ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ И. А. БУНИНА (НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»)
опыты и эксперименты по чтению на тему
В статье расматриваются экспрессивно-выразительные языковые средства в поэзии И. А. Бунина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ekspressivno.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ПОЭЗИИ И. А. БУНИНА
(НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЛИСТОПАД»)
Стихотворение «Листопад» впервые было напечатано в 1901 году в журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и с посвящением М. Горькому. Позднее это посвящение И. Бунин снял, а само стихотворение дало название одному из самых известных бунинских сборников, который получил высокую оценку А. Блока, М. Горького, А. Куприна и А. Эртеля, который писал И. Бунину 17 марта 1901 года: «Люблю ваши стихи, простые, без нынешних выкрутасов и сверхъестественных напряжений фантазии и языка. От ваших стихов на меня почти всегда веет свежестью и простотою нашей милой природы». М. Горький, прочитав сборник, назвал И. Бунина «первым поэтом наших дней».
В стихотворении И. Бунина «Листопад» выделяются разнообразные средства языковой выразительности (фонетические, лексические, синтаксические).
К фонетическим средствам языковой выразительности следует отнести аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний, например, повторение звуков с, ш позволяет «услышать шуршание осенних листьев. В стихотворении И.Бунина «Листопад» находим следующий пример:
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье [1,c.72].
К лексическим средствам языковой выразительности относится метафора, олицетворение, сравнение, эпитеты.
Метафора – это употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример метафоры:
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной [1,c.72].
Олицетворение − это разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо. [1,c.73].
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес [1,c.73].
Сравнения − это прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим. У И.А.Бунина читаем: - вот такой переход.
Лес, точно терем расписной[1,c.72].
Как вышки, елочки темнеют [1,c.72].
Просветы в небо, что оконца[1,c.72].
Льет дождь, холодный, точно лед [1,c.73].
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра[1,c.73].
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает [1,c.73].
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив [1,c.73].
Эпитеты − образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо. У И.А.Бунина вот такой переход.
Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной [1,c.72].
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой [1,c.72].
Воздушной паутины ткани [1,c.73].
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
В пустынной тишине ночной[1,c.73].
К синтаксическим средствам языковой выразительности относятся следующие: риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис.
Риторическое обращение – это обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи. Стихотворении у И.Бунина следующий пример:
Прости же, лес! Прости, прощай [1,c.73].
Многосоюзие (полисиндетон) – это распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами. В стихотворении «Листопад» можно увидеть такай пример:
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля! [1,c.73].
Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи[1,c.73].
О, жуткий час ночных чудес! [1,c.73].
Эллипсис – это пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста. В стихотворении «Листопад» находим следующий пример:
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой –
Предвестник долгого ненастья [1,c.73].
Таким образом, в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» встречаются разнообразные средства языковой выразительности: фонетические (аллитерация), лексические (метафоры, олицетворение, сравнение, эпитеты), синтаксические (риторическое обращение, полисиндетон, анафора, эллипсис).
Литература:
1. Бунин, И. Стихотворения / И. Бунин. − М. : Владос, 2008. − 156 с.
2.Плещенко, Т. П. Стилистика и культура речи : учебник / Т. П. Плещенко. − М. : Владос, 2008. − 321 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...
Интегрированный урок по литературному чтению и музыке "Изобразительные и выразительные средства в поэзии и музыке на примере некоторых стихотворений А.С.Пушкина.
На уроке звучит несколько стихотворений А.С.Пушкина и романсы русских композиторов....
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....
Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»
Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии» по программе "Школа Ро...
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад"
Представленный материал содержит тезнологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме: И.А. Бунин стихотворение "Листопад". Проведение данного урока направленно на ознакомлени...