Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_z_klass_s.esenin_cheryomukha.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению
в 3 классе по теме: С.А. Есенин «Черёмуха»
Цели урока:
- Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
- учить выразительно читать стихотворение;
- учить находить в тексте образные средства (эпитеты);
- определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
- учить детей умению рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
- развитие речи, образного мышления школьников.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого знакомились во 2 классе.
- Что вы помните о великом русском поэте С.А. Есенине?
- Какие его стихи мы читали ранее?
(Беседа с учащимися)
Учитель:
- А теперь более подробно нам о его жизни и творчестве расскажет ученик.
(Краткий рассказ ученика о творчестве великого поэта)
С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспевал её в своих стихах. (Слайд № 1)
2. Постановка целей урока совместно со школьниками:
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах черёмухи. (Слайд № 2)
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель:
- Я прочитаю стихотворение С.А. Есенина «Черёмуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
Чтение стихотворения учителем. (Слайд № 3)
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
- Какое настроение поэт хочет передать нам в этом стихотворении?
4. Ответы учащихся. Обмен впечатлениями.
Беседа по вопросам:
- Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное?
- Обоснуйте свой ответ.
- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование?
- Как вы думаете, почему?
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.
Совместный вывод: лирические стихи отражают не события, а душевное переживание поэта, его настроение.
Совместный вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые» и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркие картины, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь. (Слайд № 4)
5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- Отметьте непонятные вам слова и выражения (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдаёт, вкрадчиво, под кручею).
6. Работа по развитию речи (словарная).
На обратной стороне доски написаны слова:
- роса медвяная – ароматная, с запахом мёда
- зелень пряная – с острым, ароматным запахом
- проталинка – место, где частично растаял снег, и оголилась земля
- волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки
- обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон
- вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно
- под кручею – под обрывом, крутым спуском
Учитель:
- Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?
- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? При этом нужно постараться передать настроение автора и свои чувства.
Учащиеся по желанию читают стихотворение.
7. Анализ лирического стихотворения.
Учитель:
- О чем говорится в этом стихотворении? (о черёмухе)
- Какова его главная тема с вашей точки зрения? (красота родной природы)
Учитель:
- Как вы считаете, почему автор написал это стихотворение?
- При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?
- Найдите их в тексте.
Учащиеся:
черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею.
Учитель:
- Такие слова, с помощью которых автор передает свои эмоции, всю окружающую его красоту, называются эпитетами.
- Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Учитель:
- Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха?
- Какое значение вкладывает поэт в эпитет «черемуха душистая»?
Вывод учащихся:
цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и ещё говорит о том, что весна по- настоящему вступила в свои права.
Учитель:
- Черёмуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении?
- Попробуем доказать, что «черёмуха» - центральный образ в стихотворении.
Беседа по вопросам:
-Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая с «весною расцвела»?
-О ком можно сказать: расцвела, кудри завила, стоит?
- Какой образ олицетворяет черёмуха?
Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка!
Учитель:
- Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей?
Учащиеся: серебряный ручей.
Итоговый вывод учащихся: это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что пришла весна. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.
Чтение стихотворения выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.
8. Закрепление. Дифференцированные задания по группам.
Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действия, события, природа, поступок?
Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения?
Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки.
Вопрос 4. Что удивляет автора?
Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение?
Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете для этого?
Вопрос 7. Нарисовать устную иллюстрацию ко всему тексту.
Вопрос 8. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения?
Ответы учащихся на вопросы
9. Дифференцированное домашнее задание.
Для всех школьников:
- Выучить наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха».
- Найти сравнение, олицетворения и выписать в тетрадь.
По желанию:
- Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
- Какие задания показались вам наиболее интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
- Для чего нужна такая работа со стихотворением?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"
Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"
В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...