Конспект урока по литературному чтению, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок литературного чтения в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме: М.П.Коршунов " Домик в деревне" (отрывок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 1 КЛАСС (ОС «Школа 2100»)
ТЕМА: М.П.Коршунов «Дом в Черёмушках»
Тип урока: Изучение новой темы
Цели: учить правильному и осознанному чтению; воспитывать интерес к урокам чтения, доброе отношение к животным; развивать речь учащихся.
Оборудование: книжная выставка, портрет писателя, компьютер, проектор, карточки к словарной работе.
Ход урока:
- Орг.момент
Сегодня на уроке мы будем слушать и рассуждать. Ведь…каждую книгу нужно уметь читать. ( СЛАЙД 1)
- Актуализация знаний
- Размышлять, значит, общаться.
– Какие правила культурного общения вы знаете? ( СЛАЙД 2)
- Определение задач урока
- Начнём работу с определения задач урока (СЛАЙД 3)
4. Сообщение темы урока.
Запись темы урока на доске. (не написано слово ОТРЫВОК)
- Работа над темой урока
5.1 Подготовка к восприятию
СЛАЙД 4
- -Я думаю, детям понравилась бы книжка, автор которой в предисловии пишет так: «Я давно мечтал: обмакну перо в чернильницу, а в чернильнице, на самом донышке, сидит смех. Я его осторожно вытащу на кончике пера, как золотую рыбку, - и…в книжку! Чтобы вся книжка, каждая её страничка, заулыбалась, засмеялась».
Михаил Павлович Коршунов – личность, интересная во всех отношениях. Родом писатель был из Симферополя, но большую часть жизни прожил Москве.
Закончил Литературный институт им. М.Горького. В 1954 году вышла первая его книжка для детей. СЛАЙД 5
- - Глядя на обложку книги, подумаем, о чём она? (Ответы детей)- кто-то построил новый дом и переезжает в него жить.
- А дом в деревне или в городе? ( ЧЕРЁМУШКИ – скорее всего название деревни)
- А у кого из вас есть дом в деревне? Как он выглядит?
СЛАЙД 6
- И как же захотелось пожить в одном из таких домов.
- А вам какой дом понравился? (с котом на полянке)
- На доску крепится картинка такого дома
- Героям ПОВЕСТИ Леониду Аркадьевичу и Гарьке как раз удалось провести лето в маленьком деревенском домике.
- - Прочитайте в учебнике тему нашего урока , сравните с темой , записанной на доске. (выясняется, что на доске не хватает слова ОТРЫВОК)
- Значение слова ОТРЫВОК (часть, фрагмент)
- - А есть разница между целой повестью и отрывком? ( В повести описывается много событий, а в отрывке одно)
- - Кто же будет главным героем нашего разговора? ( кот)
- Как догадались? (по иллюстрации)
5.2 Открытие нового знания.
- - Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из этой повести, где говорится о том, как
Гарька и Леонид Аркадьевич нашли кота. НА ДОСКЕ РИСУНОК КОТА
. Как кот выглядит?
( худой, тощий, грязный, так как с подбородка что-то капает, неухоженный.)
- А он домашний или уличный?
- Откуда мог взяться кот? Есть какие-нибудь предположения? ( бросили хозяева, сам откуда-то пришёл, нашли)
- - Сейчас мы с вами будем читать и рассуждать, а чтобы было все понятно, выясним значение некоторых слов.
- Попробуйте сначала самостоятельно объяснить значение этих слов в группе, а я вам помогу. Вспомним ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7,
(у детей карточки родственных слов к словам МОЛОЧНИЦА, ПОДДУВАЛО, БЕСЦЕРЕМОННЫЙ:
Молоко
Дуть
Весёлый молочник
Задувать
Церемонии
Дует
Церемониться)
СЛАЙД 8, 9,10
- Кто-то в жизни слышал такие слова ЦЕРЕМОНИЯ, ЦЕРЕМОНИТЬСЯ?
После помощи учителя, дети из конвертика достают карточки слов : НЕВОСПИТАННЫЙ, невежливый. Развязный. Объясняют , к какой группе можно их отнести)
5.3 Работа с текстом.
- Чтение 1 главы
- Что вы узнали про кота? ( кот был облысевший, ...)
- Что произойдёт с котом потом? (его прогонят, приютят или сам уйдет)
- Чтение 2 главы
- Вас что-нибудь удивило в поведении кота? ( кот впервые в НЕЗНАКОМОМ доме , а завалился спать)
- Каким был кот? (наглый, бесцеремонный, невежливый)
- Как же проявилась бесцеремонность кота?
-Докажите (вылакал все молоко, забрался под стол, завалился спать. Живот на- столько вздулся, что не было видно даже головы.)
-Как вы думаете, почему кот пошёл за людьми, ведь его не позвали?
- Как будут развиваться события дальше? ( выспится и уйдёт на волю)
-Как ведут себя кошки, после сна? Наблюдали ли вы когда-нибудь?
Музыкальная ФИЗМИНУТКА
- Чтение 3 части.
-. Оправдались ли наши предположения? Докажите.
Выборочное чтение: - кот проснулся, зевнул, потянулся на своих тонких ногах, т.е. “сделал верблюда”, отправился изучать комнату.
- Как понимаете «сделал верблюда»? (показ рисунков)
- Каким кот здесь показан? (любопытным.)
-Докажите, подтвердите текстом.
Выборочное чтение: - Он обнюхал мебель, пристально и долго смотрел в поддувало печки, наставив туда усы и брови, дважды прикоснулся носом к метелке, а когда добрался до комнаты Леонида Аркадьевича, то заглянул в чемодан.
- Как будут развиваться события дальше? (т.к. кот любопытный, Кот попадёт в какую-нибудь историю, его обидят, с ним приключится что-то)
-Читаем 4 часть, узнаем, что же произошло с котом?
- Чтение 4 части.
- Кто помог коту?
- Что можете сказать о Гарьке и Леониде Аркадьевиче? – они были добрыми?
- Каким оказался кот? – Крикливым и обидчивым.
- А как кот мог ругаться? (мяукал и мурзился)
- Почему его так прозвали? (по внешнему виду)
- А какой же был у кота по характеру? Обсудите в группе, как проявлялся характер кота в каждой части. ( БЕСЦЕРЕМОННЫЙ, ЛЮБОПЫТНЫЙ, КРИКЛИВЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ)
СЛАЙД 16
- Главная мысль
- Почему же с таким набором качеств, Леонид Аркадьевич и Гарька хорошо относились к Ушастику?
- Потому что, животные очень доверчивы и без помощи людей им было бы трудно жить. .
Рефлексия:
- На этом отрывок заканчивается. А хотите узнать, какие ещё происходили истории с героями повести?
- У нас есть ребята, которые прочитали не отрывок, а всю повесть. Они-то и будут учениками… ( ЗВУЧИТ ГОЛОС ТЁТУШКИ СОВЫ, дети должны его угадать)
тётушки Совы. Да, это тётушка Сова из научного дупла.
( а вопросы- карточки читают дети, которые не проявили желание прочитать всю повесть)
Задания от тетушки Совы
1.Кем приходился Гарька Леониду Аркадьевичу? (племянником)
2.Как выглядел дом в Черёмушках? ( был сложен из сосновых брёвен с узорными наличниками, крыша покрыта щепой)
3.Мама собрала Гарьке чемодан, среди вещей были краски и альбом. Рисовал ли Гарька? ( немного, т.к. он вместе с дядей почти всё время проводил на природе: ходили за малиной, собирали цветы, ловили стрекоз, в карьере наблюдали за лягушками, косили траву, пекли картошку, красили забор)
4. Как после работы от усталости лечили руки? ( опускали ладони в ведро с холодной водой)
5. Что готовил Леонид Аркадьевич из молока? ( простоквашу с кусочками черного хлеба, ею были заняты все кастрюли, даже чайник)
6. В какой цвет они покрасили забор? ( в ярко-оранжевый, этот цвет произвёл впечатление на жителей посёлка)
7. В доме водились мыши. Что предложил Гарька, чтобы испугать мышей, ведь Ушастика ещё не было? ( мяукать самим, чтобы мыши подумали, что в доме есть кот)
8.Под корыто Гарька клал приманку, чтобы поймать сойку, а поймал… ( кота, который потом и стал Ушастиком)
9. Как в доме мыли пол? ( в ведро с водой клали веточки мяты, и тогда в доме пахло прохладой и лугом)
10. Мамай- это кто? (соседский кот, приехал с хозяйкой из города)
- О том, как сложились отношения между Ушастиком и Мамаем, как Ушастик попал к ветеринару, как в жару они охлаждали арбуз, и многое другое вы узнаете, если и вы прочитаете повесть целиком.
- ИТОГ
- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?
-как вы думаете, у кота судьба счастливая? ( У него появились хозяева)
- Предположите. Как поступят Гарька и Леонид Аркадьевич с котом, когда лето закончится, и нужно будет возвращаться в город?
-Закончите предложение: ЖИВОТНЫХ НУЖНО ….( ЛЮБИТЬ ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ)
- Это и есть, наверное, главное, что хотел донести автор до своего читателя, т.е. до нас свами.
СЛАЙД (ЗАДАЧИ УРОКА)
-Выполнены ли поставленные перед уроком задачи?
- ДОМА РАССКАЖИТЕ О ТОМ, ЧТО УЗНАЛИ, ВЫПОЛНИТЕ РИСУНОК, возьмите в библиотеке книгу и прочитайте.
- САМООЦЕНКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...