Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе по программе Э.Э. Кац, УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Скрипкина Наталия Васильевна

 

 Данная рабочая программа составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса литературного чтения.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, №2, №3.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

№ урока

Тема

Количест-во часов

Материал учебника

Форма учебного занятия

Дата

Характеристика учебной деятельности учащихся

Базовые знания

Развитие познавательных умений

Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций личности

Уж небо осенью дышало...

1-2

К.Г. Паустовский "Барсучий нос"

2

4-9

Урок изучения нового

Знакомство с понятием "синоним". Формирование умения пользоваться словарем синонимов.
Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения.
Развитие умения определять собственное от ношение к прочитанному.
Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения.
Формирование умения вести творческий пере сказ произведения.

Развитие умения привлекать жизненный и читательский опыт для решения поставленной задачи.
Развитие творческого потенциала ребенка.
Формирование умения наблюдать за окружающим миром, дифференцируя чувственные впечатления: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные

Развитие логического мышления, умения воспроизводить и передавать свои впечатления, полученные при восприятии произведений различных видов искусства и явлений жизни.

3-4

И.А. Бунин "Листопад

2

10-12

Комбинированный

урок

Закрепление знаний о сравнении и рифме.
Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные.

Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения.

Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения.

5-6

М.М. Пришвин "Хрустальный день" "Капитан-паук"

2

13-14

Комбинированный

урок

Знакомство с понятием "метафора".

Развитие умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.
Формирование умения пересказывать произведения близко к тексту, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

7

М.М.Пришвин "Недосмотренные грибы" (из книги "Дорога к другу")

1

15

Комбинированный

урок

Знакомство с понятием "метафора".

Развитие умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям.
Формирование умения пересказывать произведения близко к тексту, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Умении работать с разными видами информации. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

8

Внеклассное чтение

Стихи и проза об осени

Картинная галерея

И. И. Левитан

«Лесное озеро»

1

24-25

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – фантазиро-вания.

 Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

 правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка, специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

9

Н. Рубцов "У сгнившей лесной избушки..."

1

16-17

Комбинированный

урок

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Развитие умения выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

10-11

К.Г. Паустовский "Подарок"

2

18-23

Комбинированный

урок

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Развитие умения передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа.

Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства.

12-14

Читальный зал

А. Жигулин «Загорелась листва на берёзах…»

А. А. Фет «Осенняя роза».

3

26-27

Комбинированный

урок

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

 правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

Народные сказки

15

"Семь Симеонов" (русская народная сказка)

1

28

Урок изучения нового

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.
Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

16

Внеклассное чтение

Русские народные сказки

1

Урок – сказочное путешест-вие.

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

  читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

17-18

"Семь Симеонов" (русская народная сказка)

2

29-36

Комбинированный

урок

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.
Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

19-20

"Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо" (русская народная сказка)

2

37-45

Комбинированный

урок

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.
Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

21

Жаба-королева" (литовская народная сказка)

1

47-49

Комбинированный

урок

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.
Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

22

Внеклассное чтение

Сказки народов России

Картинная галерея

В. М. Васнецов

«Иван-царевич на сером волке»

1

62-63

Урок – сказочное путешест-вие.

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Смыслообразования через прослеживание судьбы героя и

ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.

23

"Птица Кахна" (таджикская народная сказка)

1

51-53

Комбинированный

урок

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.
Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

24-25

"Как юноша любимую искал" (китайская народная сказка)

2

54-61

Комбинированный

урок

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.
Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

26

Читальный зал

Казахская народная сказка

«Мастер Али»

1

76-79

Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.
Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

27

Читальный зал

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

1

64-75

Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с особенностями языка и ком позиции народных сказок.

Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту.
Формирование умения выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений

Формирование умения самостоятельно находить в библиотеке нужные книги, ориентироваться в их данных, привлекать читательский опыт.
Развитие коммуникативных возможностей

28

Внеклассное чтение.

Читательская конференция «Сказки народов мира».

1

Урок – читательс-кая конферен-ция.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Оценка  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Поэтические страницы

29

А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." (отрывок)

1

82-83

Урок изучения нового

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

Развитие умения выразительно читать лирическое произведение; внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного.

Развитие внимания к собственным переживаниям, умения аргументировать сделанные выводы.

30

Ю. Мориц "Песенка про сказку"

1

84-85

Комбинированный

урок

 Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Развитие интереса к другим родам искусства музыке, живописи.

31

"Маленький скрипач" (немецкая народная баллада)

1

86-87

Комбинированный

урок

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

 правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Развитие интереса к другим родам искусства музыке, живописи.

32

Г. Сапгир "Сны"

1

88-89

Комбинированный

урок

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

составлять план произведения, рассказы о героях;

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов.

33-34

Читальный зал

К. Д. Бальмонт

«У чудищ»

С. Островский

«Сказки…»

2

90

Урок обобщения и систематизации знаний

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

составлять план произведения, рассказы о героях;

Формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан.

35-36

Внеклассное чтение

Весёлые небылицы. Контрольное чтение.

2

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – спектакль.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

 читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осознание цели речевого высказывания.

Уметь сравнивать и определять цели создания разных видов текста.

О мужестве и любви

37-40

В. Белов "Верный и Малька" "Малька провинилась"
"Еще про Мальку"

4

91-95

Урок изучения нового

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Развитие умения давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рас сказывать по плану.

Развитие умения находить нужные источники информации.

41

И.С. Тургенев "Воробей"

1

97-98

Комбинированный

урок

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

составлять план произведения, рассказы о героях;

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

42-44

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

3

99-106

Комбинированный

урок

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

составлять план произведения, рассказы о героях;

Анализ, мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

45

Внеклассное чтение

Русские писатели- детям

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – путешествие по любимым книгам.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, авторских пометок, имен героев.

46

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

1

106-108

Комбинированный

урок.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

составлять план произведения, рассказы о героях;

Знакомство с простейшими приёмами анализов различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

47

Л.Н. Толстой "Прыжок" (быль)

1

109-112

Комбинированный

урок

 Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

составлять план произведения, рассказы о героях;

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

48-49

Читальный зал

В. Астафьев «Белогрудка»

2

113-117

Комбинированный

урок

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению

Адекватное понимание содержания звучащей речи.

50-51

Научно-популярные статьи

«Барсук»

«О живописи»

«Больше, чем просто собака»

2

118-122

Урок обобщения и систематизации знаний

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению

Умение отвечать на вопросы по содержанию, определение последовательности событий.

52

Внеклассное чтение. Сказки Е.Шварца.

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – аукцион знаний.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

Умение отвечать на вопросы по содержанию, определение последовательности событий.

Зимы ждала, ждала природа...

53

С. Есенин "Разгулялась вьюга..."

1

4-5

Урок изучения нового

Знакомство с понятием "олицетворение".

Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения.
Формирование умения подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений.
Формирование умения литературно грамот но воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от "соприкосновения" с различными произведениями искусства

Формирование умения привлекать собственный жизненный опыт для решения постав ленных задач.
Закрепление умения находить нужные книги в библиотеке.

54

А.С. Пушкин "В тот год осенняя погода..." (отрывок из романа "Евгений Онегин"

1

6-7

Комбинированный

урок

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

 правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

55-56

А.С.Пушкин "Зимнее утро" "Зимняя дорога" (отрывок)

2

8-11

Комбинированный

урок

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

 правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Умение задавать вопрос по услышанному произведению. Иметь представление о разных видах текста.

57

Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."

1

12-13

Комбинированный

урок

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.

 правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

Умение отличать текст от набора предложений.

58-59

Читальный зал

И. А. Бунин «Первый снег»

А. Твардовский

«Утро»

М. Пришвин «Живые капли», «В городе», «Жизнь бессмертна»

2

16-18

Комбинированный

урок

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов

60

Внеклассное чтение

Стихи и проза о зиме

1

Комбинированный

урок. Урок – путешествие в зимний лес.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к книгам библиотеки.

Авторские сказки

61-64

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4

19-47

Урок изучения нового

 Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Развитие умения объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором.
Оценивать иллюстрации к произведениям.

Развитие умения формулировать вопросы к изучаемому материалу.

65

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

1

48-51

Комбинированный

урок

 Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Развитие умения составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.
Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.
Развитие умения рекомендовать понравившуюся книгу, привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного про изведения.

Формирование умения логически мыслить.
Развитие умения самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке и ориентироваться в ней.

66

Внеклассное чтение

Сказки в стихах

Картинная галерея

Н. Крылов

1

14-15

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – конкурс.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к книгам библиотеки.

67-68

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

2

52-56

Комбинированный

урок

 Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Развитие умения составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям.
Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев.
Развитие умения рекомендовать понравившуюся книгу, привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного про изведения.

Формирование умения логически мыслить.
Развитие умения самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке и ориентироваться в ней.

69

Л.Н. Толстой «Царь и рубашка»

1

57-58

Комбинированный

урок

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

  читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Умение пользоваться алфавитным каталогом. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт

70

Читальный зал

Х.К. Андерсен «Штопальная игла»

1

59-63

Комбинированный

урок

 Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

71-72

С. Седов «Король красуется»

2

64-65

Комбинированный

урок

 Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Басни

73-74

О. Мандельштам «Муха»
Эзоп «Мухи»
«Кошка и мыши

2

66-68

Урок изучения нового

Знакомство с особенностями басни как жанра.

Развитие умения постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.

Развитие умения делать обобщающие выводы, опираясь на собственный жизненный опыт наблюдений за поступками других людей.

75

Внеклассное чтение

Сказки Х. К. Андерсена

1

Урок – КВН.

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

76

Л.Н. Толстой «Отец и сыновья» «Лгун»

1

69-70

Комбинированный

урок

Знакомство с особенностями басни как жанра.

Формирование умения связывать смысл мора ли басни с собственным жизненным опытом.

Слушать и понимать речь других, в том числе с людьми, плохо владеющими русским языком.

77-79

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» «Слон и Моська» «Две Бочки»

3

71-75

Комбинированный

урок

Знакомство с особенностями басни как жанра.

Развитие умения понимать смысл пословиц, использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни, сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

80-81

Пословицы. Контрольное чтение.

2

75

Комбинированный

урок

различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

82

Внеклассное чтение.

Басни.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с особенностями басни как жанра.

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Критично относиться к своему мнению.

83-84

Читальный зал

Басни

Федр «Лягушка и мышь»

Л. Н. Толстой «Комар и лев»

И. А. Крылов «Мышь и крыса»

2

76-77

Урок обобщения и систематизации знаний

Знакомство с особенностями басни как жанра.

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Братья наши меньшие

85-87

А.П. Чехов «Белолобый

3

80-87

Урок изучения нового

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

Развитие умения объяснять свое отношение к прочитанному, выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей, выявлять авторское от ношение к ним, составлять план рассказа по предложенной теме, объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

88-89

М.М. Пришвин «Лимон»

2

88-93

Комбинированный

урок

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

Развитие умения определять тему и главную мысль произведения.
Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека.

Умении работать с разными видами информации. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

90-91

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

2

94-95

Комбинированный

урок

 Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

составлять план произведения, рассказы о героях;

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка, специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

92

Внеклассное чтение. Книги о животных.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка, специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

93-94

К.Г. Паустовский «Кот Ворюга»

2

96-101

Комбинированный

урок

 Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

составлять план произведения, рассказы о героях;

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

95

Читальный зал

С. Чёрный «Ослёнок»

1

103

Урок обобщения и систематизации знаний

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

96-97

А. И. Куприн «Завирайка»

2

104-107

Комбинированный

урок

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

составлять план произведения, рассказы о героях;

Смыслообразования через прослеживание судьбы героя и

ориентацию учащегося в системе личностных смыслов

98

Внеклассное чтение

Пословицы и поговорки

1

Урок обобщения и систематизации знаний

различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

 Оценка  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

О совести и долге

99-100

Ю. Яковлев "Полосатая палка" (в сокращении)-

2

110-117

Урок изучения нового

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения.

Формирование нравственных представлений.

101

Внеклассное чтение

Произведения о животных

Картинная галерея

Бартоломео Мурильо

1

108-109

Урок обобщения и систематизации знаний

различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов.

102-103

Научно-популярные статьи

«Ледяное дыхание Арктики»

«Кошка»

2

118-121

Комбинированный

урок

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

Формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан.

104-105

А. Платонов "Разно цветная бабочка" (легенда)

2

4-15

Комбинированный

урок

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

Развитие умения составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей.
Развитие письменного творчества учащихся.
Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст.

Развитие интереса к позиции других людей, умения слушать и слышать собеседника, пользоваться различными источниками информации.

106

А. Кешоков "Мне больно, мальчики"

1

16

Комбинированный

урок

 Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

  читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осознание цели речевого высказывания.

Уметь сравнивать и определять цели создания разных видов текста.

107

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

1

17-22

Комбинированный

урок

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Анализ, мотивы поступка персонажа.

108

Внеклассное чтение

Произведения

К. Г. Паустовского

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Музыкальный урок.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

109-110

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

2

22-29

Комбинированный

урок

Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Анализ, мотивы поступка персонажа.

Весна пришла

111

"Жаворонушки..." "Березонька"
(народные песни)

К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»

Роман Сеф  «Добрый человек»

1

30-34

Урок изучения нового

различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);

Развитие интереса к устному народному творчеству, внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства.
Развитие умения привлекать жизненный опыт при чтении художественного произведения, выявлять переживания автора и пере давать их при чтении.

Развитие внимания к собственным мыслям и переживаниям, умения понять их истоки и оценить.

112

А.А. Фет "Весенний дождь"

1

37

Комбинированный

урок

Закрепление знаний о понятиях "сравнение", "метафора", "олицетворение".

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, авторских пометок, имен героев.

113

Внеклассное чтение

Произведения

К. Г. Паустовского

1

Урок обобщения и систематизации знаний

 Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Знакомство с простейшими приёмами анализов различных видов текста: установление причинно-следственных связей.

114

М.М. Пришвин "Лесная капель"

1

38-39

Комбинированный

урок

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

115

К.Д. Бальмонт "Золотая рыбка"

1

40-41

Комбинированный

урок

 Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие

Адекватное понимание содержания звучащей речи. Умение отвечать на вопросы по содержанию, определение последовательности событий

116

А.А. Фет "Рыбка

Читальный зал Виктор Астафьев «Весенний остров»

Овсей  Дриз «Как сделать утро волшебным»

1

42-45

Комбинированный

урок

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

Развитие устного и письменного творчества учащихся

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

И в шутку и всерьез

117-119

Шутки-прибаутки

Читальный зал Андрей Усачёв «На чём держится земля»

Александр Дорофеев «Укушенные»

3

46-47

78-83

Урок изучения нового

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица.
Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему.

Развитие чувства юмора, умения формулировать и задавать вопросы по конкретной теме.
Развитие интереса к детской периодической печати.

120

"Болтливая баба" (русская народная сказка)

1

48-53

Комбинированный

урок

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

  читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Умение задавать вопрос по услышанному произведению. Иметь представление о разных видах текста.

121

Внеклассное чтение

Народные песни.

Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом»

1

76-77

Музыкально-поэтический урок.

различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Умение отличать текст от набора предложений. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов

122

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги")

1

54-61

Комбинированный

урок

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к книгам библиотеки

123-124

С. Маршак "Про двух соседей" (кавказская народная сказка) "Старуха, дверь закрой!" (народная сказка)

2

62-65

Комбинированный

урок

различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

  читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

Умение пользоваться алфавитным каталогом

125-126

М. Зощенко "Великие путешественники"

2

66-75

Комбинированный

урок

 Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением

 Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.

127

М. Зощенко "Великие путешественники" Контрольное чтение.

1

Урок систематизации знаний

Пересказывать текст выборочно

Понимать чувства других людей.

Анализировать, выделять в тексте существенную информацию.

128-129

Детская периодическая литература

2

Урок комплексного применения знаний и умений

Составлять личное мнение о литературном произведении.

Стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора.

Планировать собственную читательскую деятельность

130-131

К.Д.Ушинский «Слепая лошадь», Р.Сеф «Добрый человек»

2

Урок изучения и первичного закрепления

Составлять личное мнение о литературном произведении.

Иметь представления о моральных нормах.

Планировать собственную читательскую деятельность

132-133

Картинная галерея. З.Серебрякова «За обедом»

2

Урок комплексного применения знаний и умений

Создавать устное высказывание личного отношения к изображенному.

Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

134

Читальный зал. А.Усачем «На чем держится земля?»

1

Урок изучения и первичного закрепления

Составлять личное мнение о литературном произведении.

Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Планировать собственную читательскую деятельность

135

Защита проектных работ

1

Урок комплексного применения знаний и умений. Урок защиты проектов.

Рассказывать об опыте исследовательской и творческой деятельности

Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес.

Строить логические высказывания, объяснять причинно-следственные связи.

136

Итоговый урок. Литературная викторина

1

Урок – викторина.

Использовать полученную информацию при выполнении заданий.

Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, Интернет.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса литературного чтения.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 3 ч.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, №2, №3.

     По базисному плану на программу отводится 136 часов из расчета 4 часов в неделю.

Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (136 ч)

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки (15 ч)

Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (6 ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (11 ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)

С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (14 ч)

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (9 ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».

Пословицы.

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие (16 ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (13 ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (10 ч)

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (19 ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Навык и культура чтения

Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.

Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.

Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры.

Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.

Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Литературное чтение

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
    правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.
      Работа с текстом и книгой
      Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
      Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
      Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
      Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).
      Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
      Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
      Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.
      Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
      Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
      Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.
      
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
-      объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;
-      определять тему и главную мысль произведения;
-      ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);
-      составлять план произведения, рассказы о героях;
-      сопоставлять разных героев;
-      определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его;
-      выявлять отношение автора к персонажам;
-      делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
      Развитие воображения, речевой творческой деятельности
      Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
      Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.
      Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.
      Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.
      Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
      К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
  - создавать словесные иллюстрации к художественному тексту
 -вести рассказ от лица героя;
-   читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.
      

Литературоведческая пропедевтика
      Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
      Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением.
      Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.
      Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.
      
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
-      различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;
-      различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);
-      находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;
-      выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнат.

Специфическое сопровождение (оборудование)

  • Наборы сюжетных (предметных) картинок, иллюстрации к литературным произведениям;
  • Портреты писателей;
  • Репродукции произведений живописи;
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • Наборы ролевых игр;
  • Настольные развивающие игры;
  • Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
  • Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности);
  • Интерактивная доска (по возможности)

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Литературное чтение

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:      беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка  "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.   Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

        

        

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

    

классы

 

 

Обязательный уровень 

Возможный уровень 

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 класс

-

10-15

15-20

20-30

-

20-25

25-30

30-35

2 класс

40

50

55

60

55

60

65

70

3 класс

65

70

75

80

75

80

85

90

4 класс

85

90

95

100

95

100

105

1 10

2 класс: Обязательный уровень:

              Чтение наизусть - 10-12 стихотворений, 1-3 отрывка из  прозы

2 класс: Возможный уровень:

              Чтение наизусть - 15-16 стихотворений, 4-5 отрывков из  прозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Литературное чтение.Пояснительная записка2012-2013 уч. год. Цели:- Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров- Обогощать нравственно- эстетический и познавательный опыт реб...

тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по программе "Школа 2100"

Данное планирование содержит тематическое развёрнутое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Перспективная начальная школа".

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"....

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по программе "Планета знаний".

Календарно - тематическое планирование  по  литературному чтению  1 класс по  программе "Планета знаний"....

Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"

Система учебников разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и пе...