей; | Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
131-133 |
| Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | 3 |
|
|
| Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер) | – работать с текстом произведения (делить на смысловые части;
выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план);
– правильно, бегло и осознанно читать текст; – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме; – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного); – писать отзыв о прочитанной книге |
|
|
|
134 |
| Проверка навыка чтения | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
135 |
| Литературное слушание. Книги для детей зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон ДжейПленти и кузнечик», «Об удивительных птицах», Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди» | 1 |
|
|
| Слушание. |
|
|
|
|
136-140 |
| Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей» | 5 |
|
|
| Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей |
|
| Тематический контроль. Самостоятельная работа |
|
|
| Итого | 140 ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактическое обеспечение |
|
|
| Методическое обеспечение |
Программа | Учебники | Учебные пособия | Инструментарий определения УОУ | Методические пособия для педагогов |
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.
| Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.
| Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3 кл. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2010.
| Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя : в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2010. – 416 с.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2011. | Беседы с учителем. Методика обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007
Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л. А. Ефрасинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013., единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
|
Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор), доска Smart Boart.
- Результаты освоения учебного курса, предмета и системы их оценивания
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
• читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
• читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
• определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
• пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
• самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
• работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
• отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
• пользоваться справочной литературой.
Межпредметные связи:
• с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (два-три предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов, историй);
• с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
• с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
• с уроками труда: переплёт книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках, оформление книг-самоделок;
• с уроками окружающего мира: наблюдения за красками и звуками природы, сравнение личных наблюдений и литературных описаний картин природы, проведение уроков литературного чтения на природе, интегрированные уроки.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы обучающимися
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению
Тесты
Оценка «5» - ученик набрал 9-10 баллов (90 -100%);
Оценка «4» - ученик набрал 7 -8 баллов (89 – 70%);
Оценка «3» - ученик набрал 5 -6 баллов (69 – 50%);
Оценка «2» - ученик набрал 3-4 балла (49 – 30%);
Литературные диктанты
Количество слов во 2 классе 5-10, в 3 классе — 10-12, в 4 классе — 12-15.
Оценка «5» — если в работе нет ошибок;
Оценка «4» — если в работе одна ошибка;
Оценка «3» — если в работе две ошибки;
Оценка «2» — если в работе три ошибки;
Навыки чтения (темп, способ, правильность, понимание)
3 класс
Оценка «5» — ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в ми нуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Оценка «4» — ученик читает текст вслух целыми сло вами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.
Оценка «2» —— ученик читает целыми словами со скоростью не менее 35 слов в минуту, часто переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 3-4 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отве чающих отметке «3».
Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов.
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;
«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий;
Устные ответы
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1.полнота и правильность ответа;
2.степень осознанности, понимания изученного;
3.языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей ________________________ ________________________ ________________________ МБОУ СОШ №5 от ________2014г. №1 Рук.ШМО ____________ подпись / (Ф.И.О.) | СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_________/С.В.Топалян
_________2014 г.
|