Урок литературного чтения в 1 классе « Ассоциативные загадки»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: « Ассоциативные загадки»
Разработан в соответствии с требованиями ФГОС на основе комплекта учебников "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная школа №14» г. Калуги
Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Тема: « Ассоциативные загадки»
Учителя начальных классов Хромешкиной Н.А.
Калуга, 2014
Тема: «Сочинение ассоциативных загадок».
Имя урока «Литературный витамин».
ЭТАПЫ УРОКА.
- Орг. момент. Психологический настрой.
- Атуализация имеющихся у детей знаний и представлений по теме урока.
- Работа по теме урока:
а) расширение имеющихся у детей представлений о загадке, как жанре литературы, без определения жанровой специфики, как произведения фольклора;
б) Физкультминутка.
в) Работа над составлением ассоциативных загадок. Опрос домашнего задания.
г) Работа над алгоритмом составления ассоциативных загадок.
- Физ. минутка.
- Рефлексия. Практическая работа по сочинению загадок.
- Итог урока. Домашнее задание.
Учебная задача. В процессе работы над алгоритмом по составлению загадок, научить сочинять загадки, подбором аналогий и отличий.
Цели. 1 . Обучающие.
Сформировать понятия : загадка, как жанр литературы, без определения жанровой специфики, как произведения фольклора, но сравнивая ее с рассказом, сказкой и задачей.
Сформировать способ действия по сочинению загадок по алгоритму; сформировать навык плавного слогового чтения.
- Развивающие .
Развитие речи учащихся при выполнении заданий по работе с текстом . Развитие мыслительных операций на основе сопоставительного анализа загадки как жанра литературы, в ходе содержательного наблюдения над алгоритмом составления загадок; синтеза при формулировании выводов ; умения применять алгоритм, опорные схемы, работать с ними. Развитие воображения, творческого мышления.
3 .Воспитательные.
Воспитание любви к родному языку, уважения к книге и к литературному произведению, уважения к мнению собеседника . Воспитание чувства сотрудничества.
Оборудование .
Учебник, тетрадь, карточки с опорными схемами, алгоритмами, доска, телевизор, компьютер, игрушки Смешариков.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный и интересный урок. К нам пришло много гостей. Но троих гостей мы пока не дождались. Для того чтобы они появились, вам надо отгадать загадку.
Есть круглая планета И круглая страна.
Там круглые зверята Смеются до утра.
Там заяц и хавронья.
Там лось, баран, медведь.
А новые герои - корова и телец.
Два слова в их названии,
Попробуй, угадай!
Возьми - ка смех и шарик,
И все перемешай!
- Вы догадались, кого мы ждем? (смешариков)
- Правильно! Но все смешарики к нам прийти не смогли. Они сейчас заняты важным делом. Это мне по- секрету рассказали Ежик, Крош и Совунья. А вот, кстати, и они.
На стол выставляю игрушки.
- Дети, посмотрите! Совунья принесла нам какой- то странный сверток. Давайте прочитаем это послание.
Один ребенок разворачивает свиток и читает его.
- Актуализация.
«Дорогие ребята! Очень жаль, что мы сегодня не смогли приехать к вам на урок все вместе. Дело в том, что мы учимся делать одно очень важное дело. Это дело очень секретное, поэтому в письме о нем рассказывать мы не можем! Узнать о нем вам помогут Ежик, Крош и Совунья. Желаем удачи!
С уважением Смешарики.
»
- Ребята, вам интересно узнать о том таинственном и важном деле, которое так увлекло Смешариков?
- Тогда давайте начнем урок, а Ежик, Крош и Совунья помогут нам.
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока нам нужно решить задачи, которые приготовил Крош.
- но сначала давайте послушаем стихотворение, которое нам расскажет Артур.
Выходит ученик и читает наизусть стихотворение.
Р. Сеф:
На свете все на все похоже:
Змея — на ремешок из кожи,
Луна — на круглый глаз огромный,
Журавль — на тощий кран подъемный,
Кот полосатый — на пижаму,
Я — на тебя, а ты — на маму.
Вопросы:
- О чем это стихотворение?
- Как найти в окружающем нас мире похожие предметы? (нужно отвлечься и подумать о другом - прием ухода от ПИ «психологической инерции)
- Хорошо. Давайте вспомним как мы учились использовать этот прием и выполним первое задание Кроша.
Задания
- Работа по приему «Отстройка от образа».
Пример выполнения задания
(_)
На что похоже? | Думай о другом | Доказательства (устно) |
Мяч | Крокодил | Крокодил который кусает себя за хвост |
Солнышко | Линейка | Если линейкой очень быстро вращать в воздухе похоже на круг |
Арбуз | Молоток | Сбоку торец ручки молотка круглый |
Шайба | Тетрадь | Тетрадь свернутая в трубочку |
Работа идет в индивидуальных таблицах. Здесь представлены примерные ответы. Задана только первая колонка
.
- Работа над именем урока.
- Посмотрите на доску. В слове перемешались буквы. Составьте слово и узнаете тему сегодняшнего урока.
На доске буквы : а а а (загадка) и а и (витамин)
згдк втмн
- У нас с вами получились слова «загадка» и «витамин».
- Что такое витамин?
- Для чего нужны витамины? (Чтобы помочь организму работать.)
- А для чего нужны загадки? (Чтобы помочь работать уму, смекалке).
- Как связаны между собой витамин и загадка? ( они оба помогают нам работать)
- Но ведь у нас с вами урок литературного чтения - смотрим на обложку.
Как же связать между собой эти три понятия? (могут не ответить)
-Ребята, загадки еще называют литературными витаминами. Как вы думаете почему?
(заставляют думать, работать голову, фантазировать)
А) Расширение имеющихся у детей представлений о загадке, как жанре литературы;
- Дети, а какие вы знаете загадки?
- У нас в учебнике тоже есть несколько загадок.
- Давайте откроем учебники на странице 9 и отгадаем загадки, которые там предложены.
( отгадывание загадок из учебника: читают по загадке 4 ученика, отгадывают все дети).
После каждой загадки- вопрос: как ты догался, по каким признакам?
- Дети, а загадка похожа на рассказ? Сказку? Почему? (нет сюжета).
- А для чего тогда нужны загадки? (для веселья чтобы тренировать ум)
- А как догадаться что перед нами именно загадка? ( там о чем - то спрашивается, и что- то про это рассказывается.)
- Хорошо. Вот вам загадка.
« Около дома росло 9 деревьев. 4 из них - березы, остальные липы. Сколько лип росло около дома?»
-Это загадка? (Нет. Это задача.)
- К какому предмету имеют отношение задачи? (К математике.)
- А загадки? (К литературе.)
- А как догадаться что перед нами именно загадка? ( Там о чем - то спрашивается, и что- то про это рассказывается. Очень часто загадка похожа на стихотворение или на рассказ.)
- Правильно. Но об отличиях рассказа, стихотворения и загадки мы узнаем на следующих уроках.
-Дети, когда придумывают загадку, то называют существенный признак предмета, который загадывают, или сравнивают его с другими предметами по этому признаку. Загадка - это небольшое произведение.
- Ребята, посмотрите, что - то наши гости заскучали. Наверное, они очень хорошо знают все эти загадки. Чем же их удивить?
Б) Физ. минутка
- Давайте сделаем вместе с Крошем зарядку.
Дети делают зарядку под мультипликацию.
В) - Итак, дети, я думаю, что Ежик хочет нам сказать какой- то секрет. Давайте ему поможем. Дома вы выполняли задание. Давайте достанем ваши тетради и посмотрим на таблицу.
Домашнее задание: заполнить таблицу. Предмет- расческа.
На что похоже? | Чем отличается? |
1 .забор | Нельзя перелезть. |
2. пил а | Нельзя пилить. |
3. трава | Растет. |
Детям дан только предмет. Цель задания: подготовить детей к введению алгоритма для сочинения ассоциативных загадок. Потренировать детей в подборе аналогий и отличий.
-Я буду заполнять таблицу на доске, выслушивая ваши ответы.
Опрос домашнего задания.
- таблица заполнена. Посмотрите, Ежик дал мне какие- то секретные слова. Интересно, для чего они нам могут понадобиться?
Над таблицей помещаются слова над каждой колонкой (Что это? Как. Но не). Выслушиваются ответы детей.
( с помощью этих слов можно составить загадку)
- Давайте попробуем составить загадку про расческу.
(Как забор, но не перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет.)
- Молодцы! Так вот какое важное дело в стране смешариков!
Что же учатся делать наши любимые герои?
Г) Работа над алгоритмом составления ассоциативных загадок.
- Давайте с вами подумаем, что же нужно для того, чтобы сочинить загадку? Выслушиваются ответы детей, параллельно на доске учитель составляет заранее заготовленный алгоритм.
Алгоритм.
- Выбрать предмет, про который будет придумываться загадка.
- Выбрать предметы, похожие на загаданный предмет. На что похоже?
- Перечислить их отличия. Чем отличается?
- Используя слова «как, но не...» составить загадку
- А сейчас, давайте покажем нашим друзьям, чему мы научились сегодня на уроке и составим загадки, используя алгоритм и таблицу.
Дети работают в индивидуальных карточках, самостоятельно.
Карточка.
Алгоритм.
- Выбрать предмет, про который будет придумываться загадка.
- Выбрать предметы, похожие на загаданный предмет. На что похоже?
- Перечислить их отличия. Чем отличается?
- Используя слова «как, но не...» составить загадку
На что похоже? | Чем отличается? |
1. как | но не |
2. как | но не |
3. как | но не |
Обязательно нужно спросить 4-5 учеников и на примере их загадок разобрать удачные и неудачные.
- Итог урока. Домашнее задание.
- Ребята, давайте расскажем Смешарикам, чему мы научились сегодня во время урока.
(сочинять загадки)
- Что такое загадка? (Небольшое произведение, в котором зашифрован предмет.)
- Что нужно сделать, чтобы сочинить загадку.
(1. Выбрать предмет, про который будет придумываться загадка.
- Выбрать предметы, похожие на загаданный предмет. На что похоже?
- Перечислить их отличия. Чем отличается?
- Используя слова «как, но не...» составить загадку.)
- Какие «волшебные слова» слова нам помогают при сочинении загадки? («как, но не...»)
- Дома обязательно попробуйте составить 3 загадки, используя те знания, которые вы получили сегодня на уроке.
- А алгоритм и таблицу я обязательно передам всем Смешарикам вместе с Совуньей. Как вы думаете они помогут им в их сложном деле?
А что это за дело? (сочинять загадки.
- А в награду за хорошую работу друзья смешарики приготовили нам мультфильм. Давайте его посмотрим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"
Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...
Урок литературного чтения 1 класс. Обобщение по разделу "Загадки, сказки небылицы"
Конспект, презентация, приложение к уроку...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"
Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...