Конспект урока по литературному чтению, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Козлова Ирина Михайловна

Урок литературного чтения в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме: М.П.Коршунов " Домик в деревне" (отрывок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ , 1 КЛАСС (ОС «Школа 2100»)

ТЕМА: М.П.Коршунов «Дом в Черёмушках»

Тип урока: Изучение новой темы

Цели: учить правильному и осознанному чтению;  воспитывать интерес к урокам чтения, доброе отношение к животным; развивать речь учащихся.

Оборудование: книжная выставка, портрет писателя, компьютер, проектор, карточки к словарной работе.

Ход урока:

  1. Орг.момент

Сегодня на уроке мы будем слушать и рассуждать. Ведь…каждую книгу нужно уметь читать. ( СЛАЙД 1)

  1. Актуализация знаний

- Размышлять, значит, общаться.

– Какие правила культурного общения вы знаете? ( СЛАЙД 2)

  1. Определение задач урока

- Начнём работу с определения задач урока (СЛАЙД 3)

   4.  Сообщение темы урока.

Запись темы урока на доске. (не написано слово ОТРЫВОК)

  1. Работа над темой урока

5.1  Подготовка к восприятию

СЛАЙД 4

  • -Я думаю, детям понравилась бы книжка, автор которой в предисловии пишет так: «Я давно мечтал: обмакну перо в чернильницу, а в чернильнице, на самом донышке, сидит смех. Я его осторожно вытащу на кончике пера, как золотую рыбку, - и…в книжку! Чтобы вся книжка, каждая её страничка, заулыбалась, засмеялась».

Михаил Павлович Коршунов – личность, интересная во всех отношениях. Родом писатель был из Симферополя, но большую часть жизни прожил Москве.

Закончил Литературный институт им. М.Горького. В 1954 году вышла первая его книжка для детей.    СЛАЙД 5

  • - Глядя на обложку книги, подумаем, о чём она? (Ответы детей)- кто-то построил новый дом и переезжает в него жить.

- А дом в деревне или в городе? ( ЧЕРЁМУШКИ – скорее всего название деревни)

- А у кого из вас есть дом в деревне? Как он выглядит?

СЛАЙД 6

- И как же захотелось пожить в одном из таких домов.

- А вам какой дом понравился? (с котом на полянке)

  • На доску крепится картинка такого дома

- Героям ПОВЕСТИ Леониду  Аркадьевичу  и Гарьке как раз удалось провести лето в маленьком деревенском домике.

  • - Прочитайте в учебнике тему нашего урока , сравните с темой , записанной на доске.  (выясняется, что на доске не хватает слова ОТРЫВОК)
  • Значение слова ОТРЫВОК (часть, фрагмент)
  • - А есть разница между целой повестью и отрывком? ( В повести описывается много событий, а в отрывке одно)
  • - Кто же будет главным героем нашего разговора? ( кот)

- Как догадались? (по иллюстрации)

             5.2  Открытие нового знания.

  • - Сегодня мы с вами прочитаем отрывок из этой повести, где говорится о том, как

Гарька и Леонид Аркадьевич нашли кота.  НА ДОСКЕ РИСУНОК КОТА

. Как кот выглядит?

( худой, тощий, грязный, так как с подбородка что-то капает, неухоженный.)

- А он домашний или уличный?

                            - Откуда мог взяться кот? Есть какие-нибудь предположения? ( бросили хозяева, сам  откуда-то  пришёл, нашли)

  • - Сейчас мы с вами будем читать и рассуждать, а чтобы было все понятно, выясним значение некоторых слов.

- Попробуйте сначала самостоятельно объяснить значение этих слов в группе, а я вам помогу. Вспомним ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7,

 (у детей  карточки родственных слов к словам  МОЛОЧНИЦА, ПОДДУВАЛО, БЕСЦЕРЕМОННЫЙ:

Молоко

Дуть

Весёлый молочник

Задувать

Церемонии

Дует

Церемониться)

СЛАЙД 8, 9,10

- Кто-то в жизни слышал такие слова ЦЕРЕМОНИЯ, ЦЕРЕМОНИТЬСЯ?

После помощи учителя, дети из конвертика достают карточки слов : НЕВОСПИТАННЫЙ, невежливый. Развязный. Объясняют , к какой группе можно их отнести)

                    5.3 Работа с текстом.

  • Чтение 1 главы

- Что вы узнали про кота? ( кот был облысевший, ...)

- Что произойдёт с котом потом? (его прогонят, приютят или сам уйдет)

  • Чтение 2 главы

- Вас что-нибудь удивило в поведении кота? ( кот впервые в НЕЗНАКОМОМ доме , а завалился спать)

- Каким был кот? (наглый, бесцеремонный, невежливый)

- Как же проявилась бесцеремонность кота?

                            -Докажите (вылакал все молоко, забрался под стол, завалился спать. Живот на- столько вздулся, что не было видно даже головы.)

                     -Как вы думаете, почему кот пошёл за людьми, ведь его не позвали?

- Как будут развиваться события дальше? ( выспится и уйдёт на волю)

-Как ведут себя кошки, после сна? Наблюдали ли вы когда-нибудь?

Музыкальная ФИЗМИНУТКА

  • Чтение 3 части.

-. Оправдались ли наши предположения? Докажите.

Выборочное чтение: - кот проснулся, зевнул, потянулся на своих тонких ногах, т.е. “сделал верблюда”, отправился изучать комнату.

 - Как понимаете «сделал верблюда»? (показ рисунков)

- Каким кот здесь показан? (любопытным.)

-Докажите, подтвердите текстом.

Выборочное чтение: - Он обнюхал мебель, пристально и долго смотрел в поддувало печки, наставив туда усы и брови, дважды прикоснулся носом к метелке, а когда добрался до комнаты Леонида Аркадьевича, то заглянул в чемодан.

- Как будут развиваться события дальше? (т.к. кот любопытный, Кот попадёт в какую-нибудь историю, его обидят, с ним приключится что-то)

-Читаем 4 часть, узнаем, что же произошло с котом?

  • Чтение 4 части.

- Кто помог коту?

- Что можете сказать о Гарьке и Леониде Аркадьевиче? – они были добрыми?

- Каким оказался кот? – Крикливым и обидчивым.

- А как кот мог ругаться? (мяукал и мурзился)

- Почему его так прозвали? (по внешнему виду)

- А какой же  был у кота по характеру? Обсудите в группе,  как проявлялся характер кота в каждой части.  ( БЕСЦЕРЕМОННЫЙ, ЛЮБОПЫТНЫЙ, КРИКЛИВЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ)

СЛАЙД 16

  • Главная мысль

- Почему же с таким набором качеств, Леонид Аркадьевич и Гарька  хорошо относились к Ушастику?

- Потому что, животные очень доверчивы и без помощи людей им было бы трудно жить. .

Рефлексия:

  1.  На этом отрывок заканчивается. А хотите узнать, какие ещё происходили истории с героями повести?

- У нас есть ребята, которые прочитали не отрывок, а всю повесть. Они-то и будут учениками…  ( ЗВУЧИТ ГОЛОС ТЁТУШКИ СОВЫ, дети должны его угадать)

 тётушки Совы. Да, это тётушка Сова из научного дупла.

( а вопросы- карточки  читают дети, которые не проявили желание прочитать всю повесть)

                Задания от тетушки Совы

1.Кем приходился Гарька Леониду Аркадьевичу? (племянником)

2.Как выглядел дом в Черёмушках? ( был сложен из сосновых брёвен с узорными наличниками, крыша покрыта щепой)

3.Мама собрала Гарьке чемодан, среди вещей были краски и альбом. Рисовал ли Гарька? ( немного, т.к. он вместе с дядей  почти всё время проводил на природе: ходили за малиной, собирали цветы, ловили стрекоз, в карьере наблюдали за лягушками, косили траву, пекли картошку, красили забор)

4. Как после работы от усталости лечили руки? ( опускали ладони в ведро с холодной водой)

5. Что готовил Леонид Аркадьевич из молока? ( простоквашу с кусочками черного хлеба, ею были заняты все кастрюли, даже чайник)

6. В какой цвет они покрасили забор? ( в ярко-оранжевый, этот цвет произвёл впечатление на жителей посёлка)

7. В доме  водились мыши. Что предложил Гарька, чтобы испугать мышей, ведь Ушастика ещё не было? ( мяукать самим, чтобы мыши подумали, что в доме есть кот)

8.Под корыто Гарька клал приманку, чтобы поймать сойку, а поймал… ( кота, который потом и стал Ушастиком)

9. Как в доме мыли пол? ( в ведро с водой клали веточки мяты, и тогда в доме пахло прохладой и лугом)

10. Мамай- это кто? (соседский кот, приехал с хозяйкой из города)

- О том, как сложились отношения между Ушастиком и Мамаем, как Ушастик попал к ветеринару, как в жару они охлаждали арбуз, и многое другое вы узнаете, если и вы прочитаете повесть целиком.

  • ИТОГ

- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?

-как вы думаете, у кота судьба счастливая? ( У него появились хозяева)

- Предположите. Как поступят Гарька и Леонид Аркадьевич с котом, когда лето закончится, и нужно будет возвращаться в город?

-Закончите предложение: ЖИВОТНЫХ НУЖНО ….( ЛЮБИТЬ ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ)

- Это и есть, наверное, главное, что хотел донести автор до своего читателя, т.е. до нас свами.

СЛАЙД (ЗАДАЧИ УРОКА)

-Выполнены ли поставленные перед уроком задачи?

  • ДОМА РАССКАЖИТЕ О ТОМ, ЧТО УЗНАЛИ, ВЫПОЛНИТЕ РИСУНОК, возьмите в библиотеке книгу и прочитайте.
  • САМООЦЕНКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...