Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 1 класса и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с дополнениями и изменениями, ст.2 п.10, ст. 12 п.1,3) .
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009 г.; приказа Минобразования и науки РФ №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО …» от 26.11.2010 г.
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденной приказом МОБУ СОШ №10 №253 от 04.05.2012г.; приказа №399 « О внесении изменений в ООП НОО МОБУ СОШ №10 « Центр образования»» от 29.08.2014 г
- Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
- Авторской программы по учебному предмету «Обучение грамоте» Нечаевой Н.В. и
« Литературное чтение» Свиридовой В.Ю.
6) Положения о рабочей программе учебных предметов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденного приказом МОБУ СОШ №10 №344 от 31.08. 2011 г.
Изучение литературного чтения в начальной школе предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности: чтением, письмом, слушанием, говорением.
Начальным этапом изучения литературного чтения является обучение грамоте, которое состоит из двух преемственных курсов: « Обучение грамоте» ( 23 недели) и « Литературное чтение» ( 10 недель).
Цель курса – начальное освоение учащимися коммуникативной функции языка, развитие эстетического сознания, воспитание компетентного читателя.
Задачи периода обучения грамоте ( добукварный и букварный) :
научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь и её средства объектом осознания учениками;
- развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у детей положительное отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Задачи послебукварного периода обучения грамоте ( литературное чтение):
- расширить представление детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- воспитывать культуру восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогатить мир чувств, эмоций детей, развить их интерес к чтению и потребности в нём;
- развить речевые навыки школьников, связанные с процессами: восприятия художественных произведений (аудирование, чтение вслух и про себя), их интерпретации ( выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества ( устное и письменное высказывания на свободную тему).
Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств
речи - языковой системы, методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).
Данная программа соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература».
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление учащимися системы ценностей:
-ценности жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе;
-ценности добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
-ценности свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
-ценность природы, которая основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира;
-ценности красоты и гармонии, являющейся основой эстетического воспитания через приобщение учеников к литературе как виду искусства;
-ценности истины - ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений;
-ценности семьи, которая формируется через эмоционально-позитивное отношение к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности;
-ценности труда и творчества, которая формируется через развитие таких качеств, организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности;
-ценности гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны;
-ценности патриотизма, проявляющаяся в любви к России, активного интереса к её прошлому и настоящему, готовность служить ей;
-ценности человечества, то есть осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
На первом году обучения выделяются следующие содержательные линии:
Аудирование (слушание):
-восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов);
- адекватное понимание содержания звучащей речи;
-умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;
-определение последовательности событий;
Чтение вслух. Чтение про себя:
-формирование навыков чтения на основе аналитико - синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков;
-осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов); -умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения): - диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению;
-освоение норм речевого этикета;
-работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса;
-монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос;
-передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание);
-устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему;
Письмо (культура письменной речи):
-особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку;
-мини - сочинения на заданную тему;
Работа с разными видами текста:
-общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно - популярных и их сравнение;
-определение целей создания этих видов текста;
-особенности фольклорного текста;
-практическое освоение умения отличать текст от набора предложений;
-прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению;
-умение работать с разными видами информации.
Согласно региональному базисному учебному плану, учебному плану МОБУ СОШ № 10 «Центр образования» курс « Литературное чтение» рассчитан на132 часа в год в том числе:
- обучение грамоте (чтение) – 92 часа ( 4 часа в неделю, 23 учебные недели)
- литературное чтение– 40 часов ( 4 часа в неделю, 10 учебных недель)
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
– читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
– читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
– понимать содержание прочитанного;
– пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
– эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
– находить и придумывать рифмы;
– определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
– отличать монолог от диалога;
– уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
– откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок;
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки - иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
– отличать стихотворный текст от прозаического;
– отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научный;
– представлять разнообразие малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка,
прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);
– представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по образцу;
– формулировать несложные выводы;
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
– понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать ее в чтении;
– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
– инсценировать несложные произведения.
– различать понятия «художественная литература» и «научная литература»;
– отличать фольклорный текст от литературного;
– различать произведения малых фольклорных жанров;
– находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы
сюжета;
– находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение,
повтор, уменьшительно - ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
– видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- уметь выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме;
Данные результаты формируются посредством использования деятельностного подхода в обучении, технологий проблемного диалога, оценивания образовательных достижений (учебных успехов), продуктивного чтения, ТРКМЧП.
Познавательные УУД
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
-первоначальные умения смыслового восприятия текста;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
-принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах, служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Личностные результаты:
-положительное отношение к школе и учебной деятельности;
-представление о причинах успеха в учебе;
-интерес к учебному материалу;
-этические чувства; знание основных моральных норм поведения;
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Основными видами учебной деятельности учащихся в процессе освоения курса
« Литературное чтение» являются: слушание, говорение, письмо, чтение вслух и про себя, анализ, синтез, наблюдение, сравнение.
Используются такие формы организации познавательной деятельности, как фронтальная работа (диалог, монолог), работа в малых группах, работа в статистических парах, индивидуальная работа, нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
Программой предусмотрены следующие виды контроля предметных и метапредметных результатов: текущий, промежуточный.
Предусматриваются такие формы контроля: выразительное чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, письменный опрос.
Для осуществления контроля используются следующие виды контрольно-измерительных материалов: графические диктанты, тестовые задания, деформированные тексты, списывания, тексты для проверки читательских умений, комплексные работы, стартовая диагностика, контрольная и диагностическая работы.
На первом году обучения используется безотметочный вид оценивания. Для этого используются следующие методики: шкала успеха, таблица требований по предмету, портфель достижений школьника, «светофор», листы наблюдении и т.д.
Использование контрольно-измерительных материалов при изучении предмета
№ п/п | Название раздела | Вид КИМ-ов | Источник |
1. | Добукварный период | Стартовая диагностика | Пособие «Школьный старт» Т.В. Беглова, М.Р.Битянова |
2. | Однозвучные буквы гласных звуков | Графический диктант | Прилож.№1 |
3. | Непарные звонкие согласные и их буквы | Тестовые задания | Прилож.№2 |
4. | Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы | Списывание Тексты для проверки читательских умений Восстановление деформированного текста | Прилож.№3 Пособие: Сборник текстов для проверки навыков чтения Прилож.№4 |
5. | Двузвучные(йотированные) гласные буквы (Е,Ё,Ю,Я), ь- показатель мягкости | Анализ текста | Прилож.№4 |
6. | Послебукварный период | Лексический анализ текста Тексты для проверки читательских умений Тестовые задания Проверочная работа | Прилож.№4 Пособие: Сборник текстов для проверки навыков чтения Прилож.№2 Пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов» Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев |
7. | Долина рассказов. Тайна за тайной | Анализ текста, понимание его содержания | Прилож.№4 |
8. | Открытие в литературе и фантазии в науке | Комплексная работа Контрольная работа | Пособие «Комплексные задания к текстам» Е.Е. Абросимова, И.А. Мурашкина Пособие «Контрольные и проверочные работы по системе Л.В. Занкова» |
Тематический план
Выбор количества часов на изучение тем разделов соответствует предложенному плану примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Добукварный период | 14 | |
1. | Однозвучные буквы гласных звуков | |
Букварный период | 78 | |
2. | Непарные звонкие согласные звуки и их буквы | 17 |
3. | Парные звонкие и глухие согласные | 38 |
4. | Двузвучные (йотированные) гласные буквы(Е, Ё, Ю, Я). Ь- показатель мягкости согласного. Разделительный ъ и ь. | 23 |
Послебукварный период 40 часов | ||
1. | Страницы страны Литература | 8 |
2. | Долина рассказов: тайна за тайной | 6 |
3. | Сады поэзии: из чего растут стихи | 9 |
4. | Сказочные дорожки: твой путеводитель | 8 |
5. | Открытия в литературе и фантазии в науке | 9 |
Итого | 132 ч. |
Количество часов на изучение разделов полностью соответствует отведённым часам авторской программы Н.В. Нечаевой«Обучение грамоте» и В.Ю. Свиридовой « Литературное чтение».
Содержание программы
Обучение грамоте (обучение чтению) – 92 ч
1 ЭТАП (подготовительный)- 14 ч
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
1. | История обучения. Знакомство с учебником | Составление предложений в форме схемы и пиктограммы. Разведение понятий «слово», «предмет». Звуки гласные и согласные Общие сведения о речи. Понятия: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Понятие «гласные и согласные» звуки; Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки. Имена собственные; понятие «число названий предметов». Слова, противоположные по смыслу. Определение твердых и мягких согласных, ударных и безударных гласных; понятие «распространенные предложения». Сравнение стихотворных форм по ритму; определение числа существительных (Пр). Выполнение учебных действия в устной речи (Р). Ориентировка в азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно - популярные. представление о своей родине, о столице, о родном городе. Мир знаков. (П). Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К). Положительное отношение к школе и учебной деятельности (Л). |
2. | Речь устная и письменная | |
3. | Мир, Россия. Родина, семья | |
4. | В мире знаков Звук и его письменный знак. Схема слова | |
5. | Звуки гласные и согласные | |
6. | Знаки звуков - буквы. Звук (а), буква А,а. Звук (у), буква У,у. | |
7. | Чтение схем слов и предложений (пиктограмм) | |
8. | Фестиваль сказочных героев | |
9. | Звук (о), буква О,о. Звук (э), буква Э,э | |
10. | Одно слово – несколько значений | |
11. | Большая буква в именах | |
12. | Звуки (ы), (и), буквы ы, И,и. Твердые и мягкие согласные звуки. | |
13. | Единственное и множественное число названий предметов. | |
14. | Практическое пользование при чтении изученными буквами |
2 этап – 17 ч.
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
15 | Звуки [л], [л`], [м], [м`], буквы Л, л; М, м | Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Определение твердых и мягких согласных, ударные и безударные гласные; понятие «распространенные предложения». Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками [н], [р] и буквами, которые их обозначают; понятием «род»; знакомство с местоимениями. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных - без введения понятий) при сопоставлении со словом. Знакомство с понятием «омонимы»; упражнения в чтении слов с изученными буквами. Роль фонемы в образовании слов; понятие «многозначность слов». Наблюдение за сильной и слабой позициями фонем; сравнение предложений по содержанию и интонации. Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (Пр). Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих коррективов (Р) Знакомство с названиями магазинов; с правилами поведения в магазине, смысловое восприятие текста; нахождение взаимосвязи между изучаемым материалом и собственным опытом(П). Роль «вежливых слов» в жизни людей, построение понятного для партнера высказывания; постановка вопросов; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К). Интерес к учебному материалу; этические чувства (Л). |
16. | Понятие «ударение». | |
17. | Ударные и безударные гласные | |
18. | Культура общения | |
19. | Звуки [н], [н`], [р], [р`], буквы Н, н; Р, р | |
20. | Практическое пользование при чтении изученными буквами | |
21. | Практическое пользование при чтении изученными буквами | |
22. | Предложения разные по цели и интонации | |
23. | Предложения разные по цели и интонации | |
24. | Фестиваль сказочных героев. Животные в сказках, животные зоопарка. | |
25. | Звук [и`], буква И, и. Чтение слов | |
26. | Роль фонемы в образовании слов | |
27. | Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению | |
28. | Такой - другой, такой - такой же | |
29. | Сильная и слабая позиции фонем | |
30. | Слог | |
31. | Практическое пользование при чтении изученными буквами |
3 ЭТАП - 38 ч
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
32. | Звуки (б), (б), (в), (в). Буквы Б,б, В,в | Общее представление о словообразовании. Различение слов - названий и указателей названий - местоимений (он, она, они, мой). Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка в слове, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Знакомство со звуками [г], [г’] и буквами, которые их обозначают; отличие слог от слова. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. составление рассказа по началу. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков. Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких. Переносный смысл слов, зависимость смысла предложения от порядка слов. Представление о том, что [ж] – всегда твердый звук. Корень слова. Слабая и сильная позиция согласных фонем Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов (Пр). Проговаривание вслух последовательности производимых действий в учебном материале; оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих коррективов (Р) Театр- особый вид искусства. Пьеса – трагедия, комедия, драма. Писатель-драматург, актеры, режиссер, художник, композитор, осветитель. Премьера. Аплодисменты. Инценирование сказки (П). Участие в работе парами и группами; рассматривание различных точек зрения; использование в общении правил вежливости; - принятие другого мнения и позиции; высказывание собственного мнения и позиции (К). Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Правила поведения за столом (Л). |
33. | Связи слов в предложении (согласование в роде и числе) | |
34. | Сочетание слов в предложении по смыслу | |
35. | Фестиваль сказочных героев. Культура общения | |
36. | Звуки (г), (г) и буквы Г.г. Звуки (д), (д) и буквы Д, д | |
37. | Продолжение рассказа по его началу | |
38. | Имена собственные. Культура общения | |
39. | Продолжение рассказа по его началу | |
40. | Сильная и слабая позиция согласных звуков | |
41. | Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков | |
42. | Звук (ж) и буквы Ж, ж. Звуки (з), (з) и буквы З з | |
43. | Роль фонемы в образовании слов | |
44. | Словообразование | |
45. | Переносный смысл слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов | |
46. | Звук (ж)- всегда твердый согласный звук | |
47. | Звуки (к), (к), (п), (п),буквы К,к, П,п | |
48. | Старинные имена. решение ребусов и кроссвордов | |
49. | Смыслоразличительная роль звуков | |
50. | Семья. Члены семьи | |
51. | Удивительное –ка. Звуковой анализ слов. Фестиваль сказок | |
52. | Звуки (с), (с), (т), (т). Буквы С,с, Т,т. | |
53. | Признаки предметов. Согласование слов по смыслу | |
54. | Признаки предметов. Согласование слов по смыслу | |
55. | Играем в театр | |
56. | Сильная и слабая позиция фонем | |
57. | Практическое пользование изученными буквами | |
58. | Слова- синонимы | |
59. | Звуки (ф),(ф), (ш). Буквы Ф,ф, Ш,ш | |
60. | Парные звонкие и глухие согласные. Самостоятельное составление ленты букв | |
61. | Практическое пользование буквами | |
62. | Практическое пользование буквами | |
63. | Признак предмета, действие предмета | |
64. | Признак предмета, действие предмета | |
65. | Особенности звуков [ж] и[ш] | |
66. | Помещения в квартире. Близкие по смыслу слова | |
67. | Практическое пользование изученными буквами | |
68. | Практическое пользование изученными буквами | |
69. | Чудеса русского языка |
4 ЭТАП- 23 ч
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
70. | Двузвучные гласные буквы е, ё, ю | Твердые и мягкие парные звуки. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких. Знакомство с историей праздника; упражнение в чтении текстов с изученными буквами. Знакомство с некоторыми моментами из истории языка. Роль фонем в образовании слов; формирование умения выразительно читать стихотворение. Представление о многозначности слов, о правописании слов в сильной и слабой позиции. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Чтение текстов с изученными буквами; понятие «время»: часы, сутки, неделя, дни недели. Роль ъ и ь в словах. Твёрдый знак не имеет звука, обозначает твёрдость согласных, а следующая за ним гласная обозначает два звука. Мягкий знак не имеет звука, обозначает мягкость согласных, является разделительным, если стоит между согласными и гласными (е, ё, ю, я). Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои. Алфавит и его значение (Пр). Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривание вслух последовательности производимых действий в учебном материале; оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих коррективов (Р). Писк нужной информации в учебнике и учебных пособиях; смысловое восприятие текста; Семейные праздники. Традиции семьи (П). Построение понятного для партнера высказывания; постановка вопросов; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К). Представление о культуре общения, об этике письма (Л). |
71. | Буквы е, ё, ю, я – показатели мягкости согласных звуков | |
72. | Фразеологизмы. Твёрдые и мягкие согласные звуки | |
73. | Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев | |
74. | Из истории языка | |
75. | Буквы Яя, Юю | |
76. | Что такое язык? | |
77. | Указание предмета по его описанию | |
78. | Культура общения. Этика письма | |
79. | Мягкий знак – показатель мягкости | |
80. | Мягкий знак – показатель мягкости | |
81. | Времена года | |
82. | К. Чуковский «Путаница» и страшилки | |
83. | Звуки [х], [х’], [ц], буквы Хх, Цц | |
84. | Смысл путаницы. Скороговорки | |
85. | Работа над смешиваемыми звуками | |
86. | Звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Чч, Щщ. | |
87. | Звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Чч, Щщ. | |
88. | Практическое пользование изученными буквами. | |
89. | Понятие «время»: часы, сутки, неделя, дни недели. Значение слов | |
90. | Разделительные ъ и ь | |
91. | Разделительные ъ и ь | |
92. | Чудеса русского языка |
Послебукварный период 40 часов
Страницы страны Литература – 8 ч.
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
1. | Книга в нашей жизни ( по стихотворениям Сережи Морозова, С.Маршака) | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Заголовок. Характер героев. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Главная мысль. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Первоначальное знакомство с приемом гиперболы (Пр.). Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривание вслух последовательности производимых действий в учебном материале (Р) Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. Отличие литературных текстов от бытовых; история появления книги; значение пословиц; подбор нужной интонации для прочтения стихотворения. Сравнение научного и художественного текстов; работа с языковыми средствами текста; сравнение математической задачи и литературной задачи; языковые средства каждого текста. Подбор правильной интонации для чтения, учитывая характер героя; знакомство с новыми терминами: «персонаж», «автор»; подбор сравнений; смысл пословиц; восстановление и отгадывание загадок; составление своих загадок. Расширение читательского кругозора детей (П). Участие в работе парами и группами; рассматривание различных точек зрения; использование в общении правил вежливости; Принятие другого мнения и позиции; высказывание собственного мнения и позиции (К). |
2. | Герои, созданные фантазией и воображением писателя( по рассказу Д. Биссета « Под ковром») | |
3. | Особенности поэтического текста ( по стихотворениям Д. Хармса « Я поснусь…», | |
4. | Чтение и литература. Лента времени | |
5. | Научный и художественный тексты: математическая задача и задача Г. Остера | |
6. | Автор, герой, персонаж ( по стихотворениям Б. Заходера) | |
7. | Секреты загадок | |
8. | Литературный герой, его характер ( К. Чуковский-«Барабек», Е.Чеповецкий « Непоседа, Мякиш и Нетак») |
Долина рассказов: тайна за тайной (6 ч)
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
9. | Главный герой и персонажи в рассказе Льва Толстого « Косточка» | Смысл рассказа Л. Толстого «Косточка; главный герой рассказа; смысл термина «главный герой»; характер главного героя, отношение читателя к герою; роль персонажей в рассказе. Знакомство с малыми жанрами фольклора, их специфика; различие между этими жанрами; сравнение авторских и фольклорных произведений. Знакомство с жанром «рассказ» (сравнение с научным текстом, характер главного героя, отношение автора к нему); юмористический характер рассказа, мнение автора; характеристика героя, персонажа, изменения эмоционального состояния героя по мере развития сюжета; выявление жанровой принадлежности текста. Средства, которые использует автор для описания внешнего вида, движений, характера героя и для выражения своего отношения к нему; Знакомство с особым расположением строк в стихотворении «Червяк» Н. Ламма, функция этого приема; подбор интонации для выразительного чтения стихотворения Н. Рубцова «Воробей»; знакомство с приемом звукоподражания как средством характеристики героя в рассказе М. Горького «Воробьишко» (Пр.) Красота художественного слова в описании. Фантазирование, придумывание истории названия рассказа учениками (П+К). Сравнение научного и художественного текстов, специфика художественного слова; выявление разницы целей ученого и писателя; особенности художественного и научного стилей речи (П). |
10. | Малые жанры фольклора: потешки, прибаутки, побасенки | |
11. | Художественное и научное описание (по рассказу Н. Сладкова « Свиристели») | |
12. | Автор и его герой ( по рассказу Е. Чарушина « Томка) | |
13. | Средства выражения авторского отношения к герою ( по стихотворениям Н.Ламма «Червяк», | |
14. | Разгадываем тайну названия рассказа Ю. Коваля « Воробьиное озеро» |
Сады поэзии: из чего растут стихи (9 ч)
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
15. | Поэтическая тайна в стихотворениях И. Пивоваровой и Л.Друскина | Особый взгляд поэта на мир: поэт способен открыть тайну там, где мы ее не замечаем; шуточная поэтическая тайна; настоящая тайна поэта: его способность оживить любой предмет. Характер главного героя: как и настоящий поэт, он способен оживить своего игрушечного мишку, пожалеть его, почувствовать его боль; Поиск поэтических сюрпризов, находок; анализ стихотворения, интонация при чтении «сюрпризной» части стихотворения; характеры героев четверостиший. Художественные приемы – олицетворение, сравнение, оживление, «очеловечивание» предмета; знакомство с жанром японской поэзии – хокку (Пр).
Подбор интонации для выразительного чтения; составление устного рассказа от имени какого-нибудь неживого предмета с целью практического освоения приема олицетворения. Расширение читательского кругозора; прием оживления («оживление» овоща, фрукта) (П). Построение понятного для партнера высказывания; постановка вопросов; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К). Представление о причинах успеха в учебе; интерес к учебному материалу; этические чувства; знание основных моральных норм поведения (Л) ; |
16. | Поэтическая чуткость (по рассказу В. Драгунского « Друг детства») | |
17. | Твоя игрушка – живая (по стихотворениям А.Барто) | |
18. | Мир глазами поэтов: Н. Орловой и Л. Друскина | |
19. | Сказки Дж. Родари | |
20. | Поэзия в загадках | |
21. | Поэтическое слово об осени (по стихотворению А. Пушкина « Осень) | |
22. | Прием сравнения в загадках. | |
23. | Характер литературного героя (по фрагментам повести В. Пановой « Сережа») |
Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 ч)
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
24. | Законы сказок | Подготовка детей к восприятию, к чтению сказки; некоторые особенности сказочного жанра. Знакомство с особым видом сказки – сказкой о животных, ее законами. Восстановление событий обеих сказок: первой – по иллюстрациям, второй – по памяти; особенности этого типа сказок: животные говорят и действуют, как люди. Знакомство детей с произведениями Э. Н. Успенского. Подбор интонации для чтения стихотворения;прием сравнения; разнообразие авторских прилагательных-эпитетов, вывод о постоянных эпитетах в фольклоре; прием звукописи в скороговорках и в стихотворении В. Берестова, как работает звукопись: помогает представить события, услышать их отголоски. Начальное представление о различии авторской и народной сказки; восстановление событий , придумывание нескольких вариантов сказки, выбирая разных героев по иллюстрациям в учебнике; отличия сказок. Эмоциональный тон произведения; от чьего имени ведется повествование в стихотворении; как автор относится к своему герою; разные эмоциональные характеристики (юмористический и героический тексты); подбор нужной интонации для чтения стихотворения (Пр.) Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий (Р) Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; смысловое восприятие текста; нахождение взаимосвязи между изучаемым материалом и собственным опытом (П). участие в работе парами и группами; рассматривание различных точек зрения; использование в общении правил вежливости- постановка вопросов; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К) Представление о причинах успеха в учебе; интерес к учебному материалу; этические чувства; знание основных моральных норм поведения (Л) |
25 | Сказки о животных | |
26 | Сказки о животных | |
27 | Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского | |
28 | Поэтические приемы в стихотворениях И. Бунина, В. Берестова и в скороговорках | |
29 | Законы волшебных сказок | |
30 | Народные и авторские сказки . (« Красная Шапочка» в пересказе Ш. Перро) | |
31 | Эмоциональный тон произведения ( по стихотворении. С. Михалкова « Прививка») | |
Открытия в литературе и фантазии в науке (9 ч)
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
32. | Характер героя в поэзии и в фольклоре | Сопоставление авторских и народных произведений: сравнение характеров героев. Различение жанров литературы; жанровая принадлежность текста (сказка, рассказ, поучительный рассказ), подбор наиболее точного названия к текстам, исходя из их смысла Необыкновенная способность автора передавать красоту окружающего нас мира. Сравнение научного и художественного текста яркие художественные подробности и по-научному точные наблюдения, красота художественного слова в выделенных отрывках. Продолжение работы по различению научного и художественного текстов; красота авторского взгляда на мир (Пр.) Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривание вслух последовательности производимых действий в учебном материале. Выполнение учебных действия в устной и письменной речи, в уме (Р) |
33. | Автор-герой-читатель (по рассказу Е. Чарушина « Волчишко») | |
34. | Разные жанры литературы (по произведениям Л. Толстого) | |
35. | Поэзия в рассказе М. Пришвина « Золотой луг» | |
36. | Мир глазами поэта и ученого (по стихотворениям А.Пушкина « Цветок» | |
37 | Мир глазами поэта и ученого А. Толстого « Колокольчики мои…», | |
38 | Мир глазами поэта и ученого (по рассказам К. Ушинского и Дж. Родари)
| |
39-40 | Ложь и фантазия (по рассказам Л. Толстого, В. Драгунского, Н. Носова, стихотворению Р. Сефа) |
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
Литература
Для обучающихся
- Беглова Т.В., Битянова М.Р. «Школьный старт».-Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
- Мельникова О.А..Рабочая тетрадь «Звуки и буквы: Учусь грамоте»: - Самара: Изд. « Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2014
- Нечаева Н.В., Беларусец К.С., Азбука. Изд. 4-4. Крпорация Фёдоров, Самара, 2011
- Нечаева. Н.В., Беларусец К.С., Пособие для учащихся 1 класса в 3-х частях «Я читаю»-
-Самара: Корпорация Фёдоров, 2011 г.
5.Свиридова. В.Ю. « Литературное чтение»: - Самара: Изд. « Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2011г.
Для учителя:
- Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А. «Комплексные задания к текстам».-Саратов: Лицей, 2013.
- Беглова Т.В., Битянова М.Р. «Школьный старт».-Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
- Бунеева Е.В., Вахрушев, А.А. «Диагностика метапредметных и личностных результатов».-М. : Баласс; Издательство школьный дом, 2013.
- Зверева М. В «Изучение результативности обучения в начальных классах».
- Контрольные работы по системе Л. В. Занкова (1, 2 полугодие); Самара, изд-во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2008 год.
- Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и тетрадям по письму. – Самара: Корпорация «Федоров», 2010).
- Нефедова Е.А., Узорова О. В.Справочное пособие о русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 2008.
- Перелыгина Е.А.. Фишман И. С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей уч-ся начальной школы». - Самара: Корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2008.
- Примерные программы по учебным предметам для начальной школы
- Сабельникова С.И «Сборник текстов для проверки навыков чтения» 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010.
Интернет- ресурсы:
3.http://rudocs.exdat.com/docs/index-17245.html#775546
4. nsc.1september.ru
5. openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24761.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...
Рабочая программа по математике, 2 класс по системе Л.В. Занкова
Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы «Математика. Аргинская И.И., С.Н. Кормишина». («Программы начального образования. Система Л. В. Занкова....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-56940-1476812511.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-56940-1476812511.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-346852-1384686200.jpg)
рабочая программа по литературному чтению 1класс Образовательная система "Школа 2100"
рабочая программа по чтению ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/27/picture-578653-1427436200.jpg)
Рабочие программы для 1-4 классов по системе Л.В.Занкова
Рабочие программы для 1-4 классов, система Л.В.Занкова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-427083-1395997257.jpg)
Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...