Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_liter.docx | 79.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для 1 класса и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с дополнениями и изменениями, ст.2 п.10, ст. 12 п.1,3) .
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009 г.; приказа Минобразования и науки РФ №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО …» от 26.11.2010 г.
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденной приказом МОБУ СОШ №10 №253 от 04.05.2012г.; приказа №399 « О внесении изменений в ООП НОО МОБУ СОШ №10 « Центр образования»» от 29.08.2014 г
- Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
- Авторской программы по учебному предмету «Обучение грамоте» Нечаевой Н.В. и
« Литературное чтение» Свиридовой В.Ю.
6) Положения о рабочей программе учебных предметов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан, утвержденного приказом МОБУ СОШ №10 №344 от 31.08. 2011 г.
Изучение литературного чтения в начальной школе предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности: чтением, письмом, слушанием, говорением.
Начальным этапом изучения литературного чтения является обучение грамоте, которое состоит из двух преемственных курсов: « Обучение грамоте» ( 23 недели) и « Литературное чтение» ( 10 недель).
Цель курса – начальное освоение учащимися коммуникативной функции языка, развитие эстетического сознания, воспитание компетентного читателя.
Задачи периода обучения грамоте ( добукварный и букварный) :
научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
- расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
- активизировать внутреннюю и внешнюю (устную и письменную) речь и её средства объектом осознания учениками;
- развить интеллектуальную и познавательную активность, вызвать у детей положительное отношение к учению;
- развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
Задачи послебукварного периода обучения грамоте ( литературное чтение):
- расширить представление детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- воспитывать культуру восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогатить мир чувств, эмоций детей, развить их интерес к чтению и потребности в нём;
- развить речевые навыки школьников, связанные с процессами: восприятия художественных произведений (аудирование, чтение вслух и про себя), их интерпретации ( выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества ( устное и письменное высказывания на свободную тему).
Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств
речи - языковой системы, методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).
Данная программа соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература».
Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление учащимися системы ценностей:
-ценности жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе;
-ценности добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
-ценности свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
-ценность природы, которая основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира;
-ценности красоты и гармонии, являющейся основой эстетического воспитания через приобщение учеников к литературе как виду искусства;
-ценности истины - ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений;
-ценности семьи, которая формируется через эмоционально-позитивное отношение к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности;
-ценности труда и творчества, которая формируется через развитие таких качеств, организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности;
-ценности гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны;
-ценности патриотизма, проявляющаяся в любви к России, активного интереса к её прошлому и настоящему, готовность служить ей;
-ценности человечества, то есть осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
На первом году обучения выделяются следующие содержательные линии:
Аудирование (слушание):
-восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов);
- адекватное понимание содержания звучащей речи;
-умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения;
-определение последовательности событий;
Чтение вслух. Чтение про себя:
-формирование навыков чтения на основе аналитико - синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков;
-осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов); -умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения): - диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению;
-освоение норм речевого этикета;
-работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса;
-монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос;
-передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание);
-устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему;
Письмо (культура письменной речи):
-особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку;
-мини - сочинения на заданную тему;
Работа с разными видами текста:
-общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно - популярных и их сравнение;
-определение целей создания этих видов текста;
-особенности фольклорного текста;
-практическое освоение умения отличать текст от набора предложений;
-прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению;
-умение работать с разными видами информации.
Согласно региональному базисному учебному плану, учебному плану МОБУ СОШ № 10 «Центр образования» курс « Литературное чтение» рассчитан на132 часа в год в том числе:
- обучение грамоте (чтение) – 92 часа ( 4 часа в неделю, 23 учебные недели)
- литературное чтение– 40 часов ( 4 часа в неделю, 10 учебных недель)
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
– читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе);
– читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
– понимать содержание прочитанного;
– пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
– эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
– находить и придумывать рифмы;
– определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
– отличать монолог от диалога;
– уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– пересказывать небольшие по объему тексты;
– оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
– откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок;
– подбирать иллюстрации к литературному произведению;
– создавать рисунки - иллюстрации к произведениям;
– выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
– отличать стихотворный текст от прозаического;
– отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научный;
– представлять разнообразие малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка,
прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);
– представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
– определять главную мысль литературного произведения;
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
– строить высказывание по образцу;
– формулировать несложные выводы;
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части;
– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
– осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
– понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.
– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
– выделять доминанту характера животных – героев народных сказок и передавать ее в чтении;
– выражать чувства, передавать настроение в стихотворении;
– инсценировать несложные произведения.
– различать понятия «художественная литература» и «научная литература»;
– отличать фольклорный текст от литературного;
– различать произведения малых фольклорных жанров;
– находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы
сюжета;
– находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение,
повтор, уменьшительно - ласкательная форма слова, звукопись, рифма);
– видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- уметь выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме;
Данные результаты формируются посредством использования деятельностного подхода в обучении, технологий проблемного диалога, оценивания образовательных достижений (учебных успехов), продуктивного чтения, ТРКМЧП.
Познавательные УУД
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
-первоначальные умения смыслового восприятия текста;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД
-принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- принимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах, служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Личностные результаты:
-положительное отношение к школе и учебной деятельности;
-представление о причинах успеха в учебе;
-интерес к учебному материалу;
-этические чувства; знание основных моральных норм поведения;
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Основными видами учебной деятельности учащихся в процессе освоения курса
« Литературное чтение» являются: слушание, говорение, письмо, чтение вслух и про себя, анализ, синтез, наблюдение, сравнение.
Используются такие формы организации познавательной деятельности, как фронтальная работа (диалог, монолог), работа в малых группах, работа в статистических парах, индивидуальная работа, нетрадиционная форма урока: урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
Программой предусмотрены следующие виды контроля предметных и метапредметных результатов: текущий, промежуточный.
Предусматриваются такие формы контроля: выразительное чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, письменный опрос.
Для осуществления контроля используются следующие виды контрольно-измерительных материалов: графические диктанты, тестовые задания, деформированные тексты, списывания, тексты для проверки читательских умений, комплексные работы, стартовая диагностика, контрольная и диагностическая работы.
На первом году обучения используется безотметочный вид оценивания. Для этого используются следующие методики: шкала успеха, таблица требований по предмету, портфель достижений школьника, «светофор», листы наблюдении и т.д.
Использование контрольно-измерительных материалов при изучении предмета
№ п/п | Название раздела | Вид КИМ-ов | Источник |
1. | Добукварный период | Стартовая диагностика | Пособие «Школьный старт» Т.В. Беглова, М.Р.Битянова |
2. | Однозвучные буквы гласных звуков | Графический диктант | Прилож.№1 |
3. | Непарные звонкие согласные и их буквы | Тестовые задания | Прилож.№2 |
4. | Парные звонкие и глухие согласные звуки и их буквы | Списывание Тексты для проверки читательских умений Восстановление деформированного текста | Прилож.№3 Пособие: Сборник текстов для проверки навыков чтения Прилож.№4 |
5. | Двузвучные(йотированные) гласные буквы (Е,Ё,Ю,Я), ь- показатель мягкости | Анализ текста | Прилож.№4 |
6. | Послебукварный период | Лексический анализ текста Тексты для проверки читательских умений Тестовые задания Проверочная работа | Прилож.№4 Пособие: Сборник текстов для проверки навыков чтения Прилож.№2 Пособие «Диагностика метапредметных и личностных результатов» Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев |
7. | Долина рассказов. Тайна за тайной | Анализ текста, понимание его содержания | Прилож.№4 |
8. | Открытие в литературе и фантазии в науке | Комплексная работа Контрольная работа | Пособие «Комплексные задания к текстам» Е.Е. Абросимова, И.А. Мурашкина Пособие «Контрольные и проверочные работы по системе Л.В. Занкова» |
Тематический план
Выбор количества часов на изучение тем разделов соответствует предложенному плану примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение» в 1 классе.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Добукварный период | 14 | |
1. | Однозвучные буквы гласных звуков | |
Букварный период | 78 | |
2. | Непарные звонкие согласные звуки и их буквы | 17 |
3. | Парные звонкие и глухие согласные | 38 |
4. | Двузвучные (йотированные) гласные буквы(Е, Ё, Ю, Я). Ь- показатель мягкости согласного. Разделительный ъ и ь. | 23 |
Послебукварный период 40 часов | ||
1. | Страницы страны Литература | 8 |
2. | Долина рассказов: тайна за тайной | 6 |
3. | Сады поэзии: из чего растут стихи | 9 |
4. | Сказочные дорожки: твой путеводитель | 8 |
5. | Открытия в литературе и фантазии в науке | 9 |
Итого | 132 ч. |
Количество часов на изучение разделов полностью соответствует отведённым часам авторской программы Н.В. Нечаевой«Обучение грамоте» и В.Ю. Свиридовой « Литературное чтение».
Содержание программы
Обучение грамоте (обучение чтению) – 92 ч
1 ЭТАП (подготовительный)- 14 ч
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
1. | История обучения. Знакомство с учебником | Составление предложений в форме схемы и пиктограммы. Разведение понятий «слово», «предмет». Звуки гласные и согласные Общие сведения о речи. Понятия: речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая, художественная). История возникновения речи. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Понятие «гласные и согласные» звуки; Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки. Имена собственные; понятие «число названий предметов». Слова, противоположные по смыслу. Определение твердых и мягких согласных, ударных и безударных гласных; понятие «распространенные предложения». Сравнение стихотворных форм по ритму; определение числа существительных (Пр). Выполнение учебных действия в устной речи (Р). Ориентировка в азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно - популярные. представление о своей родине, о столице, о родном городе. Мир знаков. (П). Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К). Положительное отношение к школе и учебной деятельности (Л). |
2. | Речь устная и письменная | |
3. | Мир, Россия. Родина, семья | |
4. | В мире знаков Звук и его письменный знак. Схема слова | |
5. | Звуки гласные и согласные | |
6. | Знаки звуков - буквы. Звук (а), буква А,а. Звук (у), буква У,у. | |
7. | Чтение схем слов и предложений (пиктограмм) | |
8. | Фестиваль сказочных героев | |
9. | Звук (о), буква О,о. Звук (э), буква Э,э | |
10. | Одно слово – несколько значений | |
11. | Большая буква в именах | |
12. | Звуки (ы), (и), буквы ы, И,и. Твердые и мягкие согласные звуки. | |
13. | Единственное и множественное число названий предметов. | |
14. | Практическое пользование при чтении изученными буквами |
2 этап – 17 ч.
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
15 | Звуки [л], [л`], [м], [м`], буквы Л, л; М, м | Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Определение твердых и мягких согласных, ударные и безударные гласные; понятие «распространенные предложения». Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками [н], [р] и буквами, которые их обозначают; понятием «род»; знакомство с местоимениями. Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных - без введения понятий) при сопоставлении со словом. Знакомство с понятием «омонимы»; упражнения в чтении слов с изученными буквами. Роль фонемы в образовании слов; понятие «многозначность слов». Наблюдение за сильной и слабой позициями фонем; сравнение предложений по содержанию и интонации. Систематизация слов, обозначающих наименования предметов, созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (Пр). Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих коррективов (Р) Знакомство с названиями магазинов; с правилами поведения в магазине, смысловое восприятие текста; нахождение взаимосвязи между изучаемым материалом и собственным опытом(П). Роль «вежливых слов» в жизни людей, построение понятного для партнера высказывания; постановка вопросов; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К). Интерес к учебному материалу; этические чувства (Л). |
16. | Понятие «ударение». | |
17. | Ударные и безударные гласные | |
18. | Культура общения | |
19. | Звуки [н], [н`], [р], [р`], буквы Н, н; Р, р | |
20. | Практическое пользование при чтении изученными буквами | |
21. | Практическое пользование при чтении изученными буквами | |
22. | Предложения разные по цели и интонации | |
23. | Предложения разные по цели и интонации | |
24. | Фестиваль сказочных героев. Животные в сказках, животные зоопарка. | |
25. | Звук [и`], буква И, и. Чтение слов | |
26. | Роль фонемы в образовании слов | |
27. | Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению | |
28. | Такой - другой, такой - такой же | |
29. | Сильная и слабая позиции фонем | |
30. | Слог | |
31. | Практическое пользование при чтении изученными буквами |
3 ЭТАП - 38 ч
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
32. | Звуки (б), (б), (в), (в). Буквы Б,б, В,в | Общее представление о словообразовании. Различение слов - названий и указателей названий - местоимений (он, она, они, мой). Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка в слове, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Знакомство со звуками [г], [г’] и буквами, которые их обозначают; отличие слог от слова. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. составление рассказа по началу. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков. Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких. Переносный смысл слов, зависимость смысла предложения от порядка слов. Представление о том, что [ж] – всегда твердый звук. Корень слова. Слабая и сильная позиция согласных фонем Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов (Пр). Проговаривание вслух последовательности производимых действий в учебном материале; оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих коррективов (Р) Театр- особый вид искусства. Пьеса – трагедия, комедия, драма. Писатель-драматург, актеры, режиссер, художник, композитор, осветитель. Премьера. Аплодисменты. Инценирование сказки (П). Участие в работе парами и группами; рассматривание различных точек зрения; использование в общении правил вежливости; - принятие другого мнения и позиции; высказывание собственного мнения и позиции (К). Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности, обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя. Правила поведения за столом (Л). |
33. | Связи слов в предложении (согласование в роде и числе) | |
34. | Сочетание слов в предложении по смыслу | |
35. | Фестиваль сказочных героев. Культура общения | |
36. | Звуки (г), (г) и буквы Г.г. Звуки (д), (д) и буквы Д, д | |
37. | Продолжение рассказа по его началу | |
38. | Имена собственные. Культура общения | |
39. | Продолжение рассказа по его началу | |
40. | Сильная и слабая позиция согласных звуков | |
41. | Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков | |
42. | Звук (ж) и буквы Ж, ж. Звуки (з), (з) и буквы З з | |
43. | Роль фонемы в образовании слов | |
44. | Словообразование | |
45. | Переносный смысл слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов | |
46. | Звук (ж)- всегда твердый согласный звук | |
47. | Звуки (к), (к), (п), (п),буквы К,к, П,п | |
48. | Старинные имена. решение ребусов и кроссвордов | |
49. | Смыслоразличительная роль звуков | |
50. | Семья. Члены семьи | |
51. | Удивительное –ка. Звуковой анализ слов. Фестиваль сказок | |
52. | Звуки (с), (с), (т), (т). Буквы С,с, Т,т. | |
53. | Признаки предметов. Согласование слов по смыслу | |
54. | Признаки предметов. Согласование слов по смыслу | |
55. | Играем в театр | |
56. | Сильная и слабая позиция фонем | |
57. | Практическое пользование изученными буквами | |
58. | Слова- синонимы | |
59. | Звуки (ф),(ф), (ш). Буквы Ф,ф, Ш,ш | |
60. | Парные звонкие и глухие согласные. Самостоятельное составление ленты букв | |
61. | Практическое пользование буквами | |
62. | Практическое пользование буквами | |
63. | Признак предмета, действие предмета | |
64. | Признак предмета, действие предмета | |
65. | Особенности звуков [ж] и[ш] | |
66. | Помещения в квартире. Близкие по смыслу слова | |
67. | Практическое пользование изученными буквами | |
68. | Практическое пользование изученными буквами | |
69. | Чудеса русского языка |
4 ЭТАП- 23 ч
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
70. | Двузвучные гласные буквы е, ё, ю | Твердые и мягкие парные звуки. Установление числа и последовательности звуков в слове. Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких. Знакомство с историей праздника; упражнение в чтении текстов с изученными буквами. Знакомство с некоторыми моментами из истории языка. Роль фонем в образовании слов; формирование умения выразительно читать стихотворение. Представление о многозначности слов, о правописании слов в сильной и слабой позиции. Вывод об отсутствии специальных букв для обозначения мягких и твердых согласных. Составление (самостоятельно и под диктовку) схем предложений (постепенно вводятся союзы и предлоги, слова, требующие написания с большой буквы). Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слова. Чтение текстов с изученными буквами; понятие «время»: часы, сутки, неделя, дни недели. Роль ъ и ь в словах. Твёрдый знак не имеет звука, обозначает твёрдость согласных, а следующая за ним гласная обозначает два звука. Мягкий знак не имеет звука, обозначает мягкость согласных, является разделительным, если стоит между согласными и гласными (е, ё, ю, я). Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Тема произведения, название (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои. Алфавит и его значение (Пр). Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривание вслух последовательности производимых действий в учебном материале; оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих коррективов (Р). Писк нужной информации в учебнике и учебных пособиях; смысловое восприятие текста; Семейные праздники. Традиции семьи (П). Построение понятного для партнера высказывания; постановка вопросов; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К). Представление о культуре общения, об этике письма (Л). |
71. | Буквы е, ё, ю, я – показатели мягкости согласных звуков | |
72. | Фразеологизмы. Твёрдые и мягкие согласные звуки | |
73. | Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев | |
74. | Из истории языка | |
75. | Буквы Яя, Юю | |
76. | Что такое язык? | |
77. | Указание предмета по его описанию | |
78. | Культура общения. Этика письма | |
79. | Мягкий знак – показатель мягкости | |
80. | Мягкий знак – показатель мягкости | |
81. | Времена года | |
82. | К. Чуковский «Путаница» и страшилки | |
83. | Звуки [х], [х’], [ц], буквы Хх, Цц | |
84. | Смысл путаницы. Скороговорки | |
85. | Работа над смешиваемыми звуками | |
86. | Звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Чч, Щщ. | |
87. | Звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие, глухие звуки. Буквы Чч, Щщ. | |
88. | Практическое пользование изученными буквами. | |
89. | Понятие «время»: часы, сутки, неделя, дни недели. Значение слов | |
90. | Разделительные ъ и ь | |
91. | Разделительные ъ и ь | |
92. | Чудеса русского языка |
Послебукварный период 40 часов
Страницы страны Литература – 8 ч.
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
1. | Книга в нашей жизни ( по стихотворениям Сережи Морозова, С.Маршака) | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Заголовок. Характер героев. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Главная мысль. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Первоначальное знакомство с приемом гиперболы (Пр.). Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривание вслух последовательности производимых действий в учебном материале (Р) Заучивание наизусть. Конкурс чтецов. Отличие литературных текстов от бытовых; история появления книги; значение пословиц; подбор нужной интонации для прочтения стихотворения. Сравнение научного и художественного текстов; работа с языковыми средствами текста; сравнение математической задачи и литературной задачи; языковые средства каждого текста. Подбор правильной интонации для чтения, учитывая характер героя; знакомство с новыми терминами: «персонаж», «автор»; подбор сравнений; смысл пословиц; восстановление и отгадывание загадок; составление своих загадок. Расширение читательского кругозора детей (П). Участие в работе парами и группами; рассматривание различных точек зрения; использование в общении правил вежливости; Принятие другого мнения и позиции; высказывание собственного мнения и позиции (К). |
2. | Герои, созданные фантазией и воображением писателя( по рассказу Д. Биссета « Под ковром») | |
3. | Особенности поэтического текста ( по стихотворениям Д. Хармса « Я поснусь…», | |
4. | Чтение и литература. Лента времени | |
5. | Научный и художественный тексты: математическая задача и задача Г. Остера | |
6. | Автор, герой, персонаж ( по стихотворениям Б. Заходера) | |
7. | Секреты загадок | |
8. | Литературный герой, его характер ( К. Чуковский-«Барабек», Е.Чеповецкий « Непоседа, Мякиш и Нетак») |
Долина рассказов: тайна за тайной (6 ч)
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
9. | Главный герой и персонажи в рассказе Льва Толстого « Косточка» | Смысл рассказа Л. Толстого «Косточка; главный герой рассказа; смысл термина «главный герой»; характер главного героя, отношение читателя к герою; роль персонажей в рассказе. Знакомство с малыми жанрами фольклора, их специфика; различие между этими жанрами; сравнение авторских и фольклорных произведений. Знакомство с жанром «рассказ» (сравнение с научным текстом, характер главного героя, отношение автора к нему); юмористический характер рассказа, мнение автора; характеристика героя, персонажа, изменения эмоционального состояния героя по мере развития сюжета; выявление жанровой принадлежности текста. Средства, которые использует автор для описания внешнего вида, движений, характера героя и для выражения своего отношения к нему; Знакомство с особым расположением строк в стихотворении «Червяк» Н. Ламма, функция этого приема; подбор интонации для выразительного чтения стихотворения Н. Рубцова «Воробей»; знакомство с приемом звукоподражания как средством характеристики героя в рассказе М. Горького «Воробьишко» (Пр.) Красота художественного слова в описании. Фантазирование, придумывание истории названия рассказа учениками (П+К). Сравнение научного и художественного текстов, специфика художественного слова; выявление разницы целей ученого и писателя; особенности художественного и научного стилей речи (П). |
10. | Малые жанры фольклора: потешки, прибаутки, побасенки | |
11. | Художественное и научное описание (по рассказу Н. Сладкова « Свиристели») | |
12. | Автор и его герой ( по рассказу Е. Чарушина « Томка) | |
13. | Средства выражения авторского отношения к герою ( по стихотворениям Н.Ламма «Червяк», | |
14. | Разгадываем тайну названия рассказа Ю. Коваля « Воробьиное озеро» |
Сады поэзии: из чего растут стихи (9 ч)
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
15. | Поэтическая тайна в стихотворениях И. Пивоваровой и Л.Друскина | Особый взгляд поэта на мир: поэт способен открыть тайну там, где мы ее не замечаем; шуточная поэтическая тайна; настоящая тайна поэта: его способность оживить любой предмет. Характер главного героя: как и настоящий поэт, он способен оживить своего игрушечного мишку, пожалеть его, почувствовать его боль; Поиск поэтических сюрпризов, находок; анализ стихотворения, интонация при чтении «сюрпризной» части стихотворения; характеры героев четверостиший. Художественные приемы – олицетворение, сравнение, оживление, «очеловечивание» предмета; знакомство с жанром японской поэзии – хокку (Пр).
Подбор интонации для выразительного чтения; составление устного рассказа от имени какого-нибудь неживого предмета с целью практического освоения приема олицетворения. Расширение читательского кругозора; прием оживления («оживление» овоща, фрукта) (П). Построение понятного для партнера высказывания; постановка вопросов; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К). Представление о причинах успеха в учебе; интерес к учебному материалу; этические чувства; знание основных моральных норм поведения (Л) ; |
16. | Поэтическая чуткость (по рассказу В. Драгунского « Друг детства») | |
17. | Твоя игрушка – живая (по стихотворениям А.Барто) | |
18. | Мир глазами поэтов: Н. Орловой и Л. Друскина | |
19. | Сказки Дж. Родари | |
20. | Поэзия в загадках | |
21. | Поэтическое слово об осени (по стихотворению А. Пушкина « Осень) | |
22. | Прием сравнения в загадках. | |
23. | Характер литературного героя (по фрагментам повести В. Пановой « Сережа») |
Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 ч)
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
24. | Законы сказок | Подготовка детей к восприятию, к чтению сказки; некоторые особенности сказочного жанра. Знакомство с особым видом сказки – сказкой о животных, ее законами. Восстановление событий обеих сказок: первой – по иллюстрациям, второй – по памяти; особенности этого типа сказок: животные говорят и действуют, как люди. Знакомство детей с произведениями Э. Н. Успенского. Подбор интонации для чтения стихотворения;прием сравнения; разнообразие авторских прилагательных-эпитетов, вывод о постоянных эпитетах в фольклоре; прием звукописи в скороговорках и в стихотворении В. Берестова, как работает звукопись: помогает представить события, услышать их отголоски. Начальное представление о различии авторской и народной сказки; восстановление событий , придумывание нескольких вариантов сказки, выбирая разных героев по иллюстрациям в учебнике; отличия сказок. Эмоциональный тон произведения; от чьего имени ведется повествование в стихотворении; как автор относится к своему герою; разные эмоциональные характеристики (юмористический и героический тексты); подбор нужной интонации для чтения стихотворения (Пр.) Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий (Р) Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; смысловое восприятие текста; нахождение взаимосвязи между изучаемым материалом и собственным опытом (П). участие в работе парами и группами; рассматривание различных точек зрения; использование в общении правил вежливости- постановка вопросов; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач (К) Представление о причинах успеха в учебе; интерес к учебному материалу; этические чувства; знание основных моральных норм поведения (Л) |
25 | Сказки о животных | |
26 | Сказки о животных | |
27 | Сказочная область на карте Литературы. Повести Э. Успенского | |
28 | Поэтические приемы в стихотворениях И. Бунина, В. Берестова и в скороговорках | |
29 | Законы волшебных сказок | |
30 | Народные и авторские сказки . (« Красная Шапочка» в пересказе Ш. Перро) | |
31 | Эмоциональный тон произведения ( по стихотворении. С. Михалкова « Прививка») | |
Открытия в литературе и фантазии в науке (9 ч)
№ п/п | Темы уроков | Элемент содержания |
32. | Характер героя в поэзии и в фольклоре | Сопоставление авторских и народных произведений: сравнение характеров героев. Различение жанров литературы; жанровая принадлежность текста (сказка, рассказ, поучительный рассказ), подбор наиболее точного названия к текстам, исходя из их смысла Необыкновенная способность автора передавать красоту окружающего нас мира. Сравнение научного и художественного текста яркие художественные подробности и по-научному точные наблюдения, красота художественного слова в выделенных отрывках. Продолжение работы по различению научного и художественного текстов; красота авторского взгляда на мир (Пр.) Понимание и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; понимание выделенных учителем ориентиров действий в учебном материале; проговаривание вслух последовательности производимых действий в учебном материале. Выполнение учебных действия в устной и письменной речи, в уме (Р) |
33. | Автор-герой-читатель (по рассказу Е. Чарушина « Волчишко») | |
34. | Разные жанры литературы (по произведениям Л. Толстого) | |
35. | Поэзия в рассказе М. Пришвина « Золотой луг» | |
36. | Мир глазами поэта и ученого (по стихотворениям А.Пушкина « Цветок» | |
37 | Мир глазами поэта и ученого А. Толстого « Колокольчики мои…», | |
38 | Мир глазами поэта и ученого (по рассказам К. Ушинского и Дж. Родари)
| |
39-40 | Ложь и фантазия (по рассказам Л. Толстого, В. Драгунского, Н. Носова, стихотворению Р. Сефа) |
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
Литература
Для обучающихся
- Беглова Т.В., Битянова М.Р. «Школьный старт».-Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
- Мельникова О.А..Рабочая тетрадь «Звуки и буквы: Учусь грамоте»: - Самара: Изд. « Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2014
- Нечаева Н.В., Беларусец К.С., Азбука. Изд. 4-4. Крпорация Фёдоров, Самара, 2011
- Нечаева. Н.В., Беларусец К.С., Пособие для учащихся 1 класса в 3-х частях «Я читаю»-
-Самара: Корпорация Фёдоров, 2011 г.
5.Свиридова. В.Ю. « Литературное чтение»: - Самара: Изд. « Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2011г.
Для учителя:
- Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А. «Комплексные задания к текстам».-Саратов: Лицей, 2013.
- Беглова Т.В., Битянова М.Р. «Школьный старт».-Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
- Бунеева Е.В., Вахрушев, А.А. «Диагностика метапредметных и личностных результатов».-М. : Баласс; Издательство школьный дом, 2013.
- Зверева М. В «Изучение результативности обучения в начальных классах».
- Контрольные работы по системе Л. В. Занкова (1, 2 полугодие); Самара, изд-во «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2008 год.
- Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и тетрадям по письму. – Самара: Корпорация «Федоров», 2010).
- Нефедова Е.А., Узорова О. В.Справочное пособие о русскому языку для начальной школы. – М.: Аквариум, 2008.
- Перелыгина Е.А.. Фишман И. С. «Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей уч-ся начальной школы». - Самара: Корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2008.
- Примерные программы по учебным предметам для начальной школы
- Сабельникова С.И «Сборник текстов для проверки навыков чтения» 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010.
Интернет- ресурсы:
3.http://rudocs.exdat.com/docs/index-17245.html#775546
4. nsc.1september.ru
5. openclass.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...
Рабочая программа по математике, 2 класс по системе Л.В. Занкова
Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы «Математика. Аргинская И.И., С.Н. Кормишина». («Программы начального образования. Система Л. В. Занкова....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
рабочая программа по литературному чтению 1класс Образовательная система "Школа 2100"
рабочая программа по чтению ...
Рабочие программы для 1-4 классов по системе Л.В.Занкова
Рабочие программы для 1-4 классов, система Л.В.Занкова...
Пояснительня записка к рабочей программе по литературному чтению по образовательной системе Школа России с 1 по 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской ...