Урок литературного чтения в 1 классе « Ассоциативные загадки»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Хромешкина Нина Александровна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: « Ассоциативные загадки»

Разработан в соответствии с требованиями ФГОС на основе комплекта учебников "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №14» г. Калуги

Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: « Ассоциативные загадки»

Учителя начальных классов Хромешкиной Н.А.

Калуга, 2014

Тема: «Сочинение ассоциативных загадок».

Имя урока «Литературный витамин».

ЭТАПЫ УРОКА.

  1.       Орг. момент. Психологический настрой.
  1. Атуализация        имеющихся у детей знаний и представлений по теме урока.
  2. Работа по теме урока:

а)        расширение имеющихся у детей представлений о загадке, как жанре литературы, без определения жанровой специфики, как произведения фольклора;

б)        Физкультминутка.

в)        Работа над составлением ассоциативных загадок. Опрос домашнего задания.

г)        Работа над алгоритмом составления ассоциативных загадок.

  1. Физ.        минутка.
  2. Рефлексия. Практическая работа по сочинению загадок.
  3. Итог урока. Домашнее задание.

Учебная задача. В процессе работы над алгоритмом по составлению загадок, научить сочинять загадки, подбором аналогий и отличий.

Цели. 1 . Обучающие.

Сформировать понятия : загадка, как жанр литературы, без определения жанровой специфики, как произведения фольклора, но сравнивая ее с рассказом, сказкой и задачей.

Сформировать способ действия по сочинению загадок по алгоритму; сформировать навык плавного слогового чтения.

  1. Развивающие .

Развитие речи учащихся при выполнении заданий по работе с текстом . Развитие мыслительных операций на основе сопоставительного анализа загадки как жанра литературы, в ходе содержательного наблюдения над алгоритмом составления загадок; синтеза при формулировании выводов ; умения применять алгоритм, опорные схемы, работать с ними. Развитие воображения, творческого мышления.

3 .Воспитательные.

Воспитание любви к родному языку, уважения к книге и к литературному произведению, уважения к мнению собеседника . Воспитание чувства сотрудничества.

Оборудование .

Учебник, тетрадь, карточки с опорными схемами, алгоритмами, доска, телевизор, компьютер, игрушки Смешариков.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  • Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный и интересный урок. К нам пришло много гостей. Но троих гостей мы пока не дождались. Для того чтобы они появились, вам надо отгадать загадку.

Есть круглая планета И круглая страна.

Там круглые зверята Смеются до утра.

Там заяц и хавронья.

Там лось, баран, медведь.

А новые герои - корова и телец.

Два слова в их названии,

Попробуй, угадай!

Возьми - ка смех и шарик,

И все перемешай!

  • Вы догадались, кого мы ждем?        (смешариков)
  • Правильно! Но все смешарики к нам прийти не смогли. Они сейчас заняты важным делом. Это мне по- секрету рассказали Ежик, Крош и Совунья. А вот, кстати, и они.

На стол выставляю игрушки.

  • Дети, посмотрите! Совунья принесла нам какой- то странный сверток. Давайте прочитаем это послание.

Один ребенок разворачивает свиток и читает его.

  1. Актуализация.

«Дорогие ребята! Очень жаль, что мы сегодня не смогли приехать к вам на урок все вместе. Дело в том, что мы учимся делать одно очень важное дело. Это дело очень секретное, поэтому в письме о нем рассказывать мы не можем! Узнать о нем вам помогут Ежик, Крош и Совунья. Желаем удачи!

С уважением Смешарики.

»

  • Ребята, вам интересно узнать о том таинственном и важном деле, которое так увлекло Смешариков?
  • Тогда давайте начнем урок, а Ежик, Крош и Совунья помогут нам.
  • Чтобы узнать тему сегодняшнего урока нам нужно решить задачи, которые приготовил Крош.
  • но сначала давайте послушаем стихотворение, которое нам расскажет Артур.

Выходит ученик и читает наизусть стихотворение.

Р. Сеф:

На свете все на все похоже:

Змея — на ремешок из кожи,

Луна — на круглый глаз огромный,

Журавль — на тощий кран подъемный,

Кот полосатый — на пижаму,

Я — на тебя, а ты — на маму.

Вопросы:

  • О чем это стихотворение?
  • Как найти в окружающем нас мире похожие предметы? (нужно отвлечься и подумать о другом - прием ухода от ПИ «психологической инерции)
  • Хорошо. Давайте вспомним как мы учились использовать этот прием и выполним первое задание Кроша.

Задания

  1. Работа по приему «Отстройка от образа».

Пример выполнения задания        

    (_)

На что похоже?

Думай о другом

Доказательства (устно)

Мяч

Крокодил

Крокодил который кусает себя за хвост

Солнышко

Линейка

Если линейкой очень быстро вращать в воздухе похоже на круг

Арбуз

Молоток

Сбоку торец ручки молотка круглый

Шайба

Тетрадь

Тетрадь свернутая в трубочку

 Работа идет в индивидуальных таблицах. Здесь представлены примерные ответы. Задана только первая колонка


.

  1. Работа над именем урока.
  • Посмотрите на доску. В слове перемешались буквы. Составьте слово и узнаете тему сегодняшнего урока.

На доске буквы : а а а (загадка)        и а и        (витамин)

згдк        втмн

  • У нас с вами получились слова «загадка» и «витамин».
  • Что такое витамин?
  • Для чего нужны витамины? (Чтобы помочь организму работать.)
  • А для чего нужны загадки? (Чтобы помочь работать уму, смекалке).
  • Как связаны между собой витамин и загадка? ( они оба помогают нам работать)
  • Но ведь у нас с вами урок литературного чтения - смотрим на обложку.

Как же связать между собой эти три понятия? (могут не ответить)

-Ребята, загадки еще называют литературными витаминами. Как вы думаете почему?

(заставляют думать, работать голову, фантазировать)

  • Имя сегодняшнего урока «Литературный витамин», а тема? (загадки).
  1. Работа по теме урока.

А)        Расширение имеющихся у детей представлений о загадке, как жанре литературы;

  • Дети, а какие вы знаете загадки?
  • У нас в учебнике тоже есть несколько загадок.
  • Давайте откроем учебники на странице 9 и отгадаем загадки, которые там предложены.

( отгадывание загадок из учебника: читают по загадке 4 ученика, отгадывают все дети).

После каждой загадки- вопрос: как ты догался, по каким признакам?

  • Дети, а загадка похожа на рассказ? Сказку? Почему? (нет сюжета).
  • А для чего тогда нужны загадки? (для веселья чтобы тренировать ум)
  • А как догадаться что перед нами именно загадка? ( там о чем - то спрашивается, и что- то про это рассказывается.)
  • Хорошо. Вот вам загадка.

« Около дома росло 9 деревьев. 4 из них - березы, остальные липы. Сколько лип росло около дома?»

-Это загадка? (Нет. Это задача.)

  • К какому предмету имеют отношение задачи? (К математике.)
  • А загадки? (К литературе.)
  • А как догадаться что перед нами именно загадка? ( Там о чем - то спрашивается, и что- то про это рассказывается. Очень часто загадка похожа на стихотворение или на рассказ.)
  • Правильно. Но об отличиях рассказа, стихотворения и загадки мы узнаем на следующих уроках.

-Дети, когда придумывают загадку, то называют существенный признак предмета, который загадывают, или сравнивают его с другими предметами по этому признаку. Загадка - это небольшое произведение.

  • Ребята, посмотрите, что - то наши гости заскучали. Наверное, они очень хорошо знают все эти загадки. Чем же их удивить?

Б) Физ. минутка

  • Давайте сделаем вместе с Крошем зарядку.

Дети делают зарядку под мультипликацию.

В)        - Итак, дети, я думаю, что Ежик хочет нам сказать какой- то секрет. Давайте ему поможем. Дома вы выполняли задание. Давайте достанем ваши тетради и посмотрим на таблицу.

Домашнее задание: заполнить таблицу. Предмет- расческа.

На что похоже?

Чем отличается?

1 .забор

Нельзя перелезть.

2. пил а

Нельзя пилить.

3. трава

Растет.

Детям дан только предмет. Цель задания: подготовить детей к введению алгоритма для сочинения ассоциативных загадок. Потренировать детей в подборе аналогий и отличий.

-Я буду заполнять таблицу на доске, выслушивая ваши ответы.

Опрос домашнего задания.

  • таблица заполнена. Посмотрите, Ежик дал мне какие- то секретные слова. Интересно, для чего они нам могут понадобиться?

Над таблицей помещаются слова над каждой колонкой (Что это? Как. Но не). Выслушиваются ответы детей.

( с помощью этих слов можно составить загадку)

  • Давайте попробуем составить загадку про расческу.

(Как забор, но не перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет.)

  • Молодцы! Так вот какое важное дело в стране смешариков!

Что же учатся делать наши любимые герои?

(сочинять загадки)

Г) Работа над алгоритмом составления ассоциативных загадок.

  • Давайте с вами подумаем, что же нужно для того, чтобы сочинить загадку? Выслушиваются ответы детей, параллельно на доске учитель составляет заранее заготовленный алгоритм.

Алгоритм.

  1. Выбрать предмет, про который будет придумываться загадка.
  2. Выбрать предметы, похожие на загаданный предмет. На что похоже?
  3. Перечислить их отличия. Чем отличается?
  4. Используя слова «как, но не...» составить загадку
  1. Физ.        минутка. Работа по квадратам. Разминка для глаз.
  2. Практическая работа по сочинению загадок.
  • А сейчас, давайте покажем нашим друзьям, чему мы научились сегодня на уроке и составим загадки, используя алгоритм и таблицу.

Дети работают в индивидуальных карточках, самостоятельно.

Карточка.

Алгоритм.

  1. Выбрать предмет, про который будет придумываться загадка.
  2. Выбрать предметы, похожие на загаданный предмет. На что похоже?
  3. Перечислить их отличия. Чем отличается?
  4. Используя слова «как, но не...» составить загадку

На что похоже?

Чем отличается?

1. как

но не

2. как

но не

3. как

но не

Обязательно нужно спросить 4-5 учеников и на примере их загадок разобрать удачные и неудачные.

  1. Итог урока. Домашнее задание.
  • Ребята, давайте расскажем Смешарикам, чему мы научились сегодня во время урока.

(сочинять загадки)

  • Что такое загадка? (Небольшое произведение, в котором зашифрован предмет.)
  • Что нужно сделать, чтобы сочинить загадку.

(1. Выбрать предмет, про который будет придумываться загадка.

  1. Выбрать предметы, похожие на загаданный предмет. На что похоже?
  2. Перечислить их отличия. Чем отличается?
  3. Используя слова «как, но не...» составить загадку.)
  • Какие «волшебные слова» слова нам помогают при сочинении загадки? («как, но не...»)
  • Дома обязательно попробуйте составить 3 загадки, используя те знания, которые вы получили сегодня на уроке.
  • А алгоритм и таблицу я обязательно передам всем Смешарикам вместе с Совуньей. Как вы думаете они помогут им в их сложном деле?

А что это за дело? (сочинять загадки.

  • А в награду за хорошую работу друзья смешарики приготовили нам мультфильм. Давайте его посмотрим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...