ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ И. А. БУНИНА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»)
опыты и эксперименты по чтению на тему

Трушкова Оксана Николаевна

В статье расматриваются экспрессивно-выразительные языковые средства в поэзии И. А. Бунина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ekspressivno.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ И. А. БУНИНА

(НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»)

Стихотворение «Листопад» впервые было напечатано в 1901 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и с посвящением М. Горькому. Позднее это посвящение И. Бунин снял, а само стихотворение дало название одному из самых известных бунинских сборников, который получил высокую оценку А. Блока, М. Горького, А. Куприна и А. Эртеля, который писал И. Бунину 17 марта 1901 года: «Люблю ваши стихи, простые, без нынешних выкрутасов и сверхъестественных напряжений фантазии и языка. От ваших стихов на меня почти всегда веет свежестью и простотою нашей милой природы». М. Горький, прочитав сборник, назвал И. Бунина «первым поэтом наших дней».

В стихотворении И. Бунина «Листопад» выделяются разнообразные средства языковой выразительности (фонетические, лексические, синтаксические).

К фонетическим средствам языковой выразительности следует отнести аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний, например, повторение звуков с, ш позволяет «услышать шуршание осенних листьев. В стихотворении И.Бунина «Листопад» находим следующий пример:

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье [1,c.72].

К лексическим средствам языковой выразительности относится метафора, олицетворение, сравнение, эпитеты.

Метафора – это употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример метафоры:

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной [1,c.72].

Олицетворение − это разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:

Умывши бледное лицо,

Последний день в лесу встречая,

Выходит Осень на крыльцо. [1,c.73].

И месяц медленно встает.

Все тени сделал он короче,

Прозрачный дым навел на лес

И вот уж смотрит прямо в очи

С туманной высоты небес [1,c.73].

Сравнения − это прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим. У И.А.Бунина читаем: - вот такой переход.

Лес, точно терем расписной[1,c.72].

Как вышки, елочки темнеют [1,c.72].

Просветы в небо, что оконца[1,c.72].

Льет дождь, холодный, точно лед [1,c.73].

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра[1,c.73].

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает [1,c.73].

 Трубят рога в полях далеких,

Звенит их медный перелив,

Как грустный вопль, среди широких

Ненастных и туманных нив [1,c.73].

Эпитеты − образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо. У И.А.Бунина вот такой переход.

Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной [1,c.72].

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой [1,c.72].

Воздушной паутины ткани [1,c.73].

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

В пустынной тишине ночной[1,c.73].

 К синтаксическим средствам языковой выразительности относятся следующие: риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис.

Риторическое обращение – это обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи. Стихотворении у И.Бунина следующий пример:

Прости же, лес! Прости, прощай [1,c.73].

Многосоюзие (полисиндетон) – это распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами. В стихотворении «Листопад» можно увидеть такай пример:

И бор, и терем опустелый,

И крыши тихих деревень,

И небеса, и без границы

В них уходящие поля! [1,c.73].

Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:

Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи[1,c.73].

О, жуткий час ночных чудес! [1,c.73].

Эллипсис – это пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой –

Предвестник долгого ненастья [1,c.73].

Таким образом, в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» встречаются разнообразные средства языковой выразительности: фонетические (аллитерация), лексические (метафоры, олицетворение, сравнение, эпитеты), синтаксические (риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис).

Литература:

1. Бунин, И. Стихотворения / И. Бунин. − М. : Владос, 2008. − 156 с.

2.Плещенко, Т. П. Стилистика и культура речи : учебник / Т. П. Плещенко. − М. : Владос, 2008. − 321 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».

Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»

Интегрированный  урок литературного чтения и английского языка  в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  по программе "Школа Ро...

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад"

Представленный материал содержит тезнологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад". Проведение данного урока направленно на ознакомлени...